Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Тьюторское сопровождение – это особая форма профессиональной подготовки психолога, направленная на формирование профессиональных навыков в безопасных условиях, которая включает в себя возможность получения и клиентского и консультативного опыта.

Некоторые коллеги называют работу в тьюторской группе «безопасной игрой», однако, это не совсем так.

В действительности, формат группы предполагает имитационные упражнения, моделирующие процесс психологического консультирования. Каждый участник может побывать на месте клиента, наблюдателя и консультанта. Но, при этом, выступая в роли клиентов, участники говорят о своих реальных трудностях и проблемах. Они испытывают самые настоящие чувства и делают самые настоящие открытия. Между клиентом и консультантом возникают самые настоящие консультативные отношения.

Еще работа тьюторской группы напоминает включенную супервизию, когда опытный наставник наблюдает за работой начинающего коллеги и дает ему конструктивную обратную связь. Однако здесь Вы можете получить отклик не только от супервизора, но и от других обучающихся, и от своего «клиента».

Это специальным образом организованное пространство, позволяющее начинающим профессионалам соединить теорию с практикой, отточить навыки эффективного ведения консультации, победить страх начала консультирования, ощутить уверенность в себе.

С группой работает команда тьюторов – опытных психологов-консультантов, способных обеспечить необходимую поддержку, создать условия, необходимые для обучающей среды.

Цель наших групп – это практика психологического консультирования, подготовка начинающих профессионалов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Независимо от того, в какой роли выступает участник группы (клиента, консультанта или наблюдателя), он всегда получает новый личностный и профессиональный опыт, учится целостному системному видению, формирует внутреннюю профессиональную позицию психолога-консультанта, расширяет свои инструментальные возможности.

Мы предполагаем классический вариант тьюторской группы без элементов дидактики.

Возможны различные форматы: от полной консультации с последующей обратной связью до выполнения упражнений, позволяющих исследовать механизм и эффект применения отдельных приемов и техник.

Подробнее о форматах:

— полноценная консультация (50 минут), проведенная одним консультантом, с ее последующим разбором и обратной связью от тьюторов и участников группы;

— полноценная консультация (50 минут), проведенная одним консультантом, с видеозаписью и ее последующим анализом и обратной связью от тьюторов и участников группы;

— мини-консультация (15 минут) в тройках с последующей обтратной связью от участников тройки и тьютора (по возможности);

— упражнения на отработку отдельных навыков в форме консультативных сессий.

Требования для участников:

• студент или выпускник психологического факультета;

• специалист, осуществляющий консультативное сопровождение людей.

Продолжительность встречи – 2,5 – 3 часа.

Встречи тематически не связаны, поэтому возможен свободный график посещения.

Источник

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Тьюторская группа — это практика психологического консультирования в безопасной среде для того, чтобы сформировать навыки, необходимые для самостоятельной профессиональной деятельности.

Участники группы — это около десяти начинающих психологов и один более опытный супервизор.

На встречах участники участвуют в демонстрационных 15—30-минутных сессиях: кто-то из группы выступает клиентом, а кто-то консультантом. А после сессии — обсуждают сессию и дают конструктивную обратную связь.

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Важно отметить, что тьюторская группа — это не имитация процесса консультирования и не игра. В ходе сессии клиенты выносят свои реальные случаи и переживания, часто делают настоящие открытия и проживают настоящие чувства здесь и сейчас. Умение раскрываться на группе — также важное профессиональной умение.

Тьюторская группа — это возможность получить практику консультирования и преодолеть страхи и сомнения в самом начале карьеры.

Чтобы попасть в тьюторскую группу, нужно иметь психологическое образование: высшее психологическое образование, пройти переподготовку или учиться сейчас.

Источник

Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе

Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор?

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! Тьюторские группы что это Тьюторские группы что это

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьюторство в онлайн-школе

Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».

Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.

Вопрос-ответ

Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

Тьюторские группы что это

Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

Тьюторские группы что это

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

Тьюторские группы что это

Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.

Источник

Кто такой тьютор и чем он занимается

О сути профессии — от первого лица.

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Тьюторские группы что это

Максим Буланов — практикующий тьютор, автор Telegram-канала «Бездетный тьютор», преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ. Окончил Московский педагогический государственный университет: бакалавриат по направлению «Филология» и магистратуру по направлению «Тьюторство в сфере образования».

Тьютор помогает людям найти образовательную траекторию и составить план обучения. В частных школах и даже в некоторых университетах стали появляться штатные тьюторы, но некоторые предпочитают работать как фрилансеры.

Мы поговорили об основных задачах, рабочем процессе и перспективах развития профессии с одним из её представителей.

Тьюторские группы что это

Журналист. Пишет статьи об образовании. Интересуется наукой и классической литературой. Любит брать интервью.

Первые шаги в профессии

Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.

Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.

Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.

Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.

А штатный сотрудник — это член команды. Он может влиять на проектирование образовательной среды и правил игры. То есть штатный тьютор — посредник между системой и учениками, и это очень полезная роль.

Как проходит рабочий день тьютора-фрилансера

Я работаю с подростками от 12 лет, студентами и взрослыми. С некоторыми клиентами мы ведём долгосрочную работу, а некоторым достаточно пяти-шести консультаций. Чаще всего мы проводим несколько встреч, делаем перерыв, а потом люди возвращаются обсудить, как развилась их история. Одновременно я веду в среднем по пять человек, мне так комфортно.

Рабочий день я начинаю примерно в 10-11 утра. У меня есть проекты, помимо консультационной работы, и я устаю от командных коммуникаций с людьми по разным проектам, поэтому стараюсь минимизировать звонки в пользу работы лицом к лицу (офлайн). Я могу полтора часа готовиться к сессии с клиентом, читать литературу, пересматривать прошлые разговоры и анализировать их. Рутины у меня нет. В день я ставлю максимум две консультации. Не забываю, что в расписании должно быть время и для себя — на встречи с друзьями, отдых.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

На мой взгляд, главные качества тьютора — справедливое отношение, последовательность в словах и действиях, гибкость и способность учиться. В тот момент, когда ты скажешь, что ты уже всё знаешь, можно уходить из профессии.

Самое интересное и самое сложное в профессии

Для меня самое интересное в тьюторстве — возможность работать с людьми. Зная различные приёмы и техники сопровождения, тьютор может спроектировать сцену, где развернутся истории клиента и он поймёт вместе с тьютором, в какой образовательной ситуации находится, какие вопросы ему сейчас хочется или нужно решать. Работая с тьюторантом индивидуально, я могу вникнуть в его проблему или запрос и как минимум поделиться своей энергией, чтобы он мог справиться со своей ситуацией, то есть принять какое-то решение о своём образовании, увидеть свою образовательную историю и себя в ней.

Самое сложное в этой профессии — понять, каким образом делиться своей энергией с тем или иным клиентом. Каждый раз, когда я начинаю взаимодействовать с новым тьюторантом, нужно выстраивать отношения с нуля. Это как встряхнуть перед очередным использованием ртутный градусник, чтобы он показал правильную температуру. Нужно избавляться от следов прошлых или параллельно действующих контрактов. Понимать, что с какими-то людьми конкретные приёмы эффективны, а с другими они вообще не сработают. И может так оказаться, что у меня в «загашнике» вообще нет приёма, который подошёл бы конкретному человеку, потому что у него какой-то другой способ познания — и мне надо понять, в чём он.

Профессиональные неудачи

Был один провальный случай. Я работал с девочкой из своей школы. Сначала занимался с ней как репетитор, а потом как тьютор. Ей нужно было выбрать, в какой профиль идти после восьмого класса.

Проблема заключалась в том, что каждую неделю мы касались какой-то области её интересов и придумывали, как исследовать эту область, но на следующую сессию она приходила, как будто «обнулившись» после общения с семьёй, и нужно было начинать работу с чистого листа.

В итоге в конце учебного года её родители сказали: «Спасибо, было интересно, но на этом мы закончим и теперь будем готовиться к экзаменам». Хотя наша работа ещё не была завершена. Когда я пришёл на выпускной через пару лет, мама этой девочки сказала мне, что им не надо было тогда прекращать работу, потому что девочка по-прежнему в неопределённости. Люди признали, что можно было что-то сделать, а я в силу разных причин не смог тогда донести до них важность продолжать. Недокрутил историю.

Перспективы развития профессии

Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.

Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.

Источник

Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?

Кладова Ирина Сергеевна

30 октября 2017 • 18:17

Феномен тьюторства проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ!

Тьюторские группы что это

Индивидуальный подход и индивидуализация

До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию. Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход.

Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».

Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.

Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности.

Как работают тьюторы

Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений. Ученикам 5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления. Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.

Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор.

Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей. Очевидно, что руководитель курса (учитель) учит, классный руководитель организовывает, а тьютор – обеспечивает развитие метапредметных умений. Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!

Тьюторство на разных ступенях школьного образования

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться.

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.

Тьютор вооружает умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации.

Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом. Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее!

Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства. Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *