У ребенка задержка речевого развития что делать

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

У ребенка задержка речевого развития что делать

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:

У ребенка задержка речевого развития что делать

Симптомы задержки речевого развития

Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:

Источник

Задержка речевого развития (ЗРР)

У ребенка задержка речевого развития что делать

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

МКБ-10

У ребенка задержка речевого развития что делать

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

У ребенка задержка речевого развития что делать

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

У ребенка задержка речевого развития что делатьУ ребенка задержка речевого развития что делать

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

У ребенка задержка речевого развития что делать

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

У ребенка задержка речевого развития что делать

У ребенка задержка речевого развития что делать

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

У ребенка задержка речевого развития что делать

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Диагностика задержки речевого развития

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

У ребенка задержка речевого развития что делать

У ребенка задержка речевого развития что делать

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

У ребенка задержка речевого развития что делать

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

Прогноз. Профилактика

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Источник

У ребенка задержка речевого развития что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

У ребенка задержка речевого развития что делать

Аннотация: В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.

Статья:

О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки.

Отставание в развитии речи не пройдет само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, социальными проблемами. В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.

Что такое синдром ЗРР

У детей с этим диагнозом скудный словарный запас, собственная речь не сформирована, она неграмотная и несвязная. Отсталое развитие речи можно заметить уже с 2-х лет: такой малыш не говорит простыми фразами. Признаки ЗРР зависят от степени нарушения.

Принято несколько классификаций форм ЗРР у детей.

Неврологическая. Нарушение связано с поражением ЦНС и мозга — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций. В классификацию входят афазия, алалия и дизартрия. А также нарушения, которые связаны с заиканием, глухонемотой или немотой, дефектами строения артикуляционного аппарата и синдром ЗРР, который развился вследствие тяжелых родов, недоношенности, социальных факторов.

Логопедическая. Включает нарушения звукопроизношения (дисфонию, брадилалию, тахилалию, заикание, дислалию, ринолалию, дизартрию) и нарушения структуры речи (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая. Задержка развития речи делится на 2 типа — нарушение средств коммуникации (искаженное восприятия родного языка на слух и общее недоразвитие речи) и неправильное использование средств коммуникации.

ЗРР: уровни нарушений

Выделяют 4 степени выраженности задержки развития речи в детском возрасте.

Первая — самая тяжелая форма ЗРР у детей. Симптомы: малыш практически не говорит или не говорит вообще.

Вторая — в активном словаре есть общеупотребительные слова, но он неправильно произносит звуки, «глотает» или меняет местами слоги.

Третья — звуки произносит не всегда корректно, часто заменяет их на другие, которое похожи по звучанию. Говорит только простыми предложениями.

Четвёртая — говорит невнятно, бывают ошибки, артикуляция нечеткая, звуки произносятся не всегда правильно, иногда малыш ошибается в словообразовании. Но мышление критическое.

Возрастные нормы развития речи

Об отставании в развитии речи свидетельствует несоответствие возрастным нормам ее усвоения. Их делят на несколько этапов.

Первый — первая минута после рождения. В этот короткий период новорожденный кричит. Громкий и модулированный крик — признак сохранной ЦНС.

Второй — доречевой период. Длится в течение первого года жизни младенца. Включает несколько этапов: в 1,5 – 2 месяца малыш гулит, в 4 – 5 — лепечет, с 7 – 8 месяцев произносит первые лепетные слова, а в 9 – 10 месяцев (девочки) и 11 – 12 месяцев (мальчики) — говорит первые слова.

Третий — этап лексического взрыва. До полутора лет у малыша преобладает активный словарь — к году он включает около 10-ти слов, а пассивный словарь состоит из 200 слов. Но к 1,5 годам слова из пассивного словаря резко переходят в активный. У некоторых деток это происходит позже — к 2-м годам.

Четвертый — переход к фразовой речи. Он возможен, если активный словарь насчитывает от 40 до 60 слов. Этого достаточно, чтобы начать говорить простыми предложениями из двух слов. Активный словарь двухлетнего ребенка насчитывает от 50 до 100 слов.

Пятый — переход к развернутым предложениям. Малыши в 2,5 года уже могут говорить фразами из 3-х – 4-х слов.

Шестой — переход к связной речи. В ней появляются прилагательные, местоимения, наречия. Этот этап начинается в 3 – 4 года. В 3 года детки уже знают около 1200 слов.

Если ребенок физически и психически развивается нормально, но его речь не вписывается в рамки нормы, это не значит, что у него синдром зрр. Дети развиваются по-разному, поэтому это может быть просто индивидуальный темп развития конкретного малыша. Но все равно лучше проконсультироваться с педиатром.

Основные признаки ЗРР

Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу еще нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если вашему сыну или дочке исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания.

Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Причины ЗРР: факторы развития заболевания

Выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития. Это биологические, или органические и социально-психологические.

Органические факторы синдрома ЗРР

Перинатальные поражения головного мозга приводят к его дисфункции. Дети с отсталым развитием речи в период внутриутробного развития часто переносят гипоксию или инфицирование, асфиксию или травмы при рождении, рождаются раньше или позже срока.

К нарушениям могут привести и черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит, ослабленный иммунитет и осложнения после вакцинирования.

Задержку речевого развития часто диагностируют и у деток с тугоухостью.

Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность — еще один фактор. Если папа или мама заговорили позже возрастной нормы, то и у сына или дочки выше вероятность развития ЗРР.

Социально-психологические факторы

Если родители разговаривают с чадом, не занимаются с ним, не объясняют, это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности. Затрудняет процесс и ситуация, когда родители сюсюкают, коверкают слова, говорят «детским» языком, употребляют уменьшительно-ласкательные формы («синенький», «тарелочка»).

Если в семье царит неблагоприятная речевая среда и в целом атмосфера, члены семьи ругаются, употребляют ненормативную лексику, дитя находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие — и не только речевое.

Но и в благополучных семьях тоже может возникнуть такая проблема. Например, если папа и мама разговаривают на разных языках — детки-билингвы нередко страдают ЗРР.

Диагностика задержки развития речи

К диагностике подходят комплексно. Сначала маленького пациента осматривает педиатр. Он оценивает общее состояние здоровья, делает заключение о предполагаемой причине задержки речевого развития. Затем педиатр направляет маленького пациента к узким специалистам.

Невролог осматривает его и назначает аппаратную диагностику — ЭЭГ, ЭхоЭг, дуплексное сканирование артерий головы. Это позволит выявить, поражен ли головной мозг, и исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания.

Отоларинголог исключает тугоухость и хронические заболевания — аденоиды, отит.

Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи (фразовая, связнкая), объем словаря. На основании заключений коллег, полученной от родителей информации и осмотра маленького пациента логопед составляет коррекционную программу.

Помощь детям с задержкой речевого развития

Схему лечения подбирают, в зависимости от причин заболевания.

Если к задержке развития речи привели социально-психологические факторы, то сначала работают с окружающей средой малыша, в том числе и речевой. Для стимуляции развития речи подбирают материал для занятий, соответствующий навыкам и возрасту маленького ученика. Дают рекомендации родителям — без их участия добиться успехов невозможно.

Обязательно показывают ему примеры правильной речи и проговаривают все действия малыша — это способствует накоплению в словаре новых слов.

Если к задержке привели дисфункции мозга, то к лечению ЗРР подходят комплексно — коррекционно-педагогические занятия сочетают с неврологическим лечением. Детский невролог назначает медикаментозную терапию. Эффективны пептидные препараты — они способствуют нормальному психическому развитию, улучшают работу головного мозга, восстанавливают кортикально-субкортикальные связи. Школьнику легче учиться за счет стимуляции интеллектуальной деятельности. Вот почему медикаментозное лечение показано при к задержке речевого развития дошкольников.

Очень полезны физиопроцедуры, массажи, ЛФК — все это способствует психическому развитию, в том числе и речевому.

Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом. Большую роль играет и семейное воспитание.

Направления логопедической помощи при ЗРР

Логопед ставит перед собой ряд задач.

Во-первых, развить у маленького пациента речевое внимание, научить его понимать, что говорят другие люди.

Во-вторых, научить его высказывать свои желания, потребности, мысли вербально и вести диалог. То есть логопед работает над развитием у малыша его собственной речи.

В-третьих, привлечь внимание малыша к словам — их звуковой и слоговой структуре.

В-четвертых, закрепить и совершенствовать навыки вербального общения детей дошкольного возраста во время игры и учебы.

Логопед в работе с маленькими пациентами опирается на особенности развития их познавательных процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики. Занятия развивают не только вербальные навыки, но и воображение, восприятие, память и мышление.

Методы логопедической помощи при ЗРР

Поскольку деткам с этим диагнозом не хватает коммуникативных навыков, логопед занимается с ними индивидуально, а не в группах.

При коррекции задержки речевого развития эффективны логоритмические и релаксационные упражнения, распевки, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, задания на понимание речи и классификацию. Все занятия проходят в форме игры.

Хорошо зарекомендовали себя и техники психотерапии — музыкальной и игровой.

Важную роль отводят и родителям. Они должны создать для чада насыщенную языковую среду. Буквально проговаривать каждое действие — свое и его, называть окружающие предметы, читать книги, озвучивать игры с игрушками — всячески стимулировать дитя говорить.

Прогноз и профилактика задержки развития речи

Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжелой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу. Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их чадо может все равно отставать. Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.

Тем не менее, при своевременной помощь детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причем достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ваша дочка или сын может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.

Для профилактики заболевания создайте чаду активную речевую среду, разговаривайте с ним, посещайте педиатра — это поможет своевременно выявить проблемные зоны и откорректировать их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *