Участок реализации в бухгалтерии что это
Бухгалтерские проводки по реализации товара
Источник правил для отражения реализации в бухгалтерском учете
Принципы, которыми следует руководствоваться при оформлении проводок по продажам, изложены в ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Этот документ в качестве основного правила устанавливает деление всех доходов, возникающих у юрлица:
Юрлицо самостоятельно (исходя из особенностей своей деятельности, влияющих на отнесение доходов к обычным или прочим) принимает решение о том, как делить свои доходы на два этих вида (п. 4 ПБУ 9/99), закрепляя это в своей учетной политике.
В числе доходов, относимых к обычным, ПБУ 9/99 (п. 5) в качестве основных указывает возникающие от продаж продукции, товаров, работ и услуг. Определять их величину следует без НДС и акцизов (п. 3 ПБУ 9/99).
Момент для признания выручки от продаж наступает при одновременном выполнении таких условий (п. 12 ПБУ 9/99):
Проверьте правильно ли вы отражаете реализацию товаров в бухгалтерском и налоговом учете, с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Юрлица, использующие возможность упрощения бухучета и бухотчетности, вправе признавать доход от продаж по мере получения оплаты (т. е. без привязки к факту перехода права собственности).
При длительном цикле создания предмета продажи допускается признание доходов не по окончании этого цикла, а по мере готовности отдельных частей (п. 13 ПБУ 9/99).
Учет продаж по основной деятельности (продукции, товаров, работ и услуг)
Все учетные операции, возникающие в связи с продажами по основной деятельности, План счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предписывает осуществлять с применением счета 90. Поскольку сюда попадут и доходы, и связанные с ними расходы, на счете 90 сформируется финансовый результат от продаж.
Аналитика, организуемая на этом счете, должна давать возможность видеть данные по продажам от каждого из видов основной деятельности. Торговым организациям, в частности, следует разделять бухгалтерские проводки по реализации товаров и оказанию услуг по их доставке до покупателей.
По кредиту счета 90 в результате проводки Дт 62 Кт 90 отразится доход по каждой из продаж в полной сумме, включающей НДС и акцизы. Поскольку налоги не должны учитываться в объеме доходов, формирующих финрезультат, на их сумму будет сделана проводка Дт 90 Кт 68, учитывающая начисление налогов к уплате в бюджет с одновременным уменьшением на их величину дохода от реализации.
Также в дебет счета 90 будут отнесены расходы, возникающие при продаже. Выразится это проводками:
В розничной торговле принятие товаров на учет допускается осуществлять не только по их фактической себестоимости, но и по цене продаж (п. 20 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 13 ПБУ 5/01), что приводит к появлению дополнительной проводки Дт 41 Кт 42, добавляющей к цене поставщика сумму наценки. В этом случае в момент реализации товара проводкой Дт 90 Кт 42 сторно себестоимость его продажи уменьшается до фактической.
Как учитывать запасы по нормам нового ФСБУ 5/2019, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Проводки по реализации имущества, не предназначавшегося для продажи
В отношении прочих продаж (не входящих в число связанных с основной деятельностью) проводки по реализации в бухгалтерском учете делаются с использованием счета 91. Обычно сюда попадают доходы от сдачи в аренду и продажи имущества, приобретенного в качестве необходимого для обеспечения функционирования юрлица, но в силу каких-либо причин оказавшегося на реализации.
На счете 91 тоже должна быть организована аналитика по видам продаж. Финрезультат от них сформируется по такому же принципу, что и на счете 90:
Однако к продаже товара такие проводки отношения иметь не будут, поскольку товар представляет собой имущество, изначально предназначаемое для продажи, и приобретают его с этой целью организации торговой направленности, т. е. те, для которых торговля является основным видом деятельности.
Итоги
Доходы от реализации товаров относятся к получаемым от той деятельности, ради которой юрлицо создано, т. е. к обычным для целей бухучета. Финрезультат от таких продаж отражается на счете 90, по кредиту которого показывается доход в полной его сумме, включающей в себя налоги, а по дебету — сумма этих самых налогов, учетная стоимость товаров и расходы по продаже. Для розницы, устанавливающей учетную стоимость товара равной цене продажи, эту стоимость в момент реализации корректируют до фактической путем учета на счете 90 относящейся к ней наценки, выраженной отрицательной величиной.
Реализация товаров и услуг в 1С 8.3
Для проведения реализации в товаров и услуг 1С Бухгалтерия 8 необходимо зайти в меню (слева), через пункт «Продажи» нужно выбрать журнал «Реализация (акты, накладные)».
Перед Вами откроется окно, нажимаем в нем клавишу «Реализация», в появившемся выпадающем списке выбираем «Товары (накладная)», после этого действия откроется форма для заполнения.
Необходимо заполнить обязательные поля в форме:
Документ реализации создается по выставленному ранее счету. Для его формирования нужно попасть в журнал «Счета покупателей», отобрать нужный документ и открыть его.
Документы в 1С создаются на основании (соответствующая клавиша для создания по этому принципу находится сверху), перед нами появляется выпадающий список, нажимаем Реализация (акт, накладная).
После этого действия в окне отобразятся формы документа
выбираем «Товары (накладная)».
После выбора формы документа программа сама создает и заполняет документ «Реализация на основании выбранного счета».
Далее нужно выписать счет- фактуру. Кнопка для выписывания счета-фактуры находится внизу страницы. При его формировании система автоматически присвоит значения номера документа, даты и автоматически внесет их в Накладную
этот документ можно найти в разделе «Продажи» журнал «Счета-фактуры выданные».
Документ «Реализация» успешно сформирован, далее нужно его провести в 1С.
После проведения документа в информационной системе 1С создаются проводки. Посмотреть их можно нажав в верхней панели кнопку «Показать проводки и другие движения документа».
Перед Вами откроется окно с проводками по хозяйственным операциям.
Если есть необходимость корректировки проводок, то это можно сделать вручную, поставив калочку «Ручная корректировка». Обратите внимание на то, что программа распределяет информацию по ранее заполненным данным, не заменяйте данные в проводке без крайней необходимости.
Для печати документа нажимайте в верхней панели клавишу «Печать». Перед Вами появится выпадающий список, из которого выбирайте или по-одному документу из комплекта (Счет-фактура, товарная накладная) или нажимайте печать «Комплект документов». Напротив названия документа ставьте нужное количество копий.
При нажатии кнопки «Печать» можно выбрать и товарно-транспортную накладную (Т-1)
Остались вопросы или нужна помощь в настройке 1С? Закажите консультацию наших специалистов!
Участок реализации в бухгалтерии что это
По каждому виду проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг
Учет расчетов с покупателями ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).
— покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
— покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
— векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
— векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
— векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.
Отгружены ТМЦ, оказаны услуги
Списана себестоимость отгруженной продукции
Начислен налог на добавленную стоимость к уплате в бюджет
Покупателями оплачены отгруженные ТМЦ, оказанные услуги
Отражен финансовый результат от продаж (в конце месяца)
Выручка (общий доход) от реализации продукции (работ, услуг) определяется по договорным продажным ценам. Из стоимости продукции вычитаются и в выручку (общий доход) от реализации не включаются суммы налога на добавленную стоимость или другого налога такого рода.
Для учета операций по реализации продукции, товаров, работ и услуг применяется операционный счет 90 «Продажи». На этом счете отражается выручка (общий доход) и расходы по продукции, работам и услугам, реализованным за отчетный период.
По дебету и кредиту счета 90 «Продажи» отражаются доходы и расходы на один и тот же объем реализации. Поэтому соизмерение дебетовых и кредитовых оборотов по этому счету позволяет выявить конечный результат сбытовых операций. Если дебетовый оборот по счету 90 «Продажи» превышает кредитовый, сумма превышения означает потери от реализации (убыток). Его переносят на счет 99 «Прибыли и убытки» бухгалтерской проводкой по дебету счета 99 и кредиту счета 90.
Превышение кредитового оборота по счету 90 над дебетовым означает превышение доходов над расходами по реализованной продукции, то есть прибыль от реализации. Ее переносят на прибыли бухгалтерской проводкой по дебету счета 90 и кредиту счета 99.
Учет выручки от реализации по кредиту счета 90 «Продажи» осуществляется в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за продукцию, отгруженную или выданную покупателям, за работы и услуги, переданные заказчикам по продажным ценам, за вычетом скидок, предоставленных покупателям. Налог на добавленную стоимость на реализованную продукцию уменьшает выручку от реализации и учитывается отдельно по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».
Реализованная сумма торговой наценки отражается по дебету счета 42 «Торговая наценка» и кредиту счета 90 «Продажи» (такая проводка составляется в случае, когда предприятие учитывает продукцию по продажной цене с включением в нее торговой наценки).
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
корреспондирует со счетами:
Содержание хозяйственной операции
Списание стоимости выполненных работ по окончании всех этапов работ, полностью оплаченных заказчиком (в организациях, выполняющих работы долгосрочного характера)
Оплата наличными или возврат из кассы денежных средств по перерасчетам с покупателями и заказчиками
Перечисление или возврат с расчетного счета денежных средств по перерасчетам с покупателями и заказчиками
Перечисление или возврат с валютного счета денежных средств по перерасчетам с покупателями и заказчиками
Перечисление или возврат со специальных счетов в банке денежных средств по перерасчетам с покупателями и заказчиками
Оплата покупателям и заказчикам, еще не поступившая в их кассу или на их счета, подтверждаемая платежными документами организации
Зачет задолженности поставщикам и подрядчикам задолженностью покупателей и заказчиков (в организациях со смежным характером хозяйственных связей)
Зачет задолженности одних покупателей и заказчиков задолженностью других покупателей и заказчиков (в организациях со смежным характером хозяйственных связей)
Зачет задолженности прочим организациям задолженностью покупателей и заказчиков (в организациях со смежным характером хозяйственных связей)
Оплата счетов покупателей и заказчиков под поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг подразделению организации, выделенному на самостоятельный баланс, расчеты с которыми построены по принципу внутрибалансовых расчетов
Выписаны расчетные документы покупателям или заказчикам за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги
1. Задолженность покупателя или заказчика на величину процента по векселю, обеспечивающему задолженность покупателя или заказчика;
2. Прибыль от не востребованной в установленные сроки кредиторской задолженности;
3. Прибыль прошлых лет, учтенная в отчетном периоде
1. Поступление в кассу наличных денежных средств от покупателей и заказчиков;
2. Получение денежных средств в кассу в счет оплаты векселя (запись в хозяйственных операциях векселедержателя)
1. Поступление на расчетный счет платежей от покупателей и заказчиков;
2. Получение денежных средств на расчетный счет в счет оплаты векселя (запись в хозяйственных операциях векселедержателя)
1. Поступление на валютный счет платежей от покупателей и заказчиков;
2. Получение денежных средств на валютный счет в иностранной валюте в счет оплаты векселя (запись в хозяйственных операциях векселедержателя)
1. Поступление на специальные счета в банке платежей от покупателей и заказчиков;
2. Получение денежных средств на специальные счета организации в банке в счет оплаты векселя (запись в хозяйственных операциях векселедержателя)
Платежи от покупателей и заказчиков, еще не поступившие в кассу или на счета организации, подтверждаемые платежными документами
Зачет задолженности покупателей и заказчиков задолженностью поставщиков и подрядчиков (в организациях со смежным характером хозяйственных связей)
Зачет задолженности перед одними покупателями и заказчиками задолженностью других покупателей и заказчиков (в организациях со смежным характером хозяйственных связей)
Списание невостребованных долгов, признанных организацией сомнительными, за счет резерва по сомнительным долгам
Погашение дебиторской задолженности по операциям учета краткосрочного векселя
Погашение дебиторской задолженности по операциям учета долгосрочного векселя
Зачет задолженности сторонним организациям задолженностью покупателей и заказчиков
Оплата счетов покупателей и заказчиков под поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг подразделением организации, выделенному на самостоятельный баланс, расчеты с которыми построены по принципу внутрибалансовых расчетов
Списание из прибыли разницы между суммой фактически полученных денежных средств и суммой, которую организация должна получить по векселю
Какими проводками отражать реализацию товара
Нормативно-правовая база
Правовой основой, по которой организации должны продавать, а затем проводить в учете товар, является ПБУ 9/99 (Приказ Минфина России № 32н от 06.05.1999). В нем бухгалтер сможет найти ответ на все вопросы по реализации изготавливаемых продуктов или осуществляемых услуг. Организации подразделяют доходы на:
К обычным доходам относится и доходность от торговли товарами, работами и услугами (п. 5 ПБУ 9/99). Величина доходов высчитывается без налога на добавленную стоимость и НДС (п. 3 ПБУ 9/99). НДФЛ также в этом случае не учитывается. Порядок подразделения доходов каждое учреждение выбирает самостоятельно, основываясь на специфике вида деятельности и организационно-правовой формы. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 9/99).
В п. 12 ПБУ 9/99 говорится, что выручка от торговли признается в учете только в случае одновременного определения признаков:
Для организаций, работающих по упрощенной схеме бухгалтерского учета, допускается возможность признавать доходность в момент получения оплаты за ТРУ. В случаях длительного производственного цикла выручку также можно признать поэтапно — после выполнения определенного этапа или изготовления конкретной части (п. 13 ПБУ 9/99).
На каких счетах вести бухгалтерский учет продаж
Бухучет операций по продаже товаров и услуг организации отражается на счете 90 «Продажи» плана счетов (Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000). На 90 счете записываются проводки по реализации ТМЦ и расходов, непосредственно связанных со сбытом ТРУ, а также НДС, начисленный с этих операций. На сч. 90 можно вести как синтетический, так и аналитический учет. Аналитика ведется по таким параметрам, как виды реализуемых ТРУ, структурные подразделения организации.
Сч. 90 имеет ряд субсчетов, которые организация открывает на основании отраслевой и производственной специфики сферы ее функционирования:
Показатели и движения по субсчетам учитываются в течение всего месяца нарастающим итогом. В конце отчетного периода — месяца — оборот по кредиту (субсчет 90.1) сравнивается с совокупным итогом оборота по дебету по таким субсчетам, как 90.2, 3 и проч. Результат проводится на субсчете «Прибыли и убытки» следующей записью: Дт 90.9 Кт 99.
Как учитывать реализацию товаров
Бухгалтерская запись реализуемых ТМЦ делается в момент отгрузки товаров. Бухпроводки по реализации товаров такие:
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
62 | 90.1 | Поступила выручка от сбыта продукции |
90.2 | 41 | Списание себестоимости реализованных ТМЦ |
90.5 | 44 | Списание издержек, связанных с продажей |
51 | 62 | Получение оплаты от заказчика |
Если по условиям договора передача прав собственности на реализованные ТМЦ от продавца к покупателю осуществляется в момент оплаты, то, на основании п. 12 ПБУ 9/99 (подпункт «г»), в момент доставки товара выручка не признается. При отражении операций по отгрузке и продаже применяют сч. 45. Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг будут такими:
Записи | Данные по операции |
---|---|
Дт 45 Кт 41 | Отгрузка ТМЦ заказчику |
Дт 76 Кт 68 | Начисление НДС |
Дт 51 Кт 62 | Поступление оплаты продавцу |
Дт 62 Кт 90.1 | Признание выручки |
Дт 90.2 Кт 45 | Списание себестоимости ТМЦ |
Дт 90.3 Кт 76 | Зачет НДС, начисленный при отгрузке |
Дт 90.5 Кт 44 | Списание издержек по реализации |
Как осуществлять учет услуг
Услуги считаются переданными непосредственно в момент их оказания. Используйте такие бухпроводки по реализации услуг:
Учет в бухгалтерии | Содержание |
---|---|
Дт 62 Кт 90.1 | Отражение выручки |
Дт 90.2 Кт 20, 23, 29 и т. п. | Списание себестоимости |
Дт 90.3 Кт 68 | Начисление НДС с цены оказанной услуги |
Дт 90.5 Кт 44 | Списание издержек |
Дт 51 Кт 62 | Получение оплаты от заказчика |
Как осуществляется корректировка реализации
Если условия договора на поставку ТРУ изменены либо бухгалтерия обнаружила допущенную ранее ошибку, то бухучет операций по сбыту можно изменить в соответствии с законодательно установленным регламентом. Стороны могут выслать сопроводительную документацию, необходимую для проведения корректировки по электронной почте (mail), а затем передать оригиналы документов лично.
Проводки по корректировке реализации в сторону уменьшения:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Покупка и продажа земельного участка в 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, земельные участки относятся к недвижимому имуществу. По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество.
Передача земельного участка продавцом и принятие его покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации. Датой государственной регистрации права является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о переходе права.
В данной статье мы на примере рассмотрим порядок оформления хозяйственных операций в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 при покупке и продаже организацией земельного участка.
Пример.
Организация «Рассвет» применяет общий режим налогообложения – метод начисления и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
В феврале 2019 года организация «Рассвет» приобрела для производственных целей земельный участок. Договорная стоимость участка земли составляет 6 000 000 рублей. В том же месяце участок получен от собственника по передаточному акту, документы поданы на государственную регистрацию. Свидетельство о государственной регистрации права собственности получено в следующем месяце, также в следующем месяце произведены расчеты с продавцом за приобретенный участок.
Земельный участок, приобретенный организацией для производственных целей, полностью удовлетворяет условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, и должен приниматься к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на приобретение участка. В данном случае такими затратами является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором купли-продажи. Согласно п. 17 ПБУ 6/01, земельные участки не подлежат амортизации, так как относятся к объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
В целях налогообложения прибыли земельные участки представляют собой имущество, не подлежащее амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ).
Операции по реализации земельных участков, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по НДС.
В бухгалтерском учете сумма государственной пошлины может рассматриваться как затраты, связанные с приобретением объекта основных средств, и включаться в его первоначальную стоимость. Либо, на основании п.7 ПБУ 10/99, учитываться в качестве отдельного (текущего) расхода по обычным видам деятельности. Выбор порядка учета зависит от того, считает ли организация процедуру государственной регистрации права на земельный участок необходимой для начала его использования по назначению или же не считает. В нашем примере сумма государственной пошлины в бухгалтерском учете не будет формировать первоначальную стоимость участка, а будет относится к текущим расходам.
В целях налогообложения прибыли, в соответствии с пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. В соответствие с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, расходы по налогам, сборам и иным обязательным платежам признаются на дату начисления, то есть в нашем случае, на дату документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию.
Для отражения операций поступления и принятия к учету земельного участка мы можем воспользоваться в программе документом Поступление с видом операции Земельные участки (в разделе ОС и НМА этот документ называется Приобретение земельных участков).
В «шапке» документа указывается контрагент — продавец земельного участка и договор с ним.
В табличной части выбирается соответствующий объект основных средств (элемент справочника Основные средства) – Земельный участок, указывается его договорная стоимость и счет учета 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы».
Так как земельные участки не подлежат амортизации документ пропишет в регистр сведений Начисление амортизации ОС слово «Нет».
Документ и результат его проведения показаны на Рис. 1.
Рисунок 1.
Уплату государственной пошлины можно отразить в программе с помощью документа Списание с расчетного счета с операцией Перечисление налога. В качестве счета дебета надо выбрать счет 68.10 «Прочие налоги и сборы» с аналитикой Госпошлина при регистрации через МФЦ.
Документ Списание с расчетного счета и его проводка приведены на Рис. 2.
Рисунок 2.
Для включения государственной пошлины в расходы по бухгалтерскому учету и в целях налогообложения прибыли можно воспользоваться документом Операция (Бухгалтерская справка).
Пример заполнения Операции представлен на Рис. 3.
Рисунок 3.
15 марта 2019 года было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности. Поэтому, необходимо в бухгалтерском учете и налоговом учете перенести объект основных средств со счета учета 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы» на счет 01.01 «Основные средства в организации». Для этого нам опять понадобится документ Операция.
Кроме проводки, необходимо еще внести изменения в регистр сведений Счета бухгалтерского учета ОС. Для создания в документе Операция нужной закладки, надо воспользоваться командой Выбор регистров и отметить флажком соответствующий регистр сведений.
Пример заполнения Операции представлен на Рис. 4.
Рисунок 4.
Перечисление денежных средств продавцу за земельный участок, оформляется в программе с помощью документа Списание с расчетного счета с операцией Оплата поставщику.
Документ Списание с расчетного счета и его проводка приведены на Рис. 5.
Рисунок 5.
Земельные участки облагаются земельным налогом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Всю необходимую информацию и настройки для автоматического расчета и начисления земельного налога в программе, а также для заполнения деклараций, можно найти в форме Налоги и отчеты (раздел Главное). Для этого в левой части указанной формы необходимо выбрать нужный налог — Земельный налог.
Для указания порядка уплаты налога используется регистр сведений Порядок уплаты налогов на местах. В нашем примере организация обязана уплачивать авансовые платежи (Рис. 6).
Рисунок 6.
Рисунок 7.
При регистрации указывается дата государственной регистрации права собственности, код категории земель, кадастровый номер земельного участка, его кадастровая стоимость (пусть будет 6 000 000 рублей) и налоговая ставка.
Пример заполнения Регистрации земельного участка представлен на Рис. 8.
Рисунок 8.
Расчетом и начислением земельного налога в программе занимается регламентная операция Расчет земельного налога при закрытии месяца. Так как организация уплачивает авансовые платежи, эта регламентная операция выполняется в каждом последнем месяце квартала.
Справка-расчет регламентной операции за март 2019 года и соответствующая проводка показаны на Рис. 9.
Рисунок 9.
В первом квартале авансовый платеж по земельному налогу составил 7 497 рублей. Земельный участок был зарегистрирован в ЕГРН 15 марта 2019 года, то есть до 15 числа месяца включительно. Поэтому, в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ, месяц март (месяц возникновения права собственности) принимается за полный месяц владения. Проверим расчет суммы авансового платежа по налогу:
Налог = НОБ * СТзн * Кв = 6 000 000 руб. * 1.5% * (1/12) = 7 497 руб.
Организация не собиралась перепродавать земельный участок, но что-то в жизни пошло не так. Поэтому 24 октября 2019 года участок был продан за 6 400 000 рублей. Переход права собственности был зарегистрирован 7 ноября, и в этот же день на расчетный счет были получены денежные средства от покупателя.
На дату передачи земельного участка покупателю организация отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств. Доход и расход от выбытия земельного участка признаются на дату перехода права собственности на него к покупателю (п.16 ПБУ 9/99, п. 19 ПБУ 10/99). Доход от продажи участка является прочим и признается в сумме, установленной договором. Расход, в сумме первоначальной стоимости выбывающего участка, также признается прочим.
В целях налогообложения прибыли доход от реализации земельного участка признается на дату передачи участка покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ). Указанный доход организация вправе уменьшить на сумму затрат, связанных с приобретением земельного участка (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).
При проведении документ в бухгалтерском и налоговом учете отразит выбытие основного средства, то есть спишет первоначальную стоимость земельного участка с кредита счета 01.01 в дебет счета 01.09 «Выбытие основных средств», а затем с кредита счета 01.09 в дебет счета 45.04 «Переданные объекты недвижимости» (проводки 2 и 3).
Еще две поводки (1 и 4) документ сделает только в целях налогообложения. Признает по кредиту счета 91.01 в корреспонденции с дебитом счета 62.01 выручку и признает расходы, списав с кредита счета 45.04 стоимость участка в дебет счета 91.02. Не забудет документ отразить и соответствующие временные разницы. Документ Передача ОС и результат его проведения показаны на Рис. 10.
Рисунок 10.
Так как, в текущем месяце доходы и расходы от реализации земельного участка признаются только в налоговом учете, а в бухгалтерском учете они будут признаны в момент перехода права собственности (в следующем месяце), в этом месяце, в соответствии с ПБУ 18/02, будут начислены отложенный налоговый актив (ОНА) и отложенное налоговое обязательство (ОНО).
ОНА = ВВР * СТнп = 6 400 000 руб. * 20% = 1 280 000 руб.
ОНО = НВР * СТнп = 6 000 000 руб. * 20% = 1 200 000 руб.
Расчетом и начислением отложенных налоговых активов и обязательств в программе занимается регламентная операция Расчет налога на прибыль при закрытии месяца.
Справка-расчет Отложенные налоговые активы и обязательства и соответствующие проводки регламентной операции представлены на Рис. 11.
Рисунок 11.
После перехода права собственности на земельный участок к покупателю необходимо в программе сформировать документ Реализация отгруженных товаров (его удобно создать на основании документа Передача ОС).
При проведении документ сделает две проводки только в бухгалтерском учете: признает выручку и расходы. В налоговом учете никаких доходов и расходов нет, так как они уже были признаны при передаче земельного участка покупателю в прошлом месяце. Поэтому, будут признаны временные разницы со знаком плюс, точно в такой же сумме, как и документом Передача ОС. ОНА и ОНО, начисленные в прошлом месяце, в этом месяце должны быть погашены
Документ Реализация отгруженных товаров и результат его проведения показаны на Рис. 12.
Рисунок 12.
Поступление денежных средств от покупателя за земельный участок, оформляется в программе с помощью документа Поступление на расчетный счет с операцией Оплата от покупателя.
Документ Поступление на расчетный счет и его проводка приведены на Рис. 13.
Рисунок 13.
В связи с переходом права собственности на земельный участок к покупателю необходимо в программе снять участок с регистрационного учета. Для этого в соответствующем регистре сведений создается запись с видом Снятие с учета, в которой указывается дата этого события (Рис. 14).
Рисунок 14.
Доходы и расходы в бухгалтерском учете сравнялись с доходами и расходами в налоговом учете. Как мы уже отметили, отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство должны быть погашены.
Справка-расчет Отложенные налоговые активы и обязательства и соответствующие проводки регламентной операции за ноябрь представлены на Рис. 15.
Рисунок 15.
Налог = НОБ * СТзн * Кв = 6 000 000 руб. * 1.5% * 0.6667 = 60 003 руб.
Справка-расчет регламентной операции за 2019 год и соответствующая проводка показаны на Рис. 16.
Рисунок 16.
Преподаватель Отдела обучения 1С:Франчайзи «Ю-Софт»