У ребенка конфликт с учителем что делать
Если ребенок конфликтует с учителем. Выход есть!
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?
Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.
Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.
Психологическая подоплека конфликта
Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.
Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:
«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».
Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.
Стратегия и практика
Шаг 1: Поговорите с ребенком
Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!
Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.
Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:
Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.
Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.
Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.
Шаг 2: Побеседуйте с учителем
Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.
Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?
Шаг 3: Сделайте выводы
После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.
Шаг 4: Держите руку на пульсе
Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.
Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.
8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем
Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.
1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять
Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.
2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем
3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет
Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.
4. Поговорите с учителем с глазу на глаз
Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.
5. Не спорьте с учителем по мелочам
Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.
6. По важным вопросам тоже не спорьте
Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.
7. Если с учителем не пошло, идите к директору
Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.
Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.
8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)
Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.
Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?
Конфликты между школьниками и учителями, к сожалению, не редкость. Иногда его провоцируют сами дети, а иногда – взрослые. Скоро дети вновь пойдут в школу, и некоторые ученики могут столкнуться с подобными ситуациями. О том, что делать, если ваш ребенок не находит общего языка с учителем, расскажет «Я родитель».
Стоит ли вмешиваться?
Этот вопрос часто задают нашим психологам мамы и папы. Ответить на него в самом деле бывает непросто: многое зависит от ситуации, от возраста ребенка, от его отношения к происходящему.
Некоторые родители считают, что школьник – уже не малыш, а значит налаживать отношения с окружающими и отвечать за свои поступки он должен самостоятельно. В целом это правильная точка зрения, но лишь в том случае, если ребенок действительно сам виноват в конфликте с педагогом и у него есть желание признать свою вину и извиниться. Вероятней всего, учитель в таком случае проявит мудрость и пойдет на контакт, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Но что делать, если конфликт приобретает затяжной характер?
Разбираемся в ситуации
Если вы все-таки решили вмешаться, то первым делом необходимо понять, в чем состоит главная причина конфликта.
Как видно из письма, самый главный шаг Галина сделала: она поговорила с дочерью. Разрешение любого конфликта надо начинать именно с этого. Внимательно выслушайте точку зрения ребенка, чтобы получить хотя бы какое-то представление о сложившейся ситуации. Не стоит ругать и уж тем более кричать на сына или дочь, пока вы не поймете, что же происходит между ребенком и учителем на самом деле. Общайтесь спокойным и доброжелательным тоном в спокойной обстановке.
Затем стоит договориться о встрече с учителем.
В самом начале разговора с педагогом объясните, что вы пришли не ругаться и не обвинять его, а разобраться в том, что происходит и вместе найти выход из положения.
Многие учителя, завидев разъяренных родителей, с порога предъявляющих претензии, сразу же начинают защищаться, даже если их вины в конфликте нет, и естественно, что такой разговор не получается конструктивным. Поэтому, если вы идете выяснять, кто прав, кто виноват, спокойно выслушайте точку зрения педагога, сравните ее с версией, которую рассказал вам ребенок, а затем уже делайте собственные выводы.
Если виноват учитель
Если после выяснения ситуации стало понятно, что виноват учитель, не спешите кидаться обвинениями и добиваться его увольнения, а попробуйте спокойно поговорить с педагогом, вы ведь взрослые люди и умеете находить компромиссы. Признание в своей некомпетентности любому учителю дается очень нелегко, ведь это связано с осознанием своей профессиональной несостоятельности. Скажите учителю, что вы не хотите раздувать конфликт еще больше, что не сомневаетесь в его профессионализме, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.
Но даже если учитель признает свою ошибку, это не значит, что он сможет публично извиниться перед ребенком, поэтому на помощь ему должны прийти вы. Дома поговорите с ребенком по душам, объясните ему, что все имеют право на ошибку, и взрослые тоже. Скажите, что учитель просто устал, перенервничал, что у него очень сложная работа. Главное в разговоре – не убедить ребенка в том, что педагог плохой, а сделать так, чтобы школьник не потерял к нему уважения. Понимание того, что все люди могут ошибаться, позволит ребенку чувствовать себя спокойнее.
Главная ошибка, которую допускают родители – это негативные высказывания в адрес учителя. Если вы будете настраивать ребенка против педагога, то рискуете раздуть конфликт еще больше, так как школьник, почувствовав свою правоту, может потерять контроль над своими эмоциями.
Если виноват ребенок
Если оказалось, что в конфликте виноват ребенок, вы должны серьезно поговорить с ним, вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, объяснить ему, в чем он не прав и убедить его извиниться перед учителем.
Если ребенок отказывается идти «на мировую», поговорите с педагогом и попросите его дать вашему чаду отсрочку. Скорее всего, со временем, когда первые эмоции немного поутихнут, все утрясется, и ребенок, осознав свое неправильное поведение, уже сам попробует наладить отношения с педагогом.
Главное – следить, чтобы изначальный конфликт не зашел еще дальше, поскольку некоторые дети настолько упрямы, что принципиально стараются сделать еще хуже, обидевшись и разозлившись на то, что родители априори не приняли их сторону.
Если это произошло, то, возможно, придется обратиться за помощью к детскому психологу и поискать причины упрямства. Может оказаться, что конфликтность – черта характера вашего ребенка, и тогда с ней придется бороться.
Если точка зрения родителей не совпадает с мнением педагога
Бывает и третий исход ситуации, когда учитель настаивает, что виноват ребенок, а родители не могут с этим согласиться, соответственно, прийти к общему консенсусу не удается. Так, например, случается, когда педагог слишком строгий и требует от детей беспрекословного подчинения его правилам, а родителям такой подход кажется неверным.
Вы можете выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Первый – это пересмотреть свое собственное отношение к ситуации. В этом случае вашей главной задачей будет сделать так, чтобы из-за произошедшего конфликта не пострадала самооценка вашего ребенка. Помогайте ему с домашними заданиями по предмету, который ведет этот учитель, поддерживайте его, дайте ему почувствовать, что вы на его стороне.
Второй вариант более кардинальный – это перевод ребенка в другой класс или школу. Если у вашего чада сложились хорошие отношения с одноклассниками, переводить его в другую школу – не лучший вариант, так как ребенок потеряет контакт со своими друзьями. В таком случае стоит подумать о переводе в другой класс: так он сможет общаться с ровесниками на переменах, до и после уроков.
Если с переводом возникают сложности (например, у вас специализированная школа или класс, которые в целом вас устраивают), поговорите с учителем еще раз и объясните, что ему стоит поменять отношение к вашему ребенку. Не устраивайте скандала, но говорите об этом уверенно и твердо. Скажите, что вы уважаете его как педагога, вам нравится в целом уровень преподавания в этой школе, но сложившуюся ситуацию вы видите в ином свете. Скорее всего, учитель не захочет возникновения проблем и вы сможете прийти к взаимной договоренности.
И третий вариант, который представляет собой крайнюю меру – это обращение в школьную администрацию или районный образовательный комитет. Быть может, этому учителю сделают выговор или назначат другого педагога вести его предмет, либо предложат какой-то другой выход из сложившегося положения.
У ребёнка конфликт с учителем: стоит ли вмешиваться родителям?
Конфликтные ситуации в нашем мире – не редкость. Мы можем столкнуться с ними где угодно: на работе, в магазине и даже на улице. Наши дети тоже не застрахованы от разногласий, ссор и противоречий. Поэтому главная задача родителей – научить сына или дочь правильно выходить из таких ситуаций.
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если у ребёнка произошёл конфликт с учителем в школе, стоит ли вмешиваться родителям и как помочь ребёнку наладить взаимоотношения с педагогом.
Содержание:
Причины конфликтов между учениками и учителями
Как правило, конфликт не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежит столкновение интересов и противоположных позиций.
Особенность школьных конфликтов состоит в том, что педагог не всегда может понять глубину переживаний ребёнка, а сам школьник – справиться со своими эмоциями.
По данным исследования, проведённого Российской академией образования в 2020 году, 76,8% учеников заявили о конфликтных взаимоотношениях с учителями.
Психологи выделяют три группы причин, которые могут привести к разногласиям между педагогом и учеником.
«Учебные» причины
Первая группа – причины, связанные с учебной деятельностью.
Учителей могут не устраивать:
В свою очередь, учащиеся часто недовольны:
«Ролевые» причины (поведение в социуме)
Вторая группа – причины, связанные с ролевыми взаимоотношениями в школе.
Конфликт с учителем могут спровоцировать:
Педагоги также часто «грешат»:
Личные причины
Третья группа – личные причины. К ним относятся:
Таким образом, конфликт ученика и учителя – это не просто конфликт поколений. Столкновение интересов происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности и затрагивает личные интересы каждого участника конфликта.
Как должны реагировать родители?
Этот вопрос часто задают психологам обеспокоенные мамы и папы.
Конечно, первый порыв – защитить ребёнка от несправедливых нападок учителя и самим разобраться в произошедшем.
Но так ли несправедлив учитель и действительно ли ребёнок не может сам наладить взаимоотношения с педагогом?
Психологи советуют родителям обратить внимание на два момента.
Возраст ребёнка
Ребята в начальной школе, как правило, стремятся понравиться учителю, завоевать его расположение.
Ребёнок может переживать, что педагог недостаточно ласков с ним, не всегда обращает на него внимание, спрашивает других учеников, когда тот тянет руку. Переживания могут вылиться в нарушения дисциплины или плохую работу на уроке, но до открытого конфликта с учителем дело не доходит.
В этом случае родители должны объяснить сыну или дочери, что задача учителя – дать детям необходимые знания, научить их чему-нибудь, поэтому второй мамой учитель быть не может. Да и не должен.
В младшем и старшем подростковом возрасте противоречия во взаимоотношениях с учителями приобретают более серьёзный характер.
Ребёнок может начать активно отстаивать свою позицию путем протестов и действий «на публику», а также открытых перепалок с «нелюбимым» педагогом.
Если ваш подросток ведёт себя именно так, ваше вмешательство в конфликтную ситуацию неизбежно. И, скорее всего, инициатором разговора с вами выступит именно учитель.
Отношение к конфликту
Дети могут по-разному относиться к разногласиям с учителями. Для кого-то это мелкая неприятность, а кто-то сильно переживает по этому поводу.
Если у ребёнка ухудшился сон и аппетит, появилось нежелание идти в школу, значит, вам обязательно нужно вмешаться в происходящее.
Нерешённые школьные проблемы могут привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и ухудшению физического и психического самочувствия ребёнка.
Подведем итог. В любом случае вы должны знать, что у вашего ребёнка произошёл конфликт с учителем. А вот вмешиваться в него или нет, можно решить, только хорошо разобравшись в самой ситуации.
Поиск виноватых
Итак, вы узнали о конфликте ребёнка с учителем и решили разобраться, кто же всё-таки виноват в происходящем.
Как правило, возможны 3 варианта:
1. Виноват ребёнок
Ваш сын или дочь может бить себя кулаком в грудь и доказывать, что это «учительница плохая, она на меня накричала», но в процессе разговора выяснится, что педагог повысила голос не просто так, а потому что ребёнок бегал по коридору на перемене или разговаривал во время урока.
Поэтому всегда важно найти первопричину конфликта и восстановить последовательность событий.
В случае вины ребёнка обсудите с ним, в чём именно он был не прав, и постарайтесь убедить извиниться перед педагогом, чтобы не портить сложившиеся отношения.
2. Виноват учитель
Может сложиться ситуация, при которой в конфликте не прав действительно именно педагог.
Случай из практики
На уроке технологии девочки учились вязать на спицах. Гале никак не удавалось сделать ровные петли. Учительница взяла её работу и перед всем классом показала Галины ошибки.Девочка очень расстроилась и затаила обиду на учительницу. Дома Галя сказала маме, что ей не нравится технология, и больше на эти уроки она ходить не будет. Никакие расспросы результатов не дали. Девочка упорно отказывалась говорить о том, что произошло.
Обеспокоенная мама пошла в школу к учительнице и спросила её о том, что могло стать причиной такого решения дочери.
Педагог признала свою ошибку и на следующий день извинилась перед девочкой. А вывязать красивые петли Галю научила бабушка, и с тех пор ей очень нравится это занятие.
Если после выяснения ситуации станет понятно, что в конфликте главную роль сыграл учитель, не спешите кидаться в школу с оскорблениями и обвинениями педагога в непрофессионализме.
Для начала спокойно поговорите с учителем, расскажите о том, что ребёнок очень расстроен случившимся и предложите вместе найти выход из сложившейся ситуации. Не ждите, что педагог сразу же признает свою ошибку и извинится перед ребёнком. Наш случай из практики – скорее, исключение, чем правило.
Будьте готовы к тому, что учитель переложит ответственность за произошедшее на вашего ребёнка. В этом случае дайте понять, что вы не сомневайтесь в профессиональных качествах учителя, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.
Также важно донести до школьника мысль, что все мы – люди, и все мы можем ошибаться. У педагога был сложный день, он очень устал и перенервничал, поэтому и произошёл конфликт.
Главное – чтобы ребёнок после случившегося не потерял уважение к учителю и не стал относиться к нему, как к врагу.
3. Ребёнок неверно оценил ситуацию
Бывает так, что сын или дочь уверенно заявляет вам о конфликте с учителем, а сам педагог даже не в курсе происходящего.
В каких случаях это возможно:
Ребёнок слишком обидчивый или ранимый
Дети зачастую очень эмоционально воспринимают тот или иной поступок учителя.
Неосторожно сказанное слово, оценка, на балл ниже ожидаемой, и ребёнок сразу меняет свое отношение к педагогу.
Плохие оценки = плохой учитель
Негативное отношение к педагогу может вызвать слабая успеваемость ребёнка. «Учитель ставит мне плохие оценки, значит, он плохой» – думает ребёнок и спешит поделиться своими мыслями с родителями.
Ребёнок – «кумир» семьи
Если дома ребёнок привык слышать, какой он умный, замечательный и вообще самый-самый, а учительница не разделяет мнения родителей, более того, даже может отругать и поставить двойку, тогда обиды и слёзы неизбежны.
Школьник может искренне не понимать, почему эта тетя не гладит его по головке и не называет умницей за небрежно нарисованный рисунок или криво написанные буквы.
Выясните, как обстоят дела у вашего ребёнка в школе: не конфликтует ли он с учителями, не обижают ли его сверстники, не прогуливает ли он уроки по какой-либо причине. Смотрите его маршрут и текущие местоположение на карте, слушайте при необходимости, что происходит вокруг и дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с приложением «Где мои дети».
Решаем спорные ситуации правильно: советы психологов
Разбираемся, что делать, когда у ребёнка возник конфликт с учителем.
Шаг 1. Обсуждаем конфликт с ребёнком
В спокойной обстановке выясните, какие разногласия произошли у ребёнка с учителем. Внимательно выслушайте, пусть выскажет всё, что у него наболело.
Спросите, с чего всё началось, в какой момент отношения с учителем стали портиться.
Узнайте, кого ребёнок считает виноватым в конфликте, готов ли он к примирению и что может для этого сделать.
Воздержитесь от негативных комментариев в адрес учителя. Также не стоит обвинять и самого ребёнка. Ваша задача – быть беспристрастным судьей.
Постарайтесь узнать у сына или дочери, что об этом учителе думают его одноклассники и если ли ещё дети, с кем у педагога были разногласия.
Главная задача родителей на этом этапе — убедить ребёнка, что конфликт необходимо разрешить, а не пускать ситуацию на самотёк.
Шаг 2. Находим время для беседы с учителем
Не откладывая в долгий ящик, поговорите с учителем.
Не начинайте разговор с обвинений и претензий, постарайтесь сдержать свои негативные эмоции. Дайте понять педагогу, что вы заинтересованы в разрешении конфликта.
Если учитель обвиняет ребёнка в плохом поведении, снижении успеваемости и пренебрежении к школьным правилам, попросите привести конкретные факты.
Выслушайте все претензии педагога и предложите вместе найти выход.
Шаг 3. Делаем выводы
После прояснения ситуации с учителем не лишним будет ещё раз поговорить с ребёнком и выбрать правильную стратегию дальнейших действий.
Если причиной конфликта стала плохая успеваемость или отсутствие интереса к предмету, поработайте над мотивацией и помогите школьнику подтянуть свои знания с помощью интересных видео, онлайн-уроков или репетитора.
Если разногласия возникли из-за нарушений дисциплины, стоит обратить внимание на то, как ребёнок ведёт себя дома, нет ли признаков стресса или психологического неблагополучия. Возможно, стоит посетить школьного психолога.
Если же школьник не признает авторитет учителя и сомневается в его профессионализме, вы должны объяснить ему, что в жизни встречаются разные люди, и не со всеми из них общение приносит удовольствие. Но быть вежливым, тактичным и не опускаться до оскорблений – это важное умение взрослого человека, которому вашему сыну или дочери нужно обязательно научиться.
Шаг 4. Контролируем ситуацию
Конфликтная ситуация улажена? Отлично. Теперь вам остаётся только «держать руку на пульсе». Интересоваться успехами и неудачами ребёнка. Узнавать у него, в каких отношениях он сейчас находится с учителем, есть ли какие-то изменения.
Можно ещё раз посетить школу и расспросить педагога, есть ли прогресс в учёбе и поведении ребёнка, на что вам ещё нужно обратить внимание и над чем поработать.
Родителям на заметку:
Если не удаётся уладить конфликт
Большинство разногласий между учителями и учениками можно уладить мирным путём. Но что делать, если к соглашению с педагогом вы так и не пришли, а ситуация только усугубилась?
Рассмотрим основные варианты ваших действий.
Обратиться в администрацию
Вы можете обратиться в администрацию школы. Но имейте в виду, что после выговора от директора учитель вряд ли захочет пойти вам навстречу и наладить взаимоотношения с ребёнком. Скорее, конфликтная ситуация просто сойдёт на нет.
Сейчас во многих школах организована служба медиации. В неё могут входить как педагоги, так и родители с детьми. Задача данной службы – помочь урегулировать сложные и конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного пространства. Если в вашей школе есть подобная структура, вы можете обратиться и туда.
Перевести ребёнка в другой класс или школу
Если ребёнок не против, всегда есть вариант перевести его в другой класс или школу. Но при этом ему придётся заново выстраивать отношения с одноклассниками и, что не менее важно, с учителями. Где гарантия, что на новом месте не окажется более строгий и придирчивый педагог?
Перейти на семейное обучение
Самая кардинальная мера – это переход на семейную форму обучения. В этом случае учить сына или дочь вы будете сами либо подберёте наиболее подходящих вам и ребёнку педагогов.
Запомните! Учитель не имеет права:
Такое поведение выходит за рамки компетентности и профессиональной этики педагога. Если ваш ребёнок столкнулся с чем-то подобным, вы должны незамедлительно вмешаться в ситуацию и обратиться к директору школы, в районное управление или департамент образования.
«Один на всех и все на одного»: конфликт учителя и всего класса
Рассказывает мама 14-летней Алины:
«Моя дочь учится в 8 классе. Ей всегда нравились такие предметы, как биология и химия. Только хорошие оценки по ним получала. А тут как-то смотрю: в дневнике по биологии аж две двойки стоят! Спросила дочь, что случилось. Она сначала ничего не хотела рассказывать, а потом призналась, что прежняя учительница у них уволилась, а на её место пришла другая. Так вот, эта новая учительница никому из класса не нравится. Она и кричит постоянно на детей, и телефоны у них перед уроком забирает. Ребята устали терпеть такое к себе отношение. Решили устроить учительнице бойкот – перестали всем классом делать домашние задания. А ей все нипочём, ставит двойки и ставит. Вот и моя Алина две получила… Ума не приложу, как помочь ребятам в такой ситуации».
Конфликт между учителем и учениками может случиться, когда в класс приходит новый педагог, либо когда обостряются отношения со «старым».
Что могут сделать в такой ситуации родители:
В этом случае будет лучше поставить в известность родителей и, если нужно, подключить администрацию школы.