Учебная практика проектная практика что это
Цели и задачи проектной практики
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Русско-Британский Институт Управления»
(НОУВПО РБИУ)
ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ
080505.65 Управление персоналом
по направлению080100.62 Экономика
080500.62 Менеджмент (Туризм)
080500.62 Менеджмент (в индустрии красоты)
080500.62 Менеджмент (ресторанный и гостиничный бизнес)
Издается по решению ученого совета
Негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Русско-Британский институт управления»
Программа одобрена на заседании кафедры
Заведующий кафедрой менеджмента Л.П. Ярулина
Настоящая программа учебной практики для всех специальностей и направлений НОУВПО РБИУ разработана в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов Русско-Британского института управления », утвержденного ученым советом вуза 27 февраля 2006 года, протокол № 6.
Составитель: Д.А. Шагеев, К.В. Антонов.
Начальник научно-методического отдела,
кандидат педагогических наук Л.С. кошкарова
Начальник отдела практики и трудоустройства В.А. Буевич
содержание
1. Цели и задачи проектной практики 4
2. Методические рекомендации по выполнению заданий проектной
2.1 Формирование команд 7
2.2Выбор проблемы проектного
2.3. Основные проектные документы
2.4. Защита и реализация проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец оформления титульного листа отчета 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец оформления библиографического списка 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Перечень специальностей НОУВПОРБИУ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пакет проектных документов
Цели и задачи проектной практики
В рамках проектного подхода к управлению особое значение приобретает формирование базовых умений и навыков проектной деятельности:
— осознание специфики проектного подхода к управлению;
— умение организовывать командную работу, распределять полномочия, ответственность и результаты;
— навыки формирования базового пакета проектной документации и собственных корпоративных стандартов проектного управления.
Проектная практика продолжает формирование базовых управленческих компетенций, формирует навыки проектной работы, способствует закреплению умений по поиску, формулировке и решению социально и коммерчески значимых проблем, создание пакета проектных документов.
Студенты в онлайн режиме должны закрепить навыки проектной деятельности и командной работы, попытаться решить важнейшие проблемы в жизни РБИУ.
В качестве инструмента контроля используется механизм публичной защиты проекта и оценка его практической реализации.
Цель проектной практики –формирование умений и навыков проектной деятельности.
Реализации данной цели способствую следующие задачи:
1) Закрепление теоретических знаний по проектному менеджменту;
2) Закрепление навыков командной работы как ведущего способа проектной деятельности;
3) Закрепление аналитических умений в рамках поиска и анализа проблем;
4) Формирование пакета проектных документов;
5) Отработка навыка публичной защиты проекта;
6) Реализация разработанного проекта;
7) Укрепление чувства единства с РБИУ.
Проектная практика предполагает прохождение следующих этапов:
1. Май 2011 г. – теоретический этап:
— формирование проектных команд;
— поиск значимых для РБИУ проблем;
— анализ данных проблем;
— разработка проектов решения проблем;
— формирование базового пакета проектной документации;
— презентация и защита разработанных проектов.
— практическая реализация разработанных проектов.
Общая оценка студента по практике складывается из суммарной оценки за два этапа.
График учебной практики раздела учебного плана «Формирование базовых управленческих компетенций»
Методические рекомендации по проведению учебной и производственной практики Внеурочная(проектная) деятельность
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Методические рекомендации по учебной практике составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.
Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик: Бутурлиновкий филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Разработчик: Лепехина Н.А., преподаватель.
Методическая помощь в подготовке и проведении проектов ……………………………….6
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ…………………………………………………………………………………… …. ……7
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)… ……………………………………………………………….13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью производственной практики является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта (в условиях реального производства) в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
Результатом освоения программы учебной и производственной практик являются сформированные профессиональные компетенции :
ПК 2.1 Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Для оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций обучающихся в последний день производственной практики проводится дифференцированный зачет по учебной и производственной практике.
До дифференцированного зачета по учебной и производственной практикам допускаются обучающиеся, предоставившие следующие документы:
положительные аттестационные листы по каждому этапу учебной и производственной практики;
положительную характеристику учебной и профессиональной деятельности во время производственной практики;
дневник учебной практики;
отчет по каждому этапу производственной практики (в соответствии с заданием на практику).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Определение целей и задач внеурочной (проектной) работы в базовом ОУ.
Анализ планов и организации внеурочной (проектной) работы базового ОУ.
Экскурсии в учреждения дополнительного образования.
Наблюдение и анализ опыта работы учителей, разработка предложений по совершенствованию и коррекции проектной деятельности.
Планирование и подготовка проектов социально-педагогической направленности в соответствии с планом работы базового ОУ.
Составление программы педагогического наблюдения с целью выявления познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся.
Проведение диагностик, сбор сведений об учащихся класса.
Обобщение информации по педагогическому наблюдению
Изучение опыта работы ОУ с одарѐнными детьми.
Оформление документации, обеспечивающей организацию внеурочной (проектной) деятельности в избранной области.
Определение цели и задач практики. Инструктаж по ТБ
Закрепление студентов за наставниками
Составление графика проведения внеурочных занятий
Ознакомление с кабинетом (лабораторией), оборудованием и комплексным методическим обеспечением
Знакомство с ФГОС начальной школы в части организации внеурочной(проектной) деятельности обучающихся
Составление программы работы над проектом
Определение формы занятия: конкурс, викторина, ученическая конференция, тематический вечер, выставка, олимпиада, экскурсия и др
Определение цели занятия
Определение содержания занятия
Технология подготовки и проведение занятий (подготовительный этап, этап проведения, этап использования результатов)
Подготовка и проведение занятий(мероприятий), направленных на выявление мотивированных и одарённых учеников для организации их последующего развития (олимпиады, предметная неделя, викторина, мини-сочинение)
Организация проектной и исследовательской деятельности в школе первой ступени. Разработка проектов «Спортивное состязание «А, ну-ка, мальчики!», «Литературный квест «По страницам произведений В.Драгунского»
Анализ занятий, обсуждение с сокурсниками, преподавателем
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТОВ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов».
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
прояснение неясных вопросов;
формирование гипотезы исследования;
планирование учебных действий;
анализ и синтез данных;
выступление с сообщениями;
ответы на вопросы, корректировка;
Педагогическая деятельность учителя:
Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
— Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
— Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
— Организация процесса рефлексии.
Анализ процесса учителем.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат.
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Определение цели проекта и этапов достижения цели;
Распределение ролей и планирование работы
Обсуждение данных, систематизация
Изготовление моделей (макеты, сценарии)
Выбор способа представления результатов
Распределение ролей для защиты
Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Методические рекомендации ученику.
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
Выполняй проект в следующем порядке:
Выбери с помощью родителей и учителя тему;
Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
Выполни теоретическую и практическую части проекта;
Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
Напечатай графическую часть проекта;
Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
… Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
Школа настоящего – школа проектов.
Что же такое проект?
4) Организовать группы
4) разбивку на группы
5) Распределить амплуа в группах
5) распределение ролей в группе
6) Спланировать деятельность по решению задач проекта
6) планирование работы
7) Возможные формы презентации результатов
7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Работают активно и самостоятельно:
8) Консультирует учащихся по необходимости
8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9) Ненавязчиво контролирует
9) консультируются по необходимости
10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
10) «добывают» недостающие знания
11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
11) подготавливают презентацию результатов
12) Обобщает и резюмирует полученные результаты
12) понимание проблемы, цели задачи
13) Подводит итог обучения
13) умение планировать и осуществлять работу
14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)
14) найденный способ решения проблемы
15) рефлексию деятельности и результата
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Вид работ № 1. Определение целей и задач проектной деятельности в начальной школе в базовом ОУ. Анализ планов и организации внеурочной работы базового ОУ.
Определите цели и задачи проектной деятельности в базовом образовательном учреждении. Проанализируйте программу деятельности базового ОУ и план внеурочной работы, заполните карту анализа. Сформулируйте предложения по коррекции и усовершенствованию данного плана.
Показатели оценки вида работ № 1
Соответствие \ несоответствие показателей по каждому критерию карты анализа плана (каждый из показателей оценивается отдельно).
Визитная карточка детского объединения содержит информацию по всем основным пунктам плана.
Визитная карточка оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Вид работ № 2. Наблюдение за детьми и педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных и исследовательских способностей обучающихся.
Составьте программу и проведите педагогическое наблюдение с целью выявления познавательных интересов, интеллектуальных и исследовательских способностей обучающихся . Подберите педагогический инструментарий и проведите диагностику познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей («Страна Вообразилия» / «Что я люблю больше всего» (методика незаконченных предложений), «Рамочка для фотографии»,
«Ранжирование», «Сочинение» и т.д.) . На основе полученных результатов составьте заключение о познавательных интересах, исследовательских и интеллектуальных способностях обучающихся данного детского коллектива.
Показатели оценки вида работ № 2
Программа наблюдения составлена в соответствии с поставленными целями и задачами.
Сроки проведения наблюдения определены в соответствии с ситуацией.
Инструментарий педагогического наблюдения соответствует целям и задачам.
Педагогический инструментарий подобран в соответствии с возрастом ребенка.
Диагностика проводится с соблюдением требований к еѐ проведению.
Обучающийся корректно обрабатывает и интерпретирует полученные результаты.
Выводы по результатам диагностики обоснованы ссылками.
Вид работ № 3. Планирование внеурочной (проектной) деятельности в соответствии с планом внеурочной работы базового ОУ.
Опираясь на план работы выбранного внеурочного объединения, составьте технологическую карту проекта в соответствии с графиком, составленным руководителем практики.
Показатели оценки вида работ № 3
Деятельность обучающихся обеспечивает формирование планируемых образовательных результатов.
Содержание деятельности обучающихся соответствует их возрасту и опирается на достигнутые ранее образовательные результаты.
Деятельность обучающихся спланирована в соответствии с возрастными нормами: смена видов деятельности, чередование индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, включение динамических пауз.
Деятельность учителя обеспечивает безопасность обучающихся.
Ресурсы обеспечивают деятельность обучающихся и соответствуют их возрастным особенностям.
Содержание позволяет работать над формированием запланированных образовательных результатов.
Вид работ № 4. Презентация проекта на базе ОУ.
Подготовьте и презентуйте проект в начальной школе в соответствии с планом внеурочной работы базового ОУ (по графику, составленному методистом).
Показатели оценки вида работ № 4
При проведении внеурочного мероприятия \ занятия кружка обучающийся:
следует плану внеклассного занятия, отступая от него в соответствии с ситуацией;
корректно проводит приемы (использует техники), определенные в разделе деятельность учителя;
использует адекватные средства стимулирования деятельности обучающихся;
использует адекватные средства стимулирования общения и взаимодействия (совместного действия) обучающихся;
грамотно строит речь, адекватно использует паузы, интонирование, наглядные материалы;
адекватно реагирует на реплики, вопросы, поведение обучающихся;
вовлекает всех учащихся в деятельность;
дает исчерпывающую обратную связь обучающимся по поводу их деятельности и её результатов;
соблюдает санитарно-гигиенические требования к проведению мероприятий.
Вид работ № 5. Оценка результатов деятельности обучающихся.
Отберите оценочные средства, позволяющие оценить результаты деятельности обучающихся в рамках выбранного Вами типа проектной деятельности. Оцените результаты, по результатам оценки составьте аналитическую справку.
Показатели оценки вида работ № 5
Оценочные средства отобраны в соответствии с заданной целью оценивания.
Оценочные средства отобраны в соответствии с образовательными результатами, подлежащими оценке.
Работы / результаты наблюдения за деятельностью учащихся оценены в соответствии с инструментом проверки, входящим в состав оценочных средств (модельным ответом / шкалой / критериями оценки / портфолио / бланком ответов)
Объяснение оценкам дано в залоге инструмента проверки и конкретизировано относительно формулировки задания для обучающегося.
Выводы по результатам оценки сделаны в соответствии с заданной целью оценивания.
Выводы обоснованы ссылками на результаты оценивания и описание ситуации.
Вид работ № 6. Самоанализ работы над проектом.
Проанализируйте каждый этап подготовки проекта и его презентации, пользуясь схемой анализа, и занесите свои рассуждения и выводы в дневник производственной практики.
Показатели оценки вида работ №6.
Самоанализ соответствует предложенной схеме.
Вывод по каждому заданному критерию подтвержден ссылкой на результаты проведения внеурочного занятия, соответствующие действительности.
Названы вероятные причины выявленных недостатков внеурочного мероприятия / занятия.
Предположения о причинах выявленных недостатков внеурочного мероприятия / занятия обоснованы ссылками на положения педагогики и \ или возрастной психологи, и \ или частных методик, и \ или особенности ситуации.
Вид работ №7. Наблюдение и обсуждение отдельных проектов в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Анализ проектной деятельности, разработка предложений по совершенствованию и коррекции внеурочных мероприятий.
Посетите презентации проектов однокурсников (не менее 4), обсудите их в диалоге с руководителем практики и учителем. Заполните карту наблюдения и анализа.
Показатели оценки вида работ №7.
Направленность и вид внеурочной деятельности, форма проведения занятия определены верно.
Указаны универсальные учебные действия, формируемые в ходе занятия.
Соответствие \ несоответствие показателей по каждому критерию карты анализа плана (каждый из показателей оценивается отдельно).
Предложенные рекомендации обоснованы положениями современной педагогики, психологии и частных методик.
Вид работ № 8. Оформление документации, обеспечивающей организацию внеурочной(проектной) работы в избранной деятельности (план внеурочной работы, технологические карты и т.д.). Ведение учебной документации (дневник практики, отчет о производственной практике).
Оформите документацию, обеспечивающую организацию внеурочной (проектной) работы в избранной деятельности (технологические карты, карты наблюдения и анализа, экспертизу программы внеурочной деятельности) в соответствии с предъявляемыми требованиями.
По окончании производственной практики подготовьте отчет о производственной практике . Отчет утверждается организацией (подпись руководителя от организации и печать) и включает в себя следующие документы:
дневник учебной и производственной практик );
самоанализ учебной и профессиональной деятельности в ходе прохождения производственной практики ;
портфолио работ, подготовленных обучающимся в рамках производственной практики.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Методическое планирование проектной деятельности
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Подготовка информации о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
Промежуточные отчеты учащихся
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов.
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
Заключительный этап: публичная защита проектов.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.