Учебное исследование что это такое

Учебное исследование что это такое

Учебное исследование и учебный проект

Исследование и проект: в чём разница?

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

— концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

— целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

— подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

— планирование хода работы;

— оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

— окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.

Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу — установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и. получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу — добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование — опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследова­ние должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств — программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся, при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получае­мые учащимися при выполнении проектных либо исследователь­ских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в табл. 2.

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

УчащийсяУчитель
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследованияПроектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата
ПроектИсследование
Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельстваМаксимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу
Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельностиОценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проектаЗамечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований

(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)

Школьный проект

Школьный проект имеет следующую структуру (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

— анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

— конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

— выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

— планирование этапов выполнения проекта;

— обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

— собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

— обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

— сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

— ориентацией на получение конкретного результата;

— предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

— относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

— предварительным планированием действий по достижении результата;

— программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

— выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

— получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, 2011 г.)

Оценивание проектной деятельности школьников

Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.

Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:

— прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);

— планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;

— возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).

В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.

Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)

Например, приведем методические рекомендации, разработанные Департаментом образования города Москвы (2003 г.). В них предлагается оценивать проекты по следующим критериям:

— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

— степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

— количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

— степень осмысления использованной информации;

— уровень сложности и степень владения использованными методиками;

— оригинальность идеи, способа решения проблемы;

— осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

— уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

— социальное и прикладное значение полученных результатов.

Источник

Учебное исследование и учебный проект. Предварительная разметка смыслового пространства

Коллеги, добрый день!

Это письмо адресовано участникам дистанционных лабораторий: «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин» и «Учебные исследования в подростковой и старшей школе».

Общая проблематика и направления работы лабораторий представлены в анонсах на страницах этих лабораторий на сайте «Школьная лига РОСНАНО» (раздел «лаборатории»). Посмотрите, пожалуйста, эти анонсы еще раз.

Предполагаются следующие основные виды работ в лаборатории:

1. Разработка собственных учебных занятий, на которых разворачиваются учебные исследования или учебные проекты. Описание проведенных уроков, занятий и т.д. (с репликами, вопросами, предлагаемыми вариантами решений и т.д. со стороны школьников).

2. Размещение своих разработок (уроков, занятий, экскурсий, погружений, экспедиций и т.д.) на странице лаборатории, в которой Вы работаете. Анализ занятий, проведенных коллегами из этой же лаборатории. Размещение своих аналитических текстов на странице лаборатории.

3. Обсуждение вопросов методического и теоретического характера по вопросам организации учебных исследований или учебных проектов.

4. Предложения по изменению, улучшению работы лабораторий

Для того, чтобы размещать свои материалы и комментарии, необходимо зарегистрироваться на странице свой лаборатории. Кто-то из вас это уже сделал, кто-то еще нет. Не забудьте зарегистрироваться!

Об уточненных сроках размещения своих материалов на странице лаборатории – в конце этого письма.

Теперь об исходной организационно-содержательной трудности, которую нам нужно обсудить.

Трудность заключается в следующем. В какой лаборатории размещать учебные и ученические материалы, которые называются исследовательскими проектами?

Ответ может быть и простым: можно или там, или там. А еще лучше – создать лабораторию, где размещать и обсуждать материалы, которые называются «исследовательские проекты».

Другое дело, что это не ответ на вопрос: «А что же все-таки такое – исследовательский проект и чем он отличается от учебного исследования?». Если исследовательский проект – это частный случай учебного проекта, то в чем его специфика и для чего потребовалось вводить этот термин, параллельно с термином «учебное исследование»? Почему в одних случаях мы говорим – «учебное исследование», в другом – «учебный проект», а в третьем – «исследовательский проект»? Не запутываем ли мы здесь и себя и ребят?

Необходимость этих различений не так уж и «академическая». Ведь когда школьник выполняет работу, которую мы называем «исследовательским проектом», то внешние требования к этой работе формируются как со стороны исследовательских норм деятельности, так и со стороны проектных норм деятельности. А нормы эти, я замечу, весьма разные. Например, в проекте есть такая характеристика как социальная значимость. Но в собственно исследованиях по сути не может быть социальной значимости. Значимость возникает в момент применения знаний, но это уже не исследование как таковое.

А что происходит со школьником? Он, предположим, выполнял исследовательскую работу; потом эта работа стала почему-то называться «исследовательским проектом» и теперь ему приходится выдумывать социальную значимость того, почему он (например, в пятом классе) изучал пауков. И тогда социальной значимостью становится создание презентации (!) о пауках. А заодно – и продуктом исследовательского проекта. Что – забавно, но не более.

Но все это – частный случай. Дело в другом.

Есть основания полагать, что большинство работ, которые выполняют школьники, и которые называются «исследовательскими проектами», на самом деле – «учебные исследования». Но не проекты.

Замечу, в школе реализуется множество социальных проектов, и это действительно – проекты. А вот проектов на предметном материале (на основе знаний) естественно-научных дисциплин – очень мало.

Прим.: мое собственное понимание причин появления термина «исследовательские проекты» – в приложении к письму.

И на первом шаге я бы предложил следующие различения того, что такое [учебные] исследования и что такое [учебные] проекты:

Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Это знание может быть «объективно новым» (новым для всех), может быть субъективно новым (новым для самих школьников, его открывающих).

А что такое проект? Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами (О.И. Генисаретский)

Обратите внимание, в ходе исследования открываются, получаются знания. В ходе реализации проекта создается объект с заданными качествами.

Конечно, в ходе реализации социальных проектов создаются не объекты, а социальные эффекты. Но сейчас мы с вами обсуждаем особенные проекты, проекты на материале естественно-научных дисциплин.

Коллеги, если у вас есть другие представления о том, что такое учебное исследование и что такое учебный проект – предлагайте свои версии.

В организационном плане я бы предложил следующее. Если Вы со школьниками организуете собственно исследовательскую работу («академическую», мониторинговую, прикладную), то эти материалы лучше размещать на странице лаборатории «Учебные исследования».

Если работа Ваших подростков и старшеклассников касается осуществления проектных замыслов (инженерного, технологического и пр. характера), то эти материалы лучше размещать на странице лаборатории «Учебные проекты».

И еще одно уточнение. Индивидуальные учебные исследования в настоящий момент уже укоренены в образовательной деятельности и институционализированы через систему олимпиад, возможностей поступления в вузы и т.д. Менее понятно, что такое индивидуальные учебные проекты на материале (на основе предметных знаний) естественно-научных дисциплин.

Однако для проекта «Школьная лига РОСНАНО» работа наших лабораторий интересна, в первую очередь, возможностями организации учебных исследований и учебных проектов в ходе уроков и во время внеурочной деятельности, но при условии, что работа организуется с группами учащихся.

При этом во внеурочной деятельности Вы работаете со школьниками, специально выбравшими ваш элективный курс, лабораторию, мастерскую и т.д. И здесь формы работы и предметное содержание могут быть весьма сложными. И эти формы работы, безусловно, будут интересными и полезными для ваших коллег, ведущих подобную работу.

Во время же учебных встреч мы должны работать со всеми учащимися. И здесь очень интересны и важны такие формы организации учебных исследований и проектов, которые позволяют вовлечь в работу большинство учащихся класса; позволяют обеспечить возможность освоения норм исследовательской деятельности и норм проектной культуры большей частью ребят в классе.

Описание опыта организации подобной работы – одна из основных задач работы наших лабораторий.

Сроки размещения материалов на страницах лаборатории представлены в анонсах на страницах лабораторий. Полагаю, что необходимо их чуть изменить:

По лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»:

— до 15 февраля 2013 г.: проведение учебного исследования в рамках урочной и/или внеурочной деятельности, описание его на странице лаборатории;

— до 15 марта 2013 г.: развернутый отзыв на урок (занятие), проведенный учителем, сотрудником лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»;

— до 15 апреля 2013 г.: проведение учебного исследования с учётом комментариев и рекомендаций, описание их на странице лаборатории.

По лаборатории «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин»:

— до 28 февраля 2013 г.: описание собственного опыта организации проектной деятельности школьников (публикация на странице лаборатории);

— до 30 марта 2013 г.: развернутый отзыв на проект, описанный другим сотрудником лаборатории;

— до 30 апреля 2013 г.: организация учебного проекта школьников с учётом комментариев и разработанных в лаборатории критериев; описание этого проекта на странице лаборатории.

Размещайте свои материалы, участвуйте в обсуждении представленных материалов вашими коллегами, предлагайте свои версии о том, что такое учебное исследование и учебный проект, задавайте вопросы и т.д.

С уважением,
руководитель лаборатории «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин» и лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»
Алексей Николаевич Юшков (канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Сибирского федерального университета, эксперт образовательного проекта «Школьная лига РОСНАНО)

Учебное исследование и учебный проект.

Предварительная разметка смыслового пространства.

В примерных образовательных программах к ФГОС основного общего образования учебная исследовательская и учебная проектная деятельность специально различаются. Однако в этих же программах в дальнейшем используется термин «исследовательский проект» или «проектно-исследовательская работа школьников».

Спрашивается, для чего различать исследование и проектирование, чтобы потом предложить термины, в которых эти различения не удерживаются?

Конечно, в реальной научной деятельности этот термин употребляется. Более того, гранты в «большой науке» выдаются именно под исследовательские проекты. И в этом, заметьте, и вся тонкость. Исследовательский проект в «большой науке» – это лишь форма подачи заявки на финансирование. Реально ученые работают в рамках исследовательских программ, а заявки на финансирование пишут в жанре проектов, потому что так удобно финансистам. Плохо это или хорошо – отдельный вопрос. Важнее, что в педагогику термин «исследовательский проект» пришел и стал использоваться без критической оценки.

И из-за этого теперь в системе требований к ученическим исследованиям и ученическим проектам «полная каша». Детальный разбор всех существующих смысловых коллизий – непростая задача. И это – отдельная задача работы лабораторий. Отдельный пример таких трудностей я обсуждал в тексте письма.

В тексте письма, как вы помните, предлагаются следующие различения исследования и проекта.

Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания.

Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

При этом монография, диссертация и т.д., создаваемые в ходе исследований – это продукт, который не является продуктом проектного характера. Монография и т.д. – это лишь форма упаковки полученных знаний. Продукты проектного характера, если мы не обсуждаем социальные и гуманитарные проекты, это инженерные конструкции, приборы, новые материалы, технологии.

Проектом не может быть, в этом смысле, опыт или эксперимент. Потому что это исследовательские процедуры. Но в педагогической литературе опыт, поставленный учащимся и оформленный в виде презентации, с легкостью называется проектом. По одной простой причине, потому что здесь есть практическая деятельность (постановка своими руками опыта или эксперимента) и как бы продукт – презентация.

Сложно назвать проектом и подготовленную учащимися презентацию (пусть и весьма сложную) по материалам изученной темы. Если это и проект, то это проект педагогического характера. Вот только отдают ли учащиеся себе отчет в том, что они создают проект именно педагогической (методической) направленности?

Является ли проектом построенная школьником, например, летающая модель самолета? По здравому размышлению, если модель создавалась по чертежам, то это не проект. Проектом эта деятельность становится тогда, когда школьник начинает улучшать, усовершенствовать эту модель. Причем это улучшение должно происходить в рамках сформулированного технического задания самому себе – «хочу, чтобы эта модель держалась в воздухе дольше, чем построенная просто по чертежам».

Представленные различения позволяют, на первом шаге, обсуждать устройство учебных исследований и учебных проектов. Но вряд ли эти различения нужно рассматривать как окончательные.

Если у вас есть другие представления о том, что такое учебное исследование и что такое учебный проект – предлагайте свои версии.

Но принципиально важно следующее. Если мы обсуждаем, что такое учебный проект на материале естественно-научных дисциплин и приводим различные версии учебных проектов школьников, то фоном этого обсуждения должно быть понимание того, что такое учебное исследование.

В этом смысле я лично не могу согласиться вот с таким понимаем учебного проекта (отрывок из рекомендаций по реализации учебных проектов; взято из Интернета):

«…Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

…Работая над учебным проектом, ты можешь задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или взять интервью у специалиста в интересующей тебя области, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие для ребят…»

Если же вы считаете, что учебное исследование – это частный случай учебного проекта; если вы в чем-то солидарны с содержанием приведенного выше отрывка и у вас есть аргументы в пользу такого понимания – напишите об этом.

В итоге-то нам нужно договориться и выстроить общее понимание относительно организуемых исследовательских и проектных работ с подростками и старшеклассниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *