У ребенка воображаемый друг что делать

Ребёнок и его воображаемый друг: что делать родителям

В детстве воображаемый друг – не редкость, хотя долгое время наука предполагала, что это отрицательный аспект в развитии. Однако исследователи отошли от этой точки зрения. Впрочем, в зависимости от возраста ребенка и типа воображаемого друга, родителям следует учесть несколько вещей.

Причины возникновения воображаемых друзей

Дети дают своему воображаемому спутнику имя и могут – чтобы родители стали еще более неуверенными – позволить им стать практически реальными в своем психическом мире на более длительный период времени.

Одной из причин присутствия воображаемого друга также может быть то, что ребенок испытал что-то плохое и теперь ищет нечто, что дает ему поддержку и определенную безопасность.

Общение с воображаемым другом: что нужно знать родителям

Но как родителям относиться к воображаемому другу своего ребенка? Ответ прост: принимать все как есть. В конечном счете взрослым не нужно беспокоиться о душевном состоянии своего малышам. Лучший совет для мам и пап – просто подыгрывать и принимать выдуманного друга, пока они рядом.

Каким бывает воображаемый друг

Нет ничего нового в том, что дети иногда создают воображаемых товарищей по играм от скуки. Например, из дневников Анны Франк известно, что у нее было несколько вымышленных подруг: она часто писала письма Китти, которая изначально была персонажем из голландской детской книги.

Всего существует три типа воображаемых друзей:

Подавляющее большинство детей имеют один или несколько из этих типов воображаемой дружбы, так что это нормальная часть человеческого развития, и родителям не о чем беспокоиться.

Источник

У ребенка появился воображаемый друг: что делать родителям

У ребенка воображаемый друг что делать

Малыш указывает пальчиком на пустое кресло: «Мама, знакомься, это Антон, мой новый приятель».

Рассмотрим подробнее причины появления невидимых компаньонов, а также дадим советы, что делать родителям.

Кто такой воображаемый друг

В известном мультике по мотивам повести Астрид Линдгрен красочно описано это явление в жизни многих детей. Главный персонаж — Карлсон — тот самый воображаемый друг. Кстати, именем обаятельного толстячка и назван синдром появления невидимых друзей у ребенка.

Карлсона не существует в реальном мире, но именно он дарит Малышу необходимые эмоции, общение и поддержку. В жизни все точно так же: дети с помощью развитого воображения создают себе вымышленных друзей. Иногда это просто игры фантазии, а иногда — признак неудовлетворенных потребностей.

Кто может стать невидимым другом

Как правило, этот персонаж того же пола, что и автор фантазии. Но возраст может кардинально отличаться («друг» старше ребенка). Вымышленными друзьями могут стать не только люди, но и животные или даже неодушевленные предметы, которые внезапно «ожили» в воображении маленького фантазера.

Их отношения характеризуются взаимной заботой, увлекательными играми, но могут быть и ссоры. Если попросить ребенка описать своего «друга», то он, скорее всего, присвоит ему черты родителей, знакомых детей или персонажей из мультфильмов/сказок.

Взрослые иногда могут и не догадываться о наличии воображаемых друзей у своих детей. Обнаружить их поможет либо психолог, либо рисунок на тему дружбы, где маленький фантазер наверняка изобразит своего невидимого приятеля.

Исследования синдрома Карлсона

Исследования феномена воображаемого друга начались в 30-х годах прошлого века. Психологи пытались определить, влияет ли синдром Карлсона на ребенка: его понимание своего внутреннего мира, а также эмоций других людей.

В результате трехлетнего наблюдения за детьми, у которых были вымышленные друзья, итальянский ученый Дж. Мауро выявил закономерность: они более искренни, эмоциональны, контактны и улыбчивы, чем остальные дети. Но при этом не всегда владеют достаточным объемом информации для поддержания разговора по теме. Скорее всего, это связано с нехваткой опыта реального общения с детьми своего возраста.

И еще. Некоторые сложности с коммуникацией приводят к тому, что ребенок-фантазер может занимать низкое положение в группах сверстников. И это может сказаться на его самооценке и социальной активности.

Об особой креативности детей с воображаемыми друзьями говорил американский психолог Ч. Шафер. К такому выводу его подвело сравнение двух групп подростков, разделенных по результатам теста на креативность. В группу с высокими баллами попали в основном ребята, которые в детстве имели вымышленных друзей.

У ребенка воображаемый друг что делать

В каком возрасте может появиться воображаемый друг

Детская фантазия наиболее активно развивается в период от 3 до 5 лет. И примерно в этом возрасте абстрактные мечты получают осязаемые формы в виде вымышленных персонажей.

Степень детализации «друга», его поведение и манера речи зависят от жизненного опыта автора фантазии. Ребенок в своих иллюзиях воссоздает то, что видит каждый день. Поэтому часто вымышленный друг как две капли воды похож на кого-то из близких — и по характеру, и по внешнему описанию.

Длится такая дружба от года до трех. Персонажи могут меняться, исчезать и появляться вновь. Но к 7 годам ребенок переходит на новый уровень социальной активности — идет в школу, посещает кружки, секции. И таким образом реальное общение постепенно вытесняет потребность в вымышленном друге.

Почему ребенок придумывает себе друзей

В психологии воображаемый друг рассматривается как признак развитой фантазии или как симптом нехватки внимания родных, дефицита общения и других важных для ребенка вещей. Задача родителей — разобраться в причинах появления невидимого компаньона.

Если это не игры с воображением, а уход от реальности, то поводом может стать:

«Друг» может легко защитить от обидчиков, блестяще выполняет трюки на самокате, летает, как Супермен, и прыгает, как Человек-паук. Общение с таким выдающимся героем вдохновляет ребенка.

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

У ребенка воображаемый друг что делать

Что делать, если у ребенка появился воображаемый друг

Одни родители относятся к этому с юмором, вторые пугаются и начинают водить малыша по врачам. Но лучше подойти к проблеме конструктивно и постараться определить, почему же у ребенка появился невидимый приятель.

Для этого аккуратно поинтересуйтесь, какова польза от таких фантазий. Зачем они ребенку? Пусть он расскажет, что чувствует во время общения с «другом». Попросите описать его внешность, возраст, пол и манеру речи. Узнайте, когда он появляется и когда исчезает. Собранная и тщательно проанализированная информация поможет вам разобраться в причинах появления воображаемого друга.

Следующий этап — научиться правильно реагировать на присутствие невидимого персонажа в жизни вашего ребенка.

У ребенка воображаемый друг что делать

Когда стоит поднимать тревогу

Малыши с хорошо развитым воображением видят мир в ярких красках. Они очень активны и коммуникабельны, харизматичны и эмоциональны. Но если ребенок слишком сильно погружен в свои фантазии, то они постепенно могут вытеснить реальный мир. Тогда уже придется прибегнуть к помощи специалистов.

Считается, что к 6-7 годам вымышленные друзья уходят в небытие. Но если этого не происходит, нужно проконсультироваться у психолога, психотерапевта. К примеру, наличие воображаемого друга у подростка указывает на недавно пережитый травматический опыт. И здесь уже не обойтись без профессиональной помощи.

Если ребенок становится агрессивным и злым, когда ссорится со своим невидимым приятелем, значит, эта фантазия оказывает на него деструктивное воздействие.

Постарайтесь переключить внимание малыша на что-то позитивное, предложите купить игрушку, сходить в гости. Сделайте так, чтобы о вымышленном друге ребенок вспоминал как можно реже.

На необходимость консультации с психологом указывают значительные перемены в поведении ребенка: больше плачет, хуже спит, меньше ест. Если они совпали во времени с появлением фантомного друга, то придется с ним прощаться. Скорее всего, имеет место гиперфиксация, когда малыш так поглощен своими фантазиями, что ничем другим уже не интересуется.

________
Проявляйте искренний интерес к фантазиям малыша — это сделает вас ближе и поможет понять, что у него в голове, чем он живет и о чем мечтает. Это не только увлекательно, но и полезно для выстраивания доверительных отношений.

Источник

Лямусик

Блог о беременности и воспитании ребенка

Синдром Карлсона или стоит ли бить тревогу, если у ребенка появился воображаемый друг?

Синдром Карлсона – так психологи называют явление, когда у ребенка появляется воображаемый друг. Это явление встречается у многих детей в возрасте от 3 до 7 лет. Стоит ли родителям бить тревогу или это норма в развитии маленького человека?

Что такое воображаемый друг?

Воображаемый друг появляется внезапно. Ребенок может рассказывать о нем или держать своего товарища в тайне от всех. Выдуманным персонажем может быть не только человек, но и животное или одушевление любимой игрушки. Воображаемый товарищ может носить любое имя, быть очень сильным или наоборот- нуждаться в помощи.

Психологи говорят, что в большинстве случаев это — норма. Богатая фантазия малышей в возрасте от 3 до 7 лет активно работает благодаря развивающимся творческим способностям.

У ребенка воображаемый друг что делать

Причины появления воображаемого друга

Для родителей появление выдуманного персонажа — ещё и прекрасный способ лучше узнать свое чадо. В общении с воображаемым другом можно уловить проблемы, волнующие ребёнка и увидеть недостатки в семейном общении.

Недостаток общения

Занятые родители или нехватка общения со сверстниками заставляют ребёнка придумать человека, с которым будет интересно и с «кем поиграть». Выход из этой ситуации — больше времени проводить с малышом и найти возможность для общения с другими детьми. Иногда, воображаемый товарищ появляется из-за чрезмерной стеснительности малыша. Но и здесь могут помочь только родители — научить общаться и быть более уверенным.

У ребенка воображаемый друг что делать

Недостаток впечатлений

Рутина бывает не только у взрослых. У детей вместо схемы «дом- работа – дом» — «детский сад- дом- детский сад». А если учесть, что дошкольное учреждение не всегда место получения позитивных эмоций, то воображаемый друг становится помощником в переживании проблем и источником новых впечатлений. Помочь в этом случае может разнообразие досуга ребёнка. Например, провести не только выходные, но и будни интересно. Выбраться на природу или, по возможности, съездить куда-нибудь после работы будет полезно и взрослым.

У ребенка воображаемый друг что делать

Чрезмерная опека или давление со стороны родителей

Если в реальном мире ребёнка слишком много запретов, то в воображении с выдуманным другом можно все. Это — первый вариант моделирования. Второй — когда ребёнок принимает на себя роль родителя и подавляет все начинания придуманного товарища. В этом случае родителям следует внимательнее присмотреться к своему поведению, быть более лояльными в некоторых моментах.

У ребенка воображаемый друг что делать

Чувство вины

В этой игре ребёнок также берет на себя роль родителя и наказывает выдуманного персонажа. Иногда по сценарию товарищ удивительным образом избегает порицания. Это называется невротическая вина. Происходит потому, что маленького человека слишком часто наказывают или угрожают наказанием. И здесь взрослым следует больше внимания уделить своим отношениям с ребёнком.

У ребенка воображаемый друг что делать

Вытеснение

Наиболее прозрачный вариант отношений с вымышленным персонажем. Здесь ребёнок рассказывает воображаемому другу о своих желаниях или переживаниях. Если друг начинает обладать супер силой, то скорее всего, малышу не хватает защиты. А если супер — друг обещает наказать обидчиков, то это может говорить о скрытой агрессии у ребёнка. Это повод обратиться к психологу.

Бывают и простые проблемы, которые можно решить самостоятельно. Например, воображаемый щенок. Такого друга можно заменить реальным зверьком, обговорив с ребёнком условия ухода.

У ребенка воображаемый друг что делать

Перекладывание вины

Самый негативный вариант. Если о существование воображаемого друга ребёнок отрицает, но при этом ответственность за свои поступки перекладывает на этого вымышленного героя, тогда родителям следует провести серьезный разговор. Настаивать на том, чтобы ребенок признался в своих фантазиях не стоит. А вот объяснить, что за свои поступки нужно отвечать – будет самой разумной идеей. Но эта модель ещё говорит, что ребёнок бриться родителя. А значит, следует изменить и модель наказаний.

В любом из перечисленных случаев нельзя отрицать существование вымышленного друга. Не стоит переубеждать или, что ещё хуже, угрожать какими-либо ограничениями, чтобы избавиться от фантомного товарища.

У ребенка воображаемый друг что делать

Как действовать если у ребенка появился воображаемый друг?

Если ситуация безобидна, то лучше подыграть. Но без надобности не вспоминать о воображаемом друге.

Даже если родители решают обратиться за помощью к специалистам, надо помнить, что работа предстоит, прежде всего, взрослым. В таком маленьком возрасте ответственность за происходящее с ребёнком полностью несут взрослые. Но если, воображаемый друг не мешает повседневной жизни малыша и не влияет на его общение со сверстниками, то вмешиваться в эти психологические процессы не нужно.

В большинстве случаев «Карлосон, который животина крыше» бесследно пропадает к 7-9 годам. Если этого не произошло — это тоже повод для обращения к психологу. Но ни в коем случае не стоит обращаться к психотропным препаратам. Это проблема, не требующая медикаментозного решения.

Источник

У ребенка появился воображаемый друг: насколько это опасно и в каких случаях бить тревогу

Родителей может тревожить тот факт, что у их ребенка появился воображаемый друг. На самом деле, ничего страшного здесь нет. Многие дети придумывают себе виртуальных друзей, которых наделяют определенным характером, внешностью, привычками. Они могут ладить или даже поругаться.

Зачем нужен воображаемый друг?

Ребенок может с радостью рассказать о своем воображаемом друге или, наоборот, тщательно скрывать его от родителей. Все зависит от того, насколько доверительные отношения между родителями и детьми. Узнают родители о новом друге или нет, также зависит от темперамента и характера ребенка.

Почему же дети придумывают себе лучшего друга? Причин может быть несколько:

В возрасте от 2,5 до 5 лет основным способом принятия новой информации является игра. Малыш играет со своим воображаемым приятелем, при этом осваивает социальные роли.

Когда родителям нужно бить тревогу?

Существуют и другие причины, когда сын или дочь придумывают воображаемого товарища. Они свидетельствуют о наличии у ребенка переживаний, обид, недопонимания, дефицита внимания.

В этом случае желательно обратиться к психологу, чтобы проработать полученную травму и избавиться от негативных эмоций.

Как себя вести родителям?

Многие мамы и папы испытывают беспокойство, когда понимают, что у ребенка появился придуманный приятель. Особо мнительным родителям может показаться, что это какой-то вид психического заболевания. На самом деле, у многих детей в определенном возрасте появляется воображаемый друг. Это может быть не только мальчик или девочка, но также милый зверек или фантастическое существо. Иногда родителей также вовлекают в игру:

«Смотрите, что Марта натворила! Я ей говорила, что нельзя разбрасывать игрушки, но она не послушалась».

Некоторые дети придумывают себе друга, потому что в реальной жизни у них небольшой круг общения. Но чаще это свидетельствует о богатом воображении ребенка, поэтому родителям волноваться не стоит. Главное, не переубеждать сына (дочь), что приятеля не существует. Пройдет какое-то время, и у ребенка появится настоящий лучший друг.

Важно! Если все мысли ребенка поглощены воображаемым приятелем, он перестал общаться со сверстниками, все время проводит в своих фантастических играх, родителям лучше обратиться к детскому психологу. Он поможет разобраться с причинами, из-за которых ребенок так сильно привязан к вымышленному приятелю.

Алина, мама 6-летнего Влада:

«Мы с мужем много работаем, и как-то никогда не задумывались, что уделяем мало времени сыну. Ежедневные бытовые заботы, проблемы на работе – вечером совершенно нет времени и сил, чтобы поиграть с Владиком. Раньше мы читали на ночь, но потом работы стало так много, что я еле-еле находила силы, чтобы приготовить ужин и уложить сына. Однажды Владик сказал мне, что у него появился друг Коля. Я подумала, в садике появился новый мальчик. Владик как-то утром взял две гоночные машинки в садик: одну себе, вторую – Коле. Когда мы не нашли вторую машинку, попросила воспитательницу, чтобы она забрала машинку у Коли. Выяснилось, что никакого Коли в группе нет. Оказалось, Влад придумал себе друга. Сначала мы реагировали на это спокойно, но потом начались проблемы с поведением. Сын перестал нас слушать, стал агрессивно себя вести, в садике перестал общаться с другими детками. Детский психолог посоветовал больше времени уделять сыну. Я перевелась на неполный рабочий день, муж взял несколько дополнительных выходных. Придуманный мальчик Коля помог нам осознать, что на первое место мы поставили совсем не то, что важно. Никакие деньги не заменят общения с сыном. Теперь мы много играем, гуляем, снова читаем книги на ночь».

Светлана, мама 5-летней Тани:

«Танюша всегда была стеснительной девочкой. Но на площадке иногда играла с другими малышами в песочнице. Когда у нас появился второй ребенок, Танечка совсем замкнулась. И тут у нее появился друг Котик. Нет, это не мягкая игрушка, это просто Котик. Она постоянно с ним разговаривала, пряталась в детскую палатку, приносила туда сладости и молоко. Мы с мужем разрывались между сыном и Танюшей. Было понятно, что ей не хватает внимания. Проблема решилась, когда на помощь приехала моя мама, педагог по образованию и призванию. Когда она сидела с сыном, мы с Таней посещали развивающий детский центр. Там Танечка постепенно познакомилась с другими детьми, ей стало интересно. Потом в соседнюю квартиру переехала молодая семья с дочкой-ровесницей Тани. Мы познакомились, потом стали ходить друг к другу в гости. Девочки подружились, теперь не разлей вода!».

Бояться воображаемых друзей ребенка не стоит. Они помогают справиться с реальностью, а также приобрести жизненно важный социальный опыт. Родителям не нужно препятствовать детским фантазиям, чтобы и дальше отношения были теплыми и доверительными. Чтобы развеять сомнения, можно посетить детского психолога, который поможет определить причину, почему малыш придумал себе воображаемого друга.

Источник

Воображаемые друзья: угроза для психики или нормальное явление?

Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.

Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.

В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.

У ребенка воображаемый друг что делать

Причины появления вымышленных друзей

У ребенка воображаемый друг что делать

Что делать, если у ребенка есть воображаемый друг

Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.

У ребенка воображаемый друг что делать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *