У ребенка в школе одни двойки что делать
Подросток (12 лет) учится на двойки, хамит. Виню себя в происходящем. Что делать?
Анна, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!
Да, подходит, спасибо!
Анна, расскажите, пожалуйста, какие у Вашего сына есть обязанности? Какие бонусы?
Какое участие в воспитании принимаете Вы? Какое участие папы? Кто у мальчика авторитет?
В этом возрасте у мальчика должны быть четкие обязанности: по дому, учёба, уважительное отношение к родителям, информирование о том, где находится и когда вернётся.
Именно такие обязанности бывают у взрослых людей, при выполнении этих обязанностей у человека появляется право. Это право на личное пространство, наличная свободное время, на карманные деньги (если у вас это принято), на покупки по его желанию.
Это нужно проговорить сыну и самим принять.
Я вижу что Вы пытаетесь воспитывать ребёнка из соображений гуманности : что нельзя его заставлять и его фразы про рабства как раз и является тем рычагом давления на Ваше чувство вины.
Вы не являетесь для него родителями потому, что не можете занять позицию сильного.
Родитель определяет, что ребёнку можно, чего нельзя. Именно он определяет обязанности и права, именно он ограничивает при необходимости. Если ребёнку нельзя гулять, значит он не должен выходить из дома не при каких обстоятельствах, пока он не выполнит обязанности.
Пока у него детское поведение, то и права ребенка. Когда он берет на себя обязанности взрослого, то и получает права, согласно возрасту.
Он может не любить работу по дому и ругать её, главное результат.
Он может быть не согласен с Вами, но если он говорит об этом без грубости, то он может говорить с Вами о том, что считает нужным.
Если он грубит, разговор заканчивается и возобновляется, когда грубости не будет.
Опять двойка! Что делать? Руководство для родителей
© Коллаж Кристины Савельевой
На что обратить внимание и как помочь
Оценки — не главное, главное — знания, — говорят многие родители, но при этом не могут сдержать гневных криков, когда их ребенок приносит из школы неудовлетворительную оценку.
Школьная успеваемость до сих пор остается яблоком раздора во многих семьях: родители переживают за нее всей душой (иногда намного сильнее, чем следовало бы), дети боятся приносить домой двойки и тройки, отношения в семье портятся, а оценки становятся намного важнее фактических знаний и умений ребенка.
Но что делать-то, если ребенок принес из школы проклятую «опять двойку» после того, как вы потратили столько сил и времени на то, чтобы помочь ему с домашкой, а он как будто бы и вовсе не постарался? Для начала прочитайте письмо директора школы, которое недавно завирусилось на Реддите.
Дорогие родители, совсем скоро у ваших детей начнутся экзамены.
Я знаю, что вы все очень хотите, чтобы ваши дети с ними справились. Но пожалуйста, помните, что среди учеников, сдающих экзамены, будет художник, которому не обязательно разбираться в математике… Предприниматель, которого не интересует история или литература… Музыкант, чьи оценки по химии не имеют никакого значения… Спортсмен, чья физическая форма намного важнее его познаний в физике…
Если ваш ребенок получит хорошие оценки, то это прекрасно! Но если нет… пожалуйста, не надо лишать его за это самоуважения и чувства собственного достоинства. Скажите ему, что все в порядке, это всего лишь экзамен! Его в жизни ждут куда более серьезные вещи. Скажите ребенку, что независимо от той оценки, которую он получит, вы все равно любите его и не осуждаете.
Несмотря на то, что некоторые утверждения этого послания могут показаться противоречивыми, общий посыл у него совершенно правильный — школьные оценки, какими бы важными они ни казались сейчас, — играют довольно посредственную роль в дальнейшей жизни человека, в которой его ждет еще миллион куда более серьезных взлетов и падений.
А теперь держите инструкцию, которая поможет вам избежать очередного нервного срыва на почве плохих оценок и не ссориться из-за них с ребенком.
Поинтересуйтесь причиной оценки
Если ваш ребенок принес домой неудовлетворительную оценку, особенно — по предмету, с которым у него до этого не было проблем, не стоит реагировать на это со злостью и разочарованием.
Если вы сразу же начнете ругаться, то вы лишь заставите своего ребенка чувствовать себя еще хуже, чем он уже себя чувствует, а в следующий раз с большей вероятностью постарается скрыть от вас свою неуспеваемость. Вместо этого подойдите к ситуации с любопытством.
Спросите у ребенка, знает ли он, из-за чего получил плохую оценку. Может быть, он плохо себя чувствовал? Или его что-то отвлекало? Может быть, он забыл подготовиться? Попробуйте разобраться спокойно и без осуждения или поспешных выводов. Если ребенок тоже не понимает, за что он получил низкую оценку, имеет смысл обратиться к его учителю, чтобы выяснить, с чем связана эта двойка.
После того, как вы разберетесь с причиной, вы можете перейти к следующим шагам.
Составьте план
Если появление плохой оценки в дневнике ребенка — это единичный случай, который произошел по объективной причине — например, ваш ребенок болел и не успел подготовиться к контрольной, возможно, учитель разрешит ее переписать. А даже если и нет, то ничего страшного. Одна плохая оценка не заслуживает того, чтобы тратить на нее слишком много времени и нервов.
Если же плохая успеваемость — не случайность, а закономерность, которая говорит о том, что ваш ребенок не справляется с каким-то предметом, значит, пришло время разобраться, как ему в этом помочь.
Возможно, ребенку требуется помощь репетитора, или вам достаточно будет пересмотреть его подход к учебе и помочь реорганизовать выполнение домашней работы (например, браться за более сложные для ребенка предметы в начале, а не оставлять их на конец дня, когда у него совсем нет сил).
Также систематическая низкая успеваемость может указывать на другие проблемы у ребенка — например, тревожность или депрессию.
Так что иногда частые двойки (и низкая мотивация к учебе) могут стать поводом для того, чтобы присмотреться к поведению и настроению своего ребенка и, возможно, обратиться за помощью к психологу.
Не сравнивайте с другими
Независимо от причины неуспеваемости ребенка, худшее, что вы можете сделать — это начать сравнивать его с одноклассниками или сиблингами. Не стоит говорить ребенку, чтобы он «лучше старался как все остальные» или «брал пример с брата» — это не мотивирует его учиться лучше, а только приносит проблемы с самооценкой. Все дети уникальны (даже если у них общие родители и они воспитывались в одной семье), и у каждого свои способности к обучению, интересы и особенности восприятия информации.
Изучите мотивацию
Нередко дети получают плохие оценки и плохо готовятся к урокам и контрольным просто потому, что они не понимают, зачем им нужно знание того или иного предмета. Вы можете им в этом помочь, объяснив, как навыки и знания, полученные в школе, могут пригодиться им во взрослой жизни.
Если таких причин не находится (к сожалению, их можно найти не для всех предметов), то расскажите ребенку о преимуществах аттестата с хорошими оценками и разберитесь, какой минимум нужно сделать для того, чтобы его получить.
Главное, о чем важно помнить родителям (и напоминать об этом своим детям): плохие оценки — это не конец света, не фатальные ошибки и не причина, по которой родители начинают меньше любить своих детей. Оценки — это лишь индикатор того, что у нас есть слабые места и повод найти подходящие способы исправить ситуацию.
Как реагировать на двойки ребенка (особенно в конце года)? Отвечает психолог
© Коллаж Дарья Каракулова
Сохраняем спокойствие в сезон контрольных
Любому родителю бывает неприятно, когда ребенок приходит домой с двойкой из школы. Это стресс, иногда даже посильнее рабочего. Родитель может чувствовать стыд, вину, разочарование и даже страх, что ребенка оставят на второй год и он станет дворником.
Это нормально, но часто это не имеет под собой реальной основы. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», психологом Сергеем Галиуллиным, как родителю реаировать на плохие оценки, чтобы не испортить отношения с ребенком и не испортить отношение ребенка к учебе.
Во-первых, двойка в школе — это нормально.
Правда в том, что от плохой оценки в школе не застрахован никто и не всегда дело в уме ребенка. Причины, по которым ребенок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. Это во-первых.
А во-вторых, было бы странно что-то начать делать идеально с первого раза. Разве мы можем сразу научиться плавать или встать на лыжи? Так почему дети должны с первого раза понимать крепостное право или логарифмы?
Другое дело, как мы на это реагируем и что для нас самих оценка ребенка.
Результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, неутешительны: 79 процентов школьников в России переживают сильный стресс из-за неуспеваемости.
Думается мне, что такие высокие цифры вызваны самой школьной системой, в которой перепутаны причина и следствие: оценка становится не отражением знаний, а способом измерить успех. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают. Вот это ненормально.
Во-вторых, нельзя кричать и тем более игнорировать.
Это не значит, что надо не обращать внимание на двойки ребенка. Надо, иначе это будет безразличием, которое даже хуже негативной реакции.
Ругая ребенка за двойки, вы растите в нем страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам.
Не обращая внимания на двойки, вы показываете ребенку, что он тоже может относиться к своей учебе безразлично.
Как же тогда реагировать? Спокойно разобраться в ситуации и наметить план действий, как ситуацию можно исправить.
Например, если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание или ответ у доски, можно обсудить, что помешало ребенку подготовиться лучше. Может ему неудобно, он не успевает по времени, может ему мешает шум телевизора? Может он слишком волнуется и это ему мешает? Спросите ребенка, как это можно изменить? Предложите помощь, но не делайте за ребенка.
Бывает, что двойка получена за поведение и тогда важно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребенку, как вести себя, чтобы это не повторилось.
Помните, прямо сейчас вы закладываете в ребенка алгоритм действия в трудных ситуациях. Как ваш ребенок сам будет относиться к неприятностям в будущем? Впадать в крик, сжиматься, замирать, истерить или спокойно решать проблемы? Покажите ему пример, чтобы дальше ребенок не боялся трудных ситуаций, потому что даже если он прямо сейчас с ними не справится — это не станет ни для кого концом света.
Могут ли из-за двойки оставить на второй год?
Из-за одной точно нет.
По закону ребенка могут оставить на второй год только в двух случаях:
— Он был переведен в следующий класс условно, но не успел за установленный срок пересдать академические задолженности (двойки по итоговым контрольным). Как правило, это происходит, если задолженности были почти по всем дисциплинам. Тогда родителям предлагают сделать выбор: пойти на повторное обучение, пройти ПМПК и по ее рекомендациям перейти на обучение по адаптированным образовательным программам или учиться по индивидуальному учебному плану.
— Если ребенок не сдал промежуточную аттестацию в конце четвертого или девятого классов, он не будет переведен на следующую ступень обучения. Либо нужно успевать пересдавать за лето, либо оставаться на повторное обучение.
Адаптация через двойки: как работает с детьми средняя школа
С первого по четвёртый класс дети учатся весь день в одном кабинете, у одного педагога. В пятом классе всё меняется, приходится каждый урок менять кабинеты и подстраиваться под требования каждого учителя. Наш блогер, мама Мария Межиева, рассказывает об адаптации сына в среднем звене и внезапных двойках.
После насыщенной, творческой и, главное, окружённой вниманием учителя начальной школы сын перешёл в среднее звено, началась адаптация. В первый же учебный день после семи уроков, когда я думала, что ребёнок придёт вымотанный и уставший от нагрузки, он появился очень бодрым. Практически сразу сел за уроки, сказав, что задают в пятом классе очень много, если ты не будешь учить правила к каждому уроку математики, у тебя не будет выше тройки, учитель истории очень интересный, просто заслушаешься, кроме простого русского, есть ещё и родной русский, но зачем он нужен, сын не понял.
Я воспряла духом, думая, что вот оно, светлое будущее: ребёнок сам стал осознанным взрослым. Однако вся эта взрослость ограничилась первой неделей, я как психолог чётко здесь видела «руку школы».
Тетради по русскому и математике стали практически красными: педагогам не нравилось оформление, к которому долго и упорно привыкали дети четыре года в начальной школе. Содержание написанного, особенно по математике, не имело значения.
Возможно и были дети, которые перестраивались быстро, но мой сын не понимал зачем. В родительских чатах каждый день обсуждали, что же всё-таки задано, так как у детей были расплывчатые формулировки в дневниках (например, принести что-то о природе или нарисовать что-то народное). Электронный дневник сухо сообщал, что изучали дети. Причём при родительском общении складывалось впечатление, что с урока дети принесли разную суть информации.
Умиляло это до тех пор, пока с большой лёгкостью в первую неделю сентября на детей не посыпались двойки за любую нелепость. Оставил рисунок в другом кабинете, потому что ещё не привык перемещаться по разным кабинетам, — два.
Не понял, как на уроке считать годы до нашей эры и нашей эры, — вот тебе сразу самостоятельная и два, замешкался и не сдал тетрадь по географии на проверку — два
Узнаешь об этом только к моменту выставления четвертных оценок. Классный руководитель терпеливо советовала каждому родителю встречаться с каждым учителем и индивидуально общаться. Объясняла, что «вот сейчас нахватают двоек, тогда и станут собраннее и поймут, что они уже не в начальной школе». Одноклассники сына говорили: «Зачем учить, если всё равно непонятно, почему поставят три, а не выучил —два». Недоумевали и родители: «Что делать, если мы весь вечер учим биологию, а за самостоятельную выше тройки не получается?» У меня закралась мысль: возможно, все эти работы написаны на каком-то другом языке, который дети ещё не освоили? В тетрадях, например, появились слова «лекция», «тезисы» и так далее.
Школьный психолог провела какие-то тесты на адаптацию, результаты которых так и не стали нам известны. За прошедшую адаптационную четверть лично я сделала неимоверное количество творческих заданий, на которые просто не способен 10-летний мальчишка: написала сочинение о картине Яна Вермеера «Географ», проанализировала богов Древней Греции, сделала доклад про Водяного и Русалку, подборку отражения древнегреческих персонажей в искусстве и даже сочинила басню.
«Будешь получать двойки — мама расстроится и умрёт». Почему оценки нужны в первую очередь родителям
Муж каждый вечер переделывал с сыном сделанное им самим домашнее задание по математике по новым правилам. Мне пришлось начать осваивать новый иностранный язык, потому что, кроме текста учебника Гёте-института, где предлагается правила вывести самому, и не имея никакого аудиоприложения, детям, пропустившим хотя бы один урок по болезни, сделать самостоятельно это трудно. Правда, нужно заметить, что за эту четверть мой сын всё-таки успел поучаствовать в музыкальном конкурсе по баяну и стал лауреатом, но в освоении школьной музыки опять же только четыре.
Подводя итог такой неутешительной адаптации к среднему звену, я могу сказать, что уже не только мой сын, но и я хочу, чтобы каникулы были длиннее, учебники — понятнее, а детей в школе если не любили, то хотя бы старались понять. Ведь мы думали четыре года благодаря нашему первому учителю, что всё это в школе есть…
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Ваш ребенок двоечник, что делать в этой ситуации?
Проблема хороших оценок у школьников остро стоит во многих семьях. Если ребенок двоечник, что делать задуматься необходимо обязательно. Подобную проблему надо решать комплексно, так как причины ее появления могут быть различны. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит, ведь, чем дальше, тем сложнее будет повысить успеваемость и улучшить усвояемость знаний.
Ребенок может стать двоечником сразу, с начальной школы. А может вначале учиться хорошо, а к подростковому возрасту успеваемость резко снижается.
Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника
Школа – это не только багаж знаний, она еще и развивает практическое и логическое мышление. Она дает основы, базу. Но если у ученика часто появляются двойки в школе, основных знаний явно не хватает. Низкая успеваемость может иметь отдаленные последствия, которые пока еще ни школьниками, ни родителями не осознаются.
В психологии рассматриваются определенные этапы развития, когда наиболее быстро и эффективно усваиваются определенные знания. Например, если ребенка начать учить читать позже 7-8 лет, то это может привести к более медленному усвоению техники чтения. Система обучения построена таким образом, что в разные этапы даются те знания, которые наиболее удачно усваиваются в определенном возрасте. Поэтому так важно не упустить момент и обратить внимание на неуспеваемость.
Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник.
Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:
Разберем каждую из них подробнее.
Внутренние причины неуспеваемости
Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы. Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.
Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.
Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.
домашнее обучение в школе, что это такое
Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли. Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.
Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.
Сниженная самооценка – еще одна причина. Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.
Внешние причины неуспеваемости
Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе. Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.
Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку. Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся. Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.
Ребенок двоечник, что делать
Итак, у вашего ребенка проблемы с успеваемостью и вы хотите ему помочь. Ваши мысли: ребенок двоечник, что делать, какую найти волшебную таблетку. Нет таких таблеток. Исправление ситуации это осторожная длительная и кропотливая работа, чтобы не сломать ребенка.
Вот примерный план ваших действий. Попробуйте разобраться с проблемой шаг за шагом, обдумывая результаты сделанного шага. Не просто что-то делайте. Анализируйте результат. Это важно, поскольку после каждого анализа вы сможете корректировать дальнейшие свои действия.