У птиц несколько хуже чем у пресмыкающихся развита терморегуляция
1.
Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1 Группа 2
Клёст-еловик
Глухарь
Большая синица Серая цапля
Серый гусь
Лебедь-шипун
К. источник питания
Г. способность плавать
В. размер клюва
Ж. условия обитания
2.
Обозначь, какие из суждений верны:
А. У птиц и пресмыкающихся имеется хорошо развитый киль.
Б. У птиц, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.
3.
Найди, какие из суждений верны:
А. Птенцы гнездовых птиц отличаются от выводковых тем, что их птенцы вылупляются слепыми, почти голыми, родители должны кормить их и защищать.
Б. У птиц хорошо развита забота о потомстве. Они выкармливают своих детёнышей, как и пресмыкающиеся.
4.
Установи номера предложений, в которых допущены ошибки и запиши обозначающие их буквы (в алфавитном порядке, без пробелов):
Р. К чертам, отличающим птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
Е. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
Т. Головной мозг у птиц устроен более сложно, по-сравнению с пресмыкающимися, но число отделов в нём не увеличилось.
З. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
М. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
5.
Отметь, какие из суждений верны:
А. Перелёты птиц связаны с минусовой температурой воздуха в зимний период.
Б. Сигналом к осеннему перелёту насекомоядных птиц служит уменьшение длины светового дня.
6.
Укажи верную последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования и запиши обозначающие их буквы (без пробелов):
О. появление потомства и проявление заботы о нём
И. поэтапное образование у яиц белочной и других оболочек при прохождении по яйцеводам
В. постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
Д. оплодотворение (внутреннее) яйцеклеток в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
У птиц несколько хуже чем у пресмыкающихся развита терморегуляция
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные.
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.
3) Размножаются только бесполым способом.
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни.
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям.
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается.
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трёхслойные животные.
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У них плохо развита нервная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
3. У клещей тело слитное.
4. Имеется три пары ходильных ног.
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.
Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их.
1) Оплодотворённые яйца печёночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоём. 2) Здесь из яиц выходят хвостатые личинки. 3) Эти личинки внедряются в тело улитки — малого прудовика, которая является окончательным хозяином. 4) Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты. 5) Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиком. 6) В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их.
1. Рыбы — водные хордовые животные.
2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет
3. Дыхание у рыб жаберное.
4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь.
5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в передний мозг, состоящий из 5 отделов.
6. Большинство рыб гермафродиты.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Прочитайте текст и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Рыбы — это холоднокровные животные, имеющие обтекаемую форму тела и дышащие жабрами. 2. Большинство существующих на Земле видов рыб имеют хрящевой скелет. 3. Кровеносная система рыб замкнутая, а сердце состоит из желудочка и предсердия. 4. У всех рыб два круга кровообращения. 5. В сердце рыбы течёт венозная кровь, которая насыщается кислородом в жабрах. 6. Направление течения воды, вибрацию воды рыбы воспринимают органами равновесия.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте ошибки.
1)Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных ароморфозов. 2)У плоских червей сформировалось двухслойное строение тела – основа для формирования многих органов и систем органов. 3)У них появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. 4)Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. 5)Появились пищеварительная и выделительная системы. 6)Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили наиболее эффективные формы полового размножения.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Крот обитает в подземных ходах, которые сам роет. 2. В связи с его образом жизни он имеет ряд приспособлений. 3. Лапы крота приспособлены к быстрому перемещению. 4. В то же время обоняние и зрение у крота очень слабые. 5. Это объясняется тем, что крот не использует их для ориентации в пространстве. 6. Усы крота необходимы ему для осязания.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. К типу Плоские черви относят белую планарию, свиного цепня,эхинококка и дождевого червя. 2. Свободноживущие черви отличаются от паразитических форм строением, образом жизни и другими особенностями. 3. Белая планария – это активный хищник. 4. У неё имеется сквозной кишечник с ротовым и анальным отверстиями. 5. При активном образе жизни белой планарии необходимо много энергии, поэтому у неё хорошо развита дыхательная система.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Прочитайте текст, найдите в нём три ошибки и исправьте их.
1. Появление первых представителей типа Плоские черви сопровождалось рядом крупных ароморфозов. 2. Важнейшим из них стало возникновение у плоских червей кровеносной системы. 3. Появилась первичная полость тела. 4. Свободное передвижение этих животных в воде обеспечила лучевая симметрия. 5. Прогресс плоским червям обеспечило возникновение стволовой нервной, пищеварительной и выделительной систем органов. 6. Развитие половой системы обусловило достаточно высокую плодовитость животных.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Акулы – надотряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой хвостовой плавник и хорошо развитые жаберные крышки.
2. К настоящему времени известно более 450 видов акул. 3. Китовая акула – самая большая из известных рыб (её длина достигает 20 метров) и самый крупный морской хищник. 4. Представители надотряда широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. 5. Акулы в основном обитают в пресной воде. 6. Большинство акул относится к так называемым настоящим хищникам, но 3 вида – фильтраторы.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Черепахи – один из двух отрядов Пресмыкающихся, ископаемые останки которых прослеживаются на протяжении более 220 миллионов лет. 2. Эти животные распространены в тропической и умеренной климатических зонах почти по всей Земле. 3. Отличительным признаком черепах является панцирь, который служит им основной защитой от врагов. 4. С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, но наземные черепахи всегда живут в пресной воде. 5. Все виды черепах ядовиты. 6. Многие виды черепах находятся под угрозой вымирания разной степени и охраняются.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1.Кишечнополостные – это двуслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют двустороннюю симметрию. 3. К кишечнополостным относятся гидра пресноводная, медуза корнерот, белая планария, актиния. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Среди кишечнополостных встречаются как свободноплавающие организмы, так и прикрепленные формы. 6. Стрекательные клетки нужны для захвата пищи и передвижения.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
1. Окунь — первичноводное животное, кит — вторичноводное животное. 2. У первичноводных животных есть органы боковой линии, воспринимающие давление, направление движения, скорость течения воды. 3. Передние конечности кита превратились в грудные плавники 4. Задние конечности кита видоизменены в хвостовой плавник. 5. У окуня и кита жаберное дыхание. 6. У китов к крестцовому отделу позвоночника прикреплены тазовые кости.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных ароморфозов. (2)У плоских червей сформировалось двухслойное строение тела – основа для формирования многих органов и систем органов. (3)У них появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. (4)Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. (5)Появились пищеварительная и выделительная системы. (6)Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили
наиболее эффективные формы полового размножения. (7)Плоские черви ведут как свободный, так и паразитический образ жизни.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Земноводные — первые четвероногие позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2)Позвоночник земноводных разделяется на отделы: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой. (3)Передняя и задняя пары конечностей земноводных пятипалые. (4)Земноводные, ведущие водный образ жизни, например шпорцевые лягушки, даже во взрослом состоянии имеют органы боковой линии. (5)У взрослых земноводных имеется двухкамерное сердце. (6)Оплодотворение у всех бесхвостых земноводных внутреннее. (7)К отряду Бесхвостые земноводные относятся прудовые лягушки, жабы, тритоны и саламандры.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Моллюски». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Моллюски – группа беспозвоночных животных. (2)Моллюски имеют складку кожи – мантию. (3)Мягкое тело моллюсков у большинства представителей заключено в раковину. (4)Водные моллюски дышат только с помощью жабр. (5)Наземные моллюски дышат всей поверхностью тела. (6)Среди моллюсков различают растительноядных, хищников, фильтраторов, паразитов. (7)Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки и кальмары фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Насекомые». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Насекомые — самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных. (2)О его расцвете свидетельствует высокая численность и широкое распространение. (3)Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела. (4)У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья. (5)Эти различия сформировались в процессе эволюции в результате конвергенции признаков. (6)Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своем развитии проходят четыре стадии. (7)Развитие, при котором насекомые проходят три стадии, называют неполным превращением.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Эволюция млекопитающих». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Считается, что млекопитающие эволюционно произошли от одной из групп пресмыкающихся — динозавров. (2)В ходе эволюции млекопитающие приобрели ряд характерных черт. (3)Главным изменением стало появление истинного живорождения — млекопитающие не откладывают яйца. (4)Кроме того, очень важная группа изменений связана с появлением теплокровности. (5)Сердце, как и у предковых ящеров, разделено на 4 камеры, кровь не смешивается, что позволяет доставлять больше кислорода к органам и тканям. (6)Появились шёрстный покров, позволяющий терять меньше тепла, и механизмы охлаждения организма. (7)Связанные с терморегуляцией изменения позволили повысить уровень метаболизма животных и захватить многие среды обитания.
Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Внутреннее строение птиц»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 7 класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок биологии в 7 классе
Желаю Успеха Большого Во всем И везде Здравствуйте!
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений. 2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция. 3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке. 4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
Проверим! Ошибки допущены в предложениях: 1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные; 2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке; 3) 4 — птицы имеют полые кости, заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен.
Критерии оценивания: На оценку 3: Правильно указаны только номера предложений или допущены 2 ошибки в исправлении неверных предложений (одно предложение должно быть верно исправлено)! На оценку 4: Должно быть указано и исправлено 2 предложения. На оценку 5: Все предложения исправлены верно.
Внутреннее строение птиц
Цель урока: Рассмотреть внутреннее строение птиц; выявить черты отличия внутреннего строения птиц от пресмыкающихся.
Работа в группах 1 группа: Пищеварительная система 2 группа: дыхательная система 3 группа: кровеносная система 4 группа: нервная система 5 группа: выделительная система
Физкультминутка! Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево. И кивнем затем по кругу. Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки!
Пищеварительная система Более дифференцирована Зубы отсутствуют Роговой клюв Длинный пищевод Зоб Железистый и мускульный желудок Поджелудочная железа Желчный пузырь Печень Кишечник: тонкий и толстый, два слепых отростка
Дыхательная система Трахея разделяется на два бронха Нижняя гортань ( ротовой аппарат) Легкие – плотные губчатые тела (вторичные и третичные) Воздушные мешки «Двойное» дыхание
Кровеносная система Четырехкамерное сердце Кровь не смешивается В левой половине сердца кровь артериальная От левого желудочка отходит правая дуга аорты Спинная аорта распадается на артерии
Нервная система Более совершенна Хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок Обоняние слабое, хорошо развиты зрение и слух
Выделительная система Крупные почки Мочеточники Клоака Мочевого пузыря нет
Рефлексия Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Чтобы еще хотели узнать?
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Разработка открытого урока биологии 7 класс.docx
Разработка открытого урока биологии 7 класс
Тема урока: Внутреннее строение птиц
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологическая карта изучения темы
Предметные – ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).
Метапредметные: развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли;
развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Личностные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.
усвоить значение понятий: железистый и мускульный желудки, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки’, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями систем внутренних органов птиц; умения характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц по сравнению с рептилиями; выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися; доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями.
Учебник биологии 7 класс, УМК В. М. Константинов; дополнительный материал.
Технологическая карта урока
1. Организационный (мотивационный)
Психологическая минутка (настраивает детей на урок). Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Приветствую учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на получение новых знаний.
Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний.
Предлагает ученикам выполнить задание в парах на слайде. Задание: Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные;
2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке;
3) 4 — птицы имеют полые кости, заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен.
Выполняют задание, осуществляют самопроверку.
Коммуникативные: умение работать в паре, высказывать свое мнение (точку зрения), анализировать и делать выводы;
Регулятивные: выполнять пробные учебные действия;
фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности.
3. Постановка темы урока
Ребята, скажите, что вам показалось сложным? Почему? С чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.
Тема: Внутреннее строение птиц.
Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности;
Регулятивные: принятие учебной задачи;
умение слушать друг друга;
4. Постановка цели урока
Какую цель мы можем поставить для изучения данной темы?
Рассмотреть внутреннее строение птиц, выявить черты отличия внутреннего строения птиц от пресмыкающихся.
Регулятивные УУД : планировать свою деятельность на уроке;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
Личностные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
5. Изучение новых знаний
Учитель предлагает записать число и тему урока в тетрадь.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
6. Работа в группах.
Ребятам раздаются ватманы, на которых они должны расположить информацию в виде схемы или кластера.
Разбиваются на группы, изучают материал параграфа (параграф 45, стр. 202.)
Затем группы поочередно выходят к доске и презентуют свои плакаты.
выделять существенную информацию из текста;
Личностные: структурировать, систематизировать материал,
Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз).
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук)
Личностные: воспринимать речь учителя.
Ребята, обратите внимание на все системы органов птиц. Что нового появилось у птиц по сравнению с пресмыкающимися?
Делают выводы, сравнивая внутреннее строение пресмыкающихся с птицами.
Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию. Коммуникативные: использовать речевые средства
10. Первичное закрепление
Учитель предлагает записать в тетради сходства и отличия птиц с пресмыкающимися.
Учитель объявляет задание: взаимоопрос. Дети работают в паре.
Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленных целей?
Выполняют задание, проверка у доски. 2 человека.
Задают друг другу по 5 вопросов по теме урока, ставят в оценочные листы оценки в зависимости от количества правильных ответов.(Либо записывают на листочках 5 вопросов и обмениваются листами, отвечают на вопросы и проверяют ответы).
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Личностные корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы:
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?
(материал раздается на карточках)
-умение организовать свою учебную деятельность в процессе выполнения домашней работы
— умение применять полученные на уроке знания при выполнении домашнего задания
— умение оценивать результат сделанной домашней работы и уровень усвоения определенных биологических понятий
-умение проявлять способность к мобилизации сил и энергии на будущую работу.
-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;
-формирование инициативности и самостоятельности
«Дерево знаний». Детям предлагается написать на «листочках» итог урока, ответив на один из вопросов:
Что вам больше всего понравилось?
Чтобы еще хотели узнать?
Дети делают записи на «листочках» и крепят их на дерево. Перед тем как прикрепить их, дети могут зачитать то, что написали.
— формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности
-умение оценивать, выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению в дальнейшем;
-умение осознавать качество и уровень усвоения;
-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Выбранный для просмотра документ дз.docx
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете, почему у птиц нет мочевого пузыря?
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете, почему у птиц нет мочевого пузыря?
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете, почему у птиц нет мочевого пузыря?
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете, почему у птиц нет мочевого пузыря?
У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете, почему у птиц нет мочевого пузыря?
Выбранный для просмотра документ самоанализ.docx
Учитель: Филиппова Надежда Анатольевна.
Тема: Внутреннее строение птиц.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Данный урок является третьим в изучении темы «Класс Птицы». Специфика урока состояла в организации работы учащихся на системно-деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по биологии.
В классе обучается человек. Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся.
Перед уроком была поставлена цель, достижение которой опиралось на выполнение следующих задач:
Предметные – ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).
Метапредметные: развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли;
развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Личностные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.
Цели данного урока соответствуют требованиям стандарта и связаны с предыдущими учебными темами.
Урок был направлен на достижение следующих результатов:
усвоить значение понятий: железистый и мускульный желудки, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки’, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями систем внутренних органов птиц; умения характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц по сравнению с рептилиями; выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися; доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – групповая, парная и индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки с заданиями, учебник, проектор, ноутбук.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
словесные (беседа с учащимися);
наглядные (интеракт. Доска, презентация)
практические (работа в группе)
На уроке использовались информационно-компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.
Урок начался с непродолжительного организационного момента, который позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать внимание, мотивировать.
Следующий этап – повторение. Задача этого этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение. С этой целью использовалось задание из ОГЭ, в котором было необходимо найти ошибки в тексте и исправить их. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
На этапе изучения нового материала и первичного закрепления использованы методы проблемного обучения, что побуждало детей к поиску решения, а значит, в этот момент исключена пассивность. Материал сразу закрепляется при работе за счет фронтального опроса и работы в паре. Завершающим этапом была рефлексия: оценка учащимися и учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся.
Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. (Работа у доски, с учебником, в тетради, а так же проведение физкультминутки)
Цель урока была достигнута. Учащиеся ознакомились с внутренним строением птиц, а так же выявили черты отличия внутреннего строения птиц от пресмыкающихся. Учащиеся учились рассуждать, логично излагать свои мысли.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, успешно реализованы все поставленные дидактические цели урока. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовались работа в группе, активно прошла устная работа. Ребята участвовали в подведении итогов урока. Отметки за урок выставлены и прокомментированы.
Учащиеся немного волновались, и поэтому допускали ошибки в ответах.