На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Когда и правая и левая рука Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных, И звездною росой обрызгана тоска, И колокольчики журчат в мечтах рассветных,
Тогда священна ты, — ты не одна из нас, А ты, как солнца луч в движении тумана, И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна – Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. Безумие луны! И вся ты — как луна, Когда вскипит волна, но падает, как пена
Подснежники на рояле.
Прозвучал на клавишах рояля Вальс Шопена дивной красоты… Всё, о чем мы с Вами промолчали, Музыкой прольется о любви…
И букет цветов чудесный, нежный Замер на рояле в тишине – Ласковый, доверчивый подснежник Вновь напомнил сердцу о весне…
И звучит Шопена вальс старинный Ароматом искренней любви… И букет подснежников наивный, Как святая исповедь души.
Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел. Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, из какой-то там фантазии, которой он служил? Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда, чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда. Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь… А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, по чьему благословенью я по небу лечу. Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она.
«Ре» – начинающей флейты попытки. «Ми» – отдалённое пение скрипки. «До-ре-ми-фа», и всю ночь напролёт – слышишь? – всё громче, всё звонче поёт. «Ре» – высоко над твоей головою, «ми» – глубоко, под землёй, под травою, «ре» – наверху ослепительный свет, «ми» – чуть заметная вспышка в ответ. «Ре-ми-фа-соль», – откликаются травы, звук обступает и слева и справа, смутным жужжаньем роится вдали, пеной дробится о кромку земли, и до утра, до скончания ночи льётся, густеет, взмывает, стрекочет, стрелами света кружит над тобой схватка оркестра с волшебной трубой, чтобы и завтра безвестная сила «ре» повторяла и «ми» возносила, словно и радость твоя, и тоска – пение флейты и голос смычка.
Смычок касается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснетесь еле,
Священный миг – не согреши!
По чистоте душа тоскует,
В том звуке – эхо наших мук,
Плотней к губам трубы мундштук,
Искусство – это кто как дует!
Когда такая есть Струна,
И Руки есть, и Вдохновенье,
Есть музыка, и в ней спасенье,
Там Истина – оголена,
И не испорчена словами,
И хочется любить и жить,
И всё отдать, и всё простить…
Бывает и такое с нами.
Поссорились как на беду
А он ей: «Там – та – там!»
Альт завизжал. Что было сил,
Фагот на всех ворчал,
Гобой простужено гнусил,
Чтоб кто-то замолчал.
Скрипели скрипки: «Ах! И Ах!»
И только контрабас
Гудел тревожно на басах:
«Опомнитесь хоть раз!»
А ксилофон под общий шум
Для арфы стрикотал,
Что он от бесконечных дум
Но лишь безмолвный дирижер
Взмахнул своей рукой,
Как все, забывши про раздор,
Пустились в мир иной.
В мир, где гармоний царит,
Где нет обид, угроз,
Где, как цветы, растут мечты
Среди прекрасных грёз.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого–то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать. (В.Соколов)
Ты не плачь, не плачь, не плачь, не надо
Это только музыка, не плачь.
Это всего навсего соната
Плачут же от бед и неудач.
Сядем на скамейку. Синевато.
Небо у ботинок под ледком.
Это всего навсего соната.
Черный рупор в парке городском.
Каплет с крыши дровяного склада.
Развезло. Гуляет черный грач.
Это всего навсего соната –
Я прошу не плачь, не плачь, не плачь. (Е.Винокур)
Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье
За звуком взлетающий звук.
То чудом рожденные трели,
То лепет ручья поутру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в лесу. (Н.Браун)
У старика спросил поэт: – Что музыка такое, дед? – Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: – Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч. А юноша ответил так: – Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит. А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка – наш дом, В ней – все родное, все свое. Во всем дыхание ее». – Вы правы все, – сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить – Нас учит музыка любить.
Что с музыкой сравнится по звучанью? Шум леса? Пенье соловья? Грозы раскаты? Ручейка журчанье? Сравнения найти не в силах я.
Всем праздники нужны нам, вне сомнения! И вот день – Музыки, и в праздник пожелать Хочу вам, музыканты, Вдохновения! И снова, снова, снова — Музыку играть!
***** Что такое ноты? Это семь птенцов. Что такое ноты? Это трель скворцов, Это до рассвета соловьи в садах… Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка у нас в сердцах! Что такое звуки? За окном метель… Что такое звуки? По весне капель, Это струны ливня, это первый гром! Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня? Это верный друг. Песня – это радость, Звонкий смех вокруг, Тысяча мелодий, голосов прибой… Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка – всегда с тобой!
***** ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА У старика спросил поэт: – Что музыка такое, дед? – Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: – Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч. А юноша ответил так: – Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит. А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка – наш дом, В ней – все родное, все свое. Во всем дыхание ее». – Вы правы все, – сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить – Нас учит музыка любить.
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:07 | Сообщение # 3
ТЕНОР Во вселенной есть Земля, И поют там: «тру-ля-ля». Чей-то тенор на планете Распевает : «тру-ля-ля» На Земле большой и древней Есть обычнач деревня. Чей-то тенор в той деревне Распевает : «тру-ля-ля» А в деревне есть Андрейка, У него есть канарейка. И Андрейка с канарейкой Распевают: «тру-ля-ля»
БАС Пароход гудит, дымит, Океан штормит, шумит, Получается дуэт Заявляю, как поэт. Если скажет капитан Пару фраз – Никаких сомнений нет – это бас. Если скажет океан Пару фраз – Никаких сомнений нет – это бас.
СОПРАНО Я лежал и видел сон, Вдруг куда-то делся он. Я проснулся в пять часов Из-за диких голосов. Да-а-а, У кошек слишком рано Прорезается сопрано
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:10 | Сообщение # 4
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН А магазин–то не простой- уникальный, Называется магазин –музыкальный. На витрине магазина Инструментов всех не счесть: Балалайка, треугольник, Даже кселофон здесь есть. Скрипки, бубны, маракасы, Ложки очень хороши. И веселая трещотка – Выбирайте для души.
ОРКЕСТР А на сцене будто праздник: Серебро и медь, Сколько труб и скрипок разных– Трудно рассмотреть. Кто-то вдруг из полумрака Вышел медленно на свет. Дирижер, он в черном фраке, Он как ласточка одет. Все блестит в сиянье света, Не найти свободных мест Мы, ребята, знаем это… Симфонический оркестр!
ГОЛОСА Шумит океан, и мурлыкаюткошки, Гудят и летают по небубукашки, Звенят колокольчики, чашки иложки, И слышится пение многоэтажки. И кружка, и мушка, травинка и колос Имеют, имеют, имеют свой голос.
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:11 | Сообщение # 5
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:13 | Сообщение # 6
КОНТРАБАС Огромный толстый контрабас В трепет он приводит нас Как звучать его заставить? Надо табурет подставить. Если на него взобраться, То до струн можно добраться. Н.Бобкова
СКРИПКА У каждой скрипки есть смычок. Он верный,преданный дружок. Когда скрипач смычок ведёт, И плачет скрипка и поёт. А гениальный Паганини Игрой прославил своё имя. Н.Соломыкина
ЛИТАВРЫ Два огромных барабана,Звука два твердят упрямо: БОм-бом,Бум-бом Будто в небе грянул гром. Их в оркестр играть берут Их ЛИТАВРАМИ зовут. И разносится кругом: БОМ-бом-бом-бом. М.Сидорова
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:14 | Сообщение # 7
ТАРЕЛКИ Все с тарелок кушают, Но иногда их слушают. Чтоб тарелки заиграли, Их из металла отливали В две руки потом берут Друг о друга звонко бьют Бьют их палкой и метёлкой, А они смеются только. Н.Соломыкина
МЕТАЛЛОФОН Пластинки выстроились в ряд Как колокольчики звенят, Ударь лишь молоточком. Детишки любят очень. И.Смирнова
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:15 | Сообщение # 8
ОРГАН Вот мы пришли в концертный зал, Как дом стоит большой орган. Смотри,готический фасад Больших и мелких трубок ряд.
Органу много сотен лет, такой старинный инструмент. Ну как его играть заставишь? Орган имеет много клавиш. И кнопок,разных рычажков, Но музыкант играть готов. А кафедра-как самолет, А органист-почти пилот. Мы все расселись наконец. И начинается концерт. А в музыке услышат дети, Как пели птицы на рассвете. Раскаты грома, рокот волн И голос вечности и звон. Как будто-бы оркестр играет Величье звуков покоряет. Бах этот инструмент любил, И миру фуги подарил. И.Смирнова
Оксана_Анатольевна
Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 10:16 | Сообщение # 9
КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ Звучат торжественно и мощно Волшебные колокола, И не со звонницы-со сцены К нам эта музыка пришла. Затем прозрачный,очень нежный Вдруг колокольчик зазвенел, Как будто в бабушкиной сказке Весёлый петушок запел.
БАРАБАН Бывает разный барабан, Маленький и великан, С маленьким легко шагать, Весело в него стучать. А большой-как гром,как пушка, Берегите ваши уши.
У старика спросил поэт: — Что музыка такое, дед? — Воспоминание она. В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: — Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так: — Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка — наш дом, В ней — все родное, все свое. Во всем дыхание ее».
— Вы правы все, — сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить — Нас учит музыка любить.
Нас учит вспоминать она, Что в нашем сердце есть страна, В которой счастья бьет родник, Не замирая ни на миг.
1. «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!» 2. Помни, «зорко одно лишь сердце!» Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми. 3. Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения. 4. Доверяй детям. Они знают и умеют больше, чем ты думаешь. 5. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством. 6. Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой. 7. Центр урока – искусство! 2/3 урока отводи на его «звучание». 8. Урок искусства – художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и не терпит статичности. 9. Чувствуй интонацию урока, помни, что художественно-педагогическая импровизация – показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства. 10. Будь профессионален во всем! Не забывай: ты педагог искусства, твой рабочий инструмент – слух, зрение, не допускай фальши ни в чем. Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай погрешности в терминологии. 11. Уважай в себе профессионала, не работай с некачественной техникой, музыкальным инструментом, прикладным материалом. 12. Помни: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила личности изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может воспитывать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д. Ушинский). 13. Учителя – «родители духовного развития учащихся» (Я.Н. Коменский).
Жизнь коротка, искусство вечно.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик, раскрывающий смысл этих слов.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О МУЗЫКЕ Музыка всюду живет Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живёт – В шелесте трав, В шуме дубрав – Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода – Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа!
*** Соловушкина флейта Немного дней таких в году В начале самом лета, Когда играет нам в саду Соловушкина флейта.
Пускай не видели певца, Хотя кругом смотрели, Но льются, льются без конца Соловушкины трели!
И каждый вечер при луне Звучит напев чудесный… Но вдруг замолкнут в тишине Соловушкины песни.
*** МУЗЫКА к РИСУНКУ Я рисую МУЗЫКУ, сидя за столом. Пусть подскажет сердце образ пьесы вновь. Одна пьеса радостно, весело звучит, Значит и в рисунке – солнце заблестит. В колыбельной пьесе нежно и светло, Льются звуки разные, мне здесь повезло! Образ мамы милой в ней увижу я, Сидя у кровати, баюкает меня. Много я рисунков могу нарисовать, К каждой пьесе разные, чтоб вам их показать. Ермолович Лариса
*** Ноты. ДО – Дом убирает и охраняет, РЕ – на Речке весь день пропадает, МИ – Миндаль в саду собирает, ФА – Фасолью Фасад украшает, СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает, ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне, СИ – Сидит целый день на диване, ДО – в Домике весело нотам живётся – Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся. *** Опера. Это что за представленье, людям всем на удивленье? Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт! Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями! Такой спектакль, где все поют, в театре оперой зовут!
*** Ритм (из «Нотной азбуки» Н.Кончаловской) Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный, Чувство ритма развивай, это очень, очень важно! Всё вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов. Но послушай, как ритмично ходит маятник часов: Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так! Вот суворовцы шагают по широкой мостовой, Маршировке помогает барабанный чёткий бой. Ждёт их доблесть, ждёт их слава и глядит на них Москва, Левой…Правой…Левой…Правой…Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!
*** Регистр (Н.Кончаловская). У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит. В крайних справа звук высок, будто птичий голосок. В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.
*** Скрипичный ключ. Строчка в пять линеек, как пальцы у руки, И на каждой линии написаны значки. А в начале строчки – знак необычный. В музыке все знают – это ключ скрипичный. Командир скрипичный ключ всеми управляет, Потому и ноты ключ этот уважают.
*** Шумовые звуки (Е. Королёва). Все на свете дети знают, звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот, Гул машины во дворе, лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки
*** «Звонкий день» (Б.Заходер). Взял Топтыгин контрабас: — Ну-ка, все пускайтесь в пляс! Ни к чему ворчать и злиться, Лучше будем веселиться! Тут и волк на поляне заиграл на баяне: -Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть! Чудеса, чудеса! За роялем – Лиса, Лиска-пианистка, рыжая солистка! Старик Барсук продул мундштук: До чего же у тромбона превосходный звук! От такого звука убегает скука! В барабаны стук да стук зайцы на лужайке. Ёжик-дед и ёжик-внук взяли балалайки. Подхватили белочки медные тарелочки: -Дзинь- дзинь! – Трень-брень! Очень звонкий день!
Пожелания в день музыки
Что с музыкой сравнится по звучанью? Шум леса? Пенье соловья? Грозы раскаты? Ручейка журчанье? Сравнения найти не в силах я.
Всем праздники нужны нам, вне сомнения! И вот день – Музыки, и в праздник пожелать Хочу вам, музыканты, Вдохновения! И снова, снова, снова — Музыку играть!
***** Что такое ноты? Это семь птенцов. Что такое ноты? Это трель скворцов, Это до рассвета соловьи в садах… Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка у нас в сердцах! Что такое звуки? За окном метель… Что такое звуки? По весне капель, Это струны ливня, это первый гром! Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня? Это верный друг. Песня – это радость, Звонкий смех вокруг, Тысяча мелодий, голосов прибой… Ничего нет в мире Музыки чудесней, Потому что музыка – всегда с тобой!
***** ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА У старика спросил поэт: – Что музыка такое, дед? – Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: – Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч. А юноша ответил так: – Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит. А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка – наш дом, В ней – все родное, все свое. Во всем дыхание ее». – Вы правы все, – сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить – Нас учит музыка любить.