У ребенка запал язык что делать

У ребенка запал язык что делать

Очень важно как можно быстрее устранить вызвавшие ее основные причины и обеспечить адекватную вентиляцию легких. Терапия в каждом случае должна проводиться с учетом основных патогенетических факторов ОДН. Для поддержания адекватной вентиляции легких необходимо прежде всего восстановить проходимость воздухоносных путей, снизить эластическое сопротивление легких и грудной клетки, нормализовать сократительную функцию дыхательных мышц и центральную регуляцию дыхания. Однако все эти меры требуют значительного времени, поэтому их можно проводить при сохранившемся самостоятельном дыхании без угрожающих явлений асфиксии, а при резком нарушении дыхания или полном его прекращении необходимо наладить искусственную вентиляцию легких.

При отсутствии сознания для восстановления проходимости воздухоносных путей необходимо прежде всего запрокинуть больному голову и выдвинуть его нижнюю челюсть вперед. Если больной заторможен и не может активно кашлять, скопившуюся мокроту следует аспирировать катетером, введенным через нос вслепую или под контролем ларингоскопа. Для стимулирования кашля в ряде случаев целесообразна чрезкожная катетеризация трахеи (микротрахеостомия). В отдельных случаях для удаления мокроты приходится производить лечебную бронхоскопию в условиях поверхностного наркоза или местной анестезии. Стимуляция активного откашливания, массаж мышц грудной клетки, ингаляционная терапия с использованием душистых трав, фитонцидов, бронходилятаторов, спазмолитиков, муколитических средств способствуют отхождению мокроты и восстановлению проходимости воздухоносных путей.

Западение языка является одной из частых причин нарушения проходимости воздухоносных путей у отравленных, находящихся в коматозном состоянии. Для профилактики западения языка применяют воздуховоды; с этой же целью пользуются и интубацией трахеи, особенно в тех случаях, когда дыхание резко ослаблено и в любую минуту может возникнуть необходимость в проведении искусственной вентиляции легких. При интубации создаются также лучшие условия для отсасывания секрета из трахеобронхиального дерева.

У ребенка запал язык что делать

При отравлениях ФОС первоочередной задачей следует считать применение антидотов (холинолитиков и реактиваторов холинэстеразы). Если после антидотной терапии острая дыхательная недостаточность сохраняется или продолжает нарастать, необходимо срочно перейти на проведение искусственной вентиляции легких с применением миорелаксантов.

Ларингоспазм может возникнуть рефлекторно при воздействии раздражающих ядов или механических раздражителей (инородные тела, рвотные массы и т. д.) на органы дыхания, при раздражении других органов и в результате влияния центральной нервной системы (ларингоспазм фармакодинамический и от гипоксии).

Источник

Дизартрия у детей

Содержание статьи

Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы). Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки. В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологииОсобенности
МозжечковаяВозникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
БульбарнаяВызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
ПсевдобульбарнаяВозникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
ЭкстрапирамиднаяВозникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
КорковаяПоражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
ХолодоваяПроявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник:
Е.Ф. Архипова
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

Источник

Девиация языка

Девиация языка – это отклонение языка в какую-либо сторону (вправо или влево) от срединной линии тела. Проявляется при функциональных нагрузках и артикуляционных пробах.

Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, при этом орган будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае пареза мышц одной половины языка происходит его отклонение в слабую сторону (подбородно-подъязычная мышца здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц).

В каких случаях возникает девиация языка

Основной причиной девиации языка являются нарушения в функционировании нервной системы, вызванные патологиями головного мозга.

Девиация языка часто возникает при инсульте – это нарушение кровообращения головного мозга, которое сопряжено с неврологическими симптомами. Это очень серьезное заболевание, при котором существует большая вероятность летального исхода (примерно в 25% случаев).

Девиация языка при инсульте – это только один из симптомов, которые могут проявиться у человека. В частности, может возникнуть атрофия мышц лица, частичная или полная парализация тела.

Симптомы девиации языка

При девиации язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого (надъядерного или ядерного) поражения является слабость мышцы языка. Данное нарушение происходит из-за неправильной работы подъязычного нерва, в результате чего мышцы языка с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой (и наоборот, в зависимости от того, куда смещается орган).

Важно убедиться, что девиация является истинной, а не ложной. Мнимое впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, которая обусловлена односторонней слабостью мимических мышц.

У ребенка запал язык что делать

Диагностика

Диагностировать девиацию языка в большинстве случаев достаточно просто – необходимо попросить пациента просто высунуть язык. При наличии отклонения делается вывод о том, какая именно сторона мышц более слабая.

Другой способ диагностики заключается в том, что пациента просят сделать быстрые движения языком из стороны в сторону. Если наличие патологии не очевидно, то больного просят поочередно надавить языком на обе щеки с внутренней стороны. Специалист проверяет с помощью руки силу этого надавливания, касаясь к внешней стороне щеки.

Девиация языка у детей

Девиация языка встречается не только у взрослых, но и у детей. Но причиной этого нарушения становится не ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), а другие патологии.

В частности, девиация языка наблюдается при дизартрии у детей. Когда ребенка просят вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до 5, то язык трясется, дрожит и он явно стремится сдвинуться в сторону – это характерный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов происходит нарушение произношения группы шипящих, свистящих и сонорных звуков. Речь у таких детей невнятна, монотонна, невыразительна, ее достаточно трудно разобрать (у ребенка как будто «каша во рту»).

У ребенка запал язык что делать

Способы лечения

Важно понимать, что девиация языка – это не самостоятельное заболевание, а только лишь симптом какой-то серьезной патологии. Соответственно, чтобы избавиться от этого симптома, нужно лечить первопричину, т.е. то заболевание, проявлением которого является девиация языка.

В случае стертой дизартрии у детей, проводятся не только занятия с логопедом и тренировка правильного звукопроизношения, но и массаж шеи, подбородка и воротниковой зоны. Часто в коррекции девиации используется массаж языка с помощью специальных логопедических зондов.

С медицинской стороны лечения необходимо добиться стимуляции мозгового кровообращения. Применяются ноотропные средства, а также различные витаминные комплексы. Положительное влияние оказывает рефлексотерапия и плавание.

Источник

Центр «Планирование карьеры»

У ребенка запал язык что делать

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Источник

ЗАПАДЕНИЕ ЯЗЫКА

ЗАПАДЕНИЕ ЯЗЫКА — смещение корня языка к задней стенке глотки, создающее препятствие для поступления воздуха в гортань и трахею, следствием чего может быть асфиксия.

Причиной 3. я. могут быть состояния, когда мышцы нижней челюсти и языка расслаблены, что может произойти при наркозе, коме, глубоком шоке, двустороннем переломе нижней челюсти. При 3. я. необходима экстренная помощь с целью восстановления проходимости дыхательных путей.

Во время наркоза или в период пробуждения после него экстренную помощь оказывают, запрокидывая голову назад путем максимального разгибания шеи в атлантоокципитальном сочленении и выдвижения нижней челюсти вперед. Если эти мероприятия не дают эффекта, то вводят воздуховод, который устанавливают между корнем языка и задней стенкой глотки.

При оказании экстренной помощи на месте происшествия, при коме (см.), глубоком шоке, если отсутствуют воздуховоды и приспособления для интубации трахеи, а выдвижение нижней челюсти вперед и максимальное запрокидывание головы назад не ликвидируют 3. я., язык вытягивают из полости рта, захватывая его конец пальцами с помощью марлевой салфетки или куска любой ткани, языкодержателем, пулевыми щипцами. С целью обеспечения проходимости дыхательных путей язык можно фиксировать в вытянутом положении инструментом, прибинтовыванием к подбородку, прошиванием языка с фиксацией лигатур к подбородку или шее лейкопластырем.

При двусторонних переломах нижней челюсти, как правило, происходит 3. я. вследствие смещения переднего костного отломка вниз и кзади. 3. я. в этих случаях ликвидируют вытягиванием его за кончик из полости рта с последующим сопоставлением и закреплением отломков челюсти.

Предупреждают 3. я. запрокидыванием головы назад, выдвижением вперед нижней челюсти, введением воздуховода или интубационной трубки, при двустороннем переломе нижней челюсти — вытяжением переднего отломка пальцами или укладыванием пострадавшего на живот, лицом вниз.

Библиография: Жоров И. С. Общее обезболивание, 1619, М., 19 64; Основы реаниматологии, под ред. В. А. Неговского, Ташкент, 1977; Рожинский М. М. Реаниматология для нереаниматологов, с. 13, Чита, 19 72.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *