У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше чем у прокариот
Прокариоты и эукариоты – основные понятия
Прокариоты – это доядерные одноклеточные организмы.
Именно они стояли у истоков эволюции, дали впоследствии ядерные организмы. Это бактерии.
Эукариоты – это ядерные клетки.
Они образуют живые организмы, состоящие из одной или множества клеток. Структура, содержащая ядро, дала все многообразие жизни.
Строение прокариотической клетки
Бактерии имеют разную форму:
кокки – шаровидные клетки;
бациллы – вытянутые палочки;
В зависимости от того, к какой группе относятся бактерии, они могут существовать по отдельности, или образовывать скопления. Например, стрептококки образуют цепь из нескольких кокков. Стафилококки образуют скопление, которое напоминает гроздь винограда.
Характерная особенность прокариот – отсутствие оформленного ядра. Также отсутствуют мембранные органоиды.
Генетический материал находится в одной хромосоме. В её состав входит одна ДНК, которая не соединяется с белками. Кольцевая ДНК размещена прямо в цитоплазме.
Цитоплазма заполняет внутреннее пространство. Все немногочисленные органоиды находятся в ней.
Ферменты, обеспечивающие жизнедеятельность, распределены во внутреннем пространстве, или находятся на внутренней стенке мембраны.
Внутри клетки откладываются запасные вещества: жиры, полисахариды, полифосфаты. Они могут расходоваться клеткой по мере необходимости.
Снаружи бактерия покрыта цитоплазматической мембраной. Сверху расположена клеточная стенка, состоящая из муреина. Это смесь полисахаридов и белковых молекул. Клеточная стенка прикрыта слизистой капсулой.
Цитоплазматическая мембрана образует впячивания – мезосомы. Они выполняют функции недостающих органоидов.
Бактерия может иметь жгутики и пили – органоиды движения в жидкой среде.
Плюсы и минусы прокариот
Прокариоты играют и положительную и отрицательную роль. В качестве примера негативного влияния, можно отметить заболевания, возбудителем которых являются бактерии: туберкулёз, холера, тиф и другие.
Характеризуя положительное значение бактерий, можно отметить:
приготовление кисломолочной продукции с помощью бродильных прокариот;
бактерии-симбионты, обитающие в других организмах, приносящие пользу;
бактерии-разрушители органического опада и другие.
Строение эукариот
Эукариотическая клетка, образуя одноклеточный организм, существует самостоятельно. Также она может с другими клетками образовывать многоклеточные организмы.
В соответствии с организмом, образованным клеткой, существуют некоторые различия в её строении. Эти различия не так велики. Больше можно отметить черт сходства.
Эукариотическая клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Она имеет многочисленные поры, образует складки, впячивания и выпячивания, что позволяет осуществлять поступление веществ с помощью пиноцитоза и фагоцитоза.
Пиноцитоз – это поступление капель жидкости. Фагоцитоз – это поступление твёрдых частичек через мембрану.
Растительная клетка имеет ещё прочную целлюлозную оболочку.
Ядерная клетка имеет множество мембранных органоидов:
Прежде всего, это оформленное ядро. Оно хранит и воспроизводит наследственную информацию. Также ядро регулирует жизнедеятельность клетки.
Внутреннее пространство заполнено цитоплазмой – это среда, в которой идут все реакции и процессы. По цитоплазме перемещаются органоиды и вещества.
Эндоплазматическая сеть. Она бывает шероховатой, на ней идёт биосинтез белка. Жиры и углеводы синтезируются на гладкой сети.
Аппарат Гольджи – это совокупность уплощённых полостей, мешочков, цистерн. В нём упаковываются и хранятся вещества, которые клетка синтезирует.
Цитоскелет – микротрубочки из белковых волокон. Они связаны с цитоплазматической мембраной, поддерживают определённую форму клетки.
Сходства и отличие прокариот и эукариот
Для прокариотов и эукариот характерны черты сходства и различия.
Их сравнение представлено в таблице.
Нет. Есть ДНК, расположенная в цитоплазме. Цитоплазма с ДНК носит название нуклеоид.
Присутствует оформленное ядро.
Наличие мембранных органоидов
Отсутствует митоз и мейоз. Клетка делится просто надвое.
Гетеротрофное (организмы не могут образовывать органические молекулы), автотрофное (организмы могут образовывать органические вещества).
Автотрофное (растения), гетеротрофное (животные).
Присутствуют, более крупные.
Есть только у растительной клетки.
Строение прокариотической и эукариотической клеток представлено в виде схем на рисунке. Подписи помогают иметь наглядное представление о разнице в строении клеток.
Заключение
Значение клеток ядерных и неядерных организмов очень велико. С одноклеточных организмов начиналась эволюция. В настоящее время прокариоты и эукариотические организмы образуют все многообразие органического мира. Живые организмы участвуют в биологическом круговороте веществ. Имеют большое значение в жизнедеятельности человека.
У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше чем у прокариот
Рис. 2-7 Микрофотография крысиного гепатоцита (клетки печени основного типа), полученная методом трансмиссионной электронной микроскопии. Красным цветом выделена плазматическая мембрана, обладающая большой площадью поверхности и образующая многочисленные складки. Эти пальцеобразные выросты клеточной мембраны, благодаря которым значительно увеличивается площадь ее поверхности, более четко видны на микрофотографии изолированного гепатоцита, полученной методом сканирующей электронной микроскопии (рис. 2-20).
Благодаря тому что эукариотические клетки содержат значительно больше генетического материала и часто претерпевают половую конъюгацию, при которой может происходить обмен генами, эукариотические формы жизни в большей степени способны к дифференцировке и специализации по сравнению с прокариотами. Именно этим объясняется тот факт, что существуют миллионы различных видов эукариотических организмов, тогда как число видов прокариот не превышает нескольких тысяч. С другой стороны, прокариотические организмы значительно лучше переносят изменения условий внешней среды и существенно быстрее размножаются, что позволяет им выживать в весьма неблагоприятных условиях.
Рассмотрим теперь более детально строение и функции различных компонентов эукариотических клеток.
Готовимся к ЕГЭ. Часть С. Общая биология
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы
2. В клетках прокариот отсутствуют органоиды.
3. Все прокариот отделены от внешней среды мембраной.
4. Клетки прокариот отделены от внешней среды мембраной.
5. Прокариоты не способны к фагоцитозу.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у животных клеток есть клет, стенка.
4. Во всех клетках есть ядро.
5. В клеточном ядре есть генетический материал – ДНК.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
У прокариот нет оформленного ядра.
У них имеется ядрышко.
В клетках прокариот содержатся митохондрии, комплекс Гольджи.
Среди прокариот часто встречаются многоклеточные формы.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
К прокариотам относятся бактерии у которых наследственный материал отделен мембраной от цитоплазмы.
Клеточной стенкой является муреин.
ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.
В бактериальной клетке отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.
При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У бактерий, как и у всех живых организмов происходит обмен веществ и превращение энергии.
По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов.
Хемотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию света.
Фотосинтез у автотрофных бактерий протекает в хлоропластах, как у растений.
Все бактерии дышат кислородом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Бактерии – гниения относят к эукариотам.
Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические остатки.
Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений.
К бактериям также относят простейших.
В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Ученые считают, что первыми появились на Земле эукариоты.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.
Первыми атотрофными организмами стали зеленые водоросли.
В результате фотосинтеза и хемосинтеза в атмосфере появился свободный кислород.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У эукариотических организмом размеры клеток значительно больше, чем у прокариот.
В клетках всех эукариот имеются хлоропласты.
В клетках эукариот присутствуют митохондрии, ЭПС.
Эукариот усваивают азот воздуха.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществом.
Ионы транспортируются путем пассивного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта.
Пассивный транспорт осуществляется по градиенту концентрации, связан с затратами энергии.
Активный транспорт – перенос веществ против градиента концентрации, он не связан с затратами энергии.
Поглощение твердых частиц – фагоцитоз, поглощение жидкостей – пиноцитоз.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.
Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий.
В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор.
Кальций и фосфор участвуют в формировании у костной ткани.
Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Клеточные организмы делят на две группы.
Прокариот – доядерные организмы.
К прокариотам относят одноклеточные организмы, бактерии, водоросли, простейшие.
К эукариотам относят только многоклеточные организмы.
Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии.
Группа прокариот – циано – бактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
В первой половине 19 в. немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали клеточную теорию.
Однако родоначальником клеточной теории считают А. ван Левенгука, который описал микроскопическое строение робковой ткани растения.
Впоследствии Рудольф Вирхов утверждал, что каждая новая клетка образуется путем почкования материнской клетки.
Современная клеточная теория утверждает, что все клетки многоклеточного организма сходны по своему строению и функциям.
Все клетки в зависимости от их строения делятся на эукариотические и прокариотические.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами.
2. Азотофиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических остатков в почве.
3. К группе азотофиксаторов относят клубеньковые бактерии.
4. Бобовые растения за счет поступающих в их клетки связанного азота синтезируют белок.
5. Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Митоз – непрямое деление эукариотических клеток, которое включает 4 фазы.
2. В профазе происходит: самоудвоение ДНК, спирализация хромосом, формирование веретена деления, исчезновение ядерной оболочки и ядрышка.
3. Вторая фаза митоза- анафаза, в которой хромосомы располагаются по экватору клетки.
4. В метафазе – третей фазе митоза- происходит расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки.
5. В телофазе формируются ядра и происходит цитокинез, в результате образуются 2 дочерние клетки с диплоидным Набором хромосом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
2. Состоит из 2-х последовательных делений.
3. В профазе I происходят такие же процессы, как при митозе.
4. В анафазе II к противоположным полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из 2-х хроматид.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке.
2. Каждый ген занимает определенное место –аллель.
3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления.
4.Число групп сцепления определяются диплоидным набором хромосом.
5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Большое значение в строение и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой.
3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков.
4. Популяция является элементарной единицей эволюции.
5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляют собой популяцию.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными групповыми характеристиками популяции является численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Совокупность всех генов популяции называются генофондом.
4. Популяция является структурной единицей живой природы.
5. Численность популяции всегда стабильна.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументоми и продуцентами.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Согласно В.И. Вернацкому живое вещество-это совокупность всех живых организмов планеты.
2. Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы.
3. Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационные функции.
5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление СО 2 могут выполнять только растения.
6. Живое вещество организовано в биоценозы-живые компоненты экосистемы.
1. К прокариотам относятся только бактерии, но не грибы
2. В клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды, но имеются рибосомы.
3. бактерии по способу получения энергии бывают автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы…
1. Вирусы – это неклеточные формы жизни
3. Животные клетки не имеют клеточной стенки
4. Ядро имеют клетки растений, животных, грибов
3. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, в т Ом числе и ядрышко.
4. В прокариотической клетке нет митохондрии, комплекса Гольджи
5. Среди прокариот нет многоклеточных форм. Это одноклеточные организмы.
1. Наследственный материал у прокариот НЕ отделен мембраной от цитоплазмы.
3. ДНК у прокариот представлена одной молекулой, имеющей кольцевую форму.
5. Споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.
3. Хемотрофы используют не световую энергию, а энергию окисления неорганических веществ.
4. В клеткахз автотрофных бактерий хлоропласты отсутствуют. Фотосинтез протекает на впячиваниях плазматической мембраны (мезосомах).
5. Не все бактерии дышат кислородом. Среди них есть анаэробы.
1. Бактерии гниения относятся к прокариотам.
3. В симбиотическую связь с корнями бобовых растений вступают клубеньковые бактерии, а не бактерии гниения.
4. Простейшие не являются бактериями, они относятся к царству Животные, Одноклеточные.
Первыми на Земле появились прокариоты
4. Первыми автотрофными организмами были хемосинтезирующие бактерии.
5. В процессе хемосинтеза свободный кислород не образуется.
3. Хлоропласты имеются в эукариотических клетках растений.
5. Эукариоты не усваивают азот из воздуха.
2. Ионы и небольшие молекулы транспортируются путем и пассивного и активного транспорта.
3. Пассивный транпорт не связан с затратами энергии.
4. Активный транспорт связан с затратами энергии.
2. К макроэлементам Na не относится
3. Азот относится к группе макроэлементов.
5. свертываемость крови зависит от кальция, а не от фосфора.
3. К прокариотам относятся бактерии, но не водоросли и простейшие.
4. К эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
5. Прокариоты не имеют митохондрий.
2. Родоначальником клеточной теории является Р. Гук
3. Вирусы – это неклеточная форма жизни (не являются клеткой)
4. Рудольф Вирхов утверждал, каждая клетка от клетки.
1. По способу питания бактерии могут быть автотрофами. Это хемотрофы и фототрофы.
2. Азотофиксирующие бактерии являются симбионтами.
5. Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.
2. Удвоение ДНК происходит в интерфазе (синтет. период)
3. Вторая фаза митоза – метафаза.
4. Третья фаза митоза – анафаза.
1. Мейоз – особый способ деления специальных клеток (репродуктивное деление)
3. В профазе I еще происходит конъюгация и кроссинговер.
4. В анафазе II расходятся дочерние хроматиды (или расхождение гомологичных хромосом происходит в анафазе II )
Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота подвергается дроблению, а в основе которого лежит митоз
5. Эмбриональный период развития у позвоночных животных завершается после выхода из яйца или рождения.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5.Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
2. Место расположения гена – локус
4. число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
5. нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.
2. Мономерами белка являются аминокислоты
5. наследственная инфоримация о признаках организма в ДНК
6. В состав рибосом входят молекулы Р-РНК, а не т-РНК.
2 – популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться.
3 – генофонды разных популяций одного виды отличаются
1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции.
4 – популяция является структурной единицей вида.
5 – численность популяций может измениться в разные сезоны и годы.
2 – первым звеном является продуценты
3 – консументы не способны к фотосинтезу
4 – кислород выделяется в световой фазе ф-за
2. Живое вещество пронизывает всю нижнюю часть атмосферы, часть гидросферы и верхний слой литосферы.
3. Живое вещество выполняет в биосфере не только газовую и концентрационную функции.
5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление СО2, могут выполнять не только растения, но и некоторые бактерии.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-174707
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.