У меня такие слуги что и самому мне страшно

Песня Соловья-Разбойника и его дружков

У меня такие слуги что и самому мне страшно

У меня такие слуги что и самому мне страшно

У меня такие слуги что и самому мне страшно

У меня такие слуги что и самому мне страшно

ФильмВидеоСкачать
Иван да Марья
Киностудия им. М.Горького
1974

У меня такие слуги что и самому мне страшно

300 kbps, AVC
Аудио: 44 kHz, 112 kbps, AAC
2179 KbТуфли с золотыми пряжками
Одесская киностудия
1976

У меня такие слуги что и самому мне страшно

Текст и комментарии

ВЫЕЗД СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА

— Как да во лесу дремучем
По сырым дуплам да сучьям
И по норам по барсучьим
Мы скучаем и канючим.

Так зачем сидим мы сиднем,
Скуку да тоску наводим?
Ну-кася, ребята, выйдем,
Весело поколобродим!

Как да во лесу дремучем
Что-нибудь да отчубучим,
Добра молодца прищучим,
И пограбим, и помучим!

Воду во реке замутим,
Пугал на кустах навесим,
Пакостных шутих нашутим,
Весело покуролесим!

— Первый Соловей в округе,
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.

— Ты не жди, купец, подмоги
Мы из чащи повылазим
Да и на большой дороге
Вволюшку побезобразим!

Источник

У меня такие слуги что и самому мне страшно

ИНСТРУКЦИЯ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ ЗА РУБЕЖ

«И В А Н — Д А — М А Р Ь Я»

СОЛДАТ И ПРИВИДЕНИЕ

БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

БАЛЛАДА О МАНЕКЕНАХ

БАЛЛАДА ОБ УХОДЕ В РАЙ

«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС»[4]

ПЕСНЯ ЧЕШИРСКОГО КОТА

ПЕСНЯ АЛИСЫ ПРО ЦИФРЫ

ПЕСЕНКА МАРТОВСКОГО ЗАЙЦА

ПЕСЕНКА ОРЕХОВОЙ СОНИ

ПЕСНЯ ОБ ОБИЖЕННОМ ВРЕМЕНИ

«СТРЕЛЫ РОБИН ГУДА»[5]

БАЛЛАДА О КОРОТКОМ СЧАСТЬЕ

БАЛЛАДА О ВОЛЬНЫХ СТРЕЛКАХ

БАЛЛАДА О НЕНАВИСТИ

СКОРЕЙ СТАНОВИСЬ МОРЯКОМ

ОДНА НАУЧНАЯ ЗАГАДКА, или ПОЧЕМУ АБОРИГЕНЫ СЪЕЛИ КУКА

ПИСЬМО ВАНЕ БОРТНИКУ ИЗ ПАРИЖА

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ «ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ» С КАНАТЧИКОВОЙ ДАЧИ

ПРО РЕЧКУ БАЧУ И ПОПУТЧИЦУ ВАЛЮ

ОХОТА С ВЕРТОЛЁТОВ

ПЕСНЯ О КОНЦЕ ВОЙНЫ

ЛЕКЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ,

ГРУСТЬ МОЯ, ТОСКА МОЯ

Высоцкий В. С. Избранное

У меня такие слуги что и самому мне страшно

Жил талантливый человек, всем известный. Песни его ворвались в наш слух, в наши души, а говорить и писать о нем было нельзя. Его не печатали, не издавали Кого-то очень пугала острая социальная направленность его стихов, кого-то раздражала его популярность. Трудно сказать, что испытывал человек, знавший себе цену и не имевший возможности увидеть свои стихи опубликованными.

Началось, естественно, с коротких прощальных плачей его друзей, а затем все превратилось в сокрушительный поток, в целую систему потоков, разнополюсных, взаимоисключающих, от неприятия до славословия, с озлобленностью на одном конце и с кликушескими восторгами — на другом. В общем, все закономерно и даже, пожалуй, благо — столкновение мнений, разные точки зрения, но в разговоре о поэте крайности всегда не к добру. Не должно быть ни обожествления, ни хулы, — тем более, что обожествляют в основном либо восторженные невежды, либо сознательные спекулянты. А хулители? Как ни печально, это чаще всего стихотворцы, братья по цеху, не стяжавшие поэтических лавров, страдающие комплексом неполноценности, или же критики, отчаянно привлекающие к себе литературное внимание.

А что же было? Был поэт, был голос, была гитара, было печальное время. Всякий мало-мальски думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали упадок, нравственные потери.

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя — значит добиваться наивысшего наслаждения.

Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, усугубляет суть, но в целом — стихи, гитара, интонация — это жанр, в котором он совершенствовался изо дня в день.

С годами он стал профессиональнее, исчезла юношеская словоохотливость, когда достаточно мелкого повода, чтобы родились стихи. Все стало подлинным — и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным.

Что же нам теперь, размышляя о поэте, углубляться в его несовершенства, слабости и просчеты? Мы ведь хорошо знаем, что хотя таланты и бездарности бывают сходны в неудачах, зато только таланту всегда сопутствует удача, а бездарности — никогда. Так будем судить о Высоцком по удачам и достижениям, по тому, что очаровало нас в шестидесятых и продолжает с нарастанием волновать и сегодня.

Источник

Изотов В. П.: Все ли соловьи – разбойники?

Уже становится общим местом тот факт, что фольклорные мотивы и персонажи приобретают в творчестве В. С. Высоцкого иное истолкование (см., например, работу М. В. Антоновой [1994]). Не является в этом плане исключением и образ Соловья-разбойника.

В творчестве поэта образ Соловья-разбойника встречается несколько раз. Уже в «Песне-сказке о нечисти» подчёркивается множественность этого образа, неединичность Соловья-разбойника:

В заповедных и дремучих
страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей
и в проезжих сеет страх:
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи – то разбойники.

И далее: «Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир».

Таким образом, можно констатировать, что существует определённая иерархия соловьёв-разбойников: так сказать, рядовые соловьи-разбойники разбойничают по-мелкому, обычным разбоем, тогда как главный Соловей-разбойник устраивает «буйный пир» по поводу «обмена опытом» для сотворения зла впоследствии.

Но этот персонаж выходит за рамки обычного фольклорного злотворчества. Поддерживая патриотический пыл своей подручной нечисти, он ведёт себя следующим образом:

Ну а после того, как заморская нечисть отказалась сдаваться без бою, «билась нечисть грудью в груди и друг друга извела».

Однако извести-то извела, но, очевидно, Соловей-разбойник всё же выжил (к тому же слово «извести» не всегда означает «лишить жизни») и предстал в несколько преображённом виде в других текстах В. С. Высоцкого.

«Иван да Марья» вновь появляется Соловей-разбойник, сохранивший некоторые черты и приобретший другие.

В «Выезде Соловья-разбойника» он заявляет:

Первый соловей в округе –
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.
К оборотням не привыкну –
До чего ж хитры, ребятки!
Да и сам я – свистну, гикну –
Аж душа уходит в пятки!

По крайней мере, из этого можно сделать два вывода: во-первых, опять-таки есть и другие соловьи-разбойники («первый соловей в округе»; значит, есть и непервые); во-вторых, сам Соловей-разбойник боится своего свиста (пожалуй, это первое свидетельство такого рода).

Да к тому же и сам свист приобретает новое качество. В «Частушках Марьи» отмечается такой момент:

В «Серенаде Соловья-разбойника» перед нами предстаёт влюблённый Соловей-разбойник. Соответственно, происходят некоторые изменения и в его поведении:

Выходи! Я тебе посвищу серенаду!

То есть свист Соловья-разбойника может быть ещё и любовным признанием. Он готов «до утра проворковать» с любимой и даже забыть свои повадки: «Я к чертям, извините, собачьим Для тебя позабуду разбой!». В то же время он готов бороться за свою любовь:

Соловей-разбойник может создавать общественное мнение (первый специалист в сфере «паблик рилейшнз»!): «Соловей освищет нас и пойдёт молва». И поэтому

Кто разбойника уймёт –

К государю попадёт
в сыновья!

И на этот раз не повезло Соловью-разбойнику.

разбойничка!
От нашего жилья
спровадил Соловья…

… Жаль, что не случилось третьего пришествия Соловья-разбойника в творчестве В. С. Высоцкого.

В. И., В. Т. Соловей-Разбойник // Славянская мифология. – М., 1995. – С. 363-364.

Источник

Новое в блогах

«Этот человек будет южного рода и дважды изменит внешность. Большие бедствия потерпит от него Русь, он погибнет от смертельной раны », — сказал когда-то схимонах Авель, передает Коррупция.Инфо

В пророчестве несколько не понятно почему именно с юга. Однако, то что речь идет о преемнике великана Бориса не оставляет место для фантазии

За свои предсказания монах Авель жестоко поплатился. Он предсказал, когда умрут императрица Екатерина II и император Павел I, предсказал нашествия французов и сожжения Москвы, за что попал в тюрьму. Там он провел 20 лет, а затем по приказу императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевський монастырь, где и умер. В «Русской старине» за 1875 год были напечатаны выдержки из писем Авеля, с его «Жития» и «зело престрашных книг», в которых по мнению экспертов, и было пророчество для России.

«После семи десятков лет запустения бесы уйдут из России. Те, что останутся, будут переодеваться в «овечьи личины», оставаясь при этом хищными волками. Бесы будут править Русью, но под другими знаменами. На Руси появится второй Борис, титан-великан. Россия окажется на грани распада и уничтожения, и под видом возрождения былого величия будет уничтожаться последнее. После многих лет гадости и запустения, когда бесы будут терзать Россию, великан неожиданно уйдет, оставив после себя множество загадок. Великан будет блуждать по лабиринту, а на плечах у него будет сидеть невысокий человек с черным лицом( так называли иностранных шпионов). Он будет наполовину лысый наполовину волосатый и долго останется неизвестным, а потом будет выполнять роль слуги.

Этот человек будет южного рода и дважды изменит внешность.

Большие бедствия потерпит от него Русь, но пришел он и погибнет от смертельной раны. Будет война в горах, на Кавказе продолжительностью 15 лет, потом третья Таврическая война, там появится полумесяц и разделенная Таврида будет кровоточить. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси.

Бесы, рвущихся к власти, разобьются о медвежью голову и лапы, в которые воплотится дух предков русских. И придут самые страшные для Руси десять царей на час, тридцать тиранов на час: человек со шлемом и забралом, не раскрывает своего лица, безликий меченосец, закованный в кольчугу, проливающий кровь. Он из болота, а глаза его отливают зеленью, будет у власти, когда у него сойдутся две пятерки. Он упадет, но опять поднимется до высот и станет мстить всем за унижение. Его долго не смогут свалить, но потом он будет сброшен в бездну.

Другой будет длинноносым, ненавистным всем, но сплотит вокруг себя большую силу. Человек, сидящий на двух престолах соблазнит еще пять таких же, как он, но на четвертой ступеньке лестницы они упадут бесславно. Человек с нечистой кожей. Он будет наполовину лысый наполовину волосатый. Мелькнет метеором меченый и на смену ему придет Хромой, искалеченный, который будет страшно цепляться за власть. Затем Большая Дама с золотыми волосами приведет тройку золотых колесниц.

Hа самом юге черного арапського царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Будет большая изнурительная война креста с полумесяцем, в которую вмешаются мавры продолжительностью в 15 лет. Разрушится Карфаген, который будет возрожден и князь Карфагена будет третьим столпом объединения войск полумесяца. В этой войне будет три волны — туда и обратно. Когда страшная гибель грозит всем, придет Стремительный Государь, Великий Всадник, недолго правящий великий государь, Великий Гончар. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Hи одна тать не избежит расправы или позора. Пять бояр, близких к царю, будут преданы суду. Первый боярин — судья. Второй боярин бежит за границу и будет там пойман. Третий будет воевода. Четвертым будет рыжий. Пятого боярина найдут мертвым в своей постели. Начнется крупное обновление.

На Руси будет большая радость — возвращение короны и принятие под корону всего большого древа ».

Источник

ГОРЕ ОТ УМА

У меня такие слуги что и самому мне страшно

КОМЕДИЯ
В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ
В СТИХАХ

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев
при разъезде.

Действие в Москве в доме Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ I

Явление 1

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню
Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою,
которые потом умолкают.

Лизанька середи комнаты спит, свесившись
с кресел.

(Утро, чуть день брежжится)

Лизанька (вдруг просыпается,
встает с кресел, оглядывается)

Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за́ ночь.
Вы глухи? — Алексей Степаноч!
10 Сударыня. — И страх их не берет!

Ну, гость неприглашенный,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбленной!

София (из своей комнаты)

Лизанька (прочь от дверей)

(Лезет на стул, передвигает стрелку,
часы бьют и играют)

Явление 2

(Останавливает часовую музыку)

Ведь экая шалунья ты девчонка.
Не мог придумать я, что это за беда!
То флейта слышится, то будто фортопьяно;
25 Для Софьи слишком было б рано.

(Жмется к ней и заигрывает)

Ой! зелье, баловница.

Лиза (как можно громче)

Фамусов (зажимает ей рот)

(Крадется вон из комнаты на цыпочках)

Явление 3

Лиза, София со свечкою, за ней Молчалин

И свет и грусть. Как быстры ночи!

(Разводит их, Молчалин в дверях
сталкивается с Фамусовым)

Явление 4

София, Лиза, Молчалин, Фамусов

София (сквозь слезы)

Ну, Сонюшка, тебе покой я дам:
190 Бывают странны сны, а наяву страннее;
Искала ты себе травы,
На друга набрела скорее;

Идем бумаги разбирать.

(Уходит с Молчалиным, в дверях
пропускает его вперед)

Явление 5

София (с огорчением)

Явление 6

София, Лиза, Слуга, за ним Чацкий

Явление 7

(С жаром целует руку)

305 Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
310 Мы мочи нет друг другу надоели;
Ни на волос любви! куда как хороши!
И между тем, не вспомнюсь, без души,
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря;
315 И растерялся весь, и падал сколько раз —
И вот за подвиги награда!

440 Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду:
445 Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Явление 8

София, Лиза, Чацкий, Фамусов

Фамусов (ей вслед вполголоса)

Явление 9

Фамусов, Чацкий (смотрит на дверь, в которую София вышла)

Здорово, друг, здорово, брат, здорово.
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.

Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой. Прощайте! Через час
475 Явлюсь, подробности малейшей не забуду;
Вам первым, вы потом рассказывайте всюду.

Явление 10

ДЕЙСТВИЕ II

Явление 1

ЯВЛЕНИЕ 2

Фамусов, Слуга, Чацкий

Да, разные дела на память в книгу вносим,
35 Забудется того гляди.—

ЯВЛЕНИЕ 3

Фамусов (ничего не видит и не слышит)

Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам, и чин завидный,
165 Не нынче завтра генерал.
Пожало-ста при нем веди себя скромненько.
Эх! Александр Андреич, дурно, брат!
Ко мне он жалует частенько;
Я всякому, ты знаешь, рад;
170 В Москве прибавят вечно втрое:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой
Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня;
175 Ведь Софья молода. А впрочем власть господня.
Пожало-сто при нем не спорь ты вкривь и вкось;
И завиральные идеи эти брось.
Однако нет его! какую бы причину.
А! знать ко мне пошел в другую половину.

ЯВЛЕНИЕ 4

ЯВЛЕНИЕ 5

Скалозуб (густым басом)

(Садятся все трое, Чацкий поодаль)

Позвольте, батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга,
330 Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
335 Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом.

Сергей Сергеич, я пойду
И буду ждать вас в кабинете.

ЯВЛЕНИЕ 6

ЯВЛЕНИЕ 7

Скалозуб, Чацкий, Софья, Лиза

София (бежит к окну)

Лиза (хлопочет около барышни)

ЯВЛЕНИЕ 8

Те же без Скалозуба

(Чацкий бежит и приносит. Всё следующее вполголоса,
до того, как Софья очнется)

420 Стакан налейте.

София (с глубоким вздохом)

435 Где он? что с ним? Скажите мне.

Лиза (отводит ее в сторону)

(София в окошко высовывается)

ЯВЛЕНИЕ 9

София, Лиза, Чацкий, Скалозуб,
Молчалин (с подвязанною рукою)

София (не глядя ни на кого)

(Берет шляпу и уходит)

ЯВЛЕНИЕ 10

Те же кроме Чацкого

Скалозуб (жмет руку Молчалину)

ЯВЛЕНИЕ 11

София, Лиза, Молчалин

ЯВЛЕНИЕ 12

(Уходит в боковую дверь)

ЯВЛЕНИЕ 13

ЯВЛЕНИЕ 14

ДЕЙСТВИЕ III

Явление 1

Вы здесь? я очень рад,
10 Я этого желал.

Оставимте мы эти пренья,
Перед Молчалиным не прав я, виноват;
35 Быть может он не то, что три года назад;
Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов;
Есть люди важные, слыли за дураков:
Иный по армии, иный плохим поэтом,
40 Иный. Боюсь назвать, но признано всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны хоть куда.
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый;
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
45 Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?

Что притворяться?
75 Молчалин давиче мог без руки остаться,
Я живо в нем участье приняла;
А вы, случась на эту пору,

110 Она его не уважает.

Она не ставит в грош его.

Докончить я вам пособлю
Молчалина изображенье.
Но Скалозуб? вот загляденье:
За армию стоит горой
130 И прямизною стана,
Лицом и голосом герой.

ЯВЛЕНИЕ 2

(София пожимает плечами, уходит к себе
и запирается, за нею и Лиза)

ЯВЛЕНИЕ 3

Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов,
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? без печали?

Чацкий (почти громко)

ЯВЛЕНИЕ 4

(Стучится к Софии в дверь)

Скажите барышне скорее, Лизавета:
Наталья Дмитревна, и с мужем, и к крыльцу
225 Еще подъехала карета.

(Расходятся, остается один Чацкий)

ЯВЛЕНИЕ 5

ЯВЛЕНИЕ 6

Чацкий, Наталья Дмитриевна,
Платон Михайлович

Платон Михайлович (хладнокровно)

Платон Михайлович (глаза к небу)

Платон Михайлович (со вздохом)

ЯВЛЕНИЕ 7

Те же, Князь Тугоуховский
и Княгиня с шестью дочерьми

Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском)

(Громкие лобызания, потом усаживаются
и осматривают одна другую с головы до ног)

Князь (к ней оборачивает слуховую трубку)

Княгиня (громко, что есть мочи)

ЯВЛЕНИЕ 8

Те же и Графини Хрюмины:
бабушка и внучка

(Пропадает в боковую комнату)

Графиня внучка (вернувшись,
направляетна Чацкого двойной лорнет)

ЯВЛЕНИЕ 9

Те же и множество других гостей. Между прочим
Загорецкий. Мужчины являются, шаркают,
отходят в сторону, кочуют из комнаты в комнату и проч.
София от себя выходит, все к ней навстречу.

Примечания

* А; добрый вечер! Наконец-то вы! Вы не спешите и всегда доставляете нам удовольствие ожидания (франц.). — Ред.

(Являются еще кое-какие, тем временем
Загорецкий отходит к мужчинам)

(Загорецкий мешается в толпу)

ЯВЛЕНИЕ 10

(Загорецкий выставляется вперед)

380 Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал;
Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;
А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Чацкий (с хохотом Платону Михайловичу)

ЯВЛЕНИЕ 11

ЯВЛЕНИЕ 12

(Подводит к Хлёстовой)

Моя невестушка, которой уж давно
Об вас говорено.

(Его и князя уводит с собою)

Молчалин (подает ей карту)

(Уходит, за ней Молчалин и многие другие)

ЯВЛЕНИЕ 13

Чацкий, София и несколько посторонних,
которые в продолжении расходятся

ЯВЛЕНИЕ 14

София (смотрит на него пристально)

Готов он верить!
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

ЯВЛЕНИЕ 15

ЯВЛЕНИЕ 16

ЯВЛЕНИЕ 17

ЯВЛЕНИЕ 18

Те же и Графиня бабушка

ЯВЛЕНИЕ 19

Загорецкий, Графиня бабушка

Примечания

* Он расскажет вам всю историю (франц.). — Ред.

ЯВЛЕНИЕ 20

Графиня бабушка и Князь
Тугоуховский

ЯВЛЕНИЕ 21

Загорецкий (с жаром)

ЯВЛЕНИЕ 22

Те же все и Чацкий

(Пятятся от него в противную сторону)

Любезнейший! Ты не в своей тарелке.
С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
570 Нет! недоволен я Москвой.

(Делает знаки Софии)

Гм, Софья! — Не глядит!

(Оглядывается, все в вальсе кружатся
с величайшим усердием.
Старики разбрелись к карточным столам)

Конец III действия

ДЕЙСТВИЕ IV

У Фамусова в доме парадные сени; большая лестница
из второго жилья, к которой примыкают многие
побочные из антресолей; внизу справа (от действующих
лиц) выход на крыльцо и швейцарская ложа; слева, на
одном же плане, комната Молчалина.

Ночь. Слабое освещение. Лакеи иные
суетятся, иные спят в ожидании господ своих.

Явление 1

Графиня внучка (покуда ее укутывают)

Явление 2

Признайся, весело у Фамусовых было.

Платон Михайлович (хладнокровно)

Платон Михайлович (со вздохом)

Явление 3

Чацкий и Лакей его впереди

Ну вот и день прошел, и с ним
25 Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! — Пустое;
30 В повозке так-то на пути
Необозримою равниной, сидя праздно,
Всё что-то видно впереди
Светло, синё, разнообразно;
И едешь час, и два, день целый, вот резво
35 Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,
Всё та же гладь, и степь, и пусто и мертво;
Досадно мочи нет, чем больше думать станешь.

(Лакей опять уходит)

Явление 4

Чацкий, Репетилов (вбегает с крыльца, при
самом входе падает со всех ног и поспешно
оправляется)

Примечания

1 Мой милый (франц.) — Ред.

Примечания

* «A! non lasciar mi, no, no, no» — «Ах, не оставь меня, нет, нет, нет!» (итал.) — Ред.

Явление 5

Репетилов (к нему навстречу)

(Душит его в объятиях)

(Входит в швейцарскую)

Явление 6

Репетилов (с досадой)

Явление 7

Репетилов (затыкает себе уши)

Хлёстова (с лестницы)

(Княжеская фамилия уезжает и Загорецкий тоже)

Явление 8

Репетилов, Хлёстова, Молчалин

(Молчалин уходит к себе в комнату)

270 Прощайте, батюшка, пора перебеситься.

Явление 9

Репетилов с своим лакеем

Явление 10

(Последняя лампа гаснет)

Чацкий (выходит из швейцарской)

София (над лестницей во втором этаже, со свечкою)

(Поспешно опять дверь припирает)

Лакей его (с крыльца)

Явление 11

Чацкий спрятан, Лиза со свечкой

Да! как же? по сеням бродить ему охота!
320 Он чай давно уж за ворота,
Любовь на завтра поберег,
Домой, и спать залег.
Однако велено к сердечному толкнуться.

(Стучится к Молчалину)

Явление 12

Чацкий за колонною, Лиза, Молчалин
(потягивается и зевает), София (крадется сверху)

Чацкий (за колонною)

(Хочет идти, София не пускает)

София (почти шопотом, вся сцена вполголоса)

Молчалин (бросается на колена,
София отталкивает его)

Молчалин (ползает у ног ее)

Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
390 Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Чацкий (бросается между ими)

(Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается
к себе в комнату)

Явление 13

Те же кроме Молчалина

София (вся в слезах)

Явление 14

Чацкий (после некоторого молчания)

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
470 Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
490 Беречь, и пеленать, и спосылать за делом,
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей.—
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
495 Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
500 Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *