Учебные задачи что это

учебная задача

Смотреть что такое «учебная задача» в других словарях:

Учебная Задача — проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные … Психологический словарь

Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно практических задач. Поставить У. з. значит ввести учащихся в ситуацию,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Учебная задача — задача, требующая от учащегося открытия и освоения вучебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь-справочник по педагогической психологии

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — цель, к рую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие У. з. от др. заключается в том, как считал Д. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении … Педагогический словарь

Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь по педагогической психологии

задача учебная — см. учебная задача Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

ЗАДАЧА (проблема) — (от греч. problema задача). 1. В широко распространенном смысле З. вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. В психологии З. цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего… … Большая психологическая энциклопедия

Учебная деятельность — – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.… … Википедия

учебная деятельность — Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Учебная задача

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие учебных задач от других заключается в том, как считал Д. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в учебную задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи. Творческий подход к поставленной учебной задаче невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления различных способов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упражнять в решении разнообразных учебных задач, развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 155-156.

Источник

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:

учебная задача — Категория. Моделируемая в обучении проблемная ситуация. Специфика. Ее разрешение связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Учебная Задача — проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные … Психологический словарь

Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно практических задач. Поставить У. з. значит ввести учащихся в ситуацию,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Учебная задача — задача, требующая от учащегося открытия и освоения вучебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь-справочник по педагогической психологии

Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь по педагогической психологии

задача учебная — см. учебная задача Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

ЗАДАЧА (проблема) — (от греч. problema задача). 1. В широко распространенном смысле З. вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. В психологии З. цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего… … Большая психологическая энциклопедия

Учебная деятельность — – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.… … Википедия

учебная деятельность — Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Учебные задачи что это

Учебные задачи что этоУчебная задача

Учебная задача — это принятая и осознанная ребенком цель деятельности учения; это то, что ученик должен освоить. Учебная задача отличается от практической задачи. Практическая задача — это, например, «выучить стихотворение», «разобрать предложение», «решить задачу» и т.д. Учебная задача связана с тем, для чего нужно выполнить ту или иную практическую задачу. Например, списать и разобрать слово, чтобы выделить его части. Таким образом, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако в данном случае результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Другой компонент учебной деятельности — учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Учебные действия — это действия, которые умеют активно производить школьники с учебным материалом и которые позволяют решить учебную задачу; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойство того предмета, который он изучает. По степени обобщенности виды учебных действий бывают общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность) и специфические (связанные с учебным предметом). По структуре разделяются навыки (счет, чтение, письмо) и умения (способ применения знаний). По характеру познавательной деятельности выделяются перцептивные, мнемические и мыслительные действия. По функциональным особенностям учебные действия бывают планирующие, контролирующие, исполнительские, оценочные. Независимо от того, кем ученикам задается способ действия (учителем или они обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.

Следующий компонент структуры учебной деятельности — действие контроля. Это — соотнесение с образцом, который задается извне. Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. Выделяются контроль по результаупу (итоговый); планирующий контроль (до начала работы); пооперационный контроль (слежение за ходом действия). По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это — более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребенком усваиваемого способа.

Действия оценки позволяют определить, усвоен или нет общий способ решения данной учебной задачи. Оценка состоит не просто в констатации усвоения или неусвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко.

Источник

Учебные задачи, их место и функции в учебно-воспитательном процессе в колледже

Вся учебная деятельность в практическом отношении должна быть представлена в виде системы учебных задач. Эти задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия, такие как анализ, систематизация, обобщение.

Учебная задача – это определенное учебное задание, которое имеет четкую цель [17].

Согласно А. Н. Леонтьеву задача – это цель, заданная в определенных условиях [7].

По Д. Б. Эльконину учебная задача отличается от всех других тем, что её цель и результат заключаются не в изменении предметов, над которыми производится действие, а в изменении субъекта, производящего действие [5].

Состав учебной задачи в своих работах подробно рассматривали Л.М. Фридман и Е.И. Машбиц.

По мнению Л.М. Фридмана любая задача включает в себя три составные части. Первой составной частью задачи является ее предметная область. Под предметной областью Л.М. Фридман понимает множество фиксированных (названных, обозначенных), и явно не названных, но предполагаемых предметов (объектов), которые рассматриваются в задаче. Второй составной частью задачи являются отношения, которыми связаны между собой объекты предметной области.

Третьей составной частью задачи является требование или вопрос задачи, четвертой – оператор задачи, т.е. совокупность тех действий и операций, которые надо произвести над условиями задачи и промежуточными результатами, чтобы выполнить ее требование [22].

Машбиц Е.И. предлагает в каждой учебной задаче выделять: 1) требования, выполнение которых обеспечивает правильное решение; 2) объекты, определяемые условиями задачи; 3) их функции; 4) указания о способах и средствах решения. Функции отражают, прежде всего, те отношения между объектами, которые специфичны для конкретного учебного предмета, и одной из составляющих функции объектов является содержание производимых при решении задачи операций (математическое, химическое, грамматическое и т.д.). Что касается указания о способах и средствах решения, то оно может выступать в двух формах: а) в виде подсказки, облегчающей поиск решения; б) в виде ограничения, накладываемого на способ решения [9].

Способом решения задачи называется процедура, проведение которой обучающимся обеспечивает решение данной задачи. Если при этом учащийся решает задачу несколькими способами, то для поиска наиболее экономичного и краткого решения он задействует больший объем информации, создавая новые способы и приемы для данной ситуации. Тогда у обучающегося происходит накопление нового опыта применения знаний, развиваются исследовательские способности, способы и приемы логического поиска. А. Г. Балл связывает понятие процесса решения с понятием способа решения задачи, так как при осуществлении операций решения также учитываются затраты на них энергии и времени.

Средствами решения задач могут выступать все средства: идеальные – знания, используемые обучающимся, материальные – различные инструменты и материализованные – формулы, схемы, тексты, но ведущими средствами являются идеальные в вербальной форме.

В учебно-воспитательном процессе учебные задачи выполняют следующие функции :

— активизируют и мотивируют обучающихся;

— удерживают ход процесса учения;

— являются инструментом для выявления результатов учения.

— преобразуют объективные данные, содержащиеся в изложении преподавателя, в учебниках, наблюдаемые при опытах и практических занятиях, самостоятельно выведенные при решении проблемных ситуаций в субъективные знания обучающихся,

— влияют на качество знаний, уровень их обобщенности, возможность переноса в другую образовательную область, практическую применимость.

Толлингерова Д. предложила таксономию учебных задач, разделенных по операциям необходимых для их выполнения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач.

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных (мнемические процессы не «добывают» нового знания, но они организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы);

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций. В эту категорию включены задачи, при решении которых уже необходимы элементарные мыслительные операции;

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными;

4. Задачи, требующие сообщения данных;

5. Задачи, требующие творческого мышления.

По своему характеру задачи могут быть разными. Есть задачи, которые требуют использования имеющихся знаний. Это типовые задачи, они всегда имеют место на исходной стадии обучения. Учащиеся, знающие определённое количество типовых задач, комбинируя их, приобретают способность решать более сложные задачи.

Большинство учебных задач требуют переосмысления известных алгоритмов решения в соответствии с анализом конкретных условий. Такие задачи принято называть аналитическими.

Существуют такие задачи, где само применение знаний выступает как результат решения. Эти задачи творческие, поисковые, требующие отвлечения от ранее усвоенных способов решения, нахождения новых, умения вести поиск в разных направлениях. При решении творческой задачи учащиеся совершают для себя открытие, разрабатывают принципиально новый способ решения. После того, как ученик осознаёт алгоритм решения данной творческой задачи, фиксирует его в виде схемы, готовой к применению, задача становится типовой.

Объектами задачи могут быть разные предметы и их заменители в виде теоретических моделей. Способы их решения определяются во многом спецификой объекта задачи, однако механизм их составления и решения может быть общим, включающим:

— анализ искомых данных;

— постановку проблемы, формулирование гипотезы;

— планирование своих действий,

— выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения;

— отбор и привлечение необходимых знаний;

— оформление полученного результата.

Основные требования к учебной задаче как к обучающему воздействию обусловлены своеобразием ее места в учебной деятельности и соотношением учебных задач и учебных целей. Соотношения между задачей и целью предложено рассматривать в системе «набор задач – множество целей», так как в учебной деятельности одна и та же цель требует решения ряда задач, а одна и та же задача служит для достижения нескольких целей. Отсюда, по Е.И. Машбицу, вытекает ряд требований:

1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач.

2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.

3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы
средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения [ 8 ].

Таким образом, одна из особенностей учебных задач касается их связи с образовательными целями: учебные задачи должны быть направлены на достижение учебных целей. Но поскольку к достижению определенной учебной цели ведет решение разных задач, то с учебной целью следует соотносить не одну задачу, а некоторый их набор. Не менее существенной характеристикой учебных задач является их направленность на овладение студентами способами действия. Результат решения учебной задачи важен не сам по себе, а как определенный показатель сформированности той или иной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *