У ребенка нет глотательного рефлекса что делать

Сенсорно-моторная стимуляция младенцев в пост-реанимационный период (глотание, сосание, жевание)

Международный институт речевой патологии, Портленд, США

Нарушение кормления является достаточно распространенной проблемой у детей младенческого возраста, которые находились в реанимации практически сразу после рождения. Оромоторные навыки/рефлексы кормления это координированные движения орофациальной мускулатуры для еды и питья (Samara [at al.],2010),.

В работе Aвстралийского национального совета по здравоохранению и медицинским исследованиям K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2017) рассматривался младенческий возраст (грудной) до 12 месяцев жизни. Необходимость реанимационного периода, как правило, была связана с недоношенностью, нарушением в состоянии нервной системы либо с другими заболеваниями.

По мнению ряда исследователей, существует определенная корреляция между результатами нейро-бихевиоральных обследований детей, осуществленных от рождения до 4 месяцев и навыками питания от неонатального периода до двух лет (T. L. Crapnell [at al.], 2013.).

По мнению K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2016), многие младенцы, находящиеся в отделениях интенсивной терапии, особенно в связи с недоношенностью, имели либо повышенный риск нарушения оромоторного кормления, либо очень низкие его возможности. Это означает, что дети с высоким риском нарушения питания должны быть на специальном контроле и получать не только помощь специализированных врачей клиницистов, но и специалистов. которые могут оказать помощь в формировании первоначальных навыков / рефлексов, обеспечивающих кормление.

У ребенка нет глотательного рефлекса что делать

По нашим наблюдениям, существует несколько групп детей младенческого возраста, которые, находясь в реанимации, получали питание в этот период с помощью зонда, т. е. не имели возможности осуществлять полноценное питание через рот:

1. Недоношенные дети

Как правило, у этих детей наблюдалась несформированность оральных рефлексов, позволяющих осуществлять функцию сосания. Кроме этого, как правило, наблюдалась дискоординация между процессами сосания, глотания и дыхания. Дополнительным фактором являлся также тот факт, что у детей, рожденных до 37—40-й недели внутриутробного периода развития, физиологически не сформирован так называемый «бурый жир» в области щечных мышц, в результате чего резко снижалась возможность создания отрицательного давления, определяющего процесс всасывания.

2. Дети, находящиеся в реанимации от 2 недель до 2 месяцев, имеющие неврологическую симптоматику различного генеза

У этой группы детей наблюдалось нарушение тонуса мышц оральной области. Как правило, эти дети также получали вскармливание через зонд. В результате этого у детей с повышенным тонусом оральных мышц часто происходило угасание оральных рефлексов вследствие длительного питания через зонд.

У детей с пониженным тонусом, оральные рефлексы могли быть резко снижены, а в случае выраженной бульбарной симптоматики полностью отсутствовать.

3. Дети, находящиеся в реанимации от 2 до 4 месяцев с различной соматической патологией

В силу того, что эти дети получали длительный период вскармливания через зонд, у них не был «запущен» рефлекторный оральный механизм и впоследствии они не могли осуществлять координированные рефлекторные движения сосания—глотания—дыхания.

В результате у этих групп детей не формировались важнейшие функции орального онтогенеза в критический период его развития: двигательная, кинестетическая, сенсорная, вкусовая, т. е. наблюдалось нарушение онтогенетического развития оральной области.

Анатомически оральная область иннервируется 5 парами черепно-мозговых нервов (лицевым, тройничным, языкоглоточным, подъязычным и блуждающим). Известно, что группа каудальных нервов, а особенно тройничного, связана через сеть интернейронов с практически всеми отделами мозга, в том числе и с корой.

Можно предполагать, что несформированность основных процессов в период раннего орального онтогенеза отрицательно скажется на формировании так называемой «карты мозга», особенно ее моторных и сенсорных областей, отвечающих за реализацию оральных функций, которые, как известно, впоследствии являются одними из основных механизмов речепроизводства. Кроме этого, практика показывает, что несформированность процессов сосания, глотания и их координации с процессом дыхания, а впоследствии и полноценного жевания резко снижает качество жизни как младенцев, так и их родителей. Впоследствии эти дети, как правило, нуждаются и в активной речевой терапии.

Одним из методов восстановления несформированных или утраченных функций в постреанимационный период является моторно-сенсорная стимуляция посредством логопедического массажа, направленного на восстановление или формирование данных функций (Дьякова Е. А.,2014).

Источник

Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы

Общая информация

Краткое описание

Национальная ассоциация по борьбе с инсультом
Всероссийское общество неврологов
Ассоциация нейрохирургов России
МОО Объединение нейроанестезиологов и нейрореаниматологов
Общероссийская общественная организация содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России»

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДИСФАГИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (Москва, 2013)

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГЛОТАНИЯ
Понимание жизнеобеспечивающего значения безопасного и эффективного проглатывания пищи и жидкости невозможно без четкого представления о физиологии, патофизиологии и принципах исследования акта глотания.
Человек глотает около 600 раз в сутки. В том числе, 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время. Большинство глотков делается бессознательно.
Глотание – это последовательность координированных произвольных и непроизвольных (рефлекторных) движений, обеспечивающих продвижение содержимого полости рта в пищевод и желудок, сложный акт согласованной деятельности мускулатуры челюстного аппарата, мягкого неба и пищевода, совершающийся с участием ядер продолговатого мозга и коры полушарий.
Глотание обеспечивают следующие анатомические структуры: поперечнополосатая мускулатура языка, мягкого неба и глотки, гладкие мышцы пищевода; языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы и их двигательные ядра; афферентные чувствительные волокна от рта и глотки в составе тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов; нейроны прецентральной извилины и волокна кортикобульбарного тракта (супрануклеарная иннервация).
По Мажанди (Magendie, 1836), акт глотания делится на три фазы, без перерыва следующие друг за другом: оральную, глоточную и пищеводную. В настоящее время выделяют четыре фазы (таб. 3).

Таблица 3. Фазы глотания

Таблица 4. Клинические признаки нарушения глотания в различные фазы глотания

Фаза глотанияКлинические признаки
Оральная и фарингооральная— кашель или удушье при глотании
— сложность начала глотания
— слюнотечение
— необъяснимая потеря веса
— изменение пищевых привычек
— периодическая пневмония
— носовые срыгивания
Пищеводная— ощущение «застревания» пищи за грудиной
— ротовые или носовые срыгивания
— изменение пищевых привычек
-повторяющаяся пневмония

Этиология и патогенез

ПРИЧИНЫ ДИСФАГИИ
Выделяют орофарингельную дисфагию, при которой страдает транспорт пищи из ротовой полости в пищевод (неврологическая, нейрогенная дисфагия) и эзофагальную (неневрологическая дисфагия), при которой нарушается проталкивание пищи из пищевода в желудок (рассматривается в отдельных рекомендациях).

Нейрогенная дисфагия возникает при нарушении функции первого и/или второго мотонейрона, базальных ганглиев, нервно-мышечных синапсов или самого мышечного аппарата.

Таблица 5. Заболевания и патологические состояния, приводящие к развитию дисфагии

Уровень пораженияЗаболевание, патологическое состояние
Глоточные мышцыДистрофия мышц глотки и глазного яблока, окулофарингеальная миодистрофия, миопатия, миастения, дистрофическая миотония, полимиозит, склеродермия
Каудальная группа черепных нервов (IX, X и XII пары)Патологические процессы в задней черепной ямке, перелом костей основания черепа, опухоли мозга медиобазальной локализации, саркома основания черепа, хронический менингит или карциноматоз мозговых оболочек, криптогенное рецидивирующее поражение черепных нервов с преимущественным вовлечением V, VII, VIII и XII пар, аномалия развития кранио-вертебрального стыка (напр. Арнольда-Киари), сирингобульбия, тромбоз яремной вены, воспаление околоушной железы, опухоль или туберкулез верхней доли легкого, дифтерия
Продолговатый мозг с вовлечением двигательных ядер нервов, обеспечивающих иннервацию глотательной мускулатурыСосудистая патология ствола мозга с развитием альтернирующих синдромов, боковой амиотрофический склероз
Супрануклеарные структур с вовлечением кортиконуклеарного тракта с двух сторон с развитием псевдобульбарного синдромаСосудистое поражение головного мозга, перинатальная травма, дегенеративное поражении обоих полушарий, в том числе при прогрессирующем супрануклеарном параличе, болезни Паркинсона, множественной системной атрофии, болезни Пика, Крейтцфельдта-Якоба и др.

Диагностика

КЛИНИЧЕСКАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИСФАГИИ

Клиническая диагностика
Важнейшим фактором диагностики дисфагии является тщательное обследование пациента с патологией нервной системы, которое должно решать следующие задачи:
— определение этиологии и механизма нейрогенной дисфагии;
— определение ранней индивидуальной стратегии питания больного (через рот или необходима заместительная терапия);
— профилактика и выявление возможных осложнений дисфагии;
— разработка программы лечебно-реабилитационных мероприятий.

В остром периоде заболеваний центральной нервной системы (например, при нарушениях мозгового кровообращения) почти все пациенты поступают с подозрением на дисфагию. Соответственно алгоритм обследования будет зависеть от тяжести общего состояния пациента и возможности осуществления контакта с ним.

При тяжелом общем состоянии пациента, в зависимости от результатов проведенных реанимационных и диагностических манипуляций на момент определения состоятельности глотания, пациент может иметь установленную трахеостомическую трубку, что необходимо иметь в виду при выборе последовательности диагностических действий.

Диагноз дисфагии у пациента с поражением центральной нервной системы в острый период течения заболевания ставится при возможности контакта с пациентом на основании жалоб, анамнестических данных, клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний. При затруднении контакта с пациентом – на основании данных клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний.

Жалобы и анамнез
Центральной частью всех определений дисфагии является описание симптомов, появляющихся во время питья и приема пищи:
— затруднения жевания
— нарушение гигиены рта
— слюнотечение или неспособность сглатывать слюну
— «смазанная» речь
— выпадения пищи изо рта во время еды
— кашель (сразу или с задержкой) или прочистка горла (до, во время или после глотка)
— поперхивание (изменения цвета лица или слезящиеся глаза)
— усиление одышки
— изменение качества голоса во время или после глотания, (голос влажный», «булькающий», хрипота, временная потеря голоса)
— срыгивание
— затрудненное или прерывистое дыхание после глотания
— увеличение продолжительности акта еды
— тревожность по поводу приема пищи

Клиническое обследование:
— тщательный осмотр области шеи, ротовой полости, ротоглотки, гортани, исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов, что важно для уточнения многих причин дисфагии, включая злокачественные опухоли;

— исследование глоточного рефлекса, при этом следует иметь в виду, что наличие глоточного рефлекса не исключает диагноз дисфагии (например, при псевдобульбарном синдроме); снижение или даже отсутствие глоточного рефлекса отмечается у курящих, не имеющих проблем с глотанием;

— оценка функции глотания является неотъемлемой и обязательной частью неврологического осмотра и производится по разработанной стандартизированной скриннинговой шкале (приложение 1).

Таблица 6. Факторы, влияющие на развитие и проявления дисфагии

Факторы

Описание

Тяжесть состояния пациента

1. Уровень сознания
2. Уровень тяжести состояния пациента

Локализация очага поражения головного мозга

1. Определение ведущего неврологического синдрома (бульбарный, псевдобульбарный)
2. Дизартрия
3. Дисфония
4. Птоз, диплопия
5. Слюнотечение
6. Нарушение чувствительности слизистой ротовой полости и гортаноглотки
7. Нарушение рефлекторной активности гортаноглотки
8. Нарушение двигательной функции артикуляционного аппарата

Состояние функции дыхательных путей

1. Кашель
2. Состояние сатурации кислорода
3. Хрипы
4. Наличие подтвержденной пневмонии
5. Наличие/отсутствие трахеостомы
6. Фибролярингоскопия
7. Фиброларинготрахеоскопия

Состояние постуральной функции

1. Активность в поддержании позы (головы, туловища, конечностей)
2. Состояние двигательной функции туловища и конечностей

Состояние ротовой полости и ЖКТ

1. Состояние зубов, прикуса
2. эзофагогастродуоденоскопия

Другие клинические симптомы

1. Двигательный режим
2. Толерантность к нагрузкам (истощаемость)

1. Наличие зонда
2. Энтеральное
3. Парентеральное

1. Консистенция пищи
2. Кратность принятия питательных продуктов

Способность пациента к сотрудничеству

Степень нарушения высших психических функций (память, внимание, мышление, речь)
Степень нарушения психоэмоционального состояния (уровень тревоги, депрессии)

По степени тяжести и уровню сознания можно выделить четыре модели пациентов, состояние которых определяет особенности их обследования.

Таблица 7. Обследование пациента с острой патологией центральной нервной системы с целью выявления дисфагии

Модель пациента

Клиническая диагностика

Пациент с нарушением сознания без трахеостомической трубки

Пациент с нарушением сознания с трахеостомической трубкой

Пациент в сознании с трахеостомической трубкой

Пациент в сознании без трахеостомической трубки

Инструментальные методы диагностики

Фиброларинготрахеоскопия
Наиболее информативным методом для оценки динамики расстройств глотания является фиброларинготрахеоскопия. Она позволяет оценить положение надгортанника и объем его движений при глотании, чувствительность слизистой оболочки гортаноглотки и визуализировать затекание слюны в трахею, оценить подвижность голосовых складок при дыхании и попытке фонации, объем движения черпаловидных хрящей, качество смыкания голосовой щели при глотании, выявить наличие отека и воспалительных изменений слизистой оболочки гортани, осмотреть подскладочное пространство и оценить проходимость трахеи.

Эзофагоскопия
Выполняется с помощью фиброоптического эндоскопа, проводимого через рот в желудок с детальной визуализацией верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Позволяет определить наличие спазма пищевода, псевдоахалазии, связанной с опухолью пищеводно-желудочного соединения, механического препятствия пассажу болюса по пищеводу, провести биопсию с целью цитологического исследования материала на ранней стадии.

Рентгенологическое исследование
Рентгеновское исследование грудной клетки позволяет оценивать состояние легких (наличие ателектаза нижней доли правого легкого и др.), средостения (уровня жидкости и др.), желудка (отсутствие газового пузыря). Особенно информативно рентгеновское исследование пищевода с глотанием бария (проводится в первые 48 ч). Бариевая эзофагография (проводится в положении лежа и стоя) позволяет обнаружить сужение просвета пищевода и идентифицировать причины обструкции, наличие мембран и колец, Исследование с применением контраста в период проглатывания является наиболее приемлемым начальным тестом, оно полезно для выявления ахалазии и диффузного спазма пищевода. Рентгенологическое исследование пищевода может также быть полезным в тех случаях, когда результаты эндоскопии оказались неинформативными.

Таблица 8. Шкала оценки аспирации в соответствии с критериями Rosenbek

ГрадацияОписание состояния дыхательных путей, гортани и трахеи
1Пища не попадает в дыхательные пути
2Пища попадает в дыхательные пути, остается выше голосовых связок, и откашливается из дыхательных путей
3Пища попадает в дыхательные пути, остается выше голосовых связок, но не выводится из дыхательных путей
4Пища попадает в дыхательные пути, соприкасается с голосовыми связками и выбрасывается из дыхательных путей
5Пища попадает в дыхательные пути, соприкасается с голосовыми связками, но не выводится из дыхательных путей
6Пища попадает в дыхательные пути, проходит ниже голосовых связок, и не выбрасывается из гортани или из дыхательных путей
7Пища поступает в дыхательные пути, проходит ниже голосовых связок, но не выводит из трахеи, несмотря на усилия
8Пища поступает в дыхательные пути, проходит ниже голосовых связок, а усилий у больного, чтобы откашлять, нет
Основные выводыОценкаВозможные клинические последствия
СлюнаПенетрация /аспирацияОценка 6Отсутствие перорального питания, только зондовое питание
ПудингПенетрация или аспирация без или с недостаточным защитным рефлексомОценка 5Зондовое питание
ПудингПенетрация /аспирация
с адекватным защитным рефлексом
Оценка 4Зондовое питание с небольшим пероральным приемом пудинга во время реабилитационных процедур
ЖидкостиПенетрация или аспирация / без или с недостаточным защитным рефлексомОценка 4Зондовое питание с небольшим пероральным приемом пудинга во время реабилитационных процедур
ЖидкостиПенетрация /аспирация
с адекватным защитным рефлексом
Оценка 3Пероральное питание «пюреобразной» пищей
Твердая пищаПенетрация /аспирация с остатками пищи в грушевидных синусахОценка 2Пероральное питание пудингом или жидкостью
Твердая пищаНет пенетрации или аспирации, небольшой объём остатка пищи в синусахОценка 1Пероральное питание полутвердой пищей или жидкостями

После проведения всех тестов выполняется суммарная оценка выраженности дисфагии (таблица 10).

Таблица 10. Суммарная оценка тяжести дисфагии

Оценка в целом0 – нет дисфагии1 – легкая дисфагия2 – умеренная дисфагия3 –тяжелая дисфагия4 –очень тяжелая дисфагия
Шкала пенетрации-аспирации (PAS)123 45 67 8
Эндоскопическая оценка тяжести дисфагии (FEDS)1234 56

Фарингеальная или эзофагеальная манометрия
Пищеводная манометрия – менее диагностический доступный метод, чем рентгенологическое исследование с контрастом и эндоскопия, однако в отдельных случаях может оказаться полезным. Метод основан на измерении давления в просвете пищевода с помощью датчиков давления или перфузионной методики. Манометрия показана тогда, когда предполагается, что причина дисфагии – пищеводная, но она не была выявлена ни с помощью рентгенологического метода, ни при проведении эндоскопии. Тремя главными причинами дисфагии, которые можно вывить при манометрии, являются: ахалазия, склеродермия (неэффективная перистальтика пищевода) и спазм пищевода.

Пульсовая оксиметрия позволяет определить дефицит потребления кислорода, связанный с аспирацией и нарушением поступления кислорода при дыхании.

Электромиография позволяет оценить вклад мышечной дисфункции в развитие дисфагии.

Развернутый анализ крови, который выявит возможную анемию (может быть связана с рецидивирующей кровопотерей и карциномой пищевода, как системного заболевания) и определить уровень мочевины в крови характерного для синдрома дегидратации.

Ультрасонография и КТ сканирование средостения редко используются при диагностике дисфагии, но могут быть применены для определения проблем средостения и аневризмы аорты.

Для более точной постановки диагноза дисфагии может потребоваться консультация оториноларинголога и гастроэнтеролога.
Проведенный анализ расстройств глотания с учетом данных визуализации (с использованием фиброларинготрахеоскопии) позволяет выделить пять вариантов, послуживших основой оценочной шкалы нарушений глотания.

Клиническая шкала оценки функции глотания включает семь признаков, связанных с глотанием:
· затруднение инициации акта глотания
· задержка прохождения пищи в ротовой полости
· задержка прохождения пищи в глотке
· назальная регургитация (попадание пищи в носовую полость)
· легочная аспирация
· снижение способности управлять слюновыделением
· нарушения речи и фонации

Для каждого из признаков предложена 5-балльная градация: от 1 (сохраненная функциональность, отсутствие признака) до 5 баллов (резко выраженный признак, отсутствие функции). При суммировании диапазон от 33 до 35 баллов свидетельствует о сохранной функции глотания, а результат менее 7 баллов – об отсутствии попыток глотания.

Таблица 10. Шкала бульбарных нарушений

Бульбарные нарушенияЧувствительность слизистой гортаноглоткиФункция глотанияПоложение надгортанника (оценка степени паретичности надгортанника)
1 степеньЧастично сохраненаСохраненаВерхнее (норма)
2 степеньЧастично сохраненаЧастично нарушенаВерхнее
3 степеньОтсутствуетНарушенаВерхнее
4 степеньОтсутствуетГрубо нарушенаСреднее
5 степеньОтсутствуетОтсутствуетНижнее (паралич надгортанника)

Таблица 11. Варианты бульбарных нарушений (функции глотания)

ВариантКлиническая характеристика
ПервыйЧастичное сохраненной чувствительности слизистой оболочки гортани, подвижность надгортанника и функция глотания сохранена. Лишь изредка возникает попёрхивание при глотании жидкой пищи, не нуждаются в зондовом кормлении
ВторойНегрубое нарушение функции глотания при частично сохраненной чувствительности слизистой оболочки гортани значительно ограничивает пациентов. Кормить их удается малыми порциями (с чайной ложки) пищей консистенции сметаны, пюре, киселя. В тех случаях, когда у пациента снижена критичность и способность сосредоточиться на выполняемом действии, возникает необходимость переходить на зондовое кормление
ТретийГрубое нарушение чувствительности слизистой оболочки гортани, грубо нарушена функция глотания, что делает необходимым зондовое кормление. Этот вариант наиболее опасен в плане недооценки тяжести состояния, т.к. надгортанник находится в верхнем положении и не препятствует дыханию. Постоянно происходит аспирация содержимого ротоглотки в трахею. На фоне нарушения чувствительности слизистой оболочки гортани и трахеи и угнетении кашлевого рефлекса аспирация проявляется уже достаточно поздно в виде дыхательной недостаточности и быстро прогрессирующей пневмонии
ЧетвертыйГрубое нарушение чувствительности слизистой оболочки гортани, грубо нарушена функция глотания, надгортанник находится в среднем положении и обычно не препятствует дыханию. При этом варианте аспирация проявляется достаточно быстро после прекращения защиты дыхательных путей в виде дыхательной недостаточности и клокочущего дыхания
ПятыйГрубое нарушение чувствительности слизистой оболочки гортани, отсутствует функция глотания. Надгортанник лежит на задней стенке глотки, т.е. находится в «нижнем положении, осмотр голосовой щели возможен только с помощью фиброскопа или при прямой ларингоскопии (в ходе интубации). У этих пациентов обычно дыхательная недостаточность проявляется сразу после прекращения протекции дыхательных путей (экстубации) в виде затрудненного дыхания

Дифференциальный диагноз

Для дифференцировки вариантов бульбарных нарушений следует визуально оценить:
1. способность больного широко открыть и закрыть рот (при третьем – пятом варианте выявляется весь спектр нарушений от тризма до вялого отвисания нижней челюсти);
2. способность проглотить слюну, скапливающуюся во рту, оценивается также объем движения щитовидного хряща и напряжение диафрагмы рта, как важное внешнее проявление полноценности акта глотания;
3. полость рта и ротоглотки должна быть свободна от слюны и мокроты (для третьего – пятого вариантов бульбарных нарушений характерно обилие секрета в ротоглотке, истечение слюны изо рта, даже через наружные носовые ходы при параличе мышц мягкого нёба);
4. объём движений языка отражает сохранность функций подъязычного нерва. При третьем – пятом варианте бульбарных нарушений больной обычно не может выдвинуть язык за линию зубов, что свидетельствует о грубых бульбарных нарушениях;
5. отсутствие реакции на интубационную трубку свидетельствует о грубом нарушении чувствительности слизистой оболочки ротоглотки и входа в гортань, приводящей к нарушению глотания;
6. отсутствие кашля на введение санационного катетера говорит о снижении чувствительности слизистой трахеи.

Грубое снижение чувствительности ротоглотки в сочетании со снижением или отсутствием кашлевого рефлекса особенно неблагоприятны. В этой ситуации аспирация происходит незаметно для пациента и медперсонала («немая аспирация»).

Таблица 12. Дифференциальный диагноз

Осложнения

Следует учитывать, что дисфагия или недостаточность питания всегда ассоциируется с высоким риском медицинских осложнений, являясь предиктором плохого функционального восстановления и увеличивая риск внезапной смерти.

Осложнениями дисфагии являются: мальнутриция, дегидратация, снижение веса, обструкция дыхательных путей, аспирационная пневмония.

Мальнутриция, которая выявляется в течение первой недели после инсульта у пациентов с дисфагией в 48,3%, без дисфагии – в 13,6%. Случаи недостаточности питания больных с инсультом варьируются от 7% до 15% в остром периоде и от 22% до 35% спустя 2 недели от начала заболевания. Голодание или недостаточное питание, связанное с дисфагией, приводят к активизации катаболических процессов, отягощают течение острого инсульта. Среди пациентов, требующих длительной реабилитации, недостаточность питания может достигать 50%. Синдром мальнутриции является фактором риска пневмонии, повышает восприимчивость к орофарингеальной флоре, приводит к угнетению иммунного статуса, уменьшает силу кашлевого толчка, снижает уровень бодрствования, осложняет проведение реабилиатционных мероприятий.

Аспирация является одним из самых тяжелых осложнений дисфагии, приводящей к обструкции дыхательных путей, аспирационной пневмонии.

Клинические признаки, повышающие вероятность аспирации при дисфагии пациента с поражением ЦНС в острый период течения заболевания:
наличие более 2-х факторов из перечисленных ниже
— дизартрия
— дисфония
— аспирационная пневмония
— аномальный кашель
— слабый рвотный рефлекс или его отсутствие
— кашель (сразу после проглатывания воды)
— изменение голоса (в течение 1 минуты после проглатывания воды больной должен сказать: «Ааа»)

Риск аспирации считается низким, если имеется 1 фактор.
Риск аспирации отсутствует, если перечисленные факторы отсутствуют.

Медицинская реабилитация

ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ДИСФАГИЕЙ
Лечение дисфагии проводится в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной ее развития.

Реабилитация показана для всех пациентов с дисфагиями при заболеваниях ЦНС. Пациенты нуждаются в наблюдении и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий мультидисциплинарной командой, включающей: нутритивную поддержку, физические тренировки и физиотерапию, логопедическую коррекцию, терапию боли, психологическую коррекцию.

До скринингового тестирования больному не предлагается НИЧЕГО перорально. При возникновении подозрений на наличие дисфагии показан осмотр логопедом. Если логопед считает невозможным пероральное питание, над постелью больного вывешивается табличка «НИЧЕГО через рот», а в дальнейшем вывешиваются рекомендации по кормлению.

Прием пероральных форм лекарств больной должен осуществлять в присутствии и, если необходимо, с помощью медперсонала, запивая их небольшими глотками воды в положениях полусидя или лежа на боку с приподнятым подбородком, при которых аспирация менее вероятна. Отклонение головы назад может быть использовано как компенсаторный метод при негрубых нарушениях оральной фазы глотания для эффективной очистки ротовой полости при сохранной фарингеальной фазе. При наличии даже негрубого нарушения фарингеадьной фазы следует, наоборот, опускать подбородок вниз, что толкает корень языка назад и улучшает защитное положение надгортанника. Это же движение компенсирует замедление инициации фарингеального глотка, пскольку суживает вход в гортань и предотвращает вхождение болюса в дыхательные пути.

В случае применения назогастрального питания следует помнить о том, что длительное назогастральное питание грозит такими осложнениями как назофарингит, эзофагит, стриктура пищевода, носоглоточный отек.

Гастростомальный зонд применяют при прогрессировании дисфагии или отсутствии динамики глотательной функции в течение длительного периода.

Различная техника обучения и переобучения глотанию разрабатывается для того, чтобы облегчить его нарушенный процесс. Она включается укрепляющие упражнения, стимуляцию биологической обратной связи, температурную и вкусовую стимуляцию.

Методы реабилитации больных с нейрогенной дисфагией
I. Подготовительный
Подготовка ротовой полости к акту глотания (очистка и увлажнение губкой), снимание или установка съемных протезов

IV. Постуральный метод – выбор оптимальной позы для принятия пищи в данный момент.

V. Тренировочный метод
· Тренировочные упражнения для укрепления мыщц, которые участвуют в процессе глотания
· Восстановление контроля над глотком
· Глотание различной по консистенции пищи и жидкости.

Работа с больным осуществляется членами мультидисциплинарной бригады (МДБ), обученными методам оказания специальных пособий при дисфагии, совместно родственниками пациентов. Здесь необходимо подчеркнуть, что хотя в основном пациентов с дисфагией ведут логопеды, но в этом им должны помогать и другие члены МДБ: врач по ЛФК и врач по ФЗТ, которые своими действиями могут значительно ускорить регресс нарушения глотания.

Осмотр врача ЛФК
А) Рекомендации пациенту и ухаживающим по позиционированию при кормлении

Б) Занятия врача – ЛФК:
· Восстановление носового дыхания – 10 мин.
Носовое дыхание стимулирует восстановление тонуса мышц глотки (глотание). Поставленный назогастральный зонд приводит к осложнению носового дыхания с последующим переходом пациента к дыханию через рот. Активизация носового дыхания путём совершения максимально долгого вдоха через нос, выдоха через рот, через губы собранные «трубочкой»
Упражнения на восстановление носового дыхания у больных с трахеостомической трубкой требуют постановки голосового клапана при соблюдении правил санации, если положение надгортанника не препятствует дыханию через нос (см. шкалу бульбарных нарушений). Постановка клапана осуществляется логопедом.
· Стимуляция мышц, иннервируемых ЧМН и нервными волокнами шейных сегментов спинного мозга путём мобилизации, комбинации пассивных и активных упражнений, в том числе с сопротивлением, для нижней челюсти, головы и шеи, использование стимуляции моторных точек (методика Кастиллио-Моралис) – 20 мин.

Задачи физиотерапии
• Формирование потока адекватной афферентации, посредством низкочастотной артикуляционной фонопедическои электромиостимуляции
• Поддержание программы регуляции речи и глотания
• Поддержание тонуса не функционирующих мышц, для предупреждения их атрофии
• Предупреждение дегенерационных процессов в капсуле перстне-черпаловидных суставов
• Восстановление и поддержание регуляторной функции ЦНС

Параметры физиотерапии
• Параметр тока:
— форма импульса – треугольная, с очень медленным нарастанием
— время импульса – 200 мс
— время паузы – 1000-7000мс (в зависимости от готовности пациента)
— итенсивность тока – 2,5мА
• время процедуры – 30 мин.
• кратность воздействия – ежедневно №10

Таблица 13. Специальные фонопедические упражнения, используемые на фоне физиотерапии

Произнесение звуковПроизнесение слоговДыхательные упражненияПокашливание
У
(протяжно)
АЙВдох через рот, выдох через рот+
М
(протяжно)
ГЫВдох через нос, выдох через рот+
Ы
(отрывисто)
УМВдох через рот, выдох через нос+
Г
(отрывисто)
МЫВдох через нос, выдох через нос+

Реабилитационные мероприятия:
• массаж (активизирующий /расслабляющий);
• пассивная или активная артикуляционная гимнастика, а по мере восстановления мышечного тонуса – активная гимнастика;
• стимуляция глоточного рефлекса;
• использование постуральных методик;
• восстановление глоточного рефлекса;
• работа по «разглатыванию» трахеостомированных больных:
— «сухой глоток»;
— глотание воды при туго раздутой манжетке (часто на фоне использования постуральных методик);
— последовательный переход от использования различных по консистенции болюсов пищи (от киселя до твердой пищи);
— при отсутствии заброса пищи в надманжеточное пространство – кормление при частично сдутой манжетке;
— кормление при сдутой манжетке;
— использование шпрех-канюли;
— деканюляция
• тренировочный метод;
• диетический метод.

Реабилитационные мероприятия
• активирующий /расслабляющий массаж шеи и плечевого пояса;
• активирующий/ расслабляющий массаж лица;
• активирующий /расслабляющий массаж щёк с внешней и внутренней стороны, массаж языка и мягкого нёба (при отсутствии тризма);
• механическое открывание и закрывание рта;
• пассивная артикуляционная гимнастика;
• стимулирование глоточного рефлекса и восстановление глотания.

Реабилитационные мероприятия
• подбор оптимальной по консистенции, количеству, кратности, температурному режиму пищи для больного в данный момент;
• решение вопроса о необходимости «докармливания» пациента через назо-гастральный зонд медицинской сестрой или медицинским персоналом (родственниками);
логопедический массаж (активизирующий /расслабляющий) органов артикуляции, лица, шеи и плечевого пояса;
• активная/пассивная гимнастика органов артикуляции, лица, шеи и плечевого пояса
• стимуляция и восстановление глоточного рефлекса;
• восстановление сенсорных компонентов черепных нервов;
• использование постуральных методик;
• переход от одной консистенции к другой (кисель, пюреобразная пища, вода);

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРМЛЕНИЮ

ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ РАЗБУЖЕН ДЛЯ ПРИЕМА ПИЩИ ЧЕРЕЗ РОТ

ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСАЖЕН ДО ЕДЫ И ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ 20-30 МИНУТ СИДЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЕМА ПИЩИ

КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИЖидкоеГустоеМЯГКАЯНОРМАЛЬНАЯ
КОНСИСТЕНЦИЯ ЖИДКОСТИМЁДПЮРЕКЕФИРВОДА
ВИЛОЧНЫЙ ТЕСТСтекает с вилки крупными каплямиГустое повидло
Держится на вилке
Окутывает вилку, но быстро стекает

1. Поза: изголовье 30 0 / 45 0 / 60 0 / сидя на кровати с полной поддержкой / сидя в кресле
2. Тип помощи: кормление с ложки / физическое сопровождение руки пациента / жестовые подсказки/ вербальные подсказки / наблюдение
3. Кто кормит: логопед / медсестра / сиделка / родственники / сам пациент
4. Где: в палате / в кабинете логопеда
5. Какое количество в рот за 1 раз: ½ чайной ложки, чайная ложка, ½ десертной ложки
6. Сколько раз в день пациент должен есть: ____________________________
7. Какие компенсации можно использовать:____________________________
8. Количество пищи и жидкости за 1 кормление: ________________________
9. Общая расчетная калорийность назначенного питания (30 ккал/кг веса, при дефиците веса 35 ккал/кг) ___________________________________
10. Общее расчетное количество жидкости за сутки: ___________________
Из них внутрь ________________________________________________

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ
Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

Профилактика

Профилактика дисфагии связана с первичной и вторичной профилактикой заболевания, послужившего причиной ее развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *