На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Что мы знаем о народах России? стр. 12 – 13
В этой теме ученики первого класса выяснят, что они знают о народах России, их традициях, истории, культуре.
1) Вспомните, какие народы России вы знаете. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов нашей страны. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы страны.
В России проживают: русские, татары, башкиры, осетины, коми, удмурты, дагестанцы, ненцы, евреи, буряты, чукчи.
На рисунках мы видим, что представители различных национальностей, живущих в нашей стране, отличаются друг от друга как внешне, так и по традиционным костюмам.
У каждого из них свои история, обычаи и традиции. В том числе, у каждого свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а чукчи носят одежду из меховых шубок и шапок. На ногах они носят особые меховые сапожки — унты.
2) Какие праздники отмечают народы в России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?
У каждой народности нашей страны есть собственные национальные праздники.
Например, у русских таковым является Масленица, проводы зимы. Это весёлое празднество, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары отмечают Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, в ходе которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
И таких колоритных праздников в разных уголках нашей страны огромное множество.
Я тоже принимала участие во многих национальных праздниках. Я люблю ходить на Масленицу, и хотя там не было взятия снежного городка, но устраивались весёлые конкурсы с залезанием на столб.
Домашнее задание
1) Назовите несколько народов, живущих в России.
В России проживают: русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, адыги, карелы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, ненцы, чукчи, калмыки.
2) Чем различаются представители разных народов?
Они отличаются разными чертами лица, национальными костюмами, традициями и обычаями, вероисповеданием, народными праздниками.
3) Что связывает народы России в единую семью?
В единую семью их связывает общая Родина, история, уважение и дружба.
Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Планируемые результаты (предметные)
Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Образовательные ресурсы
Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация
Этапы урока
Ход урока
Формы контроля
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний
Повторение
— На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — Какие главные символы страны запомнили? — Что означают три цвета флага? — Что символизирует герб?
Дети повторяют пройденный материал
Формулированиетемы, планирование деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. — Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы. (Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах) — Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? — Какова тема нашего урока? — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» — Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Высказывают свое мнение
Формулирование темы и цели урока
2 группа— Кавказ (Слайд) — Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ. Какие особенности костюмов народов Кавказа? Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)
Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д
3 группа— Уральские горы (Слайд) — Наш самолёт летит к Уральским горам. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
— Уральские горы
4 группа— Крайний Север (Слайд) — Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны — Чем отличаются люди разных национальностей? — Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи — Много различий между народами, но еще больше между ними общего. — Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России? — А сейчас отправимся в главный город нашей страны.
— внешний вид, костюмы
Проверка домашнего задания
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди? — В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край? — Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью. Все они являются равноправными гражданами России. В нашем городе проживают люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями. — Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?
Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома
Итог. Рефлексия
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Узнали, почему Россию называют союзом братских народов? — Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что мы знаем о народах России?»
Вы знаете, я уже успел соскучиться по вам. Мне так интересно было знакомиться с планетой Земля, а особенно с Россией! Я даже немного позавидовал тому, что в России так много людей, и все люди такие разные. Мне захотелось поближе познакомиться с разными народами Российской Федерации. И вот что я узнал.
Оказывается, разных народов, населяющих Россию, около двух сотен! И каждый народ старается сохранить свои отличительные признаки – язык, на котором говорили их предки, национальные костюмы, традиции, народные праздники.
Самый многочисленный народ, населяющий Россию, – это русские. Я прочитал, что русские составляют примерно 80 % всего населения России. А что это такое, восемьдесят процентов? Об этом я спросил у папы. Он показал мне круг, разделённый на десять равных частей. 8 из них и составляют 80 % от целого.
А какие красивые национальные костюмы у русского народа! Посмотрите, вот женский костюм – вышитая рубаха, поверх неё надет. как это называется? А-а, сарафан. А в мужском костюме тоже есть вышитая подпоясанная рубашка.
Интересно, а какие праздники есть у русского народа? Ого, да их немало! Вот, например, праздник Пасха. Его всегда отмечают весной.
Это один из главных христианских праздников. Христианство, а ещё точнее, православное христианство – это религия, которая играет большую роль в жизни русского народа. К празднику Пасхи обычно пекут куличи, красят яйца, идут в храм и освящают их. В праздничный день люди надевают свою лучшую одежду, ходят в гости, обмениваются крашеными яйцами, играют с ними в «битки».
А на праздник, который называется Масленица, пекут блины, сжигают чучело Масленицы, катаются на санях, танцуют, поют.
Ещё один очень интересный праздник – Иван Купала. В ночь на Ивана Купалу плетут венки и пускают их на воду, водят хороводы, ищут в лесу цветок папоротника. А ещё жгут костры и прыгают через них.
Ох, и не страшно же им! Я бы ни за что не решился прыгнуть через костёр!
Но что-то я увлёкся. Ведь есть ещё народы, традиции которых очень интересные. Вот, например, татары. Это второй по численности народ России.
Ух ты, какая интересная и красивая национальная одежда у татар! Длинные рубахи, широкие шаровары, мягкие сапоги. Я бы тоже не отказался такую носить!
А интересно, какие есть праздники у этого народа?
Ага, понятно! Если у русских основная религия – христианство, то религия татар называется «ислам».
Как я понял, наиболее известный праздник татарского народа – Ураза-байрам.
Это религиозный праздник. В этот день люди надевают свои лучшие одежды, на стол выставляют вкусные блюда, дарят близким подарки, носят угощение соседям. На улицах устраивают красочные представления и богатые ярмарки.
Один из самых любимых праздников у татар – Сабантуй.
В этот праздник проводят различные состязания – национальную борьбу, скачки и многое другое. Такие же праздники отмечает и другой многочисленный народ – башкиры.
А наряды у них какие – красиво расшитые тесьмой.
Да, хотелось бы побольше узнать о традициях татарского и башкирского народов, но ведь ещё так много других народов, о которых тоже хочется узнать.
Вот, например, буряты. Ой, какие у них костюмы!
Они похожи на халаты. Но какие яркие! Особенно часто буряты носят костюмы синего цвета. А шапочки у бурят какие красивые!
Оказывается, у бурят каждый цвет имеет свой символ. Зелёный – это пробуждение природы, прихода тепла, символ Земли. Красный – огонь и жизненная энергия. Синий – небо.
Буряты исповедуют религию, которая называется «буддизм». Буддийские храмы с многоярусными крышами поражают своей красотой!
Самые любимые развлечения у бурят – это скачки, догонялки, стрельба из лука, игры, в которых надо показать свою силу и ловкость.
А сейчас я хочу посмотреть, как живут люди на юге России. Там, где возвышаются горы, вершины которых покрыты снежными шапками. Эти горы носят название «Кавказ». Ага, вижу-вижу. На Кавказе живёт много народностей. Вот, например, осетины.
Посмотрите, какие яркие, красочные их национальные костюмы. Они украшены вышивкой, орнаментом, нашивками.
Не менее красива и национальная одежда чеченцев.
Она тоже яркая, торжественная.
Кавказских народов довольно много, и у каждого есть свои праздники. Часто во время праздников проводятся игры и спортивные состязания – бег, борьба, фехтование и многое другое. И особенно любят на Кавказе конноспортивные игры.
Так-так. Русские, татары, башкиры, буряты, осетины, чеченцы – это довольно многочисленные народы России.
Но в России есть народы совсем небольшие. Особенно много таких малых народов на северо-востоке Российской Федерации.
Вот, например, чукчи или ненцы. Там, где живут эти народы, очень холодно, зимой трещат сильные морозы. Поэтому чукчи и ненцы даже рубашки и штаны шьют из оленьих шкур. А к рубашкам пришивают меховые капюшоны и рукавицы. Из меха шьют сапоги и даже короткие меховые чулки.
Чукчи и ненцы охотятся, ловят рыбу, пасут стада оленей. Ненцы даже называют себя «детьми оленей», ведь олени дают им и пищу, и одежду.
Оленьи шкуры используют для постройки домов. Эти дома называются чумами. Чум похож на шалаш.
Сначала ставят длинные палки – жерди, а потом покрывают их шкурами. Такой чум очень удобен тем, что его в любой момент можно быстро разобрать, переехать на новое место и там заново поставить. Ведь для того, чтобы оленям найти корм, стада́ перегоняют с одного места на другое. И вместе с оленями переходят оленеводы и перевозят свои дома-чумы.
А ещё оленей запрягают в длинные узкие сани, которые называются «нарты».
На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, такие упряжки – самый удобный вид транспорта.
Да-а, как же интересно жить в России! Так много разных народов, которые отличаются друг от друга и внешностью, и языком, национальной одеждой, традициями и праздниками. Но при этом люди находят общий язык друг с другом, понимают друг друга, дружат. Как бы мне хотелось, чтобы и на моей планете нас было много. И чтобы все были разными. Ведь если все одинаковые – это очень скучно.
Ой, планеты поменяли своё местоположение и мне не видно вашу Землю. Так что наш сеанс связи с вами на сегодня заканчивается. И мне приходится говорить вам: «До свидания».
Конспект урока по окружающему миру «Что мы знаем о народах России», 1 класс, программа «Школа России»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
муниципального образования город Нягань
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Что мы знаем о народах России»
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?», 1 класс, окружающий мир.
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы : учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,
рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.
-карточки с заданиями (для работы в группах)
-карточки «Костюмы народов России», цветные карандаши
-фонограмма песни «Барыня»
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;
Развивать универсальные учебные действия:
— умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;
— развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.
Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.
Планируемые образовательные результаты:
— знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;
— находить информацию о народах своего края.
— работать по предложенному учителем плану.
— уметь оформлять свою мысль в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
— уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
Формы организации учебной деятельности
Формирование универсальных учебных действий:
I.Мотивация к учебной деятельности
актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности
Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей
— Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Включение в учебный процесс
Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II.Актуализация знаний и умений
актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК
— Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)
— Как вы понимаете слова гимна «Братских народов союз вековой?» Слайд 2 Рисунок Народы
Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
— Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей.
— Какие народы населяют Россию?
-Что мы знаем о народах России?
Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
Проявление интереса к материалу изучаемого материала.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания- незнания по теме.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
III.Постановка проблемного вопроса.
темы и целей урока.
— организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока
— Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.
— Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?
— Какова тема нашего урока?
— Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» на Слайд 2 Самолётике
— Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать?
Дети с помощью учителя формулируют цель урока – открыть новые знания о народах России.
— Почему нам нужно знать о народах России?
Используя приём «яркое пятно» (рисунки), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся по теме урока; помочь детям формулировать цели и задачи урока.
Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между
целью учебной деятельности и её мотивом.
IV.Открытие нового знания.
организовать изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
— Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
— Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ . Слайды 4,5.
-Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.
— Наш маршрут – на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.
— Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртая по численности народ России.
— Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.
Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает – люди. Расскажите об особенностях их костюмов.
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.