У мусульман что значит девушка обрезана
«Простые ножницы и никакой анестезии» История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.
«Несколько дней я не могла говорить»
Мария (имя по ее просьбе изменено)
Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.
Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.
Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.
А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.
Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.
Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.
Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.
Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.
В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.
Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Меня поражает, когда эту проблему отрицают даже знающие люди, старейшины, говорят: у нас в исламе такого нет, вот, почитай хадис. Другие признают, что есть, но говорят, что это никак не вредит женщине: ведь она может рожать!
Наверное, мне еще повезло. Я видела фото, что бывает, когда девушке отрезают все. И как при этом рожать, если все зашито с малых лет, по мне, так это просто невозможно. Моя подруга прошла обрезание во взрослом возрасте. Она считает, что это по сунне. Ей надрезали капюшон клитора, чтобы его раскрыть. Она убеждала меня, что это очень хорошая и правильная процедура.
Многие даже в Дагестане действительно не знают, что у нас это присутствует. А те, кто знает, в большинстве молчат, считают это неизменной традицией испокон веков, но необсуждаемой — табу. Люди зашорены.
Поможет ли тут данная фетва? Я не знаю. Да и как оценить — обращений по поводу покалеченных органов нет. В фильме Ирины Шихман богослов говорил, что женское обрезание — это по исламу. И нынешняя фетва очень мягко заявила, что вроде можно делать, если есть необходимость. А кто обозначает эту необходимость за ребенка? Этого явно недостаточно. Думаю, на муфтиев надавили, чтобы они не запрещали эти операции полностью. Надо не останавливаться на этом, продолжать бороться за полную отмену этой практики. Главное, не отрицать факт, что это есть.
За такое надо наказывать исполнителей и инициаторов этой операции. Последствия для девочек — ужас. Быть может, я от рождения малочувствительна в интимной сфере, а быть может, эта операция лишила меня сексуального удовольствия — теперь уже не узнаю.
Насколько была компетентна та знахарка, которая резала меня? Откуда она знала, что резать? А если девочка дергается? Ведь наркоза нет. Могут отрезать и то, что не планировали. В эти села запрет будет очень долго доходить, если не судить за такое. Традиционалисты в селах прикрывают все исламом, даже не традицией.
Сейчас я говорю об этом, потому что узнала, что одна очень известная на Кавказе девушка тоже через это прошла. Мы почувствовали сильную эмпатию друг к другу и ощутили, что мы не одни. Мы подружились, говорили с ней и пришли к выводу, что, хотя это и тяжело, надо рассказывать о нашем опыте, чтобы защитить девочек и чтобы в нашем обществе перестали говорить, что проблемы женских обрезаний не существует. Безусловно, осталась большая психологическая травма.
«Девочкам режут несформировавшиеся органы»
Гинеколог-акушер Анна (имя по ее просьбе изменено):
Я неоднократно принимала роды у женщин, прошедших инфибуляцию (вид обрезания, при котором отсекают головку клитора и малые половые губы и сшивают оставшуюся ткань, оставляя лишь узкий вход во влагалище — прим. «Ленты.ру»). Вся анатомия у них искалечена, вагина неэластичная. Это совершенно другое строение вульварного кольца. Диаметр головки ребенка — в среднем десять сантиметров. Она должна пройти, во время родов ткани растягиваются. Но у женщин с этим видом обрезания остается отверстие три сантиметра, вокруг — рубцы и плоть, утратившая эластичность. В рубце обычная ткань заменяется на фиброзную, прочную, но практически неспособную растягиваться. А промежность во время родов просто обязана растянуться.
Эти повреждения не позволяют родам протекать естественным образом. Приходится делать большой разрез, чтобы вытащить ребенка. Кроме того, удлиняется потужной период, что может быть опасно для ребенка.
Сами пациентки зачастую даже не могут объяснить, что именно им пришлось пережить. После родов приходится восстанавливать шов. Это выглядит очень неестественно. Мне хирург после зашивания такой пациентки как-то сказал: «Ни разу такого не видел! Шью-шью и не понимаю — шов приводит к маленькой дырочке, очень странной и неестественной». Потом надо все зашить, как было, иначе неизбежно кровотечение. Врач-гинеколог шьет по разрезу, по зарубцевавшейся ткани. Ведь девочкам режут несформировавшиеся органы. Это может вызывать боли при менструации и при мочеиспускании, при половом акте. Для восстановления может понадобиться не одна операция хирурга, специализирующегося на гинекологии тазового дна с привлечением пластического хирурга.
Что же касается утверждения муфтията о различном строении капюшона клитора у западных и восточных женщин — мне трудно понять, о чем речь. Я на каждой смене принимаю роды у женщин самых разных народностей и цветов кожи, но «лишнего» ни у кого из них нет.
Фото: Сергей Узаков / ТАСС
«Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за»»
Михаил Савва, правозащитник, доктор политических наук, председатель правления экспертной группы «Сова», кавказовед:
Отдел фетв дагестанского муфтията пытается найти решение чрезвычайно сложной проблемы и лавирует между двумя полюсами. В сунне действительно упоминается женское обрезание. И на это опираются радикальные сторонники калечащих операций и те, кто пытается сделать из этого уродливого обычая религиозную традицию. Но женского обрезания нет в Коране. Оно упомянуто только в сунне.
Там о нем говорится так: пророк Мухаммед, разговаривая с одной женщиной, узнал, что она делает такие обрезания, и посоветовал ей не удалять лишнего. Именно на основании этой трактовки отдел фетв и заявил, что женское обрезание — это не удаление клитора.
Но такая трактовка в любом случае дает возможность продолжать эту калечащую практику. Тут можно вспомнить пример Египта, где с 1997 года законодательно женское обрезание запрещено, но сделана оговорка для медицинских показаний. Непонятно, какие могут быть в этом случае медицинские показания? Это невероятная ситуация, таких показаний просто нет. Тем не менее эта оговорка до настоящего времени используется в Египте сторонниками обрезания. Недаром власти Египта недавно были вынуждены ужесточить ответственность за это преступление.
По таким чрезвычайно чувствительным вопросам нет достоверных результатов массовых исследований, потому что люди в этих случаях дают одобряемые ответы. Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за». Поэтому именно экспертные исследования могут дать более достоверные результаты.
Женское обрезание в исламе
Знаете ли вы, что такое махалля? В исламских республиках так назывался общинный район города. Махалля имеет самоуправление и непременную мечеть. В древности границы это мирка определялись просто – до того дома, куда доходил голос муэдзина, ведь громкоговорителей тогда не существовало. Каждый большой город делился на махалли, например, в Каире их было целых десять. Они и сейчас существуют во многих республиках Средней Азии.
Волею судьбы, а точнее, главного редактора, меня однажды занесло в махаллю Сагбан, расположенную в Старом городе Ташкента. Обычно чужаки в эти районы не наведываются, особенно во времена волнений 90-х годов. Но необходимо было сделать материал о среднеазиатских цыганах люли, которые во множестве проживают в этом районе, переняв вместе с исламом узбекские обычаи. На всякий случай, я поехал не один, а с коллегой, узбечкой Саломат. Которая могла бы, в случае необходимости, помочь с переводом. Потому что в округе строятся исключительно школы с преподаванием на узбекском языке, и многие жители района почти не умеют говорить по-русски, несмотря на то, что живут в большом городе бывшего СССР, где русский язык был государственным.
Узкие улицы махалли кажутся пустынными. Обычно они оживают только вечером, когда мужчины возвращаются с работы или во время намаза. Когда ты идешь по такой улице, то создается впечатление, что находишься в узком ущелье, с обоих сторон сдавленном высокими глухими дувалами. Дувал – это саманная стена, огораживающая дворы и скрывающая жизнь семьи от посторонних взглядов. У мусульман всего мира принято прятать свою личную жизнь – ни одно окошко не выходит на улицу, а если вдруг случайно и заметишь окно, пробитое в стене, то оно, непременно, закрыто плотными ставнями. И можно только догадываться о том, что происходит в доме, поделенном на две половины – женскую и мужскую. Женская половина дома издревле называется «ичкари», и вход посторонним мужчинам туда строго-настрого запрещен. И хотя во времена СССР многие обычаи были забыты, теперь они с новой силой вторгаются в жизнь, как вернувшаяся болезнь, после недолгого периода облегчения. Еще не все женщины вновь надели паранжу, но все чаще встречаешь на улицах учениц религиозной школы, закутанные в какие-то тряпки даже в самую сильную жару.
Мы стучим в первую же дверь, и нам сразу открывает женщина, наверное, хозяйка дома. В теплое время года жизнь семьи проходит во дворе, где под деревом над арыком сооружен непременный айван, на котором и едят, и спят. Заасфальтированный двор вылизан, нигде ни пылинки. В комнатах может быть грязно, но двор – это святое. Еще затемно хозяйка дома или сноха метут двор, причем эта привилегия передается всегда младшему – в узбекских семьях очень сильна иерархия, и само подметание двора указывает на то, в какой зависимости находится член семьи. Жена подчиняется мужу, дочь или старшая сноха – матери или свекрови, младшая – старшей – и только так. Услышав, что мы ищем старейшину, женщина кивает и быстро сменяет домашние тапочки на галоши. Но мы не успеваем выйти из ворот – на улице раздается вой карнаев и сурнаев, и веселые крики.
— Что там? – любопытствую я.
На мой вопросительный взгляд, Саломат тоже не отвечает, а лишь пожимает плечами. В обязанности переводчика не входит разъяснение обычаев.
Занятый своими мыслями, я тогда не придал никакого значения этому маленькому диалогу, и только через много лет узнал, что та женщина не только сболтнула лишнее, но еще и ошиблась – никогда не устроят публичный праздник, посвященный самому скрытому и позорному явлению в исламе – женскому обрезанию. Этот ритуал проходит почти тайно, и присутствуют на нем только женщины. Скажу честно, желание что-то узнать возникло у меня во время случайного просмотра одной-единственной серии бразильского сериала «Клон». Говорят, что ничего не бывает случайно, и фраза героини вернула меня к этой теме почти через десять лет.
Сейчас, когда существует Интернет, можно найти информацию по любому вопросу. Но и теперь на многих сайтах этот вопрос обходят молчанием. Почему? А потому что такой обряд лишний раз показывает положение женщины в исламе. И положение это незавидное, даже к домашней скотине относятся трепетнее.
Ислам в переводе означает «покорность». Мужчина покорен богу, женщина – мужчине, и как бы нам сейчас не старались доказать обратное – не нужно этому верить. Мужчина раб Аллаха, но женщина рабыня мужчины, ведь каждому рабу хочется иметь рядом кого-то более униженного и слабого.
В мусульманской Африке даже существует поверье, что клитор имеет способность вырастать до огромных размеров, а женщина может превратиться в проститутку. Те же самые взгляды разделяют и многие арабские общины, хотя по данным организации «Врачи без границ» восемьдесят процентов проституток – обрезанные. Практикуется эксцизия и в Турции, и в Чечне, и даже в Албании. Той же Турции для того, чтобы вступить в Евросоюз необходимо ввести уголовную ответственность за эксцизию, которая создает проблемы с соблюдением женских прав. Однако, власти не торопятся издавать подобные законы, что говорит о том, что этот варварский обычай распространен повсеместно. Хотя мы можем об этом только догадываться.
Некоторые идут и еще дальше, применяя инфибуляцию или «фараоново обрезание». Считается, что в Древнем Египте так поступали с рабынями, чтобы они не могли иметь детей. Я не могу ничего сообщить о древних – может, так было, а может, и нет, хотя бы потому, что рабов не мумифицировали и проверить это никак нельзя. К тому же ребенок рабыни тоже считался бы рабом, какой же смысл кастрировать корову, которая может принести теленка? Во многих статьях я читал о том, что все три вида обрезания упоминаются в древнеегипетских источниках. Но, мне кажется, что авторы просто путают языческий Египет с мусульманским, уж слишком много там от ислама, которого в Древнем Египте не было и в помине.
Итак, «фараоново обрезание» означает, что не только все вырезали, а еще и зашили. Большие половые губы сшиваются полностью, оставляя лишь маленькое отверстие. Иногда оно настолько мало, что приходится рассекать для того, чтобы мужчина мог в него войти. А чтобы родить, нужно желать кесарево сечение. Сразу следовало бы сказать, что при такой операции выживают немногие. Главную опасность представляет заражение. Если даже и сама операция прошла удачно, то риск заражения постоянно присутствует. Попробуйте-ка после такого изуверства нормально хотя бы помочиться, я уже не говорю про менструации, когда часть крови затекает внутрь и начинает там разлагаться.
Вы, конечно, знаете соотношение женщин и мужчин в любой стране, где проводится перепись. В европейских странах мужчин всегда меньше, чем женщин. А вот на Востоке и в Африке – их больше. И вовсе не потому, что мужчины там более сильные и здоровые. Совсем нет. Просто слишком высока женская смертность. И одной из причин является женское обрезание. Я думаю, что, именно, в этом и кроется смысл таких операций. За невесту – платят выкуп, и чем труднее ее найти, тем выкуп больше. Не последнюю роль здесь играет и специфическое восточное чванство – богатый человек кичится своим богатством, а его составляют не только материальные ценности. Четыре жены – это четыре ордена на грудь. Только настоящий богач может купить четырех невест, прокормить их, и завести от каждой потомство. А чем гордиться, когда невест, как песка в пустыне? Дешевеют. Вот и избавляются от лишних, прикрываясь религиозными догмами.
Кстати сказать, сами мусульмане относятся ко всему этому достаточно цинично. Если когда-нибудь, вам попадет в руки книга «Женщина в арабском мире» египетского доктора медицины (!) Нахида Тобия, то из этого высоконаучного труда вы сможете узнать что «потеря наружных гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж». Конечно, ну что это за потеря, особенно, когда не твои гениталии курочат. Мужское обрезание по сравнению с этим – просто укус комара.
Европа, тем временем, спала, и проснулась только в 50 годы ХХ века, когда всколыхнулся интерес к культуре стран Азии и Африки. То, что всплыло, заставило ужаснуться все общественные организации, и ООН в том числе. Конечно, на территории европейских стран и США этот обычай был тут же законодательно запрещен. Пытались запретить его и на подвластных территориях Азии и Африки, но это вызвало волнения. То, что сейчас исламские радикалы называют «анти-исламской пропагандой Запада», как раз и было связано с женским обрезанием.
Первый Международный симпозиум, посвященный «женскому обрезанию», состоялся в 1989 году. Борется с этим явлением и Детский фонд ООН–UNICEF, призывая прекратить эту практику законодательно. Но пока все они возмущаются каждый год миллионы девочек подвергаются смертельной опасности. Мы знаем печальную судьбу голландского режиссера Тео Ван Гога, который в 2004 году выпустил фильм «Покорность», об угнетении женщин исламского Востока. В фильме показаны кадры сунны и эксцизии. Чем все это закончилось? Убийством режиссера. Зато некоторые страны, в том числе и Египет поторопились легализовать этот обычай. В 1998 году министр здравоохранения Египта заявил: «Все равно настойчивые мамы заставят своих малолетних красавиц по соображениям «женской гигиены» идти на такой шаг, пусть уж теперь делают это официально под наблюдением опытных хирургов в стерильной больничной обстановке».
Существует исламские радикальные течения ханафиты, ибадиты и ханбалиты. В соответствии с их идеологией если какая-то группа лиц отвергает женское обрезания, то она подлежит уничтожению. И разве это не означает, что матери несчастных девочек ведут их к коновалу не по своей воле, а под давлением со стороны мужчин? Так что не следовало Министру здравоохранения так грубо врать, а следовало бы заняться исламскими радикалами.
В Саудовской Аравии такой практики нет. В последние годы с ней активно борются правительства Алжира, Туниса и Марокко. Хотя в Марокко кровавый пир продолжается тайно.
А вот исламские сайты продолжают нас убеждать в невинности подобной практики, доказывая, что экзекуция делает женщину невинной, а значит и привлекательной для мужчины. Судя по их текстам, самой привлекательной женщиной на Востоке является резиновая кукла, которая все равно ничего не чувствует, к самоудовлетворению неспособна, не орет от боли во время полового акта – словом идеал. Хотя последняя фраза навела меня еще на одну мысль. Недаром же каждый мусульманин мечтает о 72 девственницах. Возможно, что это своеобразный садизм. Обрезанная «фараоновым обрезанием» женщина испытывает боль при каждом половом акте, а следовательно, является имитацией той же девственницы, прообразом гурии, которая зарастает после каждого сношения. Конечно, где наберешь столько девственниц? Вот и решается вопрос подручными средствами. Именно по этой же причине изнасилование немусульманки – не считается преступлением, потому что любой правоверный имеет на нее такие же права, как и на курицу в собственном дворе. Она же не человек? Правда? Конечно, и мусульманская женщина тоже не человек, но зато она может оказаться чужой собственностью. Зато изнасилование маленькой девочки-мусульманки, ложится позором на ее семью, а не на насильника. Чаще всего такого ребенка родители просто выкидывают за ворота, позволяя умереть от потери крови, чтобы смыть с себя позор. За последние годы было описано несколько таких случаев.
Дабы «потрафить европейцам» на некоторых сайтах недавно появилась статья об осложнениях, которые перечислены в столбик:
Боль, кровотечение, шок (из-за того, что операция проводится без наркоза)
Болезненное мочеиспускание.
Повреждение жизненно необходимых органов из-за непрофессионализма хирурга.
Хронические воспаления.
Чрезмерная боль во время менструации
Инфекции мочевыводящих путей и почек.
Кровотечения и осложнения во время родов.
Психические заболевания.
Бесплодие.
Автор этой маленькой заметки, а он из Турции, тут же подвергся остракизму. На многих мусульманских сайтах стали называть его «с позволения сказать, врач», «невежа» и прочими нелицеприятными прозвищами, требуя даже аннулировать его диплом и лишить научного звания. В наше время каждый, кто подвергает критике исламские традиции, рискует собственной головой.
1.На радикальных исламских сайтах, особенно на иранских, появились другие перечисления, в защиту женского обрезания. Посмотрите, сколько от него пользы:
2.Соблюдение закона и религиозной традиции (немаловажная деталь)
3.Ответ враждебным тенденциям против Ислама (Да, следует для этого и собственным телом пожертвовать, не правда ли?)
4.Обрезанная женщина до свадьбы остается девственницей (!)
5.Обрезание облегчает роды (интересно, каким образом?)
6.Устраняется злой дух из половых органов.
7.В необрезанные гениталии проникают черви и там размножаются.
8.Цена невесты возрастает.
9.Полезно, с точки зрения здоровья.
И еще пятнадцать пунктов, написанных, примерно, в таком же духе. Что и говорить – убедительно. Особенно, про злого духа. Заметьте, все это происходит в 21 веке, автор этого бреда даже пользуется компьютером. Все достижения цивилизации были созданы только для того, чтобы вот так, публично проповедовать мракобесие и шаманизм, достойный неандертальца.
А вот и голоса с арабского сайта:
«Девушки, которые выступают против обрезания, хотят жить в безнравственности, беря пример с Запада. И эти прелюбодейки не имеют права стать женой и матерью. Все, что они хотят – это жить без божьего страха и получать от жизни удовольствие».