Тьюторский час что это
Тьюторский час — что это такое и с чем его едят?
Практически подошёл к концу второй учебный месяц, за который первокурсники ФПП успели поучаствовать во многих мероприятиях, сплачивающих новоиспечённых студентов как внутри групп, так и за их пределами. Были проведены квесты по объединениям университета, промо-концерт, ША на оз. Красилово и тьюторские часы, о которых и пойдёт речь ниже. Многим они помогают стать ближе с коллективом, лучше узнать себя и своих одногруппников. Те, кто не постеснялся и захотел высказаться, поделились с нами своими впечатлениями.
Кто для тебя тьюторы?
«Тьюторы — это как мама и папа, которые наставляют, дают советы и говорят, чтобы мы вели себя хорошо.» © Вера
«Тьютор — это человек, который даст совет по учёбе, поможет в борьбе с самим собой, словом, наставник.» © Саша
Что можешь сказать о тьюторстве в целом?
«Время, проведенное с нашими тьюторами, просто шикарное! Мне нравится наше общение и их подход к нам, таким разным!» © Лилия
«Мне запомнился самый первый тьюторский час, на котором мы знакомились друг с другом. Это было больше похоже на клуб анонимных. любителей согреваться изнутри.» © Ксюша
«Запомнилось знакомство. Первый тьюторский час дал толчок на сближение в группе.» © Саша
Чем помогли тебе тьюторские часы?
«На них тьюторы могут дать лайфхаки, упрощающие сдачу сессии и выживание в универе!» © Вера
«Тьюторские часы позволяют лучше узнать ребят, а также помогают мне бороться со своей стеснительной стороной.» © Саша
С чем ассоциируются такое времяпрепровождение?
«Снежный ком, игра такая.» © Вера
«Открываешь коробку, конфеты как конфеты, но попробовав, раскрывается настоящий вкус. Пробуя другую конфету, вкус совершенно другой, а там третью и т.д.» © Маша
Примерные темы тьюторских часов.
Оглавление
1. Тьютор. Основные понятия. 3
2. Отчётная работа тьюторов. 4
3. «Тьюторские часы». 5
3.1. Примерный план тьюторского часа 5
3.2 Примерные темы тьюторских часов. 5
3.3. Упражнения и игры для работы со студентами. 7
4. Деятельность тьютора по адаптации студентов 7
5. Примерный порядок и формы работы тьюторов 8
5.1. Заочное знакомство с группой. 8
5.2. 1 сентября. Девиз дня – «Мы вместе». 8
6. Возможные проблемы и конфликты. Пути их решений. 9
Тьютор. Основные понятия.
Тьютор для группы первокурсников – педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в коллективе учебной группы, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.
В своей деятельности тьютор руководствуется нормативными, правовыми, научно-методическими, которые регламентируют отношения между тьютором и учащимися.
Содержание работы тьютора студенческой академической группы включает в себя:
— постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
— знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
— помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
— привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
— приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
— индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора;
-этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка как на факультете, так и в вузе.
Одна из самых важных и первоочередных задач тьютора– убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – саморазвитие.
Отчётная работа тьюторов.
По окончании каждого учебного месяца необходимо предоставить отчет о проделанной работе и предоставить его старшему тьютору факультета или института, в свою очередь старший тьютор формирует общий отчет и предоставляет его руководителю проекта.
Отчёт для старшего тьютора составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы или графики…).
Отчет для руководителя проекта заполняется по гугл форме:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScZWhjM1nCXqvrOw7hxMgh_RRFDM1b91tHBcDtgV3vvuyIvuQ/viewform
Отчёт включает в себя:
— ФИО/Институт/Факультет Старшего тьютора
— Количество обучающихся первокурсников на факультете или институте
— Количество первокурсников заинтересованных в активе (указать организации)
— Основные темы проведённых тьюторских часов
— Основные проблемы, возникшие у первокурсников
— Основные проблемы, возникшие у тьюторов
— Посещенные мероприятия тьюторов с группой первокурсников
— Выделявшиеся первокурсников в группах
Тьюторские часы».
3.1. Примерный план тьюторского часа
— решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
— обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
— встречи с деканатом, представителями общественных организаций и др.;
— проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
— беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, факультета, академии.
Примерные темы тьюторских часов.
— Знакомство с группой.
— Ознакомление вкратце с планами работы в текущем семестре.
— Анализ индивидуальных особенностей студентов.
— Создаём организационную структуру группы
— Выбираем студенческий совет группы:
— «старосту, профорга, спорторга, культорга, пресс-центр группы, обозначаем обязанности.
— Выбираем день группы, эмблему группы и девиз.
— Ознакомление с правилами внутреннего распорядка вуза.
Организация учебного процесса:
— учебный план специальности, последовательность и взаимосвязь разных предметов;
— сессия (рейтинговая система, зачетная неделя, система допусков, освобождение);
— перевод с коммерческой на бюджетную основу обучения, отчисление;
История КНИТУ, факультета, кафедры, День факультета, традиции факультета.
Проведение вне ВУЗ-ого знакомства.
Формула успеха учебной деятельности студента. Подведение итогов первой контрольной недели. Обсуждение проблем, возникших в учебном процессе у студентов.
Можно провести следующие занятия на выбор:
— правовая грамотность студента в ВУЗе. Студенты и закон: «Вопросы и ответы» (пригласить преподавателя правоведения);
— психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к учебе в ВУЗе (провести диагностику адаптированности студентов, пригласить психолога ЦПП для обработки анкет, консультирования по результатам анкетирования);
— студенческие организации в университете;
— организация свободного времени; краткая информация о конкурсах, проводимых в ВУЗе и т.д.
Подведение итогов полусеместровой аттестации. Обсуждение проблем, возникших в учебном процессе у студентов.
Подготовка к экзаменационной сессии. Поведение на экзамене.
Получение обратной связи по содействию в работе в органах студенческого самоуправления первокурсников за первый семестр.
Оценочная работа по итогам первой сессии
Мотивирование студентов на новый учебный семестр
Преемственность в системе ССА КНИТУ и проекта «Тьюторы КНИТУ»
Модель тьюторной поддержки и сопровождения ребёнка – (Т.М. Ковалёва)
– Технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка в образовательно-воспитательном процессе осуществляется с помощью специальной позиции взрослого.
В отличие от западного варианта тьюторства, где его преимущественная роль состоит в создании и координации организационных условий для самостоятельного образовательного движения обучающегося, роль отечественного тьютора представляется как роль педагога, владеющего специальной технологией психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка. Основа технологии – метод рефлексивного обсуждения с учеником приоритетности для него тех или иных проектов, их границ, возможного расширения собственных задач и т.п.
Такое «рефлексивное» сопровождение тьютора позволяет ученику самому овладевать техниками рефлексивного осмысления построения собственного процесса обучения, реально создавать свою индивидуальную образовательную (воспитательную) программу, планировать работу по самовоспитанию, самоутверждению, самореализации, включая самосовершенствование в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой (практической) сфере.
– образовательный опыт ребенка – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;
– его инициатива в привлечении своих знаний и умений в областях знаний, не являющихся школьно-предметными;
– любое по своему содержанию активное действие ребёнка – это свобода его проявлений;
– ситуация общени я и установление личного контакта с учеником;
– воля и выбор ребенка – его осмысленность по отношению к собственным действиям;
– коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной для деятельности ситуации.
Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении
Тьютор помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
– владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
– инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
– предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с учеником «проживает» его проект);
– помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
– является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами
Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.
Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора – не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребёнком проделанного пути.
Продуктивное образование – это личностно ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися (участниками) образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития
Продуктивность – это обеспечение чёткой нацеленности образования на реальный, конкретный конечный продукт (проект), создаваемый учеником в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.
Источник: Энциклопедия образовательных технологий: В «т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006. Селевко Г.К.
Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором известен тот путь, которым надо провести обучающегося, и известен тот образ, к которому надо его провести (Ковалева Т.М.)
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения (Пьянин В.С.)
Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы
Информационно-образовательная среда – это совокупность ресурсного потенциала образовательной деятельности, включающего учебные, методические и информационные ресурсы, способы организации взаимодействия обучающего и обучающегося с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин).
Модель тьюторского сопровождения – трехвекторная модель социального, предметного и антропологического тьюторского действия (Ковалева Т.М.)
Образовательный заказ — это не то, что существует объективно и априори, а это особое сформированное видение педагога образовательного пространства (школы, региона, страны, мировой культуры, наконец), т.е. деятельностное видение ресурсов и умение ими воспользоваться.
Механизм формирования образовательного заказа:
Образовательное пространство — объективная реальность потенциальных для образования мест, содержания, позиций, коммуникаций, которые становятся ресурсом для обучающегося при определенных условиях. (Суханова Е.А.)
Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных измерениях. Позволяет обучающемуся вырабатывать качества ориентации и самоопределения (Ковалева Т.М.)
Педагогическими условиями следует называть совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешную реализацию образовательных целей и эффективное решение поставленных задач (Теров А.А.)
Под педагогическими условиями индивидуализации образовательного процесса будем понимать условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению каждой личности через творческую образовательную деятельность, утверждению прав и свобод каждого человека.
При таких условиях каждый субъект образовательного процесса осознает своеобразие и ценность собственного бытия, собственного жизненного и образовательного пути, необходимость саморазвития и самосовершенствования, раскрытия собственного творческого потенциала (Теров А.А.)
Ресурсная карта – карта образовательных ресурсов, инновационных практик, инициатив, позволяющая специалисту образования самоопределиться относительно модели педагогической деятельности, задач и способа их решения (Суханова Е.А.)
типы ресурсных карт:
Ресурсный пакет – набор специально подобранных информационно- методических материалов, в состав пакета может входить: адреса существующей практики, перечень Интернет-ресурсов, информация о сетевых сообществах, информация о специалистах, которые занимаются данной проблемой, информация о местах и формах ПК (Суханова Е.А.)
Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления (Педагогика. Большая современная энциклопедия, Минск ИООО «Современное слово», 2005)
Тьютор – консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека. (П.Г.Щедровицкий)
Тьютор – 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. 2) индивидуальный научный руководитель студента (Педагогика. Большая современная энциклопедия)
Тьютор – это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н.И.Рыбалкина)
Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы. (Т.М. Ковалева)
Тьютор видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы
Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и его учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся (Дудчик С.В.)
Тьюторская деятельность. Основания, покоторым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую(Т.М. Ковалева):
· построение индивидуальной образовательной программы (ИОП)
· выбор маршрута реализации ИОП
Тьюторская компетентность – это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
Что важно в сопровождении? Нельзя стоящего сопровождать! (Т.М.Ковалева)
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
1) нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;
2) гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.
Балагина Е.В.,директор Центра развития тьюторской практики,
Верховцева С.В., методист ОМО
Актуализация перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее
Антропологический вектор тьюторского действия вектор, указывающий на осознаниеобучающимся требований программы лично для него, осознание личностных качеств
Деятельность форма психической активности личности, направленная на познаниеи преобразование мира и самого человека
Закрытое образовательное пространство пространство в котором предзадан определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному учителю образу, результату
Зона ближайшего развития потенциальные возможности ребенка, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого;в широком смысле – будущий результат, еще находящийся в процессе становления, «завтрашний день» в психическом развитии человека
Индивидуализация способ обеспечения каждому тьюторанту права и возможностина формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счётвозможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своемуобразованию, видения своих учебных образовательных перспектив
Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализациюиндивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории
механизм индивидуализации образования, связывающий для учащегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующая разные стратегии движения к цели
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) программа образовательной и инойдеятельности, направленная на его личностное, профессиональное развитие, разработаннаяи реализуемая тьюторантом самостоятельно на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. ИОП позволяет учесть запросыи потребности, возможности обучающегося — тьюторанта. ИОП позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы образовательной деятельности обучающегося — тьюторанта, его самообразование.
ИОП выполняет следующие функции:
Нормативную (нормативно определяет и обеспечивает образовательную, самообразовательную деятельность тьюторанта, регулирует его развитие);
Информационную (информирует об образовательной деятельности);
Мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования);
Организационную (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы образования);
Функцию самоопределения (позволяет реализовать потребность в самоопределениина основе реализации образовательного выбора, а также потребностьв самоактуализации)
Индивидуальная образовательная траектория пространственно-временное отражение ИОП. Траектория индивидуального образовательного движения, «след» линии движения учащегося, складывающийся через фиксацию содержания его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства, дающий возможность педагогического прогнозирования и реализации тьюторского проекта
Индивидуальность человек, характеризуемый со стороны социально значимых отличийот других людей; своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость
Инновация целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самойобразовательной системы в целом
в социально-психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействияи общения
это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретенийи рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товарови услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем
Интерактивный характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (тьютором и обучающимся, обучающимися между собой); может быть как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованнымдиалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работув реальном режиме времени в Интернете
Компетентность высокий уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также развитие качеств личности надпредметного характера: ответственности, самостоятельности, способности принятия индивидуальных и совместныхрешений, творческого подхода к делу, умения постоянно учиться, гибкости теоретическогои профессионального мышления, коммуникативности и др.
Компетенция способность человека самостоятельно применять знания и навыкив меняющемся трудовом контексте. Компетенция – это набор знаний, умений, опытаи отношений, обеспечивающий качественное выполнение работником трудовых функций в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. Обычно выделяют два типа компетенций:
— собственно профессиональные, относящиеся к технологии трудовой деятельности;
— общие (ключевые/базовые), необходимые для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке труда, и включающие в себя готовность братьна себя ответственность, а также самостоятельность в процессе выполнения трудовых функций и способность действовать в нестандартных ситуациях.
Компетенции обеспечивают правильное/качественное выполнение трудовых функций, лежащих в основе единиц ПС. Выявление требований к компетенциям позволяет сформировать требования к уровню квалификации работника, поскольку качественное отличие параметров компетенций позволяет провести различие между уровнями квалификации.
Требования к компетенциям определяются в квалификационных рамках, профессиональных стандартах, иных аналогичных документах
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА) Общественная организация, созданная в 2006 году, объединяющаяв своих рядах представителей профессионального тьюторского сообщества.
Прерогативой МТА является экспертиза и оценка тьюторских практик, тьюторских технологий, профессиональных тьюторских компетенций, ведение реестра экспертов тьюторской деятельности
Методология совокупность предметов исследования, применяемых в какой-либо науке;
учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической (мышление)и практической деятельности; система принципов и способов их организации
Непрерывное образование формальное дополнительное образование и неформальное дополнительное образование, а также спонтанное обучение работников и учащихся,обеспечивающее оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций
Неформальное образование образование, структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении, но не завершающееся выдачей документаоб образовании
Образование 1 вариант (официальный) целенаправленный процесс и результатвоспитания, обучения и развития в интересах личности, общества и государства,
2 вариант (тьюторского сообщества) создание, осмысленное формирование каждым человеком собственного уникального, индивидуального образа в культуре
Образовательная среда социальное и предметно-пространственное окружение человека, включая программы обучения, обеспечивающие и опосредующие его общекультурноеи профессиональное развитие
Образовательный запрос выражение деятельностного отношения обучающегося к своемудвижению в образовательном пространстве, его намерения, адресованные агентам образования, и зафиксированные в ходе обсуждения индивидуальной образовательной программы
Образовательный ресурс содержание учебных курсов и различных практик, доступных для осуществляющего обучение и представляющих для него образовательную ценность
Образовательное пространство поле возможных направлений в образовательном движении индивида, конструируемое в соответствии с ценностными и целевыми ориентациями педагога через изменение его институциональных, дидактических, культурологических характеристик
Образовательные достижения одна их результативных характеристик образовательного движения, предполагает не только учебный, но и широкий социальный спектр результатов образования
Организация пространства рефлексии и мыследеятельности обсуждение с тьюторомобразовательных целей учащихся, его перспектив, образовательной истории и социальногоопыта, анализа образовательной деятельности, формулирование осознанного образовательного заказа к обучению и подготовке
Педагогическая технология структурно- процессуальное описание и реализованнаяна практике модель взаимосвязанных видов деятельности преподавателя и обучающихся,их общения и взаимодействия, направленных на достижение целей образования
Познавательный интерес избирательная направленность личности, обращенная к областипознания, как к ее предметной стороне, так и самому процессу овладения знаниями
Предметный вектор тьюторского действия вектор указывающий на направленность работы тьютора с «предметным» материалом, выбранным его подопечным
Проба и опыт необходимые составляющие индивидуального образовательного движения, опоры в понимании тьютором его этапности; выделяются в противопоставлении к успешнымдействиям и достижениям учащихся, связаны с возрастными особенностями учащегося и егореальной ситуацией развития
Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построениииндивидуальной образовательной программы
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий.
Самоактуализация высшую человеческую потребность, проявляющуюся в желании человека стать тем, кем он может и хочет стать, так и возможность реализации себя, своего потенциала через какое-либо творчество
стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала Самоактуализироваться значит стать человеком, максимально приблизившимсяк вершинам своего потенциала, прежде всего творческого
Самоопределение сознательный выбор и утверждение личностью своей позициив разнообразных проблемных ситуациях. Мыслительно-деятельностный способ реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы
Самостоятельность системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности.Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию
Социальный вектор тьюторского действия вектор, предполагающий работу со множествомобразовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений
Тьютор Педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся Индивидуальной образовательной программы
педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации,сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы
Тьюторант Обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу
Тьюториал форма тьюторского занятия, взаимодействия тьюторанта с тьютором.Индивидуальные и групповые консультации по рефлексии, анализу тьюторантами образовательных успехов и трудностей, возникших в процессе разработки и реализации ИОП
Тьюторская деятельность Тьюторская деятельность это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивови интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работус образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося
Профессиональная тьюторская деятельность направлена на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлектировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативнойи иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализеи презентации обучающимися ИОП: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений
Тьюторская компетентность компетентность, характеризующая педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства, в структурутьюторской компетентности входит компетенция: аналитическая, проективная, конструктивная, ресурсно-инструментальная, контрольно-прогностическая. Готовностьи способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся
Тьюторское сопровождение движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную, персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.
Компетентное и продуктивное тьюторское сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек — тьютор
Целеобразование (целеполагание) процесс порождения в сознании человека новых целей как одно из проявлений его мышления; соответствующие образы-представления могут быть также транслированы другому субъекту и приняты им как цель собственной деятельности
Цель осознанный субъективный образ, представление человека о будущем результате деятельности, образ «потребного будущего», определяющий целостность и направленностьего действий и поступков