У ребенка боязнь сходить по большому что делать

Психологический запор

Тема «какашек» является одной из самых обсуждаемых молодыми мамами. Состав, цвет, запах, частота испражнений сигнализируют о здоровье крохи, когда он сам еще ничего сказать не может. Вовремя наполненный подгузник или «ароматный» горшок радуют любую маму, подтверждая, что детский организм работает исправно. Отсутствие стула — признак сбоя в организме и повод для родительского беспокойства.

Если Ваш ребенок какает редко (раз в 2-3 дня), плотно, но без боли — попытайтесь исправить ситуацию диетой и физическими нагрузками, проследите за количеством потребляемой жидкости. Но если малыш стал бояться горшка, то это повод обратиться за консультацией к педиатру.

Психологический запор у ребенка – ситуация, когда малыш боится какать. В отличие от физиологического запора, причины которого, как правило, в заболеваниях пищеварительной системы, причина психологического запора у ребенка – наличие внутренних переживаний и страхов. Обычно эта проблема возникает у малышей с двух-трех лет, когда они уже могут осознанно сдерживать позывы к дефекации. Если случилось, что ребенку было больно, страшно, стыдно, некомфортно сидеть на горшке или унитазе, то малыш может начать самостоятельно сдерживать позывы к дефекации, боясь повторения негативного опыта.

Причинами нежелания ребенка опорожнять кишечник могут стать:

Чем дольше ребенок будет сдерживать позывы, тем больше будет скапливаться каловых масс в кишечнике и тем больнее будет проходить процесс дефекации. Если не решить проблему вовремя, психологический запор у ребенка может вызвать осложнения, такие как: тошнота, головная боль, боль в животе (все это говорит об интоксикации организма), воспалительный процесс в кишечнике, трещина прямой кишки, геморрой, психологический стресс, неврологические проблемы.

Помогите крохе справиться со страхом, устранив его причину. Чтобы не было больно ходить в туалет из-за плотных каловых масс, наладьте питание ребенка. Давайте малышу больше пить (чистую воду, компоты из сухофруктов), включите в рацион больше слабящих продуктов (чернослив, свеклу, киви), кисломолочных продуктов, ограничьте ребенка в мучном и сладком, делайте массаж животика круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке, делайте с ребенком гимнастику, больше играйте в подвижные игры. Если диета и физическая активность не приносят результатов, то по назначению врача пройдите курс лечения слабительными препаратами.

Не ругайте малыша за неудачи при приучении к горшку. Сделайте процесс нестрашным, комфортным или даже веселым и интересным. Купите новый «нестрашный» горшок или перейдите от горшка к накладке на унитаз, уйдите от неприятных воспоминаний, связанных с походом в туалет. Придумайте сказку «про какашку», ритуал выноса горшка или смыва воды в унитазе.

Хорошим средством к расслаблению в процессе будет пластилин или тесто, которые нужно мять в ладошках, сидя на горшке, это способствует расслаблению сфинктера. Расскажите, что не нужно терпеть, и когда хочется в туалет, нужно «выпустить какашку в горшочек». Объясните, что это дело не стыдное, а нужное и полезное, и обязательно хвалите за результат. Веселья в процесс смогут добавить популярные сейчас игрушки в форме какашек или даже мультики про них. Если общение с крохой не решает проблему, то обратитесь за помощью к специалисту. Здесь поможет детский психолог, который, побеседовав с родителем, расскажет, на что сделать акцент в разговоре именно с Вашим малышом.

Специалисты нашего центра при работе с самыми маленькими клиентами используют такие методики, как песочная терапия и сказкотерапия. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя для работы с переживаниями, которыми детям сложно поделиться в силу возраста и особенностей темы. Методики снимают тревожность, эмоциональную нагрузку, помогают нейтрализовать травматические воспоминания и сформировать новый позитивный сценарий действий. А консультация для родителей поможет закрепить результаты в домашней обстановке.

Пример из практики. В Центр обратилась семья с мальчиком 3.5 лет. Ребенок не ходил «по-большому» на горшок после перенесенной в 1 год болезни, сопровождающейся продолжительной диареей. Мальчик избегал какать до последнего, стул случался примерно 1 раз в неделю в подгузник (ребенок специально просил дать подгузник, в остальное время обходился без него, в том числе ночью; писал самостоятельно на горшок). Все уговоры ходить на горшок кончались истерикой. Мальчик занимался с детским психологом (курс песочной терапии в количестве 10 сеансов с частотой 1 раз в неделю). После 6 сеанса ребенок дома сам сел на горшок и покакал, после чего позвал маму помочь с гигиеническими процедурами. В дальнейшем результат закрепился, мальчик самостоятельно ходит по-большому через день. Спокойно обсуждает тему в бытовом контексте (что нужно сделать, если захочешь в садике; что нужно сделать после горшка и так далее).

Если у вашего ребенка психологический запор и вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, запишитесь на консультацию детского психолога по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы с вами обязательно свяжемся!

Источник

У ребенка боязнь сходить по большому что делать

Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.

И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.

В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.

Какой запор?

Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.

Что может послужить причиной?

Как формируется психологический запор?

Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).

Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:

Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.

Кто попадает в группу риска?

Что делает психолог?

Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.

Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.

Какие рекомендации бывают?

У ребенка боязнь сходить по большому что делать

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

Источник

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

У ребенка боязнь сходить по большому что делать

У ребенка боязнь сходить по большому что делать

Если ребёнок боится какать, он может постоянно терпеть, отказываться от еды и активных игр из-за плохого самочувствия, плакать во время дефекации. В чём причины проблемы и как помочь малышу с ней справиться, рассказываем в статье.

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Что делать, если ребёнок боится какать

Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.

Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).

Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.

В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.

Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.

У ребенка боязнь сходить по большому что делать
Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка

Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.

Если он терпел и обкакался, реагируем нейтрально. Показываем, что всё в порядке, что есть план решения «катастрофы» — помоем, поменяем, покажем, что, где и как.

Поддерживать — не значит вкладывать много эмоций. В противном случае поход на горшок для ребёнка может превратиться в акт привлечения вашего внимания. Если взрослый случайно внёс дисбаланс и уделил слишком много внимания вопросу горшка (например, излишне эмоционально отреагировал после первого успеха или очередной неудачи), нужно сместить акценты — дать ещё больше внимания чему-то другому хорошему. И в следующий раз, когда малыш успешно сходит в туалет, отреагировать на это нейтрально. «Перетянуть» своё и его внимание на что-то другое. Ведь ребёнок и сам никогда не бывает по-настоящему рад, если он неконструктивным или неудобным путём завоёвывает наше внимание.

Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так.

Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом). Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом.

Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.

Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.

Мини-курсы для родителей

Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций

Чего нельзя делать

Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.

Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.

Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.

Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти. Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк.

Как обеспечить профилактику запоров

Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.

Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план.

Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.

Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.

Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.

Коротко о главном

Фото Татьяны Третьяковой и из блога How we Montessori

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Источник

Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором

Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.

Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.

У ребенка боязнь сходить по большому что делать

Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.

Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.

У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).

Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *