Учебно исследовательская работа что это

Доклад на тему: «Учебно-исследовательская работа как один из видов внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы»

«Учебно-исследовательская работа как один из видов внеаудиторной (самостоятельной)

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования.

Одним из направлений, является самообразование. Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда – вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию.

Особой формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

Роль самостоятельной деятельности студента особенно возрастает в настоящее время, при переходе образования на стандарты нового поколения, стандарты 21 века, когда перед учебным заведением поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является исследовательская работа.

Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы – расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности.

В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня. Исследовательская деятельность студентов это вид интеллектуальной деятельности, предоставляющая студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

В исследовательских работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

При выборе темы учитываем интересы студентов, обращаемся к волнующим их проблемам, подбираем посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем формулируем тему.

Предполагается формирование и развитие у студентов навыков осуществления научного исследования.

Исследовательскую работу проводим как индивидуально, так и в группе. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Непосредственная работа над исследованием. Первоначально намечается ход исследования, рабочая формулировка темы, собирается информация по проблеме исследования, создается база данных (отрывки текстов, цитаты, библиография, иллюстративный материал).

Далее студент под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.

На следующем этапе студент проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. При этом объясняем студентам, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.

На заключительном этапе подводим итоги: формулируются результаты исследования; делаются выводы; анализируются итоги работы. В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная наша задача на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказание помощи в организации его презентации. Кроме того, на данном этапе уточняется и окончательно формулируется тема исследования.

Презентация исследования – это его публичная зашита. Публичная защита предоставляет студентам возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы».

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

Ø рефлексивные умения;

Ø поисковые (исследовательские) умения;

Ø навыки оценочной самостоятельности;

Ø умения и навыки работы в сотрудничестве;

Ø менеджерские умения и навыки;

Ø коммуникативные умения;

Ø презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии:

Ø неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

Ø сложность системы оценивания вкладов каждого исполнителя;

Ø риск неудачного окончания работы;

Ø повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

Ø невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а, также используя индивидуальный подход к обучающимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди студентов.

Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколении, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем студентов и снижающих их интерес к познавательной практике.

Во-вторых, причиной снижения интереса студентов к любым мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеаудиторной работой.

Третьей причиной являются психологические особенности контингента студентов, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.

Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса научно-исследовательской деятельности.

Под научно – исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор материала, собственные результаты, анализ и обобщение, выводы.

Научно – исследовательская деятельность студентов в техникуме способствует:

Ø развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по дисциплинам программы, так и вне программы;

Ø развитию представлений о межпредметных связях;

Ø развитию интеллектуальной и творческой инициативы студентов в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

Ø созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

Ø формированию установки на престижность занятий научно – исследовательской деятельностью;

Ø обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т. д.);

Ø профессиональное самоопределение;

Ø получение профессиональной подготовки;

Научно – исследовательская деятельность студентов – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда дисциплин.

Учебно – исследовательская работа требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения, привлекает внимание студентов к учебной дисциплине. Использование в своей педагогической работе исследовательских методов обучения, требует от преподавателя:

1. Хорошего знания учебного материала;

2. Широкой эрудиции;

3. Умения установить и поддерживать в учебной работе контакт со студентами;

4.Создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на исследовательские вопросы.

Таким образом, исследовательская работа является важным инструментом и средством формирования будущего специалиста. Исследовательская работа в нашем техникуме вошла в учебный процесс и позволяет готовить профессионалов своего дела в современных условиях.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методические рекомендации по выполнению учебно-исследовательского проекта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Тольяттинский социально-экономический колледж»

на заседании преподавателей отделения ________________________________________

Заведующий отделением (руководитель ООП)

Заместитель директора по УМР

____________ Т.В. Половинкина

«___» _______________ 20___ г.

«___» _______________ 20___ г.

Методические рекомендации

по выполнению учебно-исследовательского проекта

курса, обучающихся по программе подготовки

специалистов среднего звена

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Бауэр Кристина Валериевна

2017-2018 учебный год

Учебно-исследовательская работа является одной из форм контроля внеаудиторной самостоятельной учебной работы.

1. Научить студента подбирать список источников, необходимый для осмысления изучаемого вопроса;

2. Составлять логически обоснованный план, соответствующий цели и задачам работы;

3. Грамотно и последовательно излагать основные идеи по заданной теме, делать выводы

Главным результатом проекта является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде

Примерные темы учебно-исследовательских проектов

Краткая характеристика содержания раздела, параграфа УИП

Является первой страницей учебно-исследовательской работы. Содержит:

-наименование учебного учреждения, где выполнена работа

-наименование дисциплины, в рамках которой выполнена работа

-название темы работы

-фамилию, имя, отчество автора(ов) работы

-фамилию, имя, отчество научного(ых) руководителя(ей)

Внимание! Пример титульного листа представлен в Приложении 1.

Включает: введение, номера и заголовки разделов, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости); с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок

Обозначается тема работы, обосновывается ее актуальность, формулируются цель и задачи учебно-исследовательской работы, обозначается объект и предмет исследования

Внимание! Объем введения должен составлять 1-2 страницы текста.

Содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределен по разделам.

Внимание! Объем основной части работы должен составлять 10-15 страниц текста.

В заключении формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Внимание! Объем заключения работы должен составлять 1-2 стра­ницы текста.

Список использованной литературы

Содержит библиографическое описание использованных источников и литературы

Внимание! Примеры оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 2.

Содержат рисунки, схемы, таблицы, которые связаны с текстом работы

Учебно-исследовательская работа состоит из введения, нескольких разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений (при необходимости).

Содержание (оглавление) в учебно-исследовательской работе представляет собой перечень разделов работы с указанием страниц, на которых они расположены и

Содержание (оглавление) включает в себя несколько разделов. Названия разделов должны представлять собой законченную мысль, отражающую рассмотренные в данной части работы аспекты.

Не желательно, чтобы название какого-либо раздела по формулировке полностью совпадало с темой работы, так как в этом случае остальные разделы становятся излишними (тема раскрыта в одном разделе).

Формулировка наименований разделов, приводимая в содержании (оглавлении) должна полностью совпадать с заголовками соответствующих разделов в тексте работы.

Пример оформления содержания (оглавления):

Учебно исследовательская работа что это

Введение – это важнейшая часть учебно-исследовательской работы. В нем надлежит:

Определить актуальность темы исследования

Сформулировать цели и задачи работы

Определить объект и предмет исследования

Внимание! Объем введения должен составлять 1-2 страницы текста

Определение актуальности – обязательное требование к учебно-исследовательской работе и представляет собой обоснование того, почему данный вопрос следует изучать и для чего это нужно. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть кратким. При обосновании актуальности работы студент может использовать следующие шаблоны: «Решение данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, так как…» или «Данная проблема имеет важное научное значение, поскольку…».

Формулирование цели и задач научной работы дает возможность студенту более осмысленно подойти к раскрытию ее содержания.

Цель – э то свёрнутое описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности.

Это ожидаемый результат исследования.

Задачи – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Задачи должны отвечать на вопрос: «Что сделать?»

Формулируются задачи, начинаясь со следующих слов:

К формулировкам задач необходимо подходить тщательнейшим образом, поскольку их решение должно составить содержание разделов научной работы.

Внимание! Заголовки разделов соотносятся именно с формулировками задач.

Пример оформления цели и задач УИР (тема учебно-исследовательской работы: «Анализ причин и особенностей военного конфликта в Абхазии»)

Учебно исследовательская работа что это

Объект УИР: что рассматривается. Определяя объект исследования, проясняется вопрос: « Что именно мы исследуем?»

Предмет УИР: сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции).

Пример оформления объекта и предмета УИР ( тема учебно-исследовательской работы: «Анализ причин и особенностей военного конфликта в Абхазии»)

Учебно исследовательская работа что это

Содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределен по разделам. В подаче материала следует соблюдать логику изложения. Основная часть работы, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна отражать собственное мнение студента и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Внимание! Объем основной части работы должен составлять 10-15 страниц текста.

В заключении формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Внимание! Объем заключения работы должен составлять 1-2 стра­ницы текста.

Список использованной литературы

В библиографический список вносятся все литературные источники, правовые и нормативные документы. Библиографический список помещают в конце текстового документа перед приложением. Документы в списке располагаются по алфавиту, нумеруются арабскими цифрами и печатаются с абзацного отступа.

Составление библиографического списка использованной литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список литературы состоит библиографических записей, которые представляют собой библиографическое описание документа, используемого при выполнении учебно-исследовательской работы: книги, статьи, электронного ресурса (Интернет-ресурса) и др.

В библиографическом описании необходимо пользоваться шаблоном, четко соблюдая все знаки препинания или разделительные знаки, обозначенные пробелы. Шаблон на составление описания книги с одним, двумя или более авторами имеет вид (• – знак пробела): Фамилия,•И.•О. (если у книги два, три автора и более, указывается только первый) •Заглавие (название книги)•:•учебник•/•ред.•И.•О.•Фамилия;•сост.•И.•О.•Фамилия.•–•2-е изд.,•переработ.•и•доп.•–•Место издания (М.; СПб.; Самара и т. п.)•:•Издательство,•Год издания.•– •Количество страниц.

Шаблон на составление описания статьи с одним, двумя или более авторами имеет вид: Фамилия,•И.•О. (если у статьи два, три автора и более, указывается только первый) •Заглавие (название статьи или главы из книги) •/И.О. Фамилия автора или авторов•//•Название журнала.•–•Год издания.•– •№• (арабскими цифрами номер журнала).•–•С. (диапазон страниц, на которых напечатана статья).

В данном разделе МР приведены только два примера описания наиболее распространенных используемых литературных источников при выполнении учебно-исследовательской работы.

Внимание! Более подробные примеры оформления библиографического списка представлены в Приложении 2.

Это наглядное представление полученных результатов.

Приложения могут быть представлены в виде: схем, таблиц, графиков, рисунков, фотографий и т.п.

Требования к приложению:

1. Объем ограничен до 10 страниц.

2. Каждое приложение на своем листе. Подписывается в правом верхнем углу ( Приложение 1 и т.д. )

3. Номер и название таблиц подписываются над таблицей. Номер и название рисунков подписываются под рисунком.

4. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Учебно-исследовательская работа должна быть оформлена на листах писчей бумаги формата А4 (297х210). Изложение материала в учебно-исследовательской работе должно быть последовательным и логичным. Объем учебно-исследовательской работы: 15-20 страниц компьютерного текста.

Текст работы пишется 14 компьютерным шрифтом Times New Roman с интервалом 1,5 мм. Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту учебно-исследовательской работы и равным 1,25 мм.

Расположение текста должно обеспечивать соблюдение следующих полей:

Все страницы учебно-исследовательской работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литературных добавлений. Первой страницей считается титульный лист (Приложение 1), на ней цифра «1» не ставится; вторая страницы – оглавление (содержание) и т.д. Порядковый номер помещается в середине нижнего поля.

Учебная дисциплина (междисциплинарный курс),

в рамках которой(ого) выполняется рубежный контроль

Выбор темы УИР и определение ее основного содержания

Подбор и изучение источников по выбранному направлению УИР

Составление плана УИР

Написание введения в целом. Сдача его руководителю на проверку

Освещение теоретической части УИР (на основе анализа, сравнения и обобщения данных из различных источников)

Сдача теоретической части УИР руководителю на проверку

Написание заключения УИР

Обсуждение с руководителем УИР. Внесение корректировок с учетом рекомендаций руководителя

Подготовка презентации и текста защиты УИР

Защита учебно-исследовательского проекта

Формулирование цели и задач исследования

Определение объекта и предмета исследования

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Качество содержания учебно-исследовательской работы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Оформление учебно-исследовательской работы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Защита (презентация) учебно-исследовательской работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Тольяттинский социально-экономический колледж»

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Источник

Доклад «Учебно-исследовательская деятельность учащихся».

Учитель физики Никитина И.Н.

МОУ «СОШ №22» Г.Саратов

« Учебно – исследовательская деятельность учащихся»

Мир, в котором мы живем,

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.

Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.

В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.

Цели исследовательской деятельности:

1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3. углубление общеобразовательной подготовки;

4. развитие личностных качеств учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность как фактор, интегрирующий учеб­но-воспитательный процесс в единую систему позволяет решать следующие задачи :

достижение учащихся уровня образованности, который создает осно­ ву для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятель­ному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности;

самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учеб ной деятельности исследовательского характера;

овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основ ными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;

обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности как фактор обогащения образовательной среды;

интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, уча­ щихся в создании единого ценностного пространства;

создание условий управления качеством образования, способствующих формированию модели личности вы­ пускника.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии:

· воспитание познавательного интереса;

· создание положительной мотивации учения и образования;

· формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

· развитие интеллектуальной сферы личности;

· формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

· развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

· во введении общих и частных методов исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

· в организации учебной и внеу рочной образовательной и поисково-творческой деятельности;

· в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

Общие методы исследования:

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.

Комплексные методы исследования: анализ, синтез, моделирование.

Виды исследовательской деятельности.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.

Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по–прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Несмотря на то, что идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), в последствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественно-научный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила. Существует ряд дидактических концепций применения исследовательского метода в процессе обучения.

Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:

— возникновение идеи или проблемы;

— решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);

— реализация идеи на практике.

Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга.

Процесс обучения, исходя из субъект-субъектного подхода к ученикам, заложенного Л.С. Выготским, понимается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития), благодаря которому происходит приобщение к культуре. Таким образом, можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, творческий процесс познания мира.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся – концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой. Это процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности.

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

— формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

— значительно расширяется кругозор в предметных областях;

— происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

— наилучшим образом развиваются творческие задатки.

К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:

натуралистические и описательные;

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).

Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Исследовательские работы начальной школы.

Особенно актуальна проблема формирование исследовательской культуры для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье.

Формирование исследовательских навыков школьников среднего звена.

Формирование исследовательской культуры школьников среднего звена основано на совершенствовании приобретенных ими ранее навыков и умений. В пятом классе помимо совершенствования приобретенных ранее навыков, можно начать формировать навыки элементарного теоретического анализа; развивать умения выделять главное; учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, сортируя материалы, отделяя главное от второстепенного. В шестом классе школьники учатся анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости. В седьмом классе – формировать умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Школьники учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач, осуществлять учет альтернатив решения проблем; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме. А в восьмом классе ребята учатся анализировать полученную информацию; формировать умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста. В 8-9-ых классах формировать исследовательские навыки учащихся, использовать групповые работы, задания по решение экспериментальных задач и т.д. В 9 – 10-ых классах осуществлять внепредметные исследовательские работы, интегрированные проекты. С учащимися 10 – 11-ых классов проводить конференции на школьном, городском и региональном уровне, так как здесь требуются навыки экспериментальной работы, умение оформить и доложить свою практическую часть работы.

II этап: ( для среднего звена) Исследовательские проекты

III этап: ( для старшеклассников) Научно – исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность

Развиваются умения освещать события, факты и явления неизвестные ранее, делать собственные умозаключения, самостоятельно и творчески мыслить.

Обогащение содержания образовательной среды исследовательскими методами обучения.

Создание «ситуации успеха» через участие в многочисленных интеллектуальных конкурсах, марафонах, проектах, олимпиадах и конференциях;

Моделирование исследовательского мышления через индивидуальный творческий маршрут, где учебный материал конструируется через выявление логических и информационных связей между предметами, проецируясь на индивидуальные исследование, творческий проект.

Индивидуализация обучения в сочетании с групповыми формами обучения через использование технологий развития критического мышления.

Развитие продуктивного мышления, практико-ориентированное обучение через реализацию метода учебных проектов по программе Intel ® «Обучение для будущего».

6. Оценка динамики достижения учащихся через создание и наполнение портфолио.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *