У сашки в кармашке шишки да шишки что это
Сценарий НОД по произведению В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква» в подготовительной группе ДОУ
Феоктистова Лариса Михайловна
Сценарий НОД по произведению В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква» в подготовительной группе ДОУ
Тема занятия «В. Ю. Драгунский «Заколдованная букв
Занятие подготовила и провела воспитатель ГДО МБОУ «Красивская СОШ» филиала «Хорошавский» Феоктистова Лариса Михайловна.
1. Образовательные: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква», биографией писателя; учить понимать и чувствовать язык произведения.
2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение понимать прочитанное, развивать интерес к чтению художественной литературы;
3. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию детей, воспитывать культуру речи, взаимопонимание.
Оборудование: презентация биографии драгунского, выставка книг детских писателей, иллюстрации, магнитофонная запись рассказа, музыка.
1. Эмоциональный настрой на работу.
Когда учитель входит в класс.
Когда он спросит, надо встать,
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Мне очень приятно видеть вас здоровыми, видеть в ваших глазах лучики любознательности, готовыми меня слушать и слышать. Поприветствуем друг друга улыбкой и тихонечко сядем за парты, ведь вы завтрашние первоклассники.
2. Постановка цепей занятия.
-Обратите внимание на выставку книг.
— Какие книги мы читали, вам читали родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки?
Учитель кратко анализирует книги.
-_Какую книгу вам хочется послушать сегодня? Почему?
-Мы сегодня прочитаем рассказ «Заколдованная буква», который написал В. Ю. Драгунский. Будем рассуждать о прочитанном, учиться красиво и правильно говорить.
3. Презентация биографии В. Ю. Драгунского. (Выступление учителя).
4. Подготовка к восприятию. Артикуляционная минутка.
-Чтобы выразительно и правильно говорить, подготовим свой ротик с помощью скороговорки, рифмованного предложения, которое надо говорить быстро и правильно.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Ша-ша –ша- мама моет малыша,
5. Работа с трудными словами.
Чтение слова по слогам, затем всё слово полностью. (Слова на экране).
-Кто знает, что обозначает это слово? Из каких частей состоит?
-Что обозначает выражение поставить на попа? Обломать шпиц? Заактировать?
(Дети объясняют, учитель поправляет, уточняет, если в этом будет необходимость).
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.
Наш Илья такой лентяй-
Только отдых подавай.
7. Первичное восприятие текста.
8. Беседа по содержанию.
-Понравился рассказ? Чем именно этот рассказ понравился?
Если вы считаете рассказ смешным, громко засмейтесь. Если считаете его грустным, глубоко вздохните.
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Кто главные герои? Как их звали?
-Где происходят события?
— Что увидели дети, гуляя во дворе?
-Кто может описать ёлку? Какая она была?
-Для чего привезли ёлку?
-Какое это время года?
-Ребята, а вы хотите съездить в гости к нашим героям? (Под музыку с закрытыми глазами «едем» во двор к новым друзьям).
На доске плакат с ёлкой, Дедом Морозом и Снегурочкой.
-Давайте вспомним новогоднюю песню и танец и повеселимся с новыми друзьями. (Исполнение песни и танца у импровизированной ёлки).
-Кто хочет быть Алёнкой? Мишкой? Дениской?
-Кто первый из ребят сказал слово шишки неправильно?
-Почему Мишка стал смеяться над Алёнкой?
-Как вы оцениваете его поступок?
-Как Алёнка объяснила, почему она так сказала?
-Как это слово произнесли Мишка? Денис?
-Какая же буква оказалась «заколдованной»?
-Как вы считаете, правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О буквах или звуках здесь идёт речь?
-Почему же никто из детей не смог произнести этот звук правильно?
-Покажите свои зубки, все ли у вас они на месте?
-Ребята, а надо ли вам сейчас ухаживать за зубками?
-Расскажите, как вы это делаете?
-Только ли у детей выпадают зубы? У кого ещё?
-Можно ли смеяться над старшими?
(«Возвращаемся» к себе в класс).
-Ребята, а автор смеётся над детьми?
-Какой это смех? Значит, это произведение юмористическое.
Чему научило вас это произведение?
10. Дети средней группы идут играть на коврик, а подготовительная группа продолжает занятие.
-Вспоминаем стихотворение о букве ш.
Посмотри на букву ша,
Буква очень хороша,
Можно сделать е и ё.
-Придумывание и запись слов с данными буквами.
Игра «Буква заблудилась»
1. У вратаря большой улов-
Влетело в сетку пять (в)олов.
2. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно (в)рачей.
3. Под берёзами,где тень,
Притаился старый (д)ень.
4. Воробышек поскакал-
Где-то к)ошки отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные –не успел.
11.3адание на следующее занятие этого дня. Нарисуйте то, что понравилось, что запомнилось.
Тест с ответами: “Устное народное творчество”
I вариант.
1. Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного народного творчества:
а) пестушка, потешка, закличка, прибаутка, загадка, пословица, считалка, частушка +
б) загадка, пословица, рассказ, стихотворение, частушка
в) потешка, пословица, поэма, закличка, прибаутка, поговорка
2. Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:
а) пестушки
б) колыбельная +
в) потешки
3. Жанр устного народного творчества, который проверяет сообразительность:
а) пословица
б) поговорка
в) загадка +
4. Жанр, с помощью которого пестуют ребенка:
а) пестушки +
б) колыбельные
в) сказки
5. Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю:
а) считалка
б) приговорка
в) закличка +
6. Жанр, который необходим при играх:
а) скороговорка
б) считалка +
в) прибаутка
7. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится текст: “От топота копыт пыль по полю летит”:
а) загадка
б) пословица
в) скороговорка +
8. Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый друг лучше новых двух”:
а) пословица +
б) загадка
в) закличка
9. Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”:
а) пословица
б) закличка
в) загадка +
10. Фольклор – это:
а) набор произведений
б) народное творчество, чаще всего устное +
в) записанное народное творчество
11. Автором фольклора является:
а) народ +
б) поэт
в) певец-сказитель
12. Обрядовые песни:
а) авторские песни
б) песни, исполняемые во время разных обрядов +
в) жанр древнерусской литературы
13. Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном:
а) пословица +
б) поговорка
в) загадка
14. “Семеро по лавкам”. Это пример:
а) загадки
б) пословицы
в) поговорки +
15. Не относится к малому жанру фольклора:
а) былина +
б) поговорка
в) считалка
16. Найди пословицу о труде:
а) Близок локоть, да не укусишь.
б) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. +
в) Всяк паучок знай свой уголок.
17. В какой сказке один из персонажей лиса:
а) «Каша из топора»
б) «У страха глаза велики»
в) «Колобок» +
18. Найди героя (героев) сказки «Теремок»:
а) Баба – Яга
б) мышка – норушка +
в) гуси – лебеди
19. Кто помог девочке из сказки «Гуси – лебеди»:
а) собака
б) кошка
в) мышка +
20. Определи жанр: “У Сашки в кармашке шишки да шашки.”:
а) пословица
б) скороговорка +
в) частушка
II вариант.
1. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Два Мороза» +
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Лиса и журавль» +
в) «Золушка»
3. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о царе Салтане»
б) «Сказка о потерянном времени»
в) «У страха глаза велики» +
4. Найди пословицу о Родине:
а) Друг в беде – настоящий друг
б) Глупа та птица, которой свое гнездо не мило +
в) Горька работа, да сладок хлеб
5. В какой сказке среди персонажей есть волк:
а) «Гуси – лебеди»
б) «Лиса и журавль»
в) «Теремок» +
6. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»:
а) медведь
б) курочка +
в) лиса
7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»:
а) яблоня +
б) рябина
в) берёза
8. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Каша из топора» +
9. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Петушок и бобовое зёрнышко» +
10. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Гуси – лебеди» +
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
11. Что из данного относится к большому фольклору?
а) поговорка
б) сказка+
в) потешка
12. Выберите зачин:
а) “Стали они жить – поживать и добра наживать..”
б) “Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…”
в) “Жили-были…”+
13. Как обычно выглядит концовка сказки?
а) В некотором царстве, в некотором государстве
б) Жили – были
в) Стали они жить поживать и добра наживать +
14. Вид устного народного творчества:
“Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки”?
а) Колыбельные песни+
б) Сказки
в) Потешки
15. Потешки это:
а) Стихи о животных
б) Песенки- приговорки+
в) Скороговорки
16. Есть ли в докучной сказке конец?
а) Да
б) Нет+
17. Для какой цели пели заклички?
а) Для игры с мячом
б) Для того, чтобы зазвать явление природы
в) Для сна
18. Что такое плясовые песни?
а) Песни, которые пели за столом
б) Песни, которые пели на сцене
ы) Песни, которые пели и одновременно исполняли танец.+
19. Выберите русские народные промыслы:
а) Богородская игрушка+
б) Свистулька
в) Изготовление ткани
20. О ком говорится: “…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”?
а) Змей-горыныч
б) Сивка – Бурка +
в) серый волк
Скороговорки на букву «Ш»
В ночной тиши у камыша
Чуть слышен шорох камыша.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
* * *
В шалаше шесть шалунов.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
* * *
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.
* * *
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.
* * *
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
* * *
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Прилетел сердитый шмель,
Попыхтел сердитый шмель,
И сказал сердитый шмель:
— Приштавать ко мне не шмей!
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
Яшма в замше замшела.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Шакал шагал, шакал скакал.
* * *
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».
Шел Шишига по шоссе,
Шел шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,
Шевельнет ушами.
«Съешь меня» – вопрошает вишня,
Страшась быть выброшенной лишняя.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
* * *
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.
У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
* * *
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
Под листок собрал в кружок.
У щучки чешуйки, у чушки щетинки.
* * *
Шесть мышак в камыше шуршат.
* * *
Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей.
По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
* * *
Из-под кислого молока, из-под простокваши
У Маши сыворотка в каше.
* * *
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше, несли по два гроша.
* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мышки поплоше несли по два гроша.
* * *
Хоть щука и востра,
Да не сьъешь ерша с хвоста,
На ерша хороша верша.
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Саньке шапку.
* * *
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
* * *
Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
Шестнадцать шли мышей
и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше,
шумливо шарят гроши.
* * *
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
-Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
-Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.-
И красавица оса
Улетела в небеса.
-Шранная гражданка.
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
-Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
ИноШтранным яЖыком.
Зачем детям нужны скороговорки?
Предварительный просмотр:
Зачем нужны скороговорки?
Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Многие современные дети имеют различные нарушения речи. Есть такие дети и в нашем классе. Возникает вопрос: как можно научиться четко выговаривать звуки и правильно разговаривать?
Исследования ученых доказывают, что в этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, например, скороговорки.
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками, может понятно выразить свои мысли и желания. А ещё, речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости в школе.
Скороговорки это еще и хороший способ весело провести время. Гораздо веселее «скороговорить» в компании, так дети учатся не просто правильно и быстро говорить, а делать это громко, чтобы все услышали. Процесс захватывает ребят и они готовы говорить все быстрее и чище.
Скороговорки используют для развития речи не только детей, но и артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.
Чем же полезны скороговорки?
Диапазон скороговорок очень велик, выделяют разные виды скороговорок. Вот некоторые из них:
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугай попугаю.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
У пчелы, у пчёлкиПочему нет чёлки?Отвечаю почему:
-Чёлка пчёлке ни к чему
На сочетании звуков
(сочетание звуков п, р)
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет
У Зины много забот:
Заболел у зайки живот.
Михаил играл в футбол
и забил в ворота гол
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
несли сорок грошей.
Кто не работает, тот не ест то,
что ест тот, кто работает.
От топота копыт пыль по полю летит
Пусть молодец телёнка привяжет.
При работе со скороговорками надо помнить о том, насколько важна регулярность занятий. Над скороговорками мы работаем в основном на уроках литературного чтения.
«В четверг, четвертого числа,
в четыре с четвертью часа,
четыре черненьких чумазеньких чертёнка
чертили черными чернилами чертеж.
У Сашки в кармашке шишки да шашки
5.Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, стиле «рэп» и другие.
Выводы : если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. Изучив материал, я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.
Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи,
во-вторых, тренируют память,
в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту»
Видео
Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто
Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.
В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:
Длинные и трудные
Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны автомобили и поезда
Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора и общему развитию детей младшего возраста. При создании презентации…
Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?
Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации….
Зачем нужна школе Служба Сопровождения
Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач — создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал…
Мнемотаблицы «Скороговорки»
юлия Школа
Мнемотаблицы «Скороговорки»
Сегодня я хочу поделиться своим маленьким опытом работы мнемотаблицы «Скороговорки»
Скороговорки это простой и несколько забавный способ для развития дикции ребёнка. Скороговорки развивают чувство рифмы и силы голоса, темп речи, речевое дыхание.
Работу со скороговоркой мы начали совсем недавно.
На начальном этапе знакомим со скороговоркой: разбираем каждое слово, отрабатываем звуки, для легкости произношения.
Проговариваем медленно, отрабатываем артикуляцию. В дальнейшем когда текст скороговорки выучен можно попробовать произнести с разной интонацией, с разной силой голоса.
Для успешного запоминания текста используем мнемотаблицы. Так как использование мнемотаблиц помогает развивать не только слуховую, зрительную двигательную память, но и облегчает овладение связной речью.
У ворчливой Варвары пропали варежки,
Варежки пропали у ворчливой Варвары.
Сорок сорок, в короткий срок съели сырок.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Крошка Матрешка потеряла сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.
Смотрят подсолнушки на солнышко,
А солнышко на подсолнушки.
«Вместе учим скороговорки» (информация для родителей) У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обогащение. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок.
Сообщение из опыта работы по развитию речи «Правильно ли говорит Ваш ребенок? Скороговорки» Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического.