Учение фалеса может быть названо философским потому что

Фалес Милетский — родоначальник философии

Фалес Милетский (Θαλής ο Μιλήσιος [θали́с о мили́сьос]) — известный древнегреческий мыслитель, основатель досократической милетской философской школы и, по мнению ученых, родоначальник не только философии, но и многих других наук. Влияние Фалеса на античную научную мысль сложно переоценить. По сути, именно благодаря ему разрозненные знания, накопленные во многих сферах, оформились в системные и стали отправной точкой научной европейской истории.

Фалес — основатель милетской школы

Дошедшие до нашего времени письменные упоминания об античном философе чаще всего отделяет от предполагаемой даты его смерти около полувека. Поэтому сложно определить, какие сведения о мыслителе не являются легендой. В связи с этим принято считать наиболее достоверными источниками труды Аристотеля и Геродота — древнегреческих деятелей, которые наиболее близки Фалесу во времени, т.к. они жили, всего спустя два-три века. Аристотель в своих описаниях, имеющих отношение к Фалесу, ссылается на труды Ксенофана и Анаксимандра, которых в свою очередь, отделяют от Фалеса всего несколько десятилетий.

Зачастую Фалеса из Милета упоминают, как одного из «семи мудрецов» античности. В этот почетный список входили самые важные и почитаемые мыслители, политики и общественные деятели VII — VI века. Согласно различным источникам, списки могли разниться между собой, однако неизменно во всех вариантах первую строчку занимало имя Фалеса Милетского.

Фалес — основатель милетской школы

Античный прародитель многих наук Фалес является также основателем философской школы, которая впоследствии получила название «ионической» или «милетской«. Второе название возникло благодаря городу Милет, родом из которого и был мыслитель. Город располагался в Малой Азии, на территории нынешней Турции.

К великому сожалению, никаких письменных трудов философа-основателя не осталось, и даже есть предположение, что скорее всего их и не было. Однако, Диоген Лаэртский считает, что труды «О солнцеворотах» и «О равноденствиях» принадлежат перу Фалеса. Кроме того античному мыслителю приписывают авторство «Морской астрономии» и «О началах». Несмотря на это, исследователи сомневаются в том, что философ оставил после себя какие-либо трактаты.

Учение Фалеса было по своей сути революционным для того времени. Мыслитель отверг объяснения природных явлений с помощью мифов и попытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес началом всему считал воду, которая была, по его мнению, бесконечна.

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, который имел свое видение мироздания, отличное от видения своего учителя. Началом всему по Анаксимандру уже была не вода, а нечто беспредельное. Ученик Анаксимандра — Анаксимен, пришел к выводу, что первоначало — это воздух.

Фалес Милетский — биография

Философ родился в городе Милет в Малой Азии, по названию которого и получил свое прозвище. Предположительные годы жизни мыслителя 624 — 546 до н.э. были определены на основании упоминаний в различных источниках. Родители его Эксамис и Клеобулини согласно разным версиям считаются или финикийцами, переселившимися в Милет, или греками известного милетского рода. Историки пока ведут споры о его происхождении и к общему выводу так и не пришли.

Сведения о жизни философа отрывочны, и были собраны и опубликованы благодаря Диогену Лаэртскому. О семейном положении Фалеса сохранились различные сведения. Согласно одним источникам он был женат и имел сына, а согласно другим — никогда не имел семьи, а приписываемый ему сын был его племянником. По легенде, Фалес отвечал матери сначала, что ему слишком рано жениться, а затем — что уже слишком поздно. Ответ мыслителя на вопрос почему он не заводит детей был в некотором смысле философским — «Потому что люблю их.»

Фалес в молодости много путешествовал и даже жил в Египте и учился у местных жрецов. Предполагалось, что он привез оттуда и передал древним грекам тайные знания египетской цивилизации. Диоген Лаэртский считал, что Фалес имел близкие дружеские отношения с Фрасибулом — тираном города Милет и помогал ему советами. Предположительно, благодаря советам философа, Милету удалось заключить союз на равных условиях с довольно сильным противником — Лидией.

Фалесу приписывают известную историю, которая упоминается в «Диалогах» Платона. Когда философ упал в колодец, засмотревшись на звезды, над ним посмеялась служанка: «Хочет знать, что на небе происходит, а не замечает, что у него под носом.»

Другая история, связанная с жизнью мыслителя рассказывает о том, что окружавшие его сограждане считали философию бесполезной. Чтобы доказать обратное, Фалес, опираясь на свой прогноз высокого урожая оливок, заключил выгодные контракты со всеми маслобойнями в округе и получил в сезон высокий доход. Таким образом мыслитель показал, что философия может приносить и прибыль, однако, это не самоцель.

Известный список «семи мудрецов» тоже имеет несколько предысторий. Одна из которых гласит, что рыбаки выловив треножник, который являлся предметом для совершения жертвоприношений, не знали кому его отдать и решили обратиться за помощью к дельфийскому оракулу. Совет был получен — трофея достоин умнейший из греков. Так треножник был передан Фалесу, который из скромности передал его другому «умнейшему», однако, тот тоже оказался скромным и отправил следующему. Так по цепочке из семи мудрецов жертвенный предмет вернулся снова к Фалесу, после чего было принято решение отдать его Аполлону.

Смерть настигла Фалеса на 78 году жизни во время просмотра олимпийских состязаний. Причиной ее стала изнуряющая жара.

Фалес Милетский — идеи и вклад в науки

Фалес впервые сформулировал мысль о том, что все едино и имеет первоначало, в качестве которого он представлял воду. По его мнению земля, т.е. суша в виде диска находилась на воде, которая была бесконечна. Природа землетрясений тоже была связана с водой — они происходили тогда, когда были большие волны. Скорее всего такая теория возникла из анализа и наблюдений — все, что давало жизнь находилось в жидком состоянии.

Мыслитель пытался понять мироустройство на уровне законов природы, поэтому его учение часто называют «натурфилософией». Фалес не ставит вопросы о взаимодействии духовного и материального, хотя признает, что все имеет душу. Согласно философу весь Космос подчиняется божественному разуму.

Фалес первым предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, таким образом став по сути родоначальником научного подхода к мироустройству. Первовещество — вода, по Фалесу, приводилось в движение космическим Разумом, который имел божественную природу. Вода могла терять свою жидкую форму при сгущении и становиться твердью, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превращаться в огонь.

Вклад Фалеса в геометрию сложно переоценить. Он научился измерять высоту египетских пирамид по их тени, доказал, что диаметр делит круг пополам, а углы у основания равнобедренного треугольника равны. Также философ вывел, что у пересекающихся прямых образуются 2 пары противоположных равных углов и доказал теорему о равенстве двух треугольников, у которых равны основания и прилегающие к нему углы. Две теоремы в мировой науке имеют название «Теоремы Фалеса». Одна — о прямом угле треугольника, опирающегося на диаметр, а вторая — о параллельных секущих.

Фалес Милетский — цитаты

Фалес Милетский — видео

Источник

Фалес и начало философии

Фалес и начало философии

В донаучный период ближе всего к науке подошли поэтыкосмогонисты и представители практических профессий. Однако первые довольствовались исключительно мифологическими положениями, а вторые — исключительно техническими и еще не применяли науку. А ведь в этот период у греков происходил переход от мифов и практических навыков к науке. Как нам кажется, это произошло в VI в. Более поздние греческие авторы указывали на Фалеса как на того философа, который этот переход осуществил.

Личность Фалеса. Этот полулегендарный грек жил на рубеже VII и VI вв. (624–547 гг.) до н. э., то есть во времена Солона и Креза. Он был выдающимся представителем умельцев и мудрецов. Даже скупые сведения о нем позволяют судить, что он сочетал в себе политика (политические заслуги принесли ему славу мудреца), техника, инженера, купца и путешественника, который не только товары, но и различные практические навыки и умения привозил из разных стран. Кроме того, он был ученым.

Взгляды. 1. Переход от навыков и умений к науке. Фалес знал способ измерения высоты пирамид и расстояний на море. Создается впечатление, что он был ученым-геометром. Он предсказал солнечное затмение 26 мая 585 г., повергнув в удивление своих соотечественников, и это создает впечатление, что он был ученым-астрономом. Однако расчеты, которые были им выполнены, произведены скорее техническим, чем научным способом: он рассчитывал и предсказывал явления, не умея обосновать свои расчеты, не зная причин явлений. Подобным образом осуществлялись измерения в Египте, а в Вавилоне — астрономические предсказания. Вполне возможно, что именно оттуда Фалес привез свои умения. Его нельзя считать, однако, создателем математических и астрономических наук, поскольку их возникновение относится к более поздним временам. Фалес обладал недюжинными навыками и умениями в этих областях, но не научным знанием.

Чем наука отличается от умения? Во-первых, отдельное удачное наблюдение и отдельное истинное утверждение не являются еще наукой. Такого рода наблюдений и утверждений до Фалеса было множество. Для того, чтобы стать наукой, они должны быть связаны с другими наблюдениями и утверждениями и упорядочены. Во-вторых, не создает науку общее осознание того, что вещи должны быть такими, а не иными. Это осознание должно быть проанализировано и выражено в виде утверждений при помощи понятий. Наконец, недостаточно что-то знать, необходимо еще обосновать или доказать, что это именно так. Еще до появления первого математика каждый, кто строил себе шалаш из двух одинаковых палок, знал, что они должны быть наклонены одинаково, но это знание еще не давало ему возможности понятийно сформулировать теоремы о равнобедренных треугольниках и тем более, разумеется, не давало возможности доказать эти теоремы. Следовательно, для того, чтобы достигнутые знания могли быть признаны как научные, они должны быть упорядочены, проанализированы и доказаны. Без этого даже наиболее сложные умения не являются наукой. Обобщая, можно сказать, что наука требует не только умения, но и понимания.

Наука также отличается от навыков. Целью науки является достижение истин, которые интересны сами по себе. Что касается навыков, то речь идет лишь о практически ценных истинах. Умения и навыки нарабатывались для практических целей и для этих целей были вполне достаточными. А когда начали интересоваться истинами самими по себе, тогда и появилась новая цель и новый способ ее постижения, присущие науке. Фалес занимался математикой и астрономией в практических целях и практическими способами. Но после этого, если верить преданиям, он пытался получить истину в такой области, где не могло быть и речи о практических целях — в философии. Если Фалес и был ученым, то он был философом. И нет ничего удивительного в том, что первой наукой, которая появилась на свет, была философия: с точки зрения общности своего предмета она имела наименьшее практическое значение, но была наиболее доступна теоретически.

Этот переход от практических навыков к теоретической науке произошел в Греции между VII и VI вв. Совершил ли его Фалес? Всякий раз греческие философы, разыскивая своих предшественников, приходили к Фалесу, не находя никого ранее него. Значит, в таком случае достаточно правдоподобно, что его философская теория была первой научной теорией, которая появилась в Европе, а может быть и в мире.

2. Переход от мифологии к науке. Фалес утверждал: все есть вода, из воды происходит и в воду превращается. Можно было бы допустить, что это не был новый взгляд, что еще до Фалеса говорили нечто подобное. Аристотель отмечал, что древние люди сходным образом смотрели на природу. По их мнению, Океан и Фетида были родителями всего того, что существует в мире. Но здесь различие принципиально: Фалес говорит о воде, а его предшественники — о божествах воды, он говорит о реальном объекте, а они — о фантастических существах. Говоря об Океане и Фетиде, древние имели в виду не науку, а мифологию. Для появления науки необходимо было, чтобы произошел переворот в способе мышления: нужно было порвать не только с мифологическим, но и с практическим способом мышления. Этого поворота достигли ионийские мыслители, первым из которых был Фалес. Задачей, которую он перед собой поставил, было объяснение явлений. С этой позиции он не отличался от творцов мифологии, но дело в том, что его способ объяснения был другим.

Задачей Фалеса было объяснение происхождения мира. Он спрашивал, не кто сотворил мир, а каким мир был изначально. Речь шла не о том, что было до мира, а о том, что было, собственно говоря, его началом. В этом значении начало мира было первой философской проблемой. В том, что это была первая проблема философии, не было ничего удивительного: людям на том уровне развития, когда их не очень интересовала научная критика, казалось: каким они видят мир, таким он и является. От мудреца ждали чегото иного, а именно, чтобы он сказал, каким мир был. При этом мышление того времени было склонно считать, что первичный вид вещи наиболее важен, и Фалес допускал, что, в конечном счете, после всевозможных перемен мир возвратится к тому исходному состоянию, из которого он начал развиваться. Изначальный вид мира, в его понимании, был не только первым, но и существенным.

Это была еще достаточно архаичная философия, отличавшаяся от мифологии, но в своих вопросах и ответах стоявшая на границе мифа. В ней еще не много тех черт греческого мышления, которые проявились в ходе дальнейшего развития. В то же время философия греков этого периода не отличалась от спекуляций других народов, которые стояли на том же уровне цивилизации.

3. Первые философские проблемы. Предметом устремлений Фалеса и его непосредственных последователей была природа. Этих наиболее древних философов Аристотель называл физиологами, или теоретиками природы. В духе своего времени они интересовались прежде всего ее началом. Исходным вопросом, который они ставили перед собой, был следующий: каково было начало природы? А этот вопрос для них означал следующее: каким был изначальный вид тел, из которых развивается природа? Позже был сформулирован вопрос: какой была первичная материя? Само понятие «материя» эти первые философы еще не использовали. Более того, они не пользовались понятием материи, которое употребляли более поздние греки. Они занимались материей как совокупностью конкретных тел, не знали абстрактного понятия материи, согласно которому она является одним из элементов тела, отличным от других его элементов, таких как форма или сила. Они не думали о материи как о чемто еще не сформированном. Различение материи и формы было идеей более поздних поколений греческих философов.

Философы того времени понимали материю не как бессильную массу, которая требует воздействия силы извне, для того, чтобы прийти в движение. Различение материи и движущей силы было также результатом более поздних размышлений. Понятия, которыми пользовались эти древние философы при разрешении проблем начала мира, не были еще ими четко выделены и не были абстрактными. Им не приходило в голову, что сила может быть вне материи. Напротив, они считали, что способность к движению является принципиальной сущностью материи. Способность же к движению они понимали анимистично, как проявление жизни и души. Фалес говорил, что «все живо, как это видно в янтаре и магнезии». Эта неотделеннность материи от силы, жизни и души была настолько характерна для первой группы греческих философов, что их называли «гилозоистами», или теми, кто считал жизнь неотделимой от материи. Некоторые историки считают их материалистами. Действительно, они не знали иных объектов, кроме материальных, и это были материалисты, которые не постигли еще чистого понятия материи и всем материальным предметам приписывали духовные черты и, вполне в соответствии с мыслью того времени, были склонны видеть в жизни деятельность души.

Почему Фалес считал, что только вода, а не другой вид материи, была началом природы? Возможно, здесь действовала мифологическая традиция и связь с Океаном и Фетидой; между тем, Фалес мог дать иное объяснение своей позиции. Он основывался на наблюдениях определенных явлений: то, что живо, — влажно, живет влагой, а то, что мертво, — высыхает, любой зародыш мокр, а корм сочен. Эти наблюдения давали возможность сделать вывод о том, что вода дает жизнь, имеет те черты, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы из нее развивалась вся природа. Эта первая философская теория имела наиболее образное обоснование.

Решение философских проблем, предложенное Фалесом, не встретило большого отклика, поскольку другие наблюдения и факты говорили о том, что иные виды материи были началом мира. Эти другие начала нашли достаточно сторонников. Один из последователей Фалеса утверждал, что первичным видом материи был огонь, другой — что воздух. Но ставили они этот вопрос так же, как и Фалес, и поэтому стали его последователями. Учеником Фалеса был Анаксимандр, а учениками Анаксимандра — Анаксимен и Гераклит, а также многие поколения философов. Греки считали Фалеса основателем своей философии.

Основная заслуга Фалеса была не в ответах, а в вопросах, которые он поставил. Ответы не могли быть достаточно удовлетворительными, поскольку вопросы были безнадежно трудными. Откуда Фалес мог знать, что было началом мира? Необходимо допустить, что первый философ был выдающимся человеком. Разнообразным умениям в самых разных сферах жизни он научился в других странах, переход от умений к философии, может быть, и не требовал больших умственных усилий, но сам поступок был достаточно смелым.

Читайте также

Глава XI Начало разложения буржуазной философии

Глава XI Начало разложения буржуазной философии Буржуазно-демократические революции 1848 г. показали, что либеральная буржуазия становится контрреволюционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе этих революций выступил

Глава XIX Начало ленинского этапа в философии марксизма. Развитие диалектического и исторического материализма в дооктябрьский период (конец XIX в. — 1917 г.)

Глава XIX Начало ленинского этапа в философии марксизма. Развитие диалектического и исторического материализма в дооктябрьский период (конец XIX в. — 1917 г.) § 1. Исторические условия возникновения и особенности ленинского этапа марксистской философии С конца XIX в.

Первое начало теоретической философии

Первое начало теоретической философии III. Идея добра формально требует от всякого деятеля, чтобы он добросовестно относился к предмету своей деятельности. Это требование имеет всеобщее значение и не терпит никаких исключений. В силу его мыслитель-теоретик прежде всего

Глава II. Начало философии (Древний Восток)

Глава II. Начало философии (Древний Восток) § 4. Мифология — колыбель философии Мы уже говорили, что живущий на земле человек, в силу факта своего существования не может не познавать окружающий мир, не философствовать о нем. Поэтому философия появилась, возможно, вместе с

Фалес и начало философии

3. Начало философии и ее истории

3. Начало философии и ее истории Мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее. История философии, значит, покажет нам, как эти определения выступают в этом содержании последовательно друг за другом. Пока же мы ставим

с. Начало философии в Греции

с. Начало философии в Греции Философия в собственном смысле начинается на Западе. Лишь на Западе восходит эта свобода самосознания; природное сознание исчезает внутрь себя, и тем самым дух погружается в себя. <93>В блеске Востока индивидуум только исчезает; лишь на Западе

1. Фалес

1. Фалес Фалесом, собственно, только и начинается история философии. Фалес жил в то время, когда ионийские города были покорены Крезом. Благодаря падению последнего (1-й год 58-ой Олимпиады, 548 год до Р.Х.) получилась, правда, видимость освобождения, однако большинство городов

I. ФАЛЕС

I. ФАЛЕС 1. Вступление. Мы в преддверии замечательного зрелища эллинской философии. Обессиленные и затрудненные множеством предрассудков времени и истории, мы давно уже разучились понимать истинный смысл и подлинную глубину античного мышления. Еще сильны

Фалес

Фалес Греческая философия, не смущаясь, по-видимому, несообразностью и странностью идеи, начинает с положения, что вода есть начало и источник всех вещей. Нужно ли нам остановиться на этом положении и отнестись к нему серьезно? Да, и по трем причинам: во-первых, положение

Фалес

Фалес Примером сочетания философа и ученого–практика в одном лице может служить Фалес из Милета. Говорят, что он предсказал затмение Солнца, о котором упоминал Геродот и которое случилось в момент завершения войны между лидийцами и мидийцами1. Согласно расчетам

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Что с чем беседует? Дуализм ума и «Я» и дуализм двух умов: начало буддийской философии мышления

Что с чем беседует? Дуализм ума и «Я» и дуализм двух умов: начало буддийской философии мышления В этой беседе Талапутта разговаривает со своим умом в первом лице единственного числа. Его «Я» (кстати, часто, если не почти всегда, опускаемое в пали и санскрите) фигурирует

Текст XIX. Буддийский Тантризм: начало, фрагменты философии Ваджраяны

Текст XIX. Буддийский Тантризм: начало, фрагменты философии Ваджраяны A. Происхождение[352]I. Двумя (основными) школами Большой Колесницы являются школы Запредельного Знания и школа мантр[353]. Согласно школе Запредельного Знания, все начиналось так. В продолжении первой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *