У ребенка плохое настроение что делать
У ребенка плохое настроение что делать
И.А. Галкина (канд. психол. наук)
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, нежелание что-либо делать взрослые могут трактовать, как капризы или лень. Сегодня мы расскажем, почему появляется детская депрессия, как ее своевременно распознать и как помочь ребенку в подобных ситуациях. Депрессия может возникнуть в любой период жизни и имеет свои характерные особенности в зависимости от возрастной группы.
Депрессия у детей до 3 лет (причины и симптомы)
Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, то депрессия в этом случае почти всегда носит патологический характер и обычно связана с одним из следующих факторов:
У малышей депрессия проявляется в виде: плохого аппетита, частых приступах рвоты, заторможенности или повышенной возбудимости. Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а улучшений нет, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Причины депрессии у дошкольников
Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика и различных секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по ряду причин, к которым, в частности, относятся следующие:
Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения со сверстниками, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.
Симптомы депрессии у дошкольников:
Из соматических проявлений чаще всего возникают диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки: нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
В этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Симптомы депрессии у младших школьников:
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель. На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак. Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут правильное лечение. Но при этом, очень важна и помощь самих родителей, которые могут значительно облегчить состояние ребенка и способствовать его скорейшему выздоровлению.
Как могут помочь родители своему ребенку при детской депрессии
Укреплять контакты с ребенком. Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один. Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель – поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе и смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают, но они не испуганы происходящим.
Играть с ребенком. Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.
Правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, а жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать вместе с ребенком. Учитесь идти на компромиссы и учитывать мнение ребенка.
Проявлять искренний интерес к увлечениям ребенка – узнавайте, что читает, слушает, смотрит ваш ребенок. Не спешите критиковать. У каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Создавать комфортную обстановку дома. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка, без скандалов и агрессии.
Соблюдать режим дня. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.
Содействовать в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно бывали на свежем воздухе и достаточно двигались. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.
Быть родителями – круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
В нашем развивающем детском центре «Летиция» работают прекрасные специалисты-психологи, нейропсихологи, которые помогут вам решить вопрос о наличии или отсутствии у вашего ребенка депрессии, а также проведут необходимые коррекционные занятия с ребенком и консультации с родителями.
Чем опасна подростковая депрессия и как помочь ребёнку с ней справиться?
Как часто родители жалуются на то, что подросток стал угрюмым, неразговорчивым, предпочитает быть в одиночестве и перестал общаться с друзьями! Но не все мамы и папы могут понять, что происходит в этот момент с ребёнком: является ли его состояние нормальным или это признаки депрессии.
Сегодня мы поговорим о таком явлении, как депрессия у подростков: как она проявляется, чем опасна и что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку справиться со своим состоянием.
Содержание:
О феномене депрессии у детей и подростков
В последние годы отмечается небывалый рост показателей депрессивных состояний у детей и подростков. Сказались и режим самоизоляции, и переход на дистанционное обучение, и общая напряжённая обстановка в мире.
Разберёмся, бывает ли депрессия детской, и чем она отличается от взрослого состояния.
Суть явления
По результатам опроса, проведённого в 2020 году среди российских школьников с 5 по 11 класс, у 42,2% опрошенных было зафиксировано состояние депрессии.
Всего каких-то 20-25 лет назад детские психиатры отрицали существование этого заболевания у лиц младше 18 лет. Но вскоре было доказано, что депрессия у детей и подростков всё-таки существует, просто её проявления отличаются от того, что можно диагностировать у взрослых.
Чем опасна депрессия в подростковом возрасте? Она постепенно начинает разрушать личность ребёнка, мешает ему жить полноценной жизнью и свободно общаться с близкими ему людьми.
Депрессию нельзя преодолеть силой воли, невозможно по совету окружающих «перестать грустить и начать радоваться жизни».
Термин «депрессия» произошёл от латинского слова «deprimo», что означает «давить», «подавлять». Это психическое расстройство, основными признаками которого являются:
Большинство учёных сходятся во мнении, что появление депрессии сигнализирует о том, что в жизни человека что-то идёт не так. Необходимы определённые изменения, чтобы больной начал чувствовать себя лучше.
На подростка идёт мощное давление со стороны учителей и родителей, плюс к этому ему приходится выстраивать взаимоотношения со сверстниками, стараться быть принятым, а не отвергнутым. А в это время в организме бушует гормональная буря, которая делает психику ещё более хрупкой и ранимой, чем раньше.
Поэтому очень часто ребёнок находится в состоянии депрессии, сам того не осознавая, и задача взрослых – вовремя выявить проблему сына или дочери и грамотно ему помочь.
Виды депрессии
Врачи выделяют несколько видов депрессии, которые могут проявиться в подростковом возрасте:
1. Реактивная
Самый распространённый вид депрессии у подростков.
Реактивная депрессия – подавленное психическое состояние, вызванное действием внешних факторов. Она может возникнуть как реация на события, ситуацию, например вследствие сильного эмоционального потрясения (смерть близкого родственника, домашнего питомца, развод родителей и т.п.).
2. Тревожная
При этом виде депрессии подростка одолевают навязчивые страхи различного характера: страх смерти, страх заразиться вирусом, страх неизвестности и т.д.
3. Дистимия
Это расстройство настроения, которое труднее всего распознать родителям и специалистам. Ребёнок выглядит пассивным, ему тяжело сосредоточиться на выполнении какого-либо задания. Могут появиться нарушения сна и аппетита.
4. Меланхолическая
Характеризуется печальным и подавленным состоянием. Подросток теряет интерес к жизни, часто говорит о бессмысленности будущего.
Как правило, родителям без помощи специалистов не всегда удаётся определить, какой вид депрессии присутствует у ребёнка, потому что многие симптомы могут быть схожи.
Возрастные и гендерные особенности
Хотя учёными и были зафиксированы проявления депрессии у детей раннего и дошкольного возраста, наиболее пиковым периодом возникновения этого расстройства считается возраст от 12 до 18 лет.
В 12-14 лет депрессия часто «маскируется» под школьную фобию (страхи, связанные с учебной деятельностью). Ребёнок становится заторможенным, вялым, с трудом усваивает учебный материал. У него снижается успеваемость, появляется нежелание посещать школу. Он чувствует себя неуспешным и одиноким.
В возрасте от 14 до 18 лет подростки озабочены выбором дальнейшей профессии, успешной сдачей экзаменов и, конечно, построением отношений с противоположным полом. В этот период у них могут проявляться такие симптомы депрессии, как нарушение сна, раздражительность, повышенная тревожность и страх перед будущим.
Также было доказано, что депрессия оказывает разное влияние на мозговую активность мальчиков и девочек. Соответственно, и симптомы расстройства у них будут наблюдаться разные.
У мальчиков:
У девочек:
Отличия от депрессии у взрослых
Депрессия в подростковом возрасте, как правило, по симптомам отличается от депрессии у взрослых.
Что встречается у подростков:
Что встречается у взрослых:
Читайте подробнее про депрессию у взрослых в статье Крик души: депрессия и как с ней бороться?
Причины подростковой депрессии
Причиной депрессивного состояния у подростков, как правило, выступает совокупность факторов, которые оказывают губительное влияние на его хрупкую и ранимую психику.
1. Гормоны
Гормональные изменения в организме или химический дисбаланс, которые вызывают перепады настроения, вспышки гнева, раздражительность и повышенную тревожность.
2. Конфликты со сверстниками
Ребёнок может быть изгоем в классе или подвергаться буллингу, что усиливает у него чувство одиночества и ощущение собственной неполноценности. Подросток чувствует себя неудачником, которого незачем и не за что любить и уважать.
3. Семейное неблагополучие
Школьник может сильно переживать из-за завышенных родительских требований к нему, ссор и конфликтов, а также, когда родители равнодушно относятся к его успехам и достижениям.
4. Проблемы с учёбой
Неблагоприятное воздействие на неокрепшую детскую психику оказывают высокие учебные нагрузки, давление учителей и страх перед экзаменами.
5. Травматичное событие в жизни подростка
Смерть кого-то из близких, авария и так далее.
6. Личностные особенности
К появлению депрессии могут привести:
Кто может оказаться в «зоне риска» по появлению депрессивных расстройств?
По каким признакам можно понять, что у ребёнка депрессия?
Родители должны хорошо разбираться в признаках подростковой депрессии, чтобы суметь вовремя выявить происходящее с ребёнком.
Как мы уже говорили, для депрессии характерны изменения в поведении, настроении и мышлении подростка.
Эмоциональные изменения:
Поведенческие изменения:
Изменения в мыслительной деятельности:
Для того, чтобы был поставлен диагноз «депрессия», у подростка должно наблюдаться не менее пяти из перечисленных признаков на протяжении 2-х недель в течение всего дня.
Также родителям важно обращать внимание на высказывания своих детей.
Пора бить тревогу, если подросток:
«Маски» подростковой депрессии
Иногда бывает непросто выявить депрессию у подростков, поскольку она может «замаскироваться» под различные состояния.
Случай №1. Разбитое сердце
К школьному психологу обратилась мама 13-летнего Димы. Она пожаловалась на то, что не понимает, почему её ребёнок так резко изменился. Если раньше он был спокойным и послушным, то теперь его словно подменили: стал прогуливать уроки, связался с плохой компанией, постоянно грубит родителям. А недавно она нашла у него в кармане куртки упаковку курительной смеси.
Психолог пригласила на консультацию Диму, и, оказалось, что мальчик находится в подавленном состоянии. Ему не интересна ни его новая компания, ни употребление вредных веществ. Просто так он хотел «заглушить» свои переживания из-за девочки, которая ему нравилась. Когда он признался ей в своих чувствах и предложил встречаться, та ответила ему отказом и назвала неудачником и «тупицей».
Читайте также интервью с психологом на тему Влюблённый подросток. Как быть родителям?
Случай №2. Потеря близкого
На приём к психологу пришла 15-летняя Инна и рассказала, что в последнее время её ничего не интересует в жизни, всё видится в чёрном цвете. Раньше она очень любила рисовать и даже хотела записаться в художественную школу, но теперь ей неинтересно и это. С подружками девочка тоже перестала гулять, после школы приходит домой и весь вечер лежит на диване.
В разговоре выяснилось, что 8 месяцев назад у Инны умерла любимая бабушка, и с тех пор девочка испытывает депрессивное состояние.
Случай № 3. Болевые ощущения
14-летняя Катя в течение нескольких месяцев жаловалась родителям на боли в животе и пояснице. Многочисленные обследования не дали никакого результата – у девочки были в норме все показатели. Но Катя продолжала настаивать – она больна. Эти мысли постоянно тревожили и угнетали её.
Школьный психолог порекомендовал маме показать девочку психиатру. Оказалось, что у Кати – депрессивное расстройство. После приёма препаратов состояние девочки улучшилось, боли перестали её беспокоить, она стала спокойнее и начала радоваться жизни. Даже записалась в секцию плавания и стала участвовать в соревнованиях.
Как мы видим, подросток в состоянии депрессии не всегда демонстрирует «классические» симптомы. Пытаясь бороться со своими переживаниями, он «уходит» либо в девиантное (противоправное) поведение, либо в апатию, либо в болезнь.
Диагностика депрессивных проявлений у детей и подростков
Родителям часто бывает тяжело самим диагностировать у ребёнка депрессию. Тогда на помощь приходят методики, по которым можно определить депрессивное расстройство с помощью тестовых вопросов.
Мы собрали наиболее известные из них:
Ответив на вопросы, подросток может самостоятельно определить, что находится в состоянии депрессии, либо за него это могут сделать родители.
Но важно понимать, что диагноз «депрессия» может поставить только врач. Специалист отделит депрессию от схожих состояний (например, невроза) и назначит ребёнку соответствующую терапию.
Как родителям помочь ребёнку справиться со своим состоянием?
Подросток, находящийся в депрессии, нуждается в помощи и поддержке близких людей.
Советы по общению с депрессивным подростком
Психологи дают мамам и папам ряд советов, как разговаривать с собственным ребёнком:
Когда нужна помощь специалиста?
Если симптомы депрессии начинают вмешиваться в вашу жизнь и в жизнь вашего ребёнка, лишая её прежних красок, значит, настало время обратиться к специалисту.
Почти в каждом городе находятся центры психологической помощи подросткам, куда вы можете прийти вместе с сыном или дочерью.
Для начала лучше проконсультироваться с психологом. В ходе беседы с ребёнком он сможет разобраться в причинах появления депрессивного состояния и найти вместе с подростком пути решения этой проблемы.
Но если депрессия длится не один месяц, ребёнок всё чаще и чаще говорит о смерти или наносит себе увечья, родителям необходимо обратиться к психиатру.
Если врач предложит госпитализацию, не отказывайтесь от неё. Речь идёт о жизни и здоровье вашего ребёнка.
Длительная затяжная депрессия у подростка может перерасти в:
Методы лечения депрессии у детей и подростков
В настоящее время для лечения депрессивных состояний у детей и подростков применяются следующие виды терапии:
1. Лекарственная терапия
Как правило, необходимые медикаменты выписывает врач-психиатр. Ни в коем случае самостоятельно не давайте ребёнку никаких лекарств!
Если вы заметили у подростка побочные эффекты от лечения, не прекращайте приём препарата, сначала посоветуйтесь с врачом.
2. Психотерапия
Это способ борьбы с депрессивным состоянием через разговор с психотерапевтом.
Беседа может проводиться как «тет-а-тет», так и вместе с другими членами семьи. В этом случае это будет уже семейная терапия.
Психотерапия поможет вашему ребёнку осознать причины своего состояния, справиться с негативными и тревожными переживаниями и вновь обрести радость жизни и любовь к близким людям.
Как правило, сочетание лекарственного воздействия и психотерапии даёт наиболее ощутимый эффект при лечении подростков с депрессивными расстройствами.
Как маскируется депрессия у детей
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.