У богини победы нет головы что значит

Почему Нике Самофракийской так и не сделали голову и руки?

Это одна из самых известных древних скульптур из мрамора. И каждый школьник помнит про «богиню победы без головы». Но почему же ей так и не придумали голову? Об отсутствии рук мало кто думает, предполагая, что у ники вместо рук — крылья :).

Начнем с фактов: Статуя была найдена археологом-любителем Шарлем Шампуазо в 1863 году. Шарль был французским консулом, поэтому находка была сразу же отправлена с греческого острова Самотраки во Францию. Теперь скульптуру можно увидеть, посетив Лувр. Она украшает лестницу Дарю в галерее Денон.

Взято с сайта https://elot.ru/

Ученые сошлись во мнении, что Ника Самофракийская — это благодарность богине за ее помощь в морской битве. Причем точно известно, где располагалась статуя. Ее пьедестал в виде носа корабля находился на скале над морем.

Богиня победы Ника. Взято с сайта https://elot.ru/

Скульптором, создавшим Нику Самофракийскую, считается Пифокрит из Линдоса (остров Родос). А вот время создания статуи ученые точно не установили. Вроде бы самым логичным является 306 год до н.э., когда, по дошедшим до нас сведениям, произошла морская битва около острова Саламин. Но подобные сражения были в 263 году до н.э. (при острове Кос) и в 322 году до н. э. (при Аморгосе). А вот по остаткам керамики, найденной рядом, называются другие даты: 180200, 205 и 180 гг. до н.э.

В 1950 году археологам удалось найти несколько фрагментов статуи и «почти целую» кисть. Правое крыло выполнили по подобию левого из гипса (сама статуя сделана из парийского мрамора). А вот голову и руки так и не нашли.

Рука Ники выставляется в Лувре отдельно. Взято с сайта https://fondopantallarosa.blogspot.com/

Как выглядела статуя во времена ее создания — не известно. А любые попытки дополнить скульптуру недостающими частями лишали Нику Самофракийскую того неуловимого величия и мощи, которое каждый смотрящий на нее чувствует, но не может объяснить. И это стало главными причинами того, что статуя так и не обрела голову и руки.

Это пока самая интересная фотошоп-доработка Ники. Но все же теряется стремительность движения. Взято с http://saberpoint.blogspot.com/

Это яркий пример того, когда несовершенство становится совершенным и больше не нуждается в доработках.

Источник

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЦЕННЫХ ШЕДЕВРОВ ЛУВРА

Лувр – один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. В этих стенах хранятся самые известные и наиболее дорогостоящие предметы искусства. В коллекции музея хранится и одна из самых удивительных скульптур прошлого — Крылатая Победа Самотраки или Ника Самофракийская.

У богини победы нет головы что значит

У богини победы нет головы что значит

У богини победы нет головы что значит

Создание

Достоверно не известно, кто является автором скульптуры. Исследователи склоняются к версии, что ее создали в промежутке межу 323 г. до н. Э. — 31 г. н.э. Этот период Эллинизма, который славится реалистичными скульптурами героев мифов.

До того, как австрийские археологи нашли руку Ники, историки склонялись к мысли, что в руках Ники держала венок, однако находка показала, что рука была пуста, ладони обращены вверх в знак приветствия. Скорее всего левая рука была в таком же положении.

У богини победы нет головы что значит

У богини победы нет головы что значит

Статуя была одной из многих мраморных фигур, которые украшали Святилище Великих Богов, древний храмовый комплекс на острове Самофракия. Этот приморский храм был посвящен тайной религии или тайному культу Великой Матери.

У богини победы нет головы что значит

Они включали выделенные колонны, важные корабли и, конечно же, Крылатую Победу, которая была помещена в скальную нишу (возможно, грот), которая выходила на театр святыни.

Французский дипломат и археолог-любитель Шарль Шампуазо обнаружил Крылатую Победу в апреле 1863 года. Собрав 23 блока, составляющих корабль, он отправил фигуру обратно в Париж, как только нашел ее: в трех частях.

У богини победы нет головы что значит

Однако спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагментированную фигуру, археологи из Австрии обнаружили недостающие фрагменты, включая правую руку Найка. К сожалению, руку нельзя было прикрепить к скульптуре, поскольку фигура оставалась безрукой. Тем не менее, его раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергла раннюю теорию о том, что фигура первоначально схватила какой-то объект.

Сегодня фрагментированную руку можно увидеть наверху лестницы Дару в Лувре, где Крылатая Победа демонстрировалась с 1883 года.

У богини победы нет головы что значит

Как и другие эллинистические скульптуры, Крылатая Победа восхищает своей натуралистической анатомией и, следовательно, реалистичным изображением движения.

Сегодня Крылатая Победа Самофракии остается одной из самых знаменитых скульптур на земле. С момента своего дебюта в Лувре в 19 веке он вдохновил бесчисленное количество художников. Сюрреалист Сальвадор Дали непосредственно присвоил эту скульптуру для своего «Double Nike de Samothrace» (1973), а футурист Умберто Боччони использовал культовую позицию фигуры для своих «Unique Forms of Continuity in Space» (1913).

Хотя современные интерпретации, несомненно, отражают своеобразный дух, но никакая другая «Крылатая победа» не может так увлекать зрителей, как это оригинальное сокровище.

Источник

Ника Самофракийская – шедевр, собранный по частям

Как говорят ценители искусства, в Лувре есть три знаменитые “богини” – «Мона Лиза», созданная Леонардо да Винчи, Венера Милосская и Ника Самофракийская. Именно о последней и пойдёт речь. Эта скульптура была создана в эпоху эллинизма и дошла до наших дней, но, увы, не в полном варианте.

Мы можем лишь представлять, как могло бы выглядеть лицо величественной богини победы Ники, но не возникает сомнений, что оно было одухотворённым и прекрасным. Крылатая изящная покровительница была запечатлена в мраморе не просто так – её создание связано со значимыми событиями. Что расскажет нам история Ники Самофракийской? И каков был путь скульптуры, пришедшей из Древней Греции во французский Лувр?

История создания

Ника Самофракийская – знаменитая эллинистическая статуя, созданная из мрамора. Это – образ древнегреческой богини победы, которую особенно почитали воины. Творение было создано во II веке до нашей эры, а с 1884 года появилась в экспозиции Лувра, став одной из самых известных скульптур мира.

Неоднократно проводившиеся исследования подтвердили, что Ника не является римской копией более позднего периода, а представляет творение эллинского скульптора Пифокрита.

Конечно, мы не можем знать наверняка об особенностях создания этого шедевра, однако большинство историков предполагает, что создание Ники Самофракийской было посвящено успешному завершению битвы при Саламине.

У богини победы нет головы что значитНика – одна из самых известных женщин Лувра, паломничество к ней не прекращается / © J.Albertos / vigoenfotos.com

Сражение произошло в 306 году до нашей эры, а скульптура богини победы стала своего рода хвалебной одой покровительнице триумфаторов. Что примечательно, достаточно долгое время (вплоть до начала прошлого столетия) исследователи предполагали, что предпосылками к созданию Ники были совсем иными.

Как указывается в работах Германа Тьерша и Карла Леманна, скульптура могла быть связана с победами в Сиде и Мённесосе 190 года до нашей эры, а сама Ника была родосским творением.

У богини победы нет головы что значитПифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Особенности скульптуры

Высота статуи достигает 244 см, но это не просто памятник богине победы. Ника Самофракийская – олицетворение триумфа после великой морской битвы. Только всмотритесь, насколько мастерски скульптор передал малейшие детали, каждую волну тонкой ткани на одеждах богини! Кажется, словно Ника и вправду спускается на берег с корабля, а ветер развевает её наряд.

Ника Самофракийская действительно была связана с морем. Исследователи нашего времени предполагают, что её изображение украшало нишу над входом в эллинский театр, а во время празднеств, посвящённых богине, скульптуру несли к алтарю, расположенному неподалёку от памятника кораблю Димитрия I Полиоркетеса.

Созданная из тасианского и парианского мрамора, Ника кажется сияющей и поистине божественной. Древние греки представляли, что эта богиня восходит на нос корабля, символизируя триумф победителя.

Это было величайшим даром бессмертной покровительницы, помощи которой просили многие воины перед сражениями. Долгое время статуя находилась в храмовом комплексе Самофракий, из-за чего и получила своё название.

У богини победы нет головы что значитСвятилище Великих богов, остров Самофракия, Греция, где была найдена Ника Самофракийская / grekomania.com

Уникальность Ники Самофракийской

Как я отметила, Нику Самофракийскую мы, к сожалению, не можем видеть в её первозданном варианте. Руки и голова скульптуры были потеряны. Предположительно одна рука богини поднята вверх (символ триумфа), а вторая слегка прикрывает рот, из которого вырывается победный возглас.

Самым удивительным аспектом, как мне кажется, является сочетание статики и динамики в статуе. Без сомнения, сама Ника не движется, однако гениальный скульптор виртуозно изобразил драпировку ткани и порывы ветра, что превращает фигуру богини в нечто воздушное, лёгкое, изящное и прекрасное.

Другая интересная особенность Ники заключается в том, что одна её сторона выполнена более качественно, чем другая. Вероятно, изначально планировалось установить скульптуру вполоборота. Кроме того, на основании виднеется часть надписи, где выделяется слово «Rhodios», а значит, Ника Самофракийская была создана в честь триумфа Родоса.

У богини победы нет головы что значитСкульптору удалось виртуозно изобразить в камне драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза

От древности к нашим дням

Личность скульптора является лишь предположением, однако учёный Пол МакКендрик высказал ряд аргументов в пользу Пифокрита. В 1863 году он опубликовал доклад, где пришёл к выводу, что Ника была создана по замыслу македонского генерала Димитрия Полиокертеса после ряда его успешных морских сражений.

Открытие Ники произошло в 1863 году французским археологом-любителем Чарльзом Шампоазо. Статуя заново создавалась из отдельных найденных фрагментов. Только через два десятка лет она впервые оказалась на выставке в Лувре. Расположена скульптура над лестницей Дару, где смотрится наиболее выгодно.

У богини победы нет головы что значитСтатуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа

Перед Второй мировой войной все музеи Парижа были закрыты, а Ника Самофракийская вывезена в Шато-де-Валенси, где хранилась с работами Микеланджело и Венерой Милосской.

В 2013 году лучшие реставраторы мира занялись восстановлением первоначального облика скульптуры. Мрамор, из которого была создана статуя, со временем потерял свою окраску, а потому были предприняты все усилия, чтобы показать публике, какой же изначально была прекрасная Ника. По завершению работ скульптура была возвращена на своё прежнее место – во главу лестницы Дару знаменитого французского Лувра.

У богини победы нет головы что значитПравое крыло скульптуры – гипсовая реконструкция, зеркально отражающая левое крыло

Несмотря на многочисленные повреждения и незавершённость, часть утерянных фрагментов, Ника Самофракийская по праву считается одним из величайших творений человечества. До сих пор высокое мастерство создателя, каждая линия статуи производят незабываемое впечатление на критиков, ценителей искусства и простых зрителей. Она напоминает нам, что над истинным шедевром не властно даже время.

Источник

У богини победы нет головы что значит

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ника Самофракийская (La Victoire de Samothrace)

Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Неизвестный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Рядом с Никой каждый человек чувствует себя совсем маленьким. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она – воплощение победы, она провозглашает ее.

Ника только что опустилась на нос боевого корабля и еще вся трепещет от неудержимого, порывистого движения. Прозрачная ткань легко приподнимается на ее высокой груди, а ниже облегает тело, стройное и упругое. Складки хитона обвивают бедра богини, смешиваются друг с другом и вдруг неистово стремятся вдоль ноги, немного отставленной назад. Навстречу ветру стремятся сильные крылья, развевается плащ, кажется, еще одно мгновение – и Ника вновь взлетит.

Фрагменты этой статуи обнаружили французским археологом-любителем Шарлем Шамуазо в апреле 1863 года на острове Самофракия на территории святилища кабиров. В том же году она была отправлена во Францию. После того как все части собрали, оказалось, что у богини нет головы. Ее так и не удалось найти. Уже в XX в., в 1950 году, недалеко от места раскопок нашли кисть руки из того же мрамора. Часть ученых решила, что это один из недостающих фрагментов статуи, другие решительно не соглашаются. Сейчас эта находка также экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники.

Однако, несмотря на то, что богиня лишена головы и рук, формы ее тела настолько выразительны, что зритель забывает об отсутствующих частях – так велика магия пластики. Но все же реставраторы Лувра не просто собрали Нику по кусочкам. Ее правое крыло искусно вылеплено из гипса, являясь копией левого. С помощью компьютерной графики удалось воспроизвести и голову, и руки. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Однако было решено не восстанавливать их. Когда была сделана гипсовая копия целой богини, и оказалось, что в полном виде она не производит такого же воздействия на человека. Именно поэтому было решено не добавлять ей недостающие части тела. Эти неудачи в реставрации заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, она совершенна в своем несовершенстве. Кстати, та же история произошла и с Венерой Милосской, что стоит в соседнем зале. Ученые сумели воспроизвести потерянные руки богини – и та мгновенно потеряла свое мистическое очарование, превратившись в одну и ряда подобных ей статуй.

В годы Второй мировой войны, когда во Францию вошли войска фашистов, было решено вывезти коллекцию Лувра из Парижа. Для укрытия шедевров лучше всего подходили подземелья старых замков, расположенных в сельской местности, вдали от военных дорог. Большинство этих замков находились в полуразрушенном состоянии, на что и делалась ставка – мол, никому и в голову не придет искать в развалинах скрытые шедевры. Одной из последних вывозилась Ника Самофракийская. За нее, собранную из отдельных кусков, опасались больше всего.

Вот цитата из дневников тогдашнего директора Лувра Жоржа Салля:
«И вот крылатая богиня покинула свой «нос корабля» из камня, где, по преданию, древние греки, шедшие на неприятеля, устанавливали статуи богов, суливших им удачу, чтобы «улететь» в замок Валансэ… на юго-востоке Франции. Для ее перевозки был сооружен из подручных средств деревянный наклонный мостик, оборудованный каркасом». В укрытии Ника провела пять лет, чтобы в конце 1944 года с триумфом вернуться в столицу, вновь став символом победы.

Ника вдохновляет писателей, художников, поэтов.
«Огромный зал с его лестницами холодно надвигался на него. И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело… И казалось, за спиной у нее шумит виноцветное море Саламина, а над ним раскинулось темное бархатное небо, полное ожидания.
Ника Самофракийская не знала ничего о морали. Ее не терзали никакие проблемы. Она не испытывала бурь, бушующих в крови. Она знала лишь победу или поражение, не видя между ними почти никакой разницы. Она не обольщала, она манила. Она не реяла, она беспечно парила. У нее не было никаких тайн, и все же она волновала куда сильнее, чем Венера, прикрывавшая свой стыд, чтобы возбудить желание. Одна была сродни птицам и кораблям – ветру, волнам, горизонту. У нее не было отчизны. Да она и не нуждалась в ней. На любом корабле она чувствовала себя как дома. Ее стихией были мужество, борьба и даже поражение: ведь она никогда не отчаивалась. Она была не только богиней победы, но и богиней всех романтиков и скитальцев, богиней эмигрантов, если только они не складывали оружия… Дешевый символ? Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что их сделало дешевыми? Их бесспорная убедительность.»
(Э.М.Ремарк «Триумфальная арка»)

Источник

Ника – победоносная богиня Эллады

В древнем мире, где народы непрерывно вели войны друг с другом, победе уделялось особое внимание. Более того, её считали вполне конкретным образом, богиней Никой, избранник которой одерживал победы во всём. Ника благоволила далеко не всем, у неё был переменчивый нрав, но греки поклонялГомера ись ей.

На изображениях Ника предстаёт воплощением лёгкости, красоты и изящества. Одно из самых знаменитых изваяний – Ника Самофракийская, установленная на одной из отвесных скал в честь победы над сирийскими войсками. Что же представляла собой эта богиня? Как выглядела и какие функции исполняла Ника?

Почитание Ники

Богиня Ника являлась дочерью титанов, её родителями были Паллант и Стикс, однако в некоторых легендах рассказывается, что девочка находилась под опекой Зевса и Афины.

Без сомнения, победоносная Ника должна была иметь некое родство с Афиной Палладой, которая определяла исход боя, выделяя победителя и проигравшего. Нередко статуэтку Ники можно заметить в руках Зевса или Афины. Так древние греки подчёркивали, что помощь этой богини необходима как людям, так и небожителям-олимпийцам.

У богини победы нет головы что значитНика – богиня-победительница

В произведениях Гомера Ника не упоминается, и это неудивительно. Её считают самой молодой богиней эллинов. Что интересно, это определение соответствует как внешнему облику богини, так и “возрасту” её почитания.

Во времена Александра Македонского культ Ники входит в период своего расцвета. Знаменитый полководец считал, что многим обязан этой богине. Победоносной красавице приносились щедрые дары, её изображения часто встречаются на доспехах того времени. Кстати, традицию украшать голову победителя венком из лавровых листьев ввёл тоже Македонский. Подобный головной убор можно заметить и на скульптурах Ники.

Как выглядела богиня Ника?

Как я уже сказала, Ника Самофракийская – самое известное изваяние богини. Оно было найдено на острове Самофракия. Изящная фигура из камня возвышалась над морем, украшая одну из отвесных скал.

Изначально Ника считалась богиней войны. Именно благодаря ей Зевс одержал победу в сражении с титанами. После того, как Ника перешла на его сторону, он призвал людей почитать её как божество победы.

В первую очередь, Нике поклонялись воины, что просили у богини успеха в битвах, благополучного исхода и долгожданной победы. Кроме того, Ника являлась покровительницей спортсменов и музыкантов, ей поклонялись как богине искусств и церемоний, что проводились ради успеха в каком-либо деле.

Ника и римская Виктория

Конечно, такой почитаемой богине эллины строили немало святилищ. Один из самых известных храмов, Аптерос, находился в Афинах. Увы, там статуя богини сохранилась без головы и рук, а потому нам остаётся лишь предполагать, какой могло быть лицо самой победы.

Интересно, что в Афинах Ника лишена крыльев. По мнению исследователей, афиняне могли делать то умышленно. Народ считал, что бескрылая Ника не оставит лучших воинов города, всегда придавая им сил для новых побед.

У богини победы нет головы что значитНика дарила победу в войнах и успех в делах

У многих греческих богов были римские аналоги, и Ника не была исключением. Я назвала бы римскую Викторию необыкновенной богиней, ведь с её скульптурой связана удивительная, но вполне реальная история.

В римском Сенате находилась статую Ники, вывезенная из Эллады. Каждый день римляне подносили её вино и мёд, чтобы задобрить воплощение победы. Когда в здании Сената Нерон устроил пожар единственной скульптурой, пережившей пламенный ад, стала именно Ника (или Виктория, как называли её в Риме).

Предания о Нике

Мифов о Нике не слишком много. Чаще всего она выступает символом победы, олицетворением самого лучшего исхода в соревнованиях или битвах. Самое известное предание, где фигурирует Ника, – легенда о бое Зевса с его отцом Кроносом.

Несмотря на то, что Кронос выступал на стороне титанов, кем и являлись родители ники, богиня предпочла выбрать их противников. Богам она принесла победу, полностью изменив мироустройство. Вместе с верховными божествами Ника стала жить на Олимпе.

У богини победы нет головы что значитСкульптура Ники

Предания гласят, что мало какое решение Зевс принимал, не посоветовавшись с этой удивительной крылатой красавицей. Имя Ники и сегодня не остаётся забытым. В честь богини победы была названа известная российская кинопремия.Кроме того, самым известным использованием имени Ники является спортивная фирма Nike.

Я думаю, название такое выбрано неспроста, ведь Ника была покровительницей как воинов, так и участников спортивных соревнований, олимпиад. Наверное, никто не мог указывать этой богине, оттого победа и сегодня нередко является непостижимой “стихией”, к которой стремятся многие люди.

Ника – одна из самых интересных и сложных богинь Древней Греции. Она была избирательной и переменчивой. Вероятно, её крылья говорят о лёгкости, а также о вероятности того, что в любой момент Ника может улететь прочь. Именно поэтому для победы необходимо тщательно “задабривать” Нику. И если в прежние времена в качестве даров приносили угощения богине, то сегодня лучшим подношением победе является трудолюбие и упорство в достижении намеченной цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *