Тютчев вечер о чем стихотворение
Стихотворение и анализ «Вечер»
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Краткое содержание
О. Потас. Закат на реке. 2010
В стихотворении красочно описывается вечернее время. Лирический герой делится с нами своим впечатлением от вечерней поры. Читатели могут наблюдать, как на большом художественном полотне сменяют друг-друга красочные картинки. Стихотворные строки передают чувство ожидания, которое испытывает поэт.
История создания
Стихотворные строки увидели свет в 1855 г. Это яркий пример зрелой пейзажной поэзии автора: в момент написания ему уже исполнилось тридцать пять лет. Всё творчество Фета, и это стихотворение в частности, относится к направлению, именуемому чистым искусством. Автор направляет вектор читательского внимания на великолепие окружающей природы.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру «пейзажная лирика» в её идеальном проявлении. Фет наполняет стихотворные строки не только видимыми образами, но и звуковыми. Он погружает нас не только в пейзаж природы, но и в особое настроение вечерней поры, навеянное пейзажем.
Стихотворение создано в трёхсложном стихотворном размере: оно написано анапестом. Посредством перекрёстной рифмовки автор соединяет между собой части стиха.
Композиция
Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:
Первая часть – это, всего лишь, одна единственная строфа. Внутри неё автор рисует особую атмосферу таинственности. Это необходимо, чтобы читатели могли погрузиться в первозданный природный мир, где всё эфемерно.
Вторая часть включает две строфы. Автор рисует окружающую природу во время сумерек, смотря на неё сквозь призму собственных эмоций.
Образы и символы
Фет использует несколько ключевых образов для точной передачи стихотворного смысла:
Темы и настроение
При чтении этого стихотворения следует понимать, какую проблематику поднимает поэт: ключевая тема – красота и величие природы, которые особенно заметны вечером. Поэт передаёт неуловимый момент перехода дня в ночь: «…но зарница уж теплится ярко, голубым и зелёным огнём». В произведении отсутствует понятие проблематики: стихотворные строки проникнуты умиротворением, предчувствием скорой ночи. Стихотворное настроение передаёт гармонию человека и природы. Лирический герой покорён красотами природного пейзажа.
Основная идея
Основная идея заключена в мысли о том, что все люди должны внимательно наблюдать за окружающей природой, перенося её законы на свою жизнь. Это позволит им достичь внутренней гармонии.
Смысл произведения – в созерцании природы, красоту которой не замечает большинство людей. Задача поэта – остановить человека, продемонстрировав ему незамеченное ранее великолепие окружающего мира.
Средства выразительности
Особую чувственность произведению дарит богатая палитра тропов. Особую проникновенность ему придают:
Лирический герой воспринимает окружающий мир, словно это живое существо: он ощущает себя не только наблюдателем природы, но ещё и её неотъемлемой частью.
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
1. История создания
Точная дата создания стихотворения неизвестна. Приблизительно оно было создано поэтом с 1925 по 1929 год.
Поводом послужила тоска по Родине, которую испытывал молодой Ф. И. Тютчев вдалеке от родного дома. Он, служивший в Коллегии иностранных дел, был отправлен послом в далекий Мюнхен.
2. Литературное направление
Ф. И. Тютчев создает стихотворение под влиянием реалистического литературного направления. Его пейзажная лирика получила особое название: натурфилософская поэзия.
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения «Вечер» — пейзажная лирика с элементами торжественной оды. Его содержание — описание родной природы.
5. Проблематика
Главная проблема произведения — взаимосвязь и взаимопроникновение природных явлений, составляющих единое целое в окружающем мире.
6. Тематика
Тема стихотворения — описание спокойной засыпающей природы, момента, когда вечер идет на смену дню.
7. Идея
Главная мысль не звучит в стихотворении открыто. Своими незабываемыми строками Тютчев пытался рассказать о влиянии природы на душевное состояние человека. Засыпающая природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.
8. Пафос
Строки стихотворения «Вечер» звучат торжественно и плавно, как некое неразгаданное великое таинство мира природы.
9. Система образов
В стихотворении отсутствуют обычные герои. Образы символичны и размыты.
Главным персонажем произведения можно считать наступающий вечер. Его образ складывается из маленьких деталей, эпизодических героев пейзажной зарисовки: «далекий колокольный звон», «журавлиная стая», «звучные листья», «вешнее море», долина, тень.
Соединяясь вместе, они создают единое целое — постепенное угасание дня.
10. Центральные персонажи
Центральный герой — вечер, который постепенно овладевает миром. Читателя окружают затихающий колокольный звон, незаметно ложащаяся по долине тень. Из незначительных эпизодов складывается образ главного действующего лица стихотворения: осеннего вечера.
11. Лирический герой
Мысли и чувства лирического героя созвучны ощущениям автора произведения. Тютчев устами лирического героя рассказывает об одном из таинств природы: сумерках, плавно переходящих в вечер.
Лирический герой и великий лирик в стихотворении «Вечер» сливаются в единое целое.
12. Сюжет
На первый взгляд стихотворение бессюжетно, но если вчитаться внимательнее, можно заметить едва уловимые изменения.
Вначале произведения мы видим предвестники наступающего вечера: звуки становятся тише, «колокольный звон» замирает «в звучных листьях», движении останавливаются, «как море не колыхнет день».
А затем внезапно вечер вступает в свои права: « и торопливей, молчаливей ложится по долине тень».
13. Композиция
В основе композиции небольшого произведения лежит анафора. В двух катренах, включающих в себя два предложения, трижды используется одинаковое начало: «Как…».
Обе строфы произведения, неразрывно связанные друг с другом, рисуют незабываемую картину тихого вечера. Пейзажная зарисовка статична и одновременно наполнена чуть уловимым движением.
14. Художественное своеобразие
Ф. И. Тютчеву удалось передать словами зыбкое состояние угасания дня, сумерек.
Мы не замечаем момента его начала, не улавливаем последнего аккорда. Точно так же стихотворение не имеет начала, первая строка, будто продолжение какой-то фразы, начинается с союза «как». Следующие строчки нанизывают сравнения одно на другое, доводят читателя до финала. И неожиданно сразу «торопливо» «молчаливо» обрушивается вечер.
15. Размер, рифма, строфика
Чудное произведение стоит всего из двух четверостиший, написанных четырехстопным ямбом.
Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ), в которой чередуются мужская и женская рифмы.
16. Средства художественной выразительности
В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.
Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».
В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».
Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.
17. Значение произведения
Значение стихотворения «Вечер» заключается в том эстетическом удовольствии, которое получает читатель. Наблюдая волшебное перевоплощение природы, человек забывает о проблемах, успокаивается, и верит, что ночь обязательно сменит утро.
18. Актуальность
Взаимосвязь человека с миром природы — это тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.
Стихотворение Тютчева — гимн гармоничному устройству природы. И пока человек ощущает себя частью окружающего мира, в его жизни будет порядок, красота и гармония.
19. Мое отношение
Строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер» завораживают с первого прочтения. Еще не понимая глубины содержания, я была покорена красотой звучания строк, мелодичностью и спокойствием.
Перечитав стихотворение, я поняла, что речь идет об обычном наступлении вечера. Оказывается, любое явление природы может быть поэтичным и необыкновенным.
20. Чему учит
Стихотворение великого поэта учит нас быть внимательнее к миру природы. «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…», и тогда поймешь, что привычное и обычное может раскрыться с другой стороны и быть поэтичным и прекрасным.
Федор Тютчев — Вечер: Стих
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день,-
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Анализ стихотворения «Вечер» Тютчева
Тютчев — поэт-лирик, который обращается влюблённым взором к человеческому естеству. Почти все свои чувства он обличает в природные явления, и в этом можно увидеть неразрывную связь человека и его первостихийного начала.
Стихотворение «Вечер» было написано Фёдором Ивановичем в промежуток с 1825 по 1829 год. Тогда поэт, которому ещё не было и тридцати, поступив на службу в Государственную Коллегию Иностранных дел, был выслан как посол в Мюнхен. Оторванный от своей Родины, Тютчев тосковал. В этот период появились такие стихотворения как «Летний вечер» и «Весенняя гроза» (1828), «Полдень» и «Весенние воды» (1829). И, если присмотреться, в этих произведениях нет ни южнонемецкой мюнхенской природы, ни узкой реки Изар с зелёными набережными. В стихотворениях Тютчева перед читателем расстилаются картины полей, лугов и широких полноводных рек — чего-то необъятного и необъяснимо родного.
Начинается стихотворение как раз с долины, но образ её пока неясен, окружён туманом. Лирический герой будто сидит с закрытыми глазами, представляя раздолье рядом, но более его привлекает звук. Переливы колоколов практически не слышны, они долетают до героя затихающим шумом. А шум у Тютчева — это нечто спокойное и переливчатое. «Шум от стаи журавлиной» носит значение неторопливости и полного погружения в природу, ведь только в таком состоянии можно уловить этот еле слышимый звук.
Можно сказать, что в первом катрене лирический герой вслушивается, и только во втором смеет открыть глаза. И тут же всё увиденное перерастает в его внутренние ощущения. Не просто вечер наступает, укрывая долину — на застывший день ложится тень, торопливая, молчаливая. День угасает, унося с собой всё, что было в нём. У Зинаиды Гиппус есть похожий мотив в её стихотворении «Закат», написанном спустя почти сто лет:
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки — не повторится.
С помощью стихотворного размера (классический четырёхстопный ямб), различных метафор и сравнений («звучные листья»; день «как море вешнее в разливе»; «молчаливая» и «торопливая» тень — предзнаменователь ночи) создаётся размеренный и неторопливый ритм этюда. Но, в то же самое время, видно, что герой, лирическое «я» автора, неспокоен. Он меланхолично тоскует, не зная, что может принести ему следующий день. Так или иначе, в стихотворении отражаются внутренние переживания Тютчева, находящегося заграницей и страстно желающего попасть обратно на Родину.
Анализ стихотворения — Вечер (Как тихо веет над долиной…). Русский язык и литература
Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего, будто сам видишь все эти невероятные картины и восхищаешься живописными пейзажами.
В своем стихотворении автор описывает прекрасную осеннюю пору. Несмотря на то, что в этот период природа увядает, она необычайно красива и хороша. Словно умелый художник, Тютчев говорит о том, какие изменения происходят в природе, как засыпает природа перед зимой. При этом он не описывает все это в мрачных и грубых тонах, он видит в этом какую-то необъяснимую прелесть и красоту.
Также Тютчев проводит какую-то незримую нить между человеческим миром и миром природы. Он говорит о том, что есть нечто общее между человеческими чувствами и природными. Природа предстает перед читателями живым существо, которому также свойственны перемены, чувства, мысли и желания.
Размер данного стихотворения – четырехстопный ямб, благодаря такому выбору стихотворение, словно протяжная песня, течет и переливается.
Стихотворение Тютчева состоит из множества художественных приемов. Это и олицетворения, и эпитеты и даже аллитерация. Благодаря их грамотному использованию у читателя создается впечатление, что он сам наблюдает за всеми этими переменами, настолько талантливо и изумительно написано стихотворение.
Тютчев – удивительный поэт и трудно поспорить с этим утверждением. Насколько точно ему удается передать все природные тонкости и чудеса, происходящие в эту пору. Насколько ярко и красочно он описывает каждое природное явление, будь то смена времен года или дуновение ветерка. При этом, несмотря на приближение зимы, он намекает на то, что в скором времени скоро наступит тепло, ведь природа под воздействием времени находится в постоянном цикличном движении. Одна пора сменяет другую, возможно поэтому в каждой строчке прослеживается некая тихая радость.
Анализ стихотворения Вечер (Как тихо веет над долиной…) Тютчева
Многим писателям-поэтам очень близка тема окружающей их природы. Практически у каждого есть хотя бы одно произведение, посвященное данной теме. Тютчев Федор Иванович не является исключением среди всех остальных поэтов. Этому знаменитому и любимому многими писателю так же присуща и очень близка тема природы. Только стоит заметить, что именно у данного писателя тема различных природных зарисовок смогла приобрести особую, не совсем обычную трактовку, что позволило сделать каждое его стихотворение особым и неповторимым.
Стихотворение «Вечер» так же является не обычным и уникальным. Годами его создания считают года с 1825 по 1829 годы. Да, да и не стоит удивляться иногда одно стихотворение писатели писали десятки лет, так как считали что не полностью раскрыли главную тему стихотворения, а следовательно оно нуждается в доработке.
Данное произведение начинается так сказать, с фирменного слога данного писателя «Как». Причем стоит заметить, что в данном стихотворение этот предлог используется несколько раз, и каждый абсолютно в разном смысловом контексте.
Так же нельзя не сказать, что данное стихотворение наполнено некой мелодичностью, которая сохраняется на протяжение всего произведения. Если говорить более подробно, то речь идет конечно же о «Колокольном звоне». Большинство специалистов и критиков в области литературы утверждают, что читая стихотворение можно как бы услышать данный звук, который конечно же навевает определенные мысли.
Во второй части стихотворения появляются изобразительные периоды, то есть вместе со звуком музыки и её мелодичностью читатель может изучить природу, которая конечно же есть в данном стихотворении.
Вообще прочтение данного стихотворения создаете некое умиротворенное настроение, которое позволяет подумать о чем-то высоком, помечтать и окунуться в некую несуществующую реальность, а как известно это очень и очень полезное занятие, так как во время данного процесса отдыхает и расслабляется наш внутренний мир.
Федор Иванович создав это стихотворение смог наполнить его жизнью и яркими красками, не смотря на вечернее время.
Анализ стихотворения Вечер (Как тихо веет над долиной…) по плану
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Вечер”
Ф. И. Тютчев “Вечер”
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной,
И в шуме листьев замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, –
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Вечер”
Стихи Ф. И. Тютчева называют поэзией мысли, философии, любви и даже космического сознания. Ф. М. Достоевский уважал Тютчева, называя первым в России поэтом-философом, которому нет равных, кроме Пушкина. Александр Блок стихотворение Тютчева «Два голоса» считал символом своей жизни, несгибаемой веры.
В поэзии Тютчева перед человеком распахивается Вселенная. Хаос, помещенный в мироздание, смысл человеческой жизни – неподвластная разуму тайна, которую мечтал разгадать поэт. Он понимал мир как первозданную стихию. С этим связано многократное обращение к вечерним сумеркам и «тьме ночной». Время, когда человек находится наедине с вечным миром. И ключ к этому миру, его колыбель – природа.
Федор Иванович – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Природа в его стихах одухотворена. Она живет своей особой жизнью. Это драматическая смена состояний. Происходит постоянное движение, динамика, трансформация, взаимодействие природных явлений. В поэзии проходит незримая нить между человеком и природой.
Что значит для человека вечер? Кончается день, его уже не перепишешь заново. Возможно, он был счастливым, полным эмоций, событий. Или наоборот – печальным, совершено много ошибок. Подведены итоги. Завтра будет день новый, который можно прожить совсем иначе. Он как чистый лист. Закат солнца – время спокойствия, гармонии, смирения. В природе происходят неуловимые изменения, которые редко видимы человеческому глазу.
У Ф. И. Тютчева много стихотворений, посвященных вечернему времени. Одно из них с одноименным названием родилось в 1825-1826 г.г. Это был сложный период в жизни поэта. Он только вступил в Государственную коллегию иностранных дел, был командирован в Мюнхен. Надо сказать, что поездка не была рабочей необходимостью.
У юного барина завязался роман с крепостной девушкой Катюшей – наивная, светлая, чистая первая любовь. Отношения молодых людей зашли настолько далеко, что влиятельные родители юноши были вынуждены вмешаться, разорвать союз. Дворяне выхлопотали для сына досрочное окончание университета и заграничную поездку.
Поэт всю молодость проведет заграницей. Катюша Кругликова – единственная любовь лирика, которой не было посвящено стихов. Но грустный след этого чувства читатель может уловить в «Вечере». Автор не использует специальных средств художественной выразительности. В стихотворении нет ни одного эпитета. Оно богато не образами, а звуками. Мельчайшие детали происходящего представлены в аудиальном фоне, что помогает читателю в полной мере представить картину, увиденную рассказчиком.
Где-то слышен колокольный звон. Можно предположить, что это благовест, так как звук одинокий, далекий. Он «веет» над долиной. Приносит покой, становится фоном для картины природы и тяжелых дум автора.
Звуковая доминанта музыкальна, напевна, слышится исключительно вдалеке. До лирического героя долетают только отголоски, своеобразные тени звуков. Вот шорох стаи журавлиной. Его невозможно услышать, но мы знаем, что он есть. Шуршание крыльев улетающих птиц, шелест опадающей листвы говорят читателю о приходе осени.
Второй катрен отличается образностью. Здесь перед нами уже зрительная картина. Появляются яркие метафоры и сравнения. Небо предстает «вешним морем». Оно такое же лазурное, безбрежное, нескончаемое. Создается ощущение бескрайности, безграничности простора. Картина мало похожа на Мюнхен, набережную Изара. Скорее, образ утраченной Родины, Орловской губернии, где вырос поэт.
Автор выбирает самый гармоничный, размеренный стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает мелодичности лирическому этюду.
Стихотворение оставляет противоречивые эмоции после прочтения. Напевность, размеренность ритма приносят покой. Но есть сомнения, раздумья, ведь рассказчик не знает, что принесет ему утро. Он немного растерян.