У женщин голосовые связки чем у мужчин потому что голосовые связки
Низкий голос связали с экстраверсией и доминантностью
Ученые нашли статистически значимую связь между высотой голоса и личностными чертами. Оказалось, что низкий голос коррелирует с экстраверсией и доминантностью, а также свободой в сексуальном поведении. Результаты опубликованы в Journal of Research in Personality.
По голосу люди не только считывают пол или возраст говорящего, но и пытаются предугадать характер человека, его жизненные убеждения. Кроме того, голос влияет и при выборе партнера: мужчины с более низким голосом оказались более успешными у женщин. Такой голос чаще ассоциируют с силой и доминантностью, в то время как высокий — с нервозностью. Влиять это может в самых разных ситуациях — так, политик с низким голосом имеет больший шанс победить на выборах.
В таких экспериментах для выявления связей между параметрами голоса и чертами характера испытуемых обычно используются субъективные оценки личностных качеств: о чертах характера участников судят респонденты. При этом можно попытаться и объективно оценить личностные черты участников эксперимента, например, с помощью опросников.
В исследовании под руководством профессора Ларса Пенке (Lars Penke) из Геттингенского университете имени Георга Августа, проведенном совместно научными группами из пяти стран, были задействованы 2217 участников. Все они заполнили опросники для определения черт «Большой пятерки»: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма, открытости опыту, а также опросники по доминантности и социально-сексуальной ориентации. Участники должны были прочесть одинаковые для всех фразы и произнести уникальный монолог, а их голоса записывались. Затем по записям вычислялась высота голоса и рассчитывалась сила корреляции между ней и личностными чертами, определенными по опросникам.
Оказалось, что людям с низким голосом свойственна большая доминантность (r=-0,27, 95% CI [-0,45; −0,09]) и экстраверсия (r=-0,23, 95% CI [-0,38; −0,08]). Также они склонны к меньшему ограничению себя в сексуальных связях, чем люди с высоким голосом (r=-0,20, 95% CI [-0,32; −0,09]). Результаты для мужчин и женщин сопоставимы, но исследователи подчеркивают, что выводы верны, если включать поправку о том, что голос «низкий для женщины» или «высокий для мужчины».
Авторы исследования объяснили результаты с биологической точки зрения. У мужчины низкий голос связан с высоким уровнем тестостерона, а также с развитым и сильным телом, в том числе голосовыми связками. Более высокий уровень андрогенов обосновывает связь низкого голоса с доминантностью, экстраверсией, а также свободным сексуальным поведением. Для женщин биологическая основа полученных выводов пока остается малопонятной.
Экстравертам с низким голосом не только проще завоевать женщину, экстраверсия также помогает добиться карьерного роста, а вот недоброжелательность, наоборот, препятствует. К такому выводу пришли американские ученые, когда проанализировали карьерные достижения выпускников MBA-программ совместно с их анкетами на определение черт «Большой пятерки».
У женщин голосовые связки чем у мужчин потому что голосовые связки
5 причин потери голоса и способы его восстановления
Дата публикации: 14 мая 2020
Почему пропадает голос? Что делать и как лечить хрипоту или осиплость голоса? Предлагаем рассмотреть самые распространенные причины изменений и потери голоса, а также варианты решения этой проблемы.
Сложная система формирования звуков, которую представляет человеческий голосовой аппарат, состоит из нескольких взаимосвязанных участков, контролируемых ЦНС. Его составляют легкие, как энергетический участок, гортань, в которой формируется звук, и целая группа резонаторов, включая глотку и трахею. За артикуляцию отвечают язык, мягкое небо зубочелюстной отдел и мышцы шеи. Сбой в функциональности любого из этих участков приводит к нарушению работы всего голосового аппарата, что выражается в осиплости, охриплости голоса, а то и потере возможности говорить.
Причин того, почему голос хрипнет или пропадает вовсе, довольно много, и о них написаны целые медицинские трактаты, однако стоит рассмотреть наиболее распространенные, те – которые могут коснуться практически каждого.
1. Инфекционно-воспалительные заболевания ЛОР-органов
Респираторные инфекции, статистически, являются самой распространенной причиной потери голоса. Прежде всего, из-за массовости этих сезонных заболеваний, затрагивающих все возрастные группы, и конечно – потому что основной “удар” инфекции и последующего воспаления приходится на органы, составляющие голосовой аппарат – горло, гортань.
Воспаление глоточных миндалин, воспаления и отек глотки, носоглотки и гортани, на внутренней стенке которой расположены голосовые складки – неизменно повлияют на формирование звука и, соответственно, на силу, тембр и тональность голоса. Сиплый голос – характерный симптом при ларингите, где очагом воспаления оказываются основные отделы формирования голоса – гортань и голосовые складки.
Ларингит
Как правило, проявляется в качестве симптома острой респираторно-вирусной инфекции. Осиплый голос у ребенка может быть следствием ларингита, который, в свою очередь, может сигнализировать о довольно опасных инфекционных болезнях, таких как корь, скарлатина или коклюш.
Несмотря на гиперемию и отечность слизистой гортани, что выявляется на ларингоскопии, больной ларингитом чувствует себя вполне нормально, и температура не повышается до субфебрильной, зато ощущает сухость и першение в горле, а голос становится охрипшим. Такая охриплость голоса, с течением болезни, может развиться вплоть до афонии – полной потери голоса, на восстановление которого потребуется несколько недель.
Лечение
2. Перенапряжение голосовых складок
Это вторая по распространенности причина потери, осиплости или охриплости голоса у ребенка и взрослого, у пожилого и молодого, у мужчины и женщины – каждый может сорвать голос, если чрезмерно или неумело его эксплуатировать. Есть профессии, где чрезмерная нагрузка на голосовые складки – составляющая работы: певцы, преподаватели, экскурсоводы. Часть их профессионального мастерства – это уметь владеть своим голосом, и учатся этому не только для повышения воздействия на аудиторию, но и для собственной безопасности – чтобы не сорвать голос и не лишиться “рабочего инструмента”.
Причинами сиплого голоса у ребенка в младенчестве могут быть, как врожденные патологии, инфекционные заболевания, так и перенапряжение еще неокрепших голосовых складок – из-за сильного и длительного крика, плача. Перенапряжение складок приводит к спастической дисфонии у детей постарше, отличающихся чрезмерной активностью. Такое нарушение также характеризуется осиплостью голоса.
У взрослых перенапряжение голоса происходит, подчас, по “детским” причинам – взять хотя бы футбольных болельщиков. Однако, в отличие от детей, охрипший голос после “вчерашнего караоке” наутро не восстановится – уже не та эластичность складок, и если повредить их труднее, то и восстанавливаются они дольше и мучительней.
Не перенапрягать голосовые складки во время долгой беседы или лекции поможет простая, негазированная вода.
Лечение
Спастическая дисфония – осиплость голоса, предполагает возможность самостоятельного восстановления функции, однако при афонии – полной потере голоса в результате перенапряжения складок, необходима помощь специалиста. Таким специалистом является врач-фониатр, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Он назначит курс медикаментов и физиотерапевтического лечения.
По результатам диагностики составит подробный план лечения, строго придерживаться которого – задача пациента. В ходе лечения необходимо придерживаться режима полного молчания и голосового покоя, соблюдать диету и пить много жидкости, не переохлаждаться. Как дополнительная терапия – дыхательные упражнения, а на поздних этапах лечения – артикуляционные.
3. Стресс
Зачастую, результатом нервного перенапряжения становится частичная или полная потеря голоса, характеризующаяся изменением тембра – осиплостью или охриплостью голоса, либо полной утратой “дара речи”, когда из горла вырывается лишь формированный шепот. Первый, более легкий случай, в медицине определяется как психогенная дисфония, второй – психогенная афония.
Характерно, что многие, потерявшие голос в результате ситуативного или длительного нервного перенапряжения, никак не связывают эти состояния, списывая потерю голоса, как правило, на простуду. Психогенные афония и дисфония не являются психическим заболеванием – это своеобразная защитная реакция на стрессовую ситуацию или состояние, ее патологическое преодоление.
Необходимость лечения психогенной дисфонии обусловлена риском переходя состояния в затяжную фазу и органических изменений голосовых складок – образованию узелков.
Лечение
Психотерапевтическая методика лечения подобных состояний строго индивидуальна, и сочетается с различными видами голосовых упражнений и медикаментозным лечением слизистой оболочки гортани. Широко применяется терапия методом внушения в комплексе с фонационными маневрами. В подобной ситуации могут также помочь безрецептурные лекарственные препараты, быстро и безопасно уменьшающие тревожность и нормализующие сон, например, Гомеострес. Это средство не вызовет заторможенности и привыкания, и может применяться у взрослых и детей старше трех лет.
4. Эндокринные нарушения
Взаимосвязь голосового аппарата с эндокринной системой определяет и соответствующую реакцию на любые гормональные изменения или нарушения. Особое влияние на функциональность гортани и голосовых складок, в ней расположенных, оказывает щитовидная железа, снижение функции которой (гипотиреоз) приводит к отеку складок и осиплости голоса.
Гормональный “всплеск” в подростковом возрасте также отражается на голосе, заставляя родителей – кого удивляться, а кого умиляться, когда вдруг стал хриплым голос у ребенка. Впрочем, гормональная причина здесь несколько опосредована, и относится к физиологическим изменениям всего организма, в том числе – росту гортани, что и приводит к мутации голоса. В такой период главное – избегать перенапряжения складок криками и пением – так свойственным этому чудному возрасту.
Лечение
Лечение заболеваний щитовидной железы и эндокринной системы в целом – прерогатива эндокринолога, к которому необходимо обратиться для прохождения исследования на гормональные отклонения или патологии. При подозрении на дисфонию, связанную с мутацией голоса, стоит обратить внимание на препарат Гомеовокс – отличное лечебное и профилактическое средство от осиплости, охриплости и потери голоса. Это более чем уместно в период возрастных изменений.
5. Новообразования гортани
Так называемые, доброкачественные опухоли – довольно распространенные заболевания гортани, неизменно сказывающиеся и на работе голосового аппарата. Зачастую, они есть последствия хронического ларингита – кисты, фибромы, папилломы. Изменения голоса зависят от величины, локализации и степени подвижности новообразования, и чаще всего характеризуется охриплостью голоса.
Лечение
Необходимо пройти ларингоскопию, которая позволит поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Хирургическое вмешательство избавит от новообразования, а фонопедическая терапия позволит вернуть прежний голос.
* Статья партнеров «МедЭлемент»
У женщин голос устает меньше, чем у мужчин
Рис. 1. Строение глотки, трахеи (trachea) и гортани (larynx). Голосовые складки (vocal fold) расположены на верхнем конце трахеи, где она разделяется с пищеводом. Складки натянуты на хрящи гортани (cuneiform cartilages, corniculate cartilages). При дыхании (respiration) голосовые связки расслаблены, а дыхательная щель широко раскрыта. Когда человек говорит (phonation), то связки смыкаются и вибрируют в горизонтальной плоскости. Рисунок с сайта fortworthent.net
Применение нового неинвазивного метода исследования голосовых складок позволило ученым из Тайваня пролить свет на физиологию усталости голоса. Выяснилось, что длительное интенсивное использование голосового аппарата приводит к гипоксии голосовых связок — снижается снабжение их кислородом. Восстановление нормального уровня кислорода происходит с разной скоростью у мужчин и женщин: у женщин это происходит быстрее. Кроме того, усталый голос менее устойчив и звучит грубее и ниже, чем здоровый. Особенно это выражено у мужчин.
Для начала давайте разберемся, откуда вообще берется голос у людей. Хорошо известно, что и в речи, и в пении активное участие принимают голосовые связки: именно они придают звучание гласным и звонким согласным звукам, а без их участия производятся только глухие согласные и шепот (см.: Фонация). Но как именно работают наши голосовые связки?
Эти небольшие (у мужчин обычно их длина составляет 1,75–2,5 см, а у женщин — 1,25–1,75 см) тяжи из эластичной соединительной ткани входят в состав голосовых складок, оснащенных мышцами выступов слизистой оболочки гортани. Связки могут смыкаться, закрывая путь воздуху и размыкаться, открывая его (рис. 1). Существуют два основных подхода к объяснению принципа работы голосовых складок: миоэластический и нейрохронаксический.
Согласно миоэластической теории голосообразования звук создается противодействием упругости голосовых связок напору выдыхаемого воздуха. Предполагается, что человек усилием воли натягивает (сближает) связки и закрывает таким образом голосовую щель. При выдохе давление прорывающегося через голосовую щель воздуха ненадолго размыкает связки, после чего они в силу своей упругости возвращаются в исходное положение, затем снова размыкаются воздухом и т.д. Звуки возникают из-за колебания связок в горизонтальной плоскости (смыкания-размыкания) под действием струи выдыхаемого воздуха. Высота звука (частота колебаний связок), как и его громкость, должна по этой теории напрямую определяться силой выдоха, то есть работой диафрагмы и наружных межреберных мышц при вдохе и внутренних межреберных мышц и некоторых мышц живота при самом выдохе. Получается, что высокие звуки могут быть только громкими, а низкие — только тихими. Но это не так: несмотря на некоторую связь между громкостью и высотой произносимого звука, тренировкой можно научиться издавать очень тихие высокие звуки и наоборот. Эта теория была популярна до 50-х годов XX века, но и на данный момент она не считается устаревшей, хоть и подвергается серьезной критике. Дополнила и уточнила ее аэродинамическая теория голосообразования Инго Титце (Ingo Titze), предлагающая модель колебания связок под действием выдыхаемого воздуха с учётом их длины и натяжения.
С 1951 года активно развивается юссоновская или нейрохронаксическая теория голосообразования. Рауль Юссон показал, что колебания натянутых связок сопряжены с серией быстротекущих нервных импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани. Под действием каждого из этих импульсов голосовые связки активно расходятся, сближение же происходит пассивно под действием упругости натянутых связок. В результате происходит вибрация связок в горизонтальной плоскости без обязательного смыкания голосовой щели. Частота этих импульсов точно соответствует частоте извлекаемого звука. Таким образом, высота звука определяется деятельностью нервной системы: количеством импульсов, посылаемых на раздвигающие голосовые связки мышцы, в единицу времени. Громкость голоса определяется силой выдоха.
Сейчас известно, что в формировании высоты звука большую роль играет и степень натяжения и сближения голосовых связок (см. наглядную демонстрацию). С 50-х годов и по нынешнее время обе теории активно дополняются и расширяются более комплексной теорией — резонансной теорией пения. Она практически не обсуждает работу самих голосовых связок, поэтому и не была перечислена выше. Хоть из названия этой теории и следует, что основное направление исследования касается именно певческого голоса, многие выводы касаются речи и голосообразования в целом. В этой теории акцент смещается со связок на систему естественных резонаторов нашего тела, к которым относятся грудная клетка (трахея и бронхи), надгортанное пространство (глотка, ротовая полость, носовая полость, некоторые пазухи носа и др.). Все эти полости обеспечивают усиление звука, производимого связками. Дело в том, что звук, извлекаемый самими связками, без резонаторов очень слаб и не годится ни для обычной речи, ни тем более для профессиональной деятельности актеров, учителей, ораторов и певцов. Без резонаторов также не могут быть различимы гласные звуки: форма ротовой, носоглоточной и прочих полостей во время речи и пения изменяется с помощью нижней челюсти, губ, языка, мышц мягкого нёба, гортани и т. д. Это придает этим полостям особые резонаторные свойства в соответствии с так называемой формантной структурой гласной, которую мы хотим произнести.
Получается, что голос — это результат работы целого голосового аппарата, в состав которого входят, помимо гортани с голосовыми складками, еще и дыхательная система, система резонаторных полостей и система, регулирующая формы этих полостей и создающая преграды на пути воздуха — артикуляционный аппарат. Из-за того, что голосовой аппарат состоит из большого количества составляющих, многие из которых без специальной тренировки не работают и даже не ощущаются нами отдельно от других, затруднено определение и лечение недугов голосового аппарата.
Один из них — усталость голоса, временное негативное ощущение в горле и ухудшение качества голоса после продолжительного его использования. Усталость голоса знакома многим из нас, практически каждый человек когда-нибудь это испытывал, но особенно ей подвержены представители «голосовых профессий»: учителя, ораторы, актеры и певцы. Это явление комплексно по своей природе, но исследователи стремятся разложить его на составляющие для совершенствования методов диагностики, лечения и предупреждения более серьезных голосовых недугов, возникающих в результате избыточного использования голосового аппарата. В первую очередь об усталости голоса судят по показаниям пациента. Анализ многочисленных данных показывает, что симптоматика очень индивидуальна, однако существуют некоторые наиболее часто встречающиеся жалобы, характерные и для обычных людей, и для тех, кто много говорит по работе (или просто любит много говорить): уменьшение разницы громкости между самым громким и самым тихим звуком, на который способен голосовой аппарат пациента (уменьшение динамического диапазона), уменьшение разницы между самым высоким и самым низким возможным звуком (уменьшение звуковысотного диапазона), ослабление дыхания, дискомфорт/напряжение в мышцах голосового аппарата, снижение управляемости голоса и увеличение количества усилий, необходимых для продолжения работы голосового аппарата в нормальном режиме (N. V. Welham, M. A. Maclagan, 2003. Vocal fatigue: current knowledge and future directions).
Физиологические основы этого состояния голосового аппарата изучены еще хуже. Но есть несколько предположений о том, что порождает субъективное ощущение усталости голоса у пациентов. Во-первых, не смотря на существующее мнение о том, что мышцы гортани значительно устойчивее к утомлению, чем скелетная мускулатура, предполагается, что они все же устают (V. J. Boucher, T. Ayad, 2010. Physiological attributes of vocal fatigue and their acoustic effects: a synthesis of findings for a criterion-based prevention of acquired voice disorders). Во-вторых, при активном использовании мускулатуры связок в них ухудшается кровообращение, что приводит к их нагреванию, а долгая вибрация может вызывать небольшое воспаление и набухание тканей всей гортани, в результате происходит высыхание и изменение эластичности и упругости голосовых складок. В-третьих, усталости подвержены мышцы дыхательной системы и артикуляционного аппарата.
С помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области по изменению концентраций окси- и дезоксигемоглобина можно оценить изменения насыщенности тканей гортани кислородом. Именно это и проделали исследователи на 60 подопытных (в исследовании участвовали 30 женщин и 30 мужчин) из Тайваня. Чтобы вызвать усталость голосового аппарата, они попросили исследуемых читать вслух с громкостью около 90 дБ в течение часа с тремя перерывами по 5 минут (рис. 2). До и после задания исследователи фиксировали изменения в концентрации гемоглобинов в области голосовых складок, а также записывали и анализировали голос испытуемых с помощью оптического микрофона, который позволяет снизить количество записываемых посторонних звуков практически до нуля, чего очень трудно добиться при других методах аудиозаписи.
Рис 2. Схема эксперимента. (а) — утомление голоса громким чтением, (b) — снятие показаний. Vocal loading task — чтение с громкостью около 90 дБ; Oxidative metabolism detection — анализ изменения концентрации гемоглобинов с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области, 30 секунд; Acoustic detection — запись голоса на оптический микрофон в течение 6 секунд. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Scientific Reports
Оказалось, что и до чтения вслух, и после него насыщенность тканей кислородом у женщин и мужчин разная. А также, — что и у тех, и у других после искусственно вызванной усталости голосового аппарата динамика концентраций окси- и дезоксигемоглобина в голосовых складках значительно отличается от нормальной (рис. 3). Причем у мужчин эта разница устойчива, а у женщин — нет: у них происходит быстрое, заметное даже на 30 секундном интервале, восстановление нормального соотношения гемоглобинов. То есть после интенсивного использования голоса наблюдается гипоксия в голосовых складках, которая у мужчин сохраняется дольше, чем у женщин.
Рис. 3. Динамика изменения относительных концентраций оксигемоглобина (∆[HbO2]) и дезоксигемоглобина (∆[Hb]) у мужчин (а) и женщин (b). В левой части каждого графика показано состояние до нагрузки на голосовой аппарат (чтения вслух), в правой части — после нагрузки. По горизонтальной оси — время в секундах, по вертикальной оси — нормированное значение изменения концентрации гемоглобинов. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Scientific Reports
После функциональной спектроскопии испытуемые произносили букву «а» в течение 6 секунд на удобной для них высоте и громкости. Это записывали с помощью оптического микрофона и полученные записи исследователи разбивали на составляющие частоты (ведь наш голосовой аппарат не генерирует звук на одной определенной частоте, а создает целый спектр частот разной интенсивности, который усреднено слышится как голос одной определенной высоты). Результаты показаны на рис. 4. Видно, что различия между записями до и после утомления голоса (длительного чтения вслух) находятся в области низких частот, в то время как высокие частоты практически не изменили своей относительной интенсивности. У мужчин эта разница выражена сильнее, чем у женщин.
Рис. 4. Спектры звука, записанного до и после чтения вслух. (а) — общая интенсивность звука, длина записи — 6 секунд, (b) — интенсивность разных частот в составе звука у женщин и мужчин до чтения вслух, (c) — после чтения вслух, (d) — интенсивность разных частот в составе звука до и после чтения вслух у мужчин, (e) — у женщин. По горизонтальной оси — частота (то есть высота звучания), по вертикальной оси — интенсивность (громкость) данной частоты в составе целого звука. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Scientific Reports
Основной тон (высота) звука у мужчин обычно ниже чем у женщин из-за большей длины голосовых связок. Усталый голос и у женщин, и у мужчин оказался немного ниже нормального, однако у женщин это лишь тенденция, а у мужчин — статистически значимая разница.
Кроме того, усталый голос звучит несколько грубее и неувереннее по сравнению с нормальным. Графически это выражается в непостоянстве интенсивности звука, его дрожании, снижении соотношения сигнал/шум. В данном исследовании только некоторые частные показатели этих деформаций голоса значимо отличались между записями до и после чтения, однако общая тенденция к «огрублению» голоса после его интенсивной работы имеется как у женщин, так и у мужчин. При этом среди мужчин голоса значимо грубее и в отдохнувшем и в уставшем состоянии по сравнению с женскими голосами, также среди мужчин большее количество показателей значимо различалось до и после чтения.
Несколько записей из Саарбрюккенской базы голосов (Saarbruecken Voice Database) позволяют услышать разницу между здоровым голосом и усталым: заметно «огрубление» и снижение основного тона голосов. Пациенты произносят на немецком фразу „Guten Morgen. Wie geht es Ihnen?“ («Доброе утро. Как у Вас дела?»): женский голос в нормальном состоянии, уставший женский голос (та же пациентка), мужской голос в нормальном состоянии, уставший мужской голос (тот же пациент).
Данное исследование показало, что снабжение тканей голосовых складок кислородом ухудшается после их интенсивного использования, заодно изменяется спектр звука и снижается основной тон, выбранный испытуемым как «удобная для него высота». Эти изменения, а также огрубление голоса после продолжительного громкого чтения вслух оказались более постоянными и более выраженными у мужчин по сравнению с женщинами. Почему это так, пока остается неизвестным, но можно предположить, что это как-то связано с длиной голосовых связок и размером всего голосового аппарата. А пока исследователи выясняют и уточняют физиологические основы усталости голоса, нам остается лишь стараться не переутомлять наш рабочий инструмент, чтобы не вызвать более серьезных голосовых недугов.