У ребенка после школы болит голова что делать

Головные боли у подростка

У ребенка после школы болит голова что делать

Головные боли – частая жалоба у подростков. Они могут возникать на фоне стрессов, физического напряжения, изменений погодных условий и других факторов. Однако, также боли в голове могут быть сигналом о различных хронических заболеваниях, которые требуют своевременного лечения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют пройти обследование, чтоб определить точную причину, почему болит голова. В большинстве случаев для лечения достаточно выполнять общие правила профилактики и принимать назначенные препараты в домашних условиях.

Содержание:

Причины головной боли у подростка

В подростковом возрасте могут появляться головные боли, связанные с недостаточным мозговым кровообращением, гормональными изменениями, а также с режимом дня. В этот период могут возникать приступы мигрени, особенно после физических и умственных нагрузок. Их важно не оставлять без внимания, поскольку во время головных болей нервные клетки не получают кислород в нужном количестве. Это может приводить к отдаленным последствиям и проявляться приступами мигреней во взрослом возрасте.

Головные боли напряжения

Головные боли напряжения – самая распространенная разновидность. Они могут начинать проявляться в подростковом возрасте и возникать приступами. Пациенты отмечают, что ощущения напоминают сдавливание головы обручем со всех сторон. Это связано с напряжением мышц, спазмами сосудов и нарастающей ишемией мозговых тканей. После снятия спазма боль проходит, а приступы обычно непродолжительны. Головные боли напряжения часто вызваны следующими факторами:

Головные боли напряжения обычно не отличаются особой интенсивностью и продолжительностью. Они могут быть эпизодическими и хроническими. В первом случае они возникают не чаще, чем 15 дней из 30, а длительность приступа составляет от 30 минут до 7 дней. Если они проявляются чаще – носят хронический характер. Лечение заключается в коррекции режима и питания, а также – приеме обезболивающих препаратов.

Мигрень

Мигрень – еще одно заболевание, которое может проявляться в подростковом возрасте. Она представляет собой первичную головную боль, то есть не связана с какими-либо патологиями внутренних органов. Ее причины до конца не изучены, но есть теории ее взаимосвязи с сосудистыми и нервными нарушениями. Болезнь чаще возникает у женщин, но может проявляться у любого человека.

Мигрень протекает в хронической форме. Продолжительность приступа может составлять от 4 часов до 3 суток, а их частота отличается у каждого пациента. Головные боли могут возникнуть несколько раз за всю жизнь либо повторяться практически ежедневно. Считается, что характерные признаки мигрени – это боль только в одной половине головы, повышенная чувствительность к свету и громким звукам, появление «ауры». Она проявляется за несколько часов до появления болезненности и может включать следующие симптомы:

Аура не является обязательным предшественником головной боли при мигрени. Этот комплекс симптомов возникает всего у 20−25% пациентов и не перед каждым приступом. Мигрень обычно отличается от других видов головной боли высокой интенсивностью – она не купируется обычными обезболивающими препаратами. При ее подтверждении врач подберет специфические средства, которые влияют на чувствительность нервных окончаний и снимают острую боль. Также важно избегать триггеров – факторов, провоцирующих развитие мигрени. К ним относятся резкие перепады погодных условий и климата, дефицит сна, нарушение режима дня и стрессовые ситуации.

Болезни сердца и сосудов

У подростков могут проявляться заболевания сердечно-сосудистой системы, которые провоцируют хронические головные боли. Их можно заподозрить по следующим симптомам: повышенное либо пониженное давление, одышка при минимальных физических нагрузках, кашель и хрипы, частые приступы головокружения, боли за грудиной, онемение рук и ног. При появлении этих симптомов следует срочно пройти кардиологическое обследование и определить точную причину ухудшения самочувствия. При диагностике могут обнаруживаться различные нарушения:

Кроме приобретенных заболеваний, на обследовании могут обнаруживаться врожденные дефекты. К ним относятся пороки сердца, аномалии развития крупных сосудов. Эти патологии приводят к нарушению кровообращения и питания головного мозга, вызывая частые головные боли. Они требуют своевременного лечения по схеме, подобранной врачом.

Заболевания ЛОР-органов

Одна из причин хронической головной боли у подростков – это синуситы. Болезнь представляет собой воспаление околоносовых пазух:

В норме околоносовые синусы полые, наполнены воздухом. Их стенки высланы однослойным эпителием. Попадание вирусной инфекции либо бактерий может приводить к воспалению стенок пазух, усиленной экссудации и наполнению различными видами содержимого. В синусах может обнаруживаться серозный или гнойный экссудат, который необходимо удалять. Болезнь приводит к нарушению дыхания и головным болям. Ее опасность в том, что синуситы (чаще гайморит) протекают в хронической форме и могут обостряться ежегодно.

Еще одна причина, по которой может болеть голова у подростка – воспаление среднего уха. Этот орган находится в барабанной полости и включает несколько мелких косточек. Воспаление требует срочного лечения, поскольку может распространяться на внутренне ухо, а далее – на оболочки головного мозга. Отит среднего уха сопровождается характерными симптомами, в том числе интенсивными головными болями, ухудшением слуха. Также могут появляться истечения из слухового прохода и нарушения координации движений.

Другие причины

Головные боли у подростка – это не отдельное заболевание, а симптом различных нарушений. Они могут возникать на фоне нарушения работы сердца и сосудов, нервной системы, эндокринных желез. Часто ее причинами становятся перепады гормонального фона. Головные боли возникают в следующих случаях:

Важно понимать, что головные боли периодически проявляются даже у здорового человека. Их причинами становятся несбалансированное питание, нарушение режима дня, стрессы и чрезмерные нагрузки. У большинства пациентов они проходят после отдыха и нормализации психоэмоционального состояния. К врачу следует обращаться, если голова болит часто, от 15 дней в месяц и более, приступы слишком интенсивные или продолжительные, а также сопровождаются дополнительными симптомами.

Методы диагностики

Своевременная диагностика – это залог успешного лечения головных болей у подростков. На приеме у врача важно точно обозначить расположение болевого очага, условия возникновения и другие нюансы. Для уточнения диагноза могут потребоваться следующие анализы:

В Клиническом Институте Мозга можно пройти полное обследование при головных болях разного происхождения. Обследования проводятся на точном и качественном оборудовании, с использованием современных технологий. Кроме того, в нашем центре возможно провести лабораторные исследования и сложные диагностические процедуры. Они позволяют быстро и точно поставить диагноз, чтобы приступить к этапам лечения.

Лечение головных болей у подростка

Лечение головных болей комплексное. Схема будет включать методики для снятия симптомов, а также для устранения основной причины. Прием обезболивающих средств в домашних условиях может ненадолго избавить от боли, но при отсутствии полноценного лечения приступы могут повторяться. Врач подберет препараты индивидуально, в зависимости от точного диагноза и индивидуальных особенностей:

Большинству пациентов достаточно консервативного лечения – операция может потребоваться только при наличии опухолей, грыж, пороков сердца. Однако, для выздоровления важно соблюдать предписания врачей в домашних условиях. Препараты необходимо принимать полным курсом, а также регулярно выполнять упражнения. Кроме того, врач порекомендует полноценно отдыхать, привести в норму режим дня и отказаться от активности в ночное время суток.

Методы профилактики

Своевременная профилактика – это залог здоровья опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем во взрослом возрасте. Для подростков важно выполнять следующие рекомендации врачей:

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении головных болей у взрослых, детей и подростков. В нашем центре можно пройти полное обследование и подобрать эффективную схему лечения. Наши главные особенности – это высокоточное современное оборудование, а также грамотные специалисты узкого профиля, с многолетним опытом лечения головных болей разного происхождения.

Источник

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

У ребенка после школы болит голова что делать

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

Источник

Головная боль напряжения у детей

Поделиться:

Как думаете, с какими жалобами приходят дети? Не гадайте, их много.

Большинство родителей реагируют на это состояние крайне эмоционально.

Бывает, что придя к врачу, сразу просят немедленно начать глубокую и тщательную диагностику: МРТ, КТ, РЭГ, рентгенографию черепа и обязательно УЗИ сосудов головы и шеи.

Но это требуется не всегда, так как не каждая головная боль представляет опасность.

Боль возникает почти всегда во второй половине дня, она не приносит страдания ребенку, но создает ощущение дискомфорта.

Для этой головной боли не характерна тошнота и рвота, хотя может раздражать громкий звук или яркий свет.

Она имеет двустороннее распространение и часто возникает в висках и затылке, а по характеру напоминает давление или сжимание.

Конкретную причину, вызывающую головную боль напряжения, назвать трудно. Чаще всего это целый комплекс факторов. Именно поэтому она обостряется во время учебного года.

Резкое изменение режима дня с ранними подъемами и поздними засыпаниями, нерегулярное и несбалансированное питание, непривычные физические нагрузки, обострение эмоциональных переживаний, большие объемы домашних заданий, дополнительные внешкольные занятия – все это вносит существенный вклад в развитие болезни.

У ребенка после школы болит голова что делатьЧитайте также:
Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается

Современные дети постоянно взаимодействуют с телефонами, планшетами, компьютером и т.п., внимание часто переключается с одного процесса на другой. Такая многозадачность оказывает негативное влияние на нервную систему, истощая ее, это проявляется нарушением внимания, ухудшением памяти и снижением мотивации.

С чего начинать лечение?

Самое оптимальное решение – вести дневник головной боли. В нем необходимо отражать время возникновения, вероятную причину, характер, интенсивность, продолжительность головной боли.

Обязательно нужно отмечать принятые препараты, их дозировки, достигнутый эффект и время, через которое наступило улучшение. В большинстве случаев, при правильном ведении, дневник позволяет поставить точный диагноз и отслеживать динамику болезни.

Часто родители в качестве основного средства лечения рассматривают обезболивающие препараты. Это не самая лучшая тактика. Дело в том, что истинная головная боль напряжения имеет низкую интенсивность и не создает выраженных ограничений для деятельности ребенка, а препараты часто имеют побочные эффекты, которые могут резко ухудшить состояние.

Некоторые лекарства при частом применении перестают облегчать боль, наоборот, усиливают ее. Такое явление называют абузусной головной болью. Поэтому любое использование препарата должно быть согласовано с лечащим врачом.

В большинстве случаев головная боль напряжения значительно облегчается во время короткого отдыха. Прекрасно помогает легкий массаж головы и задней поверхности шеи.

Остальные мероприятия направлены на снижение интенсивности боли и ее профилактику:

Вредные привычки должны быть исключены, без этого положительная динамика невозможна (я понимаю, что у всех дети не курят и не пьют, но этот пункт здесь необходим.

Помните, грамотная организация учебного процесса в школе и дома значительно снижает частоту головных болей.

В некоторых случаях болезнь возникает на фоне высокой эмоциональной нагрузки: сложные внутрисемейные взаимоотношения, конфликты среди сверстников и прочие причины могут потребовать вмешательства психолога. В некоторых случаях можно обсудить с доктором вариант лечения, основанный на эффекте плацебо, но учтите, что самовольно (без консультации врача) использовать «пустышку» категорически нельзя.

Даже учитывая простоту рекомендаций вылечить ребенка довольно трудно, так как лечение подразумевает изменения образа жизни (иногда всей семьи). К счастью у большинства детей болезнь самостоятельно проходит по мере адаптации к новым условиям, но этот факт не отменяет визита к врачу.

Красные флажки, указывающие на «ненормальность» головной боли:

1. Высокая частота (чаще 15 раз в месяц) и длительность (более 1 месяца).

2. Стойкая боль в одном и том же месте на протяжении продолжительного времени.

3. Усиление головной боли при умственных, эмоциональных, физических нагрузках, которые раньше переносились хорошо.

4. Отсутствие эффекта от препаратов, которые раньше были эффективны.

5. Ухудшение состояния после препаратов, которые раньше были эффективны.

6. Тошнота и рвота, возникающая по утрам. Усиление боли при кашле, чихании.

7. Глазные проявления – косоглазие, разный размер зрачков при равном освещении, двоение, снижение остроты зрения.

8. Головокружение, шум в ушах, ухудшение слуха.

9. Снижения массы тела, лихорадка.

10. Значительные изменения в поведении ребенка (агрессивность, депрессия, эйфория, резкие перепады настроения)

При обнаружении даже одного пункта обязательно покажите ребенка врачу.

Сил Вам и терпения.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Лечение головной боли у детей

Каковы причины головной боли у детей? Какие препараты используются при лечении головной боли? Какие немедикаментозные средства лечения головной боли применяются сегодня? Головная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто

Каковы причины головной боли у детей?
Какие препараты используются при лечении головной боли?
Какие немедикаментозные средства лечения головной боли применяются сегодня?

У ребенка после школы болит голова что делать

Головная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто и может служить основным, а то и единственным симптомом более чем 50 различных заболеваний. Цефалгия — это любые неприятные ощущения, возникающие в области от бровей до затылка (термин является производным от греческих слов cephal — мозг и algos — боль).

Известно, что головной болью (ГБ) страдают 80% взрослых европейцев. Можно предположить, что среди детей распространенность цефалгий примерно аналогична. До 7-летнего возраста у 75% пациентов отмечается головная боль по типу мигрени; тем не менее наиболее распространенный тип цефалгии — это головная боль напряжения [1, 2].

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии: мигрень; ГБ напряжения; кластерная (пучковая) ГБ и хроническая пароксизмальная гемикрания; ГБ, не связанная со структурным поражением мозга; ГБ вследствие травмы головы; ГБ вследствие сосудистых заболеваний; ГБ вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний; ГБ вследствие приема некоторых веществ или их отмены; ГБ вследствие внемозговых инфекций; ГБ вследствие метаболических нарушений; головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур; краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли; неклассифицируемая ГБ [3]. Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

В целом в этиопатогенезе цефалгии источниками боли могут служить участки твердой мозговой оболочки; артерии основания мозга и внутричерепные артерии; ткани, покрывающие череп; нервы (среди них черепные нервы — тройничный, языкоглоточный, блуждающий, а также первый и второй шейные спинномозговые корешки) [1]. Морфо-функциональной основой периферического отдела системы, ответственной за болевую чувствительность, являются тройничный нерв и ядро его спинномозгового пути. Болевыми рецепторами обладают твердая мозговая оболочка и крупные кровеносные сосуды, а также чувствительные окончания волокон второго шейного корешка спинного мозга. Описанные системы формируют различные варианты головной боли [4].

Головная боль может вызываться интракраниальными поражениями, такими как субдуральные и внутримозговые гематомы, субарахноидальные кровоизлияния, тромбозы, артериовенозные мальформации, абсцесс мозга, менингит, энцефалит, васкулит, обструктивная гидроцефалия, состояние после люмбальной пункции, ишемическое нарушение мозгового кровообращения, растяжение или воспаление крупных внутричерепных сосудов, повреждения твердой оболочки основания мозга и чувствительных черепных нервов. Из экстракраниальных причин головная боль вызывается синуситами, повреждениями шейного отдела позвоночника, синдромом височно-нижнечелюстного сустава, гигантоклеточным артериитом, глаукомой, нейропатией зрительного нерва и заболеваниями зубов. Существуют также «общие» причины головной боли: лихорадка, вирусемия, гипоксия, гиперкапния, артериальная гипертония, аллергия, анемия, а также действие сосудорасширяющих веществ (нитритов, угарного газа и т. д.) [5].

Ниже рассматриваются патофизиологические особенности трех основных разновидностей головной боли у пациентов детского возраста, поскольку именно этими особенностями обусловлены различные подходы к лечению.

Мигрень. Для классической мигрени характерны две фазы приступа: в первой фазе возникает сосудистый спазм, вызывающий церебральную ишемию и различные очаговые симптомы, запускающие приступ; во второй фазе (транскраниальной и экстракраниальной вазодилатации) начинается пульсирующая ГБ, которая распределяется в области иннервации тройничного нерва и верхних цервикальных корешков [6]. При мигрени с аурой в механизме развития ГБ задействована пароксизмальная деполяризация нейронов коры головного мозга. В первой фазе приступа в области затылочного полюса мозга наблюдается распространяющаяся со скоростью 2 мм в минуту корковая депрессия. В области распространения волны возникают глубокие изменения ионного распределения, приводящие к снижению уровня мозгового кровотока. Церебральная ишемия является результатом констрикции артериол. Наиболее характерный признак классической мигрени — общая гиповолемия в задней части мозга [7]. ГБ вызывается воздействием распространяющейся депрессии на волокна тройничного нерва на мозговых оболочках, при этом высвобождаются вазоактивный кишечный пептид, вещество Р и некоторые другие пептиды [8]. Факторы, запускающие механизм распространяющейся кортикальной депрессии, весьма многочисленны. Среди них любые нарушения гомеостаза калия, генетическая предрасположенность, стрессы, алиментарные факторы, а также высвобождение вазоактивных пептидов из тригемино-васкулярной системы.

При простой мигрени (без ауры) отсутствуют значимые изменения мозгового кровотока, а сами механизмы ее развития труднообъяснимы [9]. Помимо сосудистых изменений (характерных для классической мигрени), при простой мигрени отмечаются нарушения метаболизма и концентрации нейротрансмиттеров (серотонина и его метаболитов).

Причиной развития мигрени могут служить простагландин Е1, тирамин или фенилэтиламин (два последних амина содержатся в шоколаде и сыре) [10].

Головная боль напряжения. Ранее считалось, что этот вид головной боли — прямое следствие повторных сокращений мышц шеи и висков, приводящих к локальной ишемии этих структур. В последние годы рассматривают ряд других звеньев патогенеза, включая задействованность «триггерных» точек некоторых мышц (трапециевидной, грудинно-ключично-сосцевидной, подзатылочной, височной и др.), сдавление сосудов спазмированной мышцей с венозным застоем, распространение боли на височную, околоушную и затылочную области вследствие дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, нарушение смыкания зубов верхней и нижней челюстей и т. д.

Кластерная (пучковая) головная боль. Патогенез болезни пока мало изучен и не вполне ясен, хотя известно, что при этом типе ГБ в наружной яремной вене отмечается повышение содержания некоторых болевых пептидов (кальцитонин генсвязанного и интестинального пептида). Вследствие этого предполагается нейрогенное происхождение кластерной головной боли с активацией чувствительных волокон тройничного нерва. Определенную роль могут играть дефект хеморецепторов каротидных телец на стороне боли, а также нарушения секреции отдельных гуморальных факторов (мелатонин, кортизол, тестостерон, β-эндорфин, β-липопротеин, пролактин).

Симптоматика головной боли. В каждом конкретном случае симптомы головной боли определяются типом имеющейся цефалгии. Ниже приводятся особенности различных видов хронической и рецидивирующей головной боли по ряду показателей (характеру, локализации, длительности приступа, периодичности, сопутствующим симптомам). Простая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — одно- или двусторонняя; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Классическая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — односторонняя; длительность приступа — 3-12 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — зрительная аура, тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Лицевая мигрень: характер ГБ — тупая или пульсирующая; локализация — односторонняя, в нижней половине лица; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы; сопутствующие симптомы — тошнота, рвота. Кластерная головная боль (гистаминовая цефалгия Хортона): характер ГБ — острая, сверлящая; локализация — односторонняя (преимущественно в области глазницы); длительность приступа — 15-20 минут; периодичность — периоды ежедневных приступов чередуются с длительными ремиссиями; сопутствующие симптомы — на стороне боли могут отмечаться слезотечение, гиперемия лица, заложенность носа и симптом Горнера. Психогенная головная боль: характер ГБ — тупая, сжимающая; локализация — диффузная двусторонняя; длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, тревожность. Невралгия тройничного нерва: характер боли — стреляющая; локализация — в зоне иннервации тройничного нерва; длительность приступа — кратковременная (15-60 секунд); периодичность — много раз в день; сопутствующие симптомы — выявляются триггерные зоны. Атипичная лицевая боль: характер ГБ — тупая, локализация — одно- или двусторонняя, длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, иногда психоз. Головная боль при синуситах: характер ГБ — тупая или острая; локализация — одно- или двусторонняя, в области придаточной пазухи; длительность приступа — варьирует; периодичность — спорадическая или постоянная; сопутствующие симптомы — выделения из носа [11].

Диагностика. Конкретный диагноз у детей устанавливается преимущественно на основании клинических признаков и вышеупомянутых критериев цефалгических синдромов. Помощь в диагностике могут оказать так называемые дневники головной боли, некоторые лабораторные и инструментальные исследования (рентгенография черепа, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга, ЭЭГ, транскраниальное допплерографическое исследование сосудов головного мозга). Важным диагностическим мероприятием является консультация окулиста, а при подозрении на наличие у пациента депрессии требуется консультация детского психиатра.

Диагноз «мигрень» обычно устанавливают на основании собранного анамнеза, при этом каких-либо выраженных изменений при тщательном физикальном, неврологическом и офтальмологическом осмотрах выявить не удается. Диагностика большинства других цефалгических синдромов осуществляется с использованием аналогичного алгоритма.

Подходы к лечению головной боли

Далеко не все средства, используемые при лечении ГБ у взрослых, могут применяться в педиатрической практике вследствие возрастных ограничений. Классическим примером служит анальгин (метамизол натрия), который в мировой практике не назначается детям до 14-летнего возраста (в РФ — до 6 лет). Другим средством, применять которое у пациентов до 16-летнего возраста следует с осторожностью, является ненаркотический анальгетик напроксен (наликсан).

Ниже перечислим современные подходы к лечению трех основных цефалгических синдромов — мигрени, кластерной головной боли и головной боли напряжения.

Лечение мигрени. Профилактическое лечение проводят только при рецидивирующих цефалгиях, устойчивых к используемым средствам неотложной терапии [5]. Мигренозные приступы подлежат лечению только тогда, когда речь идет о часто повторяющихся тяжелых приступах, мешающих активной жизни ребенка [12]. В ряде случаев приходится рассчитывать лишь на частичный эффект, хотя назначение вазоконстрикторов типа эрготамина и/или кофеина при первых симптомах приступа может помочь его купировать (в РФ широко употребляется препарат кофетамин, сочетающий оба упомянутых компонента). Его назначают детям старше 10 лет двукратно, с интервалом 30 минут, по 1 таблетке на прием (в каждой таблетке 0,1 г кофеина и 0,001 г эрготамина тартрата). Назначение простых (ненаркотических) анальгетиков (парацетамола и др.) зачастую оказывается не менее эффективным.

При остром приступе мигрени режимные моменты должны сочетаться с приемом анальгетиков: отдых ребенка в постели (в темной комнате) и прием парацетамола или ацетилсалициловой кислоты. Последняя в педиатрии используется с осторожностью (у детей до 2 лет — только по жизненным показаниям) во избежание развития синдрома Рея [13]. Именно парацетамол (в дозе 15 мг/кг/сутки) — наиболее эффективное и безопасное средство, назначаемое при мигренозных приступах умеренной и сильной выраженности. Ацетилсалициловая кислота эффективна лишь при легких приступах [14]. Другие препараты для лечения сильных приступов — напроксен, ибупрофен, фенацетин или кофеин (отдельно или в сочетании с другими лекарственными средствами).

Для детей старше 10 лет препаратом выбора считается эрготамин. Его назначают перорально в самом начале приступа (доза зависит от используемой лекарственной формы, продолжительность курса лечения не должна превышать 7 дней). Препарат противопоказан детям, у которых в констрикторной фазе приступа отмечается гемианопсия или гемипарез.

Фенацетин, как и парацетамол, относится к ненаркотическим анальгетикам. Применяется 2-3 раза в день в сочетании с такими средствами, как анальгин (с учетом возраста), кофеин и др. Его использование ограничено из-за наличия побочных эффектов (аллергических реакций, «фенацетинового» нефрита, метгемоглобинемии, анемии и т. д.) [15]. Фенацетин назначают из расчета (разовая доза) 0,15 г — для 3-4-летних пациентов, 0,2 г — для детей 5-6 лет, 0,25 г — для 7-9-летних и 0,25-0,3 г — для 10-14-летних детей (для пациентов до 1 года — по 0,025-0,05 г, до 2 лет — по 0,1 г на прием). В РФ фенацетин выпускается преимущественно в таблетках, содержащих по 0,25 г собственно фенацетина и ацетилсалициловой кислоты, 0,05 г кофеина). Фенацетин входит в состав комбинированных средств (асфена, кофицила, новомигрофена, пиркофена, седальгина, цитрамона и т. д.).

Ибупрофен (бруфен) — нестероидное противовоспалительное средство (НПВС). Детям назначается из расчета 20-40 мг/кг/cутки (3-4 раза в день, per os или ректально) [13].

Напроксен — еще одно НПВС, назначаемое детям в возрасте до 5 лет из расчета 2,5-5 мг/кг/сутки в 1-3 приема (продолжительность лечебного курса — до 14 дней), а пациентам старше 5-летнего возраста — в дозе 10 мг/кг/сутки [16].

Кофеин — психомоторный стимулятор, используется в комбинации с другими лекарственными веществами (анальгетиками и т. д.). Детям старше 2 лет (до этого возраста препарат не назначают) кофеин дозируют по 0,03-0,075 г на прием (2-3 раза в день). Кофеин входит в состав комбинированных таблеток (кофетамина, аскофена, новомигрофена, кофицила, пирамеина, цитрамона и др.).

Суматриптан (селективный агонист 5-НТ1-рецепторов) эффективен при лечении мигренозных приступов у взрослых. Однако при лечении детей с мигренью суматриптан не обладает какими-либо преимуществами по сравнению с ибупрофеном [17].

Профилактическое лечение. Пропранолол детям назначают внутрь в начальной дозе 0,5-1,0 мг/кг/сутки 2 раза в день, поддерживающая доза — 2-4 мг/кг/сутки. При наличии сердечной недостаточности или бронхоспазма препарат не применяется [13, 16].

Флунаризин — блокатор кальциевых каналов. Детям с весом до 40 кг назначается в дозе 5 мг 1 раз в сутки. Остальным категориям детей флунаризин назначают так же, как взрослым (по 20 мг 1 раз в первые 2 недели профилактического лечения, затем по 5-10 мг/сутки в 1-2 приема) [13].

Антиконвульсанты класса фенобарбитала или вальпроевой кислоты в ряде случаев позволяют предотвратить приступ, но назначаются только при часто повторяющихся приступах. Дозировки для обоих антиконвульсантов подбирают индивидуально (под контролем врача).

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин и др.) редко используются для профилактики мигрени (чаще эти препараты применяются при головной боли напряжения).

Симптоматические средства. При тошноте и рвоте применяется метоклопрамид (церукал, реглан) в дозе 0,5 мг/кг (внутривенно, внутримышечно или внутрь). В этом случае также используют хлорпромазин (нейролептик из группы фенотиазиновых производных) и прохлорперазин [5].

Хлорпромазин. Для достижения быстрого эффекта можно использовать до 3 возрастных доз препарата (внутривенно) через каждые 15 минут. При парентеральном введении у детей старше года разовая доза составляет 250-500 мкг/кг (максимальная доза у детей в возрасте до 5 лет или с массой тела до 23 кг достигает 49 мг/кг/сутки, а в возрасте 5-12 лет или с массой тела 23-46 кг — 75 мг/кг/сутки). При приеме внутрь пациентам в возрасте 1-5 лет препарат назначают в суточной дозе 500 мкг/кг (каждые 4-6 часов), детям старше 5 лет — от 1/3 до 1/2 дозы взрослого (разовая доза для взрослых составляет 10-100 мг, суточная — 25-600 мг). Максимальная доза для детей до 5 лет при приеме внутрь — 40 мг в сутки, для пациентов старше 5 лет — 75 мг в сутки [16].

Немедикаментозные методы лечения мигрени

Диетотерапия. Поскольку пищевая аллергия нередко играет роль пускового фактора мигрени и у детей, рекомендуется исключать из рациона ребенка, страдающего мигренью, ряд продуктов (молоко, сыр, яйца, шоколад, апельсины, изделия из пшеничной и ржаной муки, помидоры и т. д.) [18]. Следует избегать продуктов с такими пищевыми добавками, как глутаминат натрия и нитриты [19].

Среди других немедикаментозных подходов к профилактическому лечению мигрени следует упомянуть занятия ушу, каратэ, йогой, тренинговую систему «биологической обратной связи», иглорефлексотерапию.

Лечение кластерной головной боли. В терапии острых приступов заболевания широко используется суматриптан. Менее эффективными средствами считаются НПВС и производные эрготамина. Вдыхание чистого кислорода также входит в число лечебных мероприятий при развитии приступов кластерной головной боли (ингаляции 100%-ного кислорода).

Профилактическое лечение пучковой головной боли предусматривает назначение β-адреноблокаторов (пропранолола и др.), карбамазепина, препаратов лития, а также преднизолона (курсом продолжительностью не более 5 дней) и блокаторов кальциевых каналов (верапамила) [20]. Дозировка пропранолола приведена выше.

Карбамазепин (тегретол, финлепсин) — антиконвульсант (производное иминостильбена). Средняя суточная доза препарата (внутрь) составляет 20 мг/ кг/сутки (в среднем у детей до года — 0,1-0,2 г, 1-5 лет — 0,2-0,4 г, 5-10 лет — 0,4-0,6 г, 10-15 лет — 0,6-1,0 г/сутки) [15].

Из препаратов лития чаще используется лития карбонат (контемнол, седалит). Это нормотимическое средство принимают во время еды, запивая его водой или молоком. При этом контролируют содержание в крови лития, поддерживая его концентрацию 0,5-1,0 ммоль/л. При дозе лития карбоната, составляющей 1,0 г/сутки, нормализации концентрации лития следует ожидать через 10-14 дней. Курс профилактической монотерапии препаратами лития карбоната должен составлять не менее 6 месяцев [13].

Преднизолон. При необходимости в первые дни лечения этот кортикостероидный гормон назначают (per os) из расчета 1-1,5 мг/кг массы тела/сутки, затем дозу уменьшают и препарат отменяют [16].

Верапамил (изоптин, феноптин) — блокатор кальциевых канальцев. Принимается внутрь во время или сразу после еды (в 2-3 приема). Препарат запивают достаточным количеством жидкости. Для детей в возрасте 1-15 лет дозировка составляет 0,1-0,3 мкг/кг/сутки (разовая доза не более 2-5 мг) [13, 16].

Лечение головной боли напряжения. При данном заболевании ведущая роль принадлежит лечению НПВС. Кроме того, может использоваться комбинация НПВС с диазепамом (седуксеном, реланиумом). Последний назначают (при приеме внутрь) в следующей разовой дозировке: 1-3 года — 0,001 г, 3-7 лет — 0,002 г, 7 лет и более — 0,003-0,005 г [13].

Тизанидин (сирдалуд) — миорелаксант центрального действия, широко используемый в терапии ГБ напряжения у взрослых. Опыт его применения у детей ограничен [16].

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин). Независимо от возраста и пути введения (внутрь, внутримышечно, внутривенно) амитриптилин назначают с 0,05-0,075 г/сутки, постепенно увеличивая дозу на 0,025-0,05 г до достижения эффекта [15]. Имипрамин (мелипрамин, имизин) детям назначают начиная с 0,01 г 1 раз в день, постепенно (в течение 10 дней) дозу увеличивают до 0,02 г детям 1-7 лет, до 0,02-0,05 г — детям 8-14-летнего возраста (пациентам старше 14 лет — до 0,05 г и более в день).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *