Тьютор и ассистент в чем отличие
Кто такой тьютор по сопровождению детей с ОВЗ и зачем он нужен? Основания для его назначения
Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы особые условия для получения образования. Они определяются на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии. Одним из таких условий является предоставление ребенку услуг тьютора или ассистента для оказания необходимой технической помощи. Чтобы стать таким специалистом, нужно пройти специальную подготовку. Сделать это можно, например, на дистанционных программах в ООО «Бакалавр-Магистр».
Тьютор (от английского «tutor» – опекун, наставник) персонально сопровождает учебную деятельность ребенка с ОВЗ, помогает ему получать образование и адаптироваться к жизни в обществе. Цель работы специалиста – организация и реализация индивидуального образовательного маршрута ученика, успешное включение подопечного в школьную среду.
Что делает тьютор? Содержание персонального сопровождения детей с ОВЗ
В обязанности тьютора входит:
Частные тьюторы также оказывают родителям детей с ОВЗ помощь в выборе школы и поступлении в нее, в сборе и оформлении необходимых документов.
В чем заключается работа тьютора?
Специалист находится с подопечным на протяжении всего школьного дня. В это время он:
Чем тьютор отличается от ассистента, и кто может работать на этой должности?
Тьютор относится к педагогическим работникам, а ассистент нет. В обязанности тьютора входит помощь ребенку в освоении учебной программы. Ассистент оказывает только техническую помощь, к которой относятся:
Тьютор обычно сопровождает только одного ребенка, ассистент же может работать с несколькими детьми. В Минобрнауки РФ дают рекомендации по введению одной ставки ассистента на двух учеников, которым нужна специальная помощь.
Также существуют различия в требованиях к квалификации. Для тьюторов действует профстандарт «Специалист в области воспитания», а для ассистентов – «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Тьютором можно работать при наличии высшего или среднего профессионального образования по педагогическому профилю или по другому профилю при условии прохождения курсов профпереподготовки (в том числе и после трудоустройства). Ассистенту же достаточно получить среднее общее образование и пройти краткосрочное обучение, инструктаж на месте работы или профобучение по специальным программам.
Как и кому назначают тьютора?
Тьютора выделяют каждому ученику школы, который получил на ПМПК соответствующие рекомендации. Для этого родителям нужно направить в администрацию образовательного учреждения письменное заявление с просьбой организовать для ребенка тьюторское сопровождение. Для ввода этой должности в штат школы достаточно даже одного ученика, у которого есть основания для назначения тьютора или ассистента.
Если рекомендаций ПМПК о тьюторском сопровождении или помощи ассистента у ребенка нет, решение о предоставлении помощника может быть вынесено психолого-педагогическим консилиумом школы. Период назначения специалиста может быть разным – на время адаптации ученика, на учебный год, полугодие, четверть, на весь срок обучения. Решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть пересмотрено с учетом динамики развития ребенка и освоения учебной программы.
Как стать тьютором?
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании способствует выявлению и развитию у детей с ОВЗ образовательных интересов и мотивов. Они включаются в школьную жизнь, адаптируются в социуме, успешно осваивают учебную программу. Потребность в тьюторах с развитием инклюзии будет только расти, поэтому сейчас самое время получить эту перспективную профессию.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе
В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. И в нашей статье речь сегодня пойдет об одном из таких факторов – о сопровождении «особенного» ребенка в общеобразовательной школе ассистентом (помощником) и/или тьютором, что является одним из основных условий успешности процесса адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития.
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Порядок предоставления сопровождения:
Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.
Требования к сопровождающему лицу
Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.
Быть тьютором для своего ребенка может и родитель и любой другой человек «со стороны» – это не запрещено законодательством, но у тьютора совершенно другой функционал, чем у ассистента (об этом речь пойдет чуть ниже) и поэтому целесообразнее представляется, когда эту роль выполняет педагог из образовательной организации.
Функционал ассистента
Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:
Этапы процесса сопровождения
*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.
На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Функционал тьютора
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Чем отличается деятельность тьютора от ассистента?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Чем отличается деятельность тьютора от ассистента?
Должности тьютора и ассистента сравнительно недавно вошли в нашу образовательную практику. В школах уже многие педагоги и психологи знают о том, что тьюторское сопровождения и сопровождение ассистента рекомендует психолого-медико-педагогическая комиссия, исключительно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители, получив заключение ПМПК, видят, что ребенку рекомендован тьютор или ассистент. Что будет означать такое сопровождение для ребенка, в чем разница между тьютором и ассистентом, что входит в обязанности тьютора, рассмотрим в данной статье.
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Действующее законодательство определяет круг обязанностей, дает определение и разъясняет особенности тьюторского сопровождения и сопровождения помощника-ассистента, оказывающего техническую помощь особенным детям. Для рассмотрения данных вопросов необходимо обратиться к следующим документам:
Тьютор и ассистент оказывают помощь детям с ОВЗ. Задачи, направления деятельности, особенности работы у данных специалистов сильно отличаются. Тьютор является педагогическим работником, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации адаптированной программы, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Ассистент — это прежде всего помощник, который оказывает техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию, при нарушении способности к передвижению, при нарушении способности к ориентации, при нарушении способности к общению.
Какое количество специалистов (тьюторов/ассистентов) требуется для сопровождения обучающихся с ОВЗ?
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1–6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор).
Требования к образованию тьютора и ассистента разные
У тьютора должно быть высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Отличия в деятельности деятельность тьютора и ассистента
Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Разработка и реализация адаптированной программы подразумевает:
1. Педагогическое сопровождение, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
2. Организацию образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
Главными задачами ассистента являются:
Может ли школа самостоятельно принять решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи детям с ОВЗ?
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания, приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников. Это означает, что решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
На какой срок могут быть предоставлены услуги тьютора или ассистента?
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Если в заключении ПМПК таких рекомендаций нет, то психолого-медико-педагогическим консилиумом школы может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
Также школьным консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента, если ребенок показывает положительную или отрицательную динамику развития обучающегося, освоения образовательной программы.
Тьютор vs. Ассистент (помощник)
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
Добрый день, Наталья!
Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07) разъясняется следующее: «…можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов (тьютора и ассистента-помощника) нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.»
Уважаемая Наталья! Имеет смысл обратиться в орган образования с просьбой о содействии в обеспечении условий образования в соответствии с заключением ПМПК в части услуг ассистента-помощника.
Да, именно так, речь идет об обращении в орган образования, а не в образовательную организацию. Из Вашего письма видится, что исчерпаны надежды на то, что образовательная организация создаст условия для обучения в соответствии с заключением ПМПК.
Большое спасибо за ответ!
У нас есть некоторые подвижки.
Как я писала ранее, сад находился в поисках сопровождающего, не отказывался, но никак не мог найти кандидата. Недавно нас пригласили на беседу. Из этой беседе мы поняли, что сад заинтересован даже в тьюторе. Хотя изначально искали человека без в/о. Дали им контакты людей, найденные нами, людей с в/о и знанием АВА, и вроде сад вел с ними переговоры достаточно позитивно. Сегодня мужу позвонили и сказали, что это всё же будет не тьютор. Нашли человека с опытом помощника воспитателя. Я конечно расстроилась, что они нас зря обнадежили с тьютором. Но что делать. На выбор кандидата родители уже не влияют, правильно я понимаю? Сад сам решает, будет это тьютор (высококвалифицированный) или человек просто для сопровождения? Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит.
Спасибо.
Ответьте пожалуйста на мой вопрос, если можно, а то может ответ затерялся. Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит. Завтра в саду оканчивается карантин, и мы пойдем знакомиться со своим помощником.
Ответьте пожалуйста на мой вопрос, если можно, а то может ответ затерялся. Какие в целом права у родителей есть в рамках отбора кандидата и его квалификации? Если например человек чем-то не устроит. Завтра в саду оканчивается карантин, и мы пойдем знакомиться со своим помощником.
Особенности деятельности тьютора и ассистента.
Особенности деятельности тьютора и ассистента.
Из Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.
Тьютор может выполнять следующие функции:
Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время. В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.
Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО.
Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.