Учебный модуль что это такое
Что такое модульная форма обучения?
Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
Понятие модуля
Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:
Структура модульной образовательной программы, программы модуля
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Структура модульной учебной программы | Структура учебной программы модуля |
Цели освоения учебной программы | Цели освоения модуля |
Ожидаемый результат освоения учебной программы | Ожидаемый результат освоения модуля |
Элемент 1 учебной программы | Учебная программа курса 1 |
Элемент 2 учебной программы | Учебная программа курса 2 |
Элемент 3 учебной программы | Учебная программа курса 3 |
Элемент 4 учебной программы | Учебная программа курса 4 |
Аттестация по итогам освоения учебной программы | Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы) |
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.
Модульная система обучения
Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Формы модульного контроля
В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:
Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.
Шкала ECTS | Национальная шкала | Сумма баллов по дисциплине |
A | отлично | 90-100 |
B,C | хорошо | 75-89 |
D,E | удовлетворительно | 60-74 |
FX | неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) | 35-59 |
F | неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) | 1-34 |
Преимущества и недостатки модульной формы обучения
Преимущества модульного обучения:
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.
Модульная система — один из самых эффективных подходов в обучении. Есть множество исследований, которые показали, что потеря вовлеченности чаще всего случается тогда, когда ученик вынужден резко из одной темы переключаться на другую.
Вспомним классическое обучение в школе. Такое, как было у нас с вами. В один день ученики проходят 5-6 дисциплин: математику, русский язык, физику, биологию и т.д.
При этом каждому ребенку требуется различный промежуток времени, чтобы включиться в работу. Кто-то понял тему сразу и уже в первые 20 минут урока тянет руку, а кто-то начал потихоньку разбираться и «созревать» только к концу занятия, но во время наибольшей активности его мозга прозвенел звонок. Ученики впопыхах собирают вещи и бегут на следующий урок с совершенно другой темой изучения. Мозг не успевает быстро переключаться между ними, информация не усваивается, снижается вовлеченность, а значит, эффективность всего процесса обучения начинает стремиться к нулю.
В высших учебных заведениях, конечно, дела обстоят чуть лучше — у студентов времени на изучение предмета чуть больше. Но при этом, опять же, если первой парой поставили математический анализ, не факт, что после него не последует философия.
Модульная система — это кардинально другой подход. Она дает намного больше времени для погружения в предмет. Дисциплине может быть выделен целый месяц, семестр или даже год. Тема рассматривается постепенно, с разных углов и ракурсов так, чтобы каждому было понятно. В рамках модуля, как правило, изучается только 2-3 взаимосвязанных предмета, что позволяет изучить их более качественно.
При обычной системе обучения все полученные знания складируются сначала в оперативную, затем в долгосрочную память в виде винегрета. Далее, контрольные работы или итоговые тесты начинают вызывать у учеников трудности: какую-то информацию удалось извлечь быстро, а часть ответов пришла в голову только после того, как вышли из кабинета и сдали полупустой листок.
Стандарты классических образовательных программ ориентированы на усреднённого ученика. Модульные курсы всегда предполагают индивидуальную траекторию обучения. Например, в занятия можно включить игровые механики, если это поможет лучше усвоить материал.
При модульном подходе исчезает потребность в частых повторениях пройденного материала. Происходит это потому, что знания подаются дозированно, без акцента на время. Учеников ничего не торопит, они познают дисциплину поэтапно, лучше запоминают информацию и легче применяют их на практике.
Модульное обучение может быть представлено в двух вариантах: как погружение в один предмет или как изучение 2-3 взаимосвязанных.
При первом варианте выбирают один предмет и изучают только его. Способы могут быть разные: лекции, практические задания, обсуждения, ситуационные задачи, тесты и прочее. Заниматься по выбранной дисциплине можно от нескольких недель до года — все индивидуально и зависит от способностей каждого ученика и темпа, в котором ему комфортно усваивать знания. Еще этот метод часто называют «методом погружения», ведь у обучающегося появляется возможность изучать предмет настолько глубоко, насколько он сам этого захочет.
Во время обучения по модульному курсу показывается связь этих предметов. Хороший способ это продемонстрировать — изучить одну тему, но с разных сторон. Например, объяснить какое-либо физическое явление, которое мы можем наблюдать, а затем расписать его математическую формулу и объяснить влияние переменных на конечный результат.
Наш опыт работ показывает, что при переходе на модульное обучение, у многих компаний возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности и с необходимыми интервалами.
Дело в том, что не все LMS позволяют создавать модульную траекторию. Поэтому мы работаем с системой Moodle. Курсы в ней удобно делятся на блоки, после которых вы можете создать задания для контроля знаний. Далее система сама анализирует эффективность обучения и вовлеченность каждого пользователя, учитывая именно те критерии, которые вам необходимы.
С нашими кейсами по внедрению Moodle вы можете ознакомиться по ссылке.
Важно: если вы планируете запустить модульное обучение уже через несколько месяцев, позаботиться о создании курса нужно уже сейчас. Это поможет вам заранее выявить, какой функционал потребуется и сформировать четкое техническое задание для исполнителя.
А для тех, кто интересуется темой дистанционного обучения и хочет получать информацию об уникальных предложениях самыми первыми, у нас есть бесплатная рассылка. Чтобы подписаться, оставьте свой электронный адрес в специальном окне внизу сайта, будем вам рады!
Благодарим за внимание, до скорых встреч в наших следующих статьях,
Современное модульное образование
Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.
Что это такое?
В настоящее время образовательная отрасль подвергается серьезному реформированию: создаются новые условия для организации и реализации учебного процесса, внедряются последние технологии и инновационные возможности, ученики осваивают программу в удобном для них формате и пр.
Суть модульного обучения
Одним из вариантов преподнесения информации и подготовки учащихся в школах, СУЗах и ВУЗах является модульное образование. Сам «модуль» представляет собой отдельную учебную единицу, представленную в виде курса, части общей годовой программы по конкретному предмету. То есть вся образовательная программа будет разбита на эти «модули», но в одном комплексе они будут формировать учебный план для конкретного класса, группы, специальности и пр.
Особенности формирования моделей в образовательной среде
Каждый модуль включает в свою структуру:
Каждый модуль выполняет определенную роль. Одни расширяют знания и представления учащихся по конкретной специальности, дисциплине, другие – оттачивают навыки (например, умение работать в конкретной программе, следовать стандартам и требованиям, разбираться в информации и пр.).
Модульная система действует в отношении всех предметов или отдельных категорий. Притом данный вид может распространяться как на всю специализацию, так и практиковаться отдельными педагогами.
Что предполагает собой модульная система?
Каждый элемент программы обучения включает в себя определенное количество лекций, практический занятий, а также варианты контроля знаний учащихся (контрольные и самостоятельные работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.).
По мере изучения модуля учащиеся обязательно проходят проверку. Если результаты аттестации неутешительны, то педагогу предстоит откорректировать учебный план, «доработать» модуль, перепроверить знания подопечных и только потом приступать к изучению нового блока.
Важно, чтобы не только учебный план соответствовал ГОСТам, но и каждый изучаемый блок включал в себя те темы, задания которые предусмотрены паспортом специальности, образовательной программой ВУЗа.
Формирование каждого модуля должно учитывать следующие принципы:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Модульное обучение представляет собой не просто исследование отдельных фрагментов по предметам, специальности, а поэтапное знакомство с каждым элементом профессии, программы. Притом все эти параметры должны быть последовательными (от простого к сложному) и связными.
Как модульное образование сказывается на жизни педагогов и учащихся?
Модульное образование в корне меняет не только качество обучения, но и роли преподавателей и учащихся. В этом случае педагог не просто разъясняет наиболее важные моменты подопечным, помогает им в освоении новых учебных и научных горизонтов, но и становится куратором, который контролирует весь процесс. В свою очередь, учащиеся становятся более самостоятельными, так как часть материала они должны изучить сами, отдельные задания – выполнить собственноручно и сдать на проверку. Здесь каждый сам решает: как, когда, какими методами ему удобнее действовать и исследовать предмет или его блок. Преподаватель лишь наметит траекторию, а ученик – сам определит свой «ход».
Достоинства модульной системы образования
Фактически модульное образование ставит преподавателей и студентов в равное положение, делает их заинтересованными в получении знаний и навыков, достижении максимального эффективного результата.
В то же время преподаватели должны создать достойные условия для обучения, освоения модуля: предоставить список подходящей для исследования литературы, задания для практической реализации (задачи примеры, кейсы и пр.). Студенты же «редактируют» план действий с учетом собственных возможностей и желаний, определяя место и время, темп изучения модуля. У каждого участника есть своя миссия, притом она будет ограничена во времени!
Каждый модуль изучается определенное количество часов (занятий). На выполнение домашнего задания, заданий для самостоятельного изучения, проверка знаний учащихся также проходит в «определенные часы». Поэтому нужно грамотно планировать свой день, учитывать расписание занятий и своевременно готовиться к предмету.
Модульное обучение по специальности и предмету: как строится процесс преподавания?
Каждый модуль должен захватывать определенную сферу деятельности молодого специалиста и учащегося. В частности, при формировании годового учебного плана для студентов ВУЗов рекомендуется задействовать следующие моменты:
Модульная система создается для каждой специальности (направления подготовки), а модули – по каждому осваиваемому предмету с учетом необходимых для будущего специалиста навыков и знаний, цели обучения.
Модули для каждой специальности
На сегодняшний день студенты могут выбирать модули в рамках так называемого «вариативного обучения». В данном случае учащийся самостоятельно решает, какой из блоков будет изучать, что ему больше подходит. Выбор осуществляется исключительно на добровольной основе. Допускаются консультации с педагогом, чтобы определить максимально выгодный и эффективный вариант обучения.
Таким образом, модульная система образования позволяет воспитать самостоятельных и внимательных специалистов, готовых выполнять свои обязанности с учетом полученного багажа знаний и навыков. Изучение предметов и направлений «по частям» дается ученикам легче, материал усваивается лучше, а значит – качество образования повышается.
Команда образовательного центра DissHelp готова помочь преподавателям и студентам в освоении модульной программы. Что мы предлагаем?
Специалисты Дисхелп также готовы оказать помощь в освоении учебных и научных горизонтов учащимся СУЗов и ВУЗов:
Мы гарантируем предоставление услуг высокого качества, соблюдение сроков выполнения заказа, индивидуальный подход и конфиденциальность данных! Спешите оформить заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Технология модульного обучения. Просто ли это?
Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.
Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки.
Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO. К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.
Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев.
В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении — возможность его индивидуализации.
Варианты модульного обучения:
В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:
— под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например, “Fun English”;
— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.
— это может быть учебный блок, направленный на обучение письму, аудированию, чтению или говорению, например, “Hello!” или “Email to a friend”;
— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);
— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».
Структура модульного обучения
Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:
Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.
К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “ Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:
Сравнение модульной и традиционной системы обучения
Главный принцип — самостоятельность
90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.
Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае — оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:
— координацию учебной деятельности;
— подсказки, как рациональнее действовать;
— дополнительное разъяснение материала;
— предоставление возможности для практики.
Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.
Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.
Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.
Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.