Учебное пособие что это

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.

Источник

Учебное пособие

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90 [1] ; в РФ — ГОСТ 7.60–2003 [2] ).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» [3] нормирует понятие учебное пособие следующим образом:

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

См. также

Примечания

Учебное пособие что это

Полезное

Смотреть что такое «Учебное пособие» в других словарях:

Учебное пособие — учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно… … Официальная терминология

учебное пособие — Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN study aidteaching aid DE unterrichtshilfe… … Справочник технического переводчика

учебное пособие — учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Источник: ГОС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания к. л. темы или проблемы. У. п. может быть выпущено на одну из частных … Издательский словарь-справочник

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания … Реклама и полиграфия

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от учебной программы… … Российская энциклопедия по охране труда

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Средство обучения, имеющее целью формирование одного из аспектов или видов речевой деятельности (У. п. по фонетике, грамматике, по развитию речи, книга для чтения). У. п. могут быть сборники текстов, лабораторные задания,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учебное пособие — Rus: учебное пособие Deu: unterrichtshilfe Lehrbehelf Eng: study aid, teaching aid Fra: manuel pratique, traité pratique Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник … Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Источник

Чем отличается учебник от учебного пособия?

Учебное пособие что это

У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.

На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.

Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.

Все об учебнике

Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.

Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.

Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.

Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:

Где нужен учебник

Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.

Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.

Виды учебников

Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:

Все об учебном пособии

Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.

У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:

Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).

Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.

Виды учебных пособий

В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:

Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?

Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.

Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.

Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.

И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.

Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.

Учебное пособие что это

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Учебное пособие

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

 временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

 являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по

дисциплине, актуальность, степень

новизны, особенности авторской концепции

· методические рекомендации по использованию УП в

· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе

дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.

4. Тематические разделы должны содержать выводы,

обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

* основные итоги и выводы,

* характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,

* рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,

перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и

правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1

авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Критерии экспертной оценки рукописи

Требования к структуре и содержанию рецензии

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее

достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

Рецензия состоит из трех

разбора («постраничных замечаний»);

Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:1

– соответствия требованиям образовательного

– соответствия современным научным

представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных

– соответствия содержания учебного и

учебно-методического материала целям

– соответствия требованиям, предъявляемым к

структуре и методическому аппарату учебных материалов,

– корректности в аспекте межпредметных связей,

– наличия конкретных целей и задач в логике

компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

внутренним стандартам качества учебного заведения,

– степени инновационности, новизны, наличия

оригинальной авторской концепции,

– корректности использования специальной

терминологии и обозначений,

четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты

использования литературы, наличия ссылок на источники,

степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного

целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими

соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление

связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста,

помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций,

наличия логических и стилистических ошибок.

часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные

формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

указание на отдельные

места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

* название вида документа (рецензия);

* точное название рукописи, на которую дается рецензия;

* фамилия, и. о. автора;

* фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;

* фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;

* дата удостоверения подписи;

печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит:

* дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;

* фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;

* рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

Источник

Учебное пособие

Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384-8-32 «О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на издательскую продукцию»

«. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. «

Источник:

Минобразования РФ от 23.09.2002 N 27-55-570/12

Смотреть что такое «Учебное пособие» в других словарях:

Учебное пособие — Учебное пособие учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР ГОСТ 7.60 90[1]; в РФ ГОСТ 7.60–2003[2]). Письмо Минобразования России от 23 сентября… … Википедия

учебное пособие — Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN study aidteaching aid DE unterrichtshilfe… … Справочник технического переводчика

учебное пособие — учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Источник: ГОС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания к. л. темы или проблемы. У. п. может быть выпущено на одну из частных … Издательский словарь-справочник

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания … Реклама и полиграфия

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от учебной программы… … Российская энциклопедия по охране труда

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Средство обучения, имеющее целью формирование одного из аспектов или видов речевой деятельности (У. п. по фонетике, грамматике, по развитию речи, книга для чтения). У. п. могут быть сборники текстов, лабораторные задания,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учебное пособие — Rus: учебное пособие Deu: unterrichtshilfe Lehrbehelf Eng: study aid, teaching aid Fra: manuel pratique, traité pratique Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник … Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *