У ребенка нет концентрации внимания в школе что делать родителям
Как помочь ребенку стать внимательным?
Л.П. Прохватилова преподаватель гимназии (г. Печоры), победитель областного конкурса «Учитель года»
Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.
На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.
Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Примеры игр и игровых упражнений
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.
Волевые нарушения у детей (неумение концентрироваться). Взгляд психолога
В этой статье мы поговорим про особенности внимания и волевые нарушения у учеников, а также про то, что может сделать с этим педагог в пространстве школы.
Согласно отечественной психологической школе, внимание – это одна из высших психических функций. Развитие внимания – это большой процесс, условно в нем можно выделить три этапа:
Сначала внимание осуществляется с помощью нервных механизмов, и оно ситуативно и непродолжительно.
Далее внимание ребенка развивается в отношениях со взрослым, с помощью внешних средств: карточек, записей, напоминаний и т. д. Используются различные культурные средства для формирования произвольного внимания.
Ребенок интегрирует эти внешние средства, и они становятся частью его внимания. По сути, ребенок использует те же средства, только они уже не нужны ему как внешние инструменты – он научился ими пользоваться самостоятельно.
Этот алгоритм подходит ко многим ситуациям, в том числе взаимодействию на уроках. Внимание, так же как и мышление, память и другие высшие психические функции, можно формировать по этому сценарию. Ниже мы обсудим возможные варианты действий.
Из чего складывается концентрация внимания на уроке?
Мотивация на обучение.
Навыки работы в классе.
Ниже мы подробнее остановимся на данных пунктах.
1. Во-первых, это возможности организма, а именно: состояние здоровья, особенности обменных процессов, нейродинамические свойства мозга. Сюда же относится возраст человека, и относительно этого пункта есть некоторые нормы: в частности, никто не ожидает, что ребенок трех лет может усидеть на одном месте больше 20 минут. Все дети обладают разными типами темперамента и особенностей нервной системы: кто-то быстрее «схватывает» материал и сразу может решить сложные задачи, но быстро утомляется, кто-то, наоборот, дольше врабатывается, зато потом может эффективно работать продолжительное время. В классе обычно есть и те и другие, и задача педагога – дать ученикам возможность проявить свои способности.
Коррекция. Оптимальные возможности появляются тогда, когда человек здоров, выспался, сыт и в целом хорошо себя чувствует. Утомление, например, под конец интенсивной недели может существенно влиять на способность к концентрации.
Если дело в индивидуальных особенностях ребенка, которые не связаны с утомлением и другими временными состояниями. Компенсаторные возможности мозга очень большие, особенно у детей. Если есть сложности с индивидуальными особенностями конкретного ребенка, нужно специально заниматься с коррекционным психологом или педагогом. Перед этим необходима диагностика «слабых» мест и план коррекции. В идеале – педагог рассказывает о плане и результатах своей работы, дает рекомендации родителям и школьным педагогам. В случае системной поддержки данных занятий эффективность будет в несколько раз выше. Системная поддержка – это значит, что и родители, и педагоги, и взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, придерживаются рекомендаций.
Чего не стоит делать: педагогу в любом случае не стоит ставить диагноз. Если есть подозрение, что может быть какое-то нарушение или особенности, которые мешают конкретному ребенку концентрироваться на занятии, лучше напрямую связаться с родителями и специалистами в этом вопросе.
2. Мотивация. Это большой фактор, который существенно влияет на возможности концентрации на уроке. В классе, как и в любой другой группе, есть более усидчивые дети и менее усидчивые. Ошибкой было бы подозревать всех тех, кто менее усидчив, в волевых нарушениях.
Вот что может влиять на мотивацию:
различные факторы, не связанные со школой. Это могут быть отношения в семье, в секции, в группе друзей вне школы и т. д. Например, у ребенка разводятся родители. Этот фактор существенно влияет на концентрацию внимания. Поддержать здесь может персональный интерес и участие педагога, временное снижение требований;
различные факторы, связанные со школой. Например, если в классе за последнее время происходили какие-либо из следующих событий:
от класса отказался или ушел классный руководитель. Если это повторяющаяся ситуация, эффект увеличивается;
особые, возможно трагические, ситуации с кем-то из учеников или педагогов школы;
изменился состав класса: пришли или ушли новые ученики. Если несколько человек, эффект также увеличивается;
и другие особые случаи.
В подобных ситуациях умение концентрироваться ситуативно снижается, наиболее эффективно в данном случае поддержать ребят;
отношения в классе. Это очень большой блок ситуаций, например в классе детям может быть небезопасно, может быть конкуренция за ресурс, слишком большая дистанция между учениками, конфликтная ситуация и т. д. Для того чтобы понять, как эти ситуации влияют на обучение и концентрацию, необходимо перестроиться на немного другую, «детскую» логику. Для детей отношения в коллективе зачастую гораздо более важны, чем для взрослых. Детям труднее абстрагироваться от группы сверстников и от сложностей, которые есть в данный момент в группе. Представьте себя, например, пятиклассником, которому нужно завершить важную работу, при том, что за вами сидит другой ученик, который незаметно для учителя пуляет в вас бумажные шарики через трубочку? С концентрацией могут быть сложности. Когда отношения между учениками начинают негативно влиять на внимание, педагог может взять ситуацию в свои руки. В некоторых ситуациях могут помочь простые игры на взаимодействие, неформальное общение во время классных часов и т. д. Но бывают ситуации, когда этого недостаточно. Тогда стоит обратиться к психологу школы или позвать внешних специалистов.
Случай из недавней практики
Мы с коллегой проводили тренинг для детей из 6-го класса. На класс жалуются все учителя, что очень шумно и работать невозможно. Оказалось, что несколько детей, которые пришли новенькими в класс около года назад, до сих пор не смогли в него встроиться. Они ведут себя довольно вызывающе и отвлекают «стареньких» от учебы. Оказывается, что ребята мало знакомы друг с другом – за год у них не было такой возможности! На тренинге дети смогли поиграть и повзаимодействовать друг с другом, по сути – познакомиться. То есть в течение года ребята напрямую друг с другом взаимодействовали мало, отсюда и множество конфликтных ситуаций и других сложностей, в том числе с концентрацией внимания. Если взрослые в такой картине могут существовать (взрослые умеют договариваться сами с собой: «здесь я учусь/работаю, а вот общаться буду в другом месте» и т. д.), то для детей такое практически невозможно. Уже по ходу тренинга ребята стали более внимательны к словам ведущих, и под конец тренинга мы произносили инструкции к упражнениям в полной тишине, чего в начале тренинга невозможно было представить.
Что может сделать педагог: заинтересовать детей своим предметом. Возможностью что-то новое понять и получить хорошую оценку. Хвалить за достижения. По моему опыту, школьников чаще всего волнует вопрос: как данный предмет им потом поможет в реальной жизни? Приготовьте примеры, как людям это пригодилось в жизни (с этим может быть непросто, но зато полезно всему классу). Если у вас есть возможности, можно подготовить тематический квест или провести викторину (вопросы для викторины по вашему предмету можно попросить сделать самих ребят).
Чего не стоит делать: ругать за невнимательность. Это снижает мотивацию и интерес учеников. Лучше обозначить четкие последствия и их придерживаться.
личные отношения с педагогом. Бывает, что дети не любят каких-то педагогов. Тогда они могут прекрасно себя контролировать на многих остальных уроках, а на вашем быть в «разобранном» состоянии. Если вы попали в число таких педагогов, то все в ваших руках! Нет речи о том, чтобы каким-то специальным образом стать для детей «лучшим» или любимым учителем, но важно помнить про некоторые моменты:
предсказуемость последствий (все знают, что будет, если опоздать на урок);
справедливость (для всех одинаковые последствия, нет «любимчиков», которым все сходит с рук);
признание достижений детей (если у ребенка стало получаться то, что не получалось раньше, – каким-либо образом это признать);
участие в жизни детей (побеспокоиться, если что-то случилось у ребенка). Можем ли мы сделать ссылку здесь на мою статью Как выстраивать отношения с детьми?
3. Навыки работы в классе. Часто можно услышать, что ребенок не умеет концентрироваться. На самом деле концентрация внимания на задаче требует большого количества различных навыков, например:
работать в группе (то есть в присутствии других людей), не отвлекаться на других учеников и учителя;
определять последовательность действий (например, при самостоятельной работе);
замечать собственную усталость и снижение работоспособности;
делать перерыв при необходимости;
просить о помощи, если не можешь справиться с задачей;
концентрироваться на одной конкретной задаче и т. д.
Для того чтобы освоить удобное учителям «умение концентрироваться», необходимо обучиться большому количеству различных навыков. Если присмотреться внимательно, окажется, что у каждого ученика свои сложности, даже в рамках одной темы «Концентрация». Переформулируйте для себя проблему «не умеет то и то» в задачу «Васе хорошо бы научиться в начале самостоятельно работы просматривать все примеры и распределять их по времени». Обсудите это с ребенком: интересно ли ему учиться такому навыку? Возможно, он его как-то может по-другому назвать? Где этот навык еще может пригодиться? Как его надо поддерживать на пути обучения навыку? Эти и другие вопросы есть в методике «Навыки ребенка», которая очень полезна при обучении детей новым навыкам.
У ребенка нет концентрации внимания в школе что делать родителям
Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.
Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.
Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:
Причины возникновения синдрома
Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:
Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.
Симптомы рассеянного внимания
Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:
Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.
Особенности диагностики СРВ
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
Методы лечения
Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.
Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.
Медикаментозный способ
Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!
Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).
Распорядок дня
Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.
Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.
Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.
Занятия с психологом
Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.
Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.
Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.
Родительский контроль
Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.
Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.
В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.
Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.
Профилактика проблемы во время беременности
О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.
Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.
С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.