Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие,

В образовательном процессе ДШИ используются различные виды учебной литературы. Основными видами учебной литературы являются учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие.

Учебное пособие может охватывать не весь предмет, а лишь часть (несколько разделов) учебной программы. В отличие от учебника, учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме, отражать авторские методики и подходы.

В учебной практике ДШИ традиционно используются учебные пособия, содержанием которых являются отдельные формы учебной работы (например, Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», различные сборники этюдов и т.д.), учебное теоретические сведения как основа музыкальной, изобразительной грамоты («музыкальные прописи», словари и энциклопедии, рабочие тетради и т.д.). К учебным пособиям относятся также репертуарные сборники, сборники упражнений, хрестоматии.

Учебное пособие может содержать только теоретическую или только практическую часть учебного курса. В таком случае в учебном процессе может применяться несколько различных пособий в рамках реализации одного учебного предмета.

Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, является особенно ценным для молодых преподавателей, так как содержит методические рекомендации и комментарии, основанные на значительном педагогическом опыте.

Многообразие дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, разрабатываемых ДШИ, их краткосрочность и ознакомительный характер содержания с тем или иным видом искусства определяют приоритетность использования в учебном процессе данных образовательных программ учебных пособий и учебно-методических пособий, допускающих значительную вариативность учебного курса, разнообразие методических подходов и принципов, новизну и инновационность в содержании и применяемых технологиях.

Поскольку специфика учебно-методического пособия как элемента УМК в том, что оно используется и преподавателем и учащимся, то текстовая часть пособия должна предусматривать различные подходы в изложении материала. Текст, который обращен к учащемуся, должен быть ему доступен и понятен, а специальные термины должны быть расшифрованы и разъяснены (например, в словаре используемых терминов).

Создание учебно-методической библиотеки в системе ДШИ должно стать гарантом передачи лучших педагогических достижений другим поколениям педагогов и учащихся.

Источник

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница
Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Некоторые особенности и требования, предъявляемые
к учебным изданиям

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Источник

Что такое методичка (учебно-методическое пособие) и для чего она нужна

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

При написании научных работ студенту часто приходится иметь дело с методичкой. Однако формат и суть этой книжки до сих пор непонятна учащимся многих вузов и курсов. Что это за маленькая книжица и почему нужно приложить так много усилий, чтобы раздобыть ее? И зачем вообще за ней охотиться?

На нашем телеграм-канале мы уже частично затрагивали тему, чем отличается учебник от учебного пособия. Сегодня же давайте поговорим более конкретно о том, что такое методичка вузов (учебно-методическое пособие) и чем она отличается от основных книг для учебы.

Что такое методическое пособие

Учебно/научно-методическое пособие – официальный печатный информационный источник, содержание которого полностью соответствует учебной программе по определенной специальности в университете.

Методичка – издание, посвященное чаще всего одной тематике, которую исследует вдоль и поперек, в мельчайших подробностях. С ней выполняют любые научные работы (лабораторные, контрольные, курсовые, практические и т.д.), а также оформляют их с учетом перечисленных в ней требований Министерства образования.

Виды учебно-методических пособий

Методическим пособием можно назвать все, что помогает студенту учиться. Сюда же относятся:

В зависимости от задачи учебно-методического пособия будут различаться и источники информации, которые помогут студенту ее решить.

Получить такое подспорье можно в библиотеке учебного заведения. Если же экземпляров на всех не хватает, сходите в читальный зал. Там обязательно должен быть один дежурный образец методического пособия.

Учащиеся могут успешно использовать этот тип вспомогательной учебной литературы и в вузе, и дома. Он подходит для работы на лекциях и семинарах, в теории и на практике. А благодаря компактному формату и легкости его удобно везде брать с собой.

А вы знали, что учебно-методические пособия – это труды преподавателей, создаваемые на кафедре? Будьте готовы, что формат подачи информации может отличаться от манеры повествования в учебнике или на лекции.

Но что отличает методическую литературу от учебной? Почему нужно использовать именно ее, а не любой другой источник, доступный в читальных залах и библиотеках?

Как пишут учебно-методическое пособие

Несмотря на сжатый вид и четко структурированную информацию, работа по созданию методички долгая и нелегкая.

Для начала автор определяется с темой, которую он хочет осветить данным изданием. Как правило, информация подается от легкой к более сложной.

При освещении информации автор использует данные не из интернета, а из уважаемых научных источников и печатных изданий, первоисточников, респектабельных авторов. Так практически отсутствует риск нарваться на недостоверный источник. Поэтому составление методички – это по большей части многие часы работы в библиотеке.

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Задача преподавателя – не только предоставить студенту теорию, но и сделать все, чтобы она закрепилась в голове учащегося. А для этого нужна практика. Вот почему любая методичка содержит практические упражнения по повторению и закреплению информации.

Любая работа начинается с тщательного планирования. План – это короткие предложения в виде емких тезисов, которые последовательно освещают всю тему.

Методичка почти всегда является шпаргалкой при подготовке к экзаменам. Поэтому здесь должны находиться все вопросы по теме без исключения.

Так как этот материал призван помочь студенту, то информация, представленная в нем, должна быть доступной и легкой для восприятия. Иначе студент потеряет всякий интерес.

Как только пособие будет написано, его содержание нужно засвидетельствовать на соответствие правилам оформления и другим нормам. И если все будет в порядке, автор может приступать к окончательному написанию методички.

Последний этап – сдать труд на проверку, а далее – в публикацию.

Хорошая методичка – это труд, в котором:

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Плюсы и минусы использования учебно-методического пособия

Этот вид учебного пособия имеет определенные преимущества:

Но есть у методичек и некоторые недостатки:

Что делать, если потерял методичку

Мы уже упоминали, что чаще всего количество этих носителей информации в вузе катастрофически не хватает для всех желающих. Поэтому каждый экземпляр на вес золота.

И если вдруг студент потеряет или испортит его, не избежать неприятностей. Поэтому сделайте все, чтобы добыть достойную замену: купите новое издание или отксерьте у однокурсника. Но будьте готовы, что библиотекарь запомнит вас надолго.

Методички и интернет

С появлением интернета в нашей жизни методическая литература все больше теряет свою актуальность.

Цель учебно-методического пособия заключалась в краткой форме и сжатом объеме большого количества данных. Сегодня же преподаватель может выложить всю необходимую информацию на специальной страничке на своем сайте или сайте университета.

Бумажный вид методичек сегодня часто напоминает бюрократическую систему, которая способна сильно затормозить процесс обучения. Подумайте сами: преподавателю нужно потратить собственное время не только на их составление, но и на дополнительыне проверки и согласования. А в итоге на целый курс выйдет хорошо если 10 экземпляров, которых в любом случае не хватит на всех. А ведь то же самое и гораздо быстрее педагог может сделать с помощью всемирной паутины без необходимости правильно оформлять на бумаге и выпускать в тираж пособие, его согласование и т.д.

Как видите, методичкам на смену приходят все более современные источники информации. Но пока существуют бумажные носители, мы бы не советовали ими пренебрегать, особенно если они попали к вам в руки. Более того, если есть возможность выбора, отдавайте предпочтение самой потрепанной – это свидетельствует о ее огромной востребованности. Ну а со всем остальным поможет студенческий сервис.

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

6 простых советов по написанию учебного пособия

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие. Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет. Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины. Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды. Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения. Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник. Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Вот только некоторые возможные варианты:

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

Учебное пособие и учебно методическое пособие в чем разница

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.

Источник

Что такое методическое пособие?

Изучение предмета, курса, или большой темы по любой дисциплине осуществляется, как правило, по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования. Ученики школ и студенты вузов, имея книжки по определенным предметам, учат теорию и выполняют практические задания, постепенно погружаясь в тему и усваивая ее в полной мере. Конечно, часто учащиеся используют дополнительные учебные материалы в виде хрестоматий, словарей, и других пособий.

А что использует педагог? Неужели он подает учащимся только ту информацию, которая есть в учебнике и предусмотрена программой? Над этим вопросом мало кто задумывается до тех пор, пока сам не попробует себя в роли учителя. Для того, чтобы подача учебного материала была правильной, последовательной, информативной и результативной, педагоги используют методическое пособие. Что представляет собой данной пособие? Каких оно бывает видов и из чего состоит? Попробуем разобраться в данной статье.

Методическое пособие. Что это?

Под методическим пособием понимают издание, которое создается специально для учителей и облегчает им процесс преподавания. Оно содержит материалы, направленные на практическое применение знаний на практике, с подробным описанием методик преподавания. Построено на примерах и рекомендациях, и состоит их теоретических положений, посвященных популярным мнениям в педагогике на излагаемую тему или вопрос.

Методическое пособие – это учебно-методическое издание, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения и содержание курса, предмета, раздела, или же посвященный учебно-воспитательной работе. Часто авторы таких научных изданий включают в содержание дополнительные материалы в виде планов, конспектов, разнообразного дидактического материала.

Что характерно для пособий?

Любое пособие для учителя или преподавателя вуза должно быть понятным и доступным, и строиться на основе учебников, по которым проводится обучение. Как правило, в методичках указывается автор и год выхода учебной литературы. Если говорить о том, что является характерным для таких пособий, то можно отметить следующее:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие требования выдвигаются к методическим пособиям?

Для того, чтобы материалы, созданные в помощь учителю, были понятными и доступными, и использовались без региональной привязки при организации образования, они создаются с учетом строгих требований, проходят контроль и утверждаются в Министерстве, и только потом отдаются в печать.

Итак, методическое пособие должно быть:

Стоит учитывать, что кроме методических пособий, педагоги применяют в своей работе и методические рекомендации. Они отличаются от пособий тем, что теория по конкретному предмету или теме в нем раскрывается минимально, то есть, содержание рекомендаций основано преимущественно на практике педагога, на тонкостях процесса подачи материала и способах организации учебного процесса.

Какую структуру имеет методическое пособие?

При разработке изданий для помощи педагогам в их повседневной деятельности авторы придерживаются строгой структуры в своих пособиях. Поэтому, если взять методички по разным учебным дисциплинам, например, математике и химии, то структурно они будут идентичными. Отличия будут только в поданном материале и в рекомендованных Минобразованием практичных заданиях для усвоения и контроля знаний у учеников.

Структура методического пособия выглядит следующим образом:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Методические пособия и их виды

Существуют различные виды методических пособий, при использовании которых в комплексе, педагоги получают возможность шире, глубже, информативней передать материал учащимся, донести до них важную информацию максимально интересно и доступно. Для этого в работе педагогов применяются следующие виды методического пособия:

В общем, используя методическое пособие, педагог может четко, грамотно, последовательно изложить учебный материал для качественного его усвоения учащимися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *