Тютчев цицерон о чем
257,Анализ стихотворения «Цицерон» Ф, и, тютчева
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Анализ стихотворения Тютчева «Цицерон»
Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как меняются основы государственности в европейских странах, и процесс этот сопровождается общественными волнениями. В 1830 году поэт под впечатлением от Французской революции написал стихотворение «Цицерон», в котором попытался провести параллель между некоторыми событиям. Известно, что Тютчев увлекался историей, и среди книг его библиотеки было собрание сочинений Цицерона. В книгу вошли письма римского императора, в которых он также пытался найти ответ на вопрос, почему весь мир катится в пропасть, и как удержать его от этого падения. Именно Цицерону принадлежит крылатая фраза «О времена! О нравы!», которая лучше всех других высказываний характеризует то смятение, которое царит в душе римского сенатора.
Принято считать, что Цицерон был последним правителем Рима, при котором этот город действительно процветал. После его изгнания и убийства город погряз в интригах и гражданских войнах. Поэтому в своем стихотворении Тютчев отмечает, что «прощаясь с римской славой», этот правитель «во всем величье видел» падение города и демократии, «закат звезды ее кровавый».
При этом поэт не считает нужным оценивать подобные перемены с политической точки зрения. В этом отношении он ведет себя как истинный дипломат, который предпочитает держать крамольные мысли при себе. Ведь не секрет, что Французская революция в высших кругах российского общества была воспринята с осуждением. Более того, царское правительство предприняло ряд мер, чтобы «европейская зараза» не распространилась и на территории Российской империи. Поэтому неудивительно, что Тютчев рассматривает это историческое событие через призму веков, пытаясь донести до читателей мысль, что любые изменения в обществе, даже если они сопровождаются кровавой бойней, являются не просто поворотным моментом в истории, но и способствуют развитию государства. Даже если оно рискует прекратить свое существование, как это, в конце концов, случилось с Римской империей. Но подобных ход событий поэт считает более естественным и продуктивным, чем моральное загнивание и разложение общества, погрязшего в грехах и пороках.
История создания
Стихотворение «Цицерон» не имеет точной даты написания. Опубликовано оно было в 1831 г на страницах журнала «Десница» Ф. И. Тютчев–многогранный поэт. В своих стихотворениях он говорит о любви, о взаимосвязи природы и человека, о космосе, об истории человеческого существования. Поэт с детства проявлял интерес к античной поэзии, привитый его учителем Семеном Раичем.
История создания
Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.
В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.
Смысл названия
Стихотворение «Цицерон» названо в честь древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона, жившего в 1-ом веке до нашей эры, и посвящено его вкладу в развитие Римской республики. Тема стихотворения – роль поэта в роковое для страны время. Основная идея: только избранные могут стать частью такого глобального явления как римская республика.
Автор стихотворения размышляет о том, какую роль может играть в судьбе целой эпохи отдельная личность. Он говорит о том, что она невероятно важна, особенно если речь идет о судьбах европейской культуры. В этом произведении нашли отражение все размышления поэта на данную тему.
Художественное своеобразие
Стихотворение представляет собой монолог лирического героя по поводу сожалений Цицерона о том, что он слишком мало успел сделать во благо римской республики.
Произведение состоит из 2 восьмистиший. В первой строфе приводятся слова Цицерона, а затем начинаются рассуждения лирического героя о роли римского оратора в революционном движении страны. Политик и общественный деятель, Цицерон всю жизнь защищал идеалы республики и погиб за нее. Второе восьмистишие – осмысление важности быть сопричастным к судьбе страны. Пусть это время заката, но оратор может рассказать о нем будущим поколениям.
Читая тютчевское произведение, понимаешь, как высоко оценивает лирический герой наследие великого ритора. Упоминание Капитолийского холма тоже неспроста: здесь селились самые знатные и известные персоны государства. Если для первых 4 строк характерны нейтральные интонации, то в остальной части речь героя становится торжественной. Произведение приобретает форму оды. Поэтический язык Ф.И.Тютчева удивляет читателя своей первозданностью: «величье», «чаша», «неизъяснимы». Поэт использовал русский язык только для поэтических произведений, говорил и писал письма автор на немецком и французском языках. Отсюда присутствие архаизмов и возвышенной лексики в тексте. Вторую строфу можно назвать короткой одой в честь Цицерона, что приближает его с державинскими одами. Во второй половине 19-го века этот жанр был забыт, поэтому стихотворение Тютчева можно назвать самобытным и уникальным для его современников. Лирический герой ставит оратора в один ряд с богами (…его призвали всеблагие как собеседника на пир…), сравнивает его с «небожителями», говорит о его бессмертии. Эпитеты «роковые», «кровавый» свидетельствуют о масштабной трагедии, ожидавшей и римскую республику, и его певца. Эти определения можно отнести и к Французской революции 1830 года, которая, по мнению литературоведов, и стала поводом для создания произведения. Не зря автор использует лексическую анафору в 5-ом и 6-ом строках второго восьмистишия. Экспрессивность стихотворения подчеркивается инверсиями «минуты роковые», «закат кровавый», «призвали всеблагие».
Композиция
Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.
Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.
И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.
Место стихотворения в творчестве поэта
Размер стихотворения, четырехстопный ямб, упрощает понимание стихотворения, придает ему современный характер, отдаляя от од Державина, написанных шестистопным ямбом. Если говорить о месте этого стихотворения в творчестве автора, то можно утверждать, что это не единственное произведение Тютчева исторически-философского характера, привязанное к определенному событию и проводящее параллель между прошлым и настоящим. Это еще одна работа мысли, еще один отпечаток истории в творчестве автора.
Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.
Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.
Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.
Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.
Средства выразительности
Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:
С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.
«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Посвященное судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чем хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано он было в журнале “Десница” в 1831 году.
Тема стихотворения – европейская культура с ее необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.
Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесенная оратором времен Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.
Жанр – философская лирика с романтическими элементами.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с опоясывающей м перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”.
Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.
Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.
История создания
Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.
В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.
Автор стихотворения размышляет о том, какую роль может играть в судьбе целой эпохи отдельная личность. Он говорит о том, что она невероятно важна, особенно если речь идет о судьбах европейской культуры. В этом произведении нашли отражение все размышления поэта на данную тему.
Композиция
Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.
Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.
И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.
Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.
Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.
Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.
Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.
Средства выразительности
Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:
С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.
Цицерон Тютчев
Воскресенье, 2 апреля 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Цицерон |
Автор статьи: kregov |
Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в аристократической семье. Он окончил Московский университет, получив ученую степень, а после начал дипломатическую службу. Больше пятнадцати лет поэт прожил в Германии, иногда приезжая в Россию и поддерживая связи с литераторами. Позднее он работал в комитете по иностранной цензуре. Федор Иванович написал чуть больше 400 стихотворений. Некоторые поэтические сочинения Ф.И. Тютчева были утрачены. Стихи поэта принадлежат к разным направлениям: любовная, пейзажная, гражданская и философская лирика. К последнему направлению относят его стихотворение «Цицерон». Кроме «Цицерона» самые известные поэтические сочинения Ф.И. Тютчева – «Silentium!», «Бессонница», «Современное», «Умом Россию не понять…». Помимо лирики поэт писал много публицистических статей на актуальные темы. Он был идеологом консерватизма и отстаивал мысль о необходимости союза славянских народов под эгидой Российской империи. ЦицеронОратор римский говорил
Блажен, кто посетил сей мир Время создания «Цицерона» и его место в творчестве ТютчеваВ XIX веке древние (классические) языки и античная литература были обязательной частью образования высших классов. Античные мотивы наполняют всю поэзию XIX веков – поэты используют сюжеты из мифов и исторических трудов, сравнивают себя с героями Греции и Рима. Это коснулось и творчества Ф.И. Тютчева. Федор Тютчев познакомился с латынью и античной литературой, когда ему было десять лет. Как многие дворянские дети он получил домашнее образование, и его наставником был переводчик и поэт С.Е. Раич. Полученные познания оставались у Федора Ивановича всю жизнь, и в последние свои месяцы тяжело больной поэт мог на память цитировать римских писателей, которых когда-то читал. В 1822 году поэт приехал в Мюнхен и прожил там много лет. В эти годы он общался с Генрихом Гейне, Фридрихом Шеллингом и мюнхенским филологом-классиком Фридрихом Тиршем. В библиотеке поэта был экземпляр писем Цицерона в переводе на немецкий. Возможно, именно он вызвал у Федора Тютчева интерес к личности оратора и послужил одним из источников вдохновения. Стихотворение датируют 1830 годом. Предполагают, что его написание могло быть откликом на события во Франции. В 1830 году в этом государстве прошла т.н. «Июльская революция», свергнувшая власть Бурбонов. За событиями во Франции последовали волнения в других европейских странах, в частности – Германии. Стихотворение было создано в зрелый период творчества поэта, когда он отошел от подражательных опытов своих юношеских стихов. В этот период своего творчества он обращается к проблемам философской лирики. «Цицерон» – одно из стихотворений Тютчева, где поэт рассматривает вопрос отношений олимпийских богов и смертных людей. В «Цицероне» и созданном в то же время «Страннике» он дает картины общения небожителей и достойных смертных: «бедный странник» угоден Зевсу, а римский оратор удостоен честь быть собеседником «всеблагих» богов. В более поздних стихах «Кончен пир» и «Два голоса» небожители не выглядят расположенными к людям. В первом – они равнодушны к миру смертных и отделены от него, во втором – боги изображены завистливыми. И поэт утверждает, что человек, побежденный только роком, выше этих богов. Мотив стихотворения «Два голоса» противопоставлен «Цицерону». В первом случае человек за свои труды удостаивается чести быть собеседником богов, во втором – через поражение оказывается выше их. В двух этих поздних стихотворениях Тютчев возвращается к мотивам «Цицерона». Здесь можно найти созвучные фразы: «бури и тревога» из «Цицерона» и «тревога и труд» из «Двух голосов». В стихотворении «Кончен пир» повторяется мотив человека, который поздно встал для жизни. Особенности стихотворения и основная мысльСтихотворение Федора Тютчева «Цицерон» написано четырехстопным ямбом (двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог). Стихотворение состоит из четырех четверостиший с опоясанной (кольцевой) рифмовкой в первых трех четверостишиях и перекрестной – в последнем. Произведение Тютчева делится на две равные по числу строк строфы. Один из стилистических приемов, использованных поэтом – инверсия: «оратор римский», «бурь гражданских». Другой прием – аллитерация, которая проявляется в повторе звука «р» в первой строке. Выразительные средства стихотворения – эпитеты, подчеркивающие трагизм ситуации: «минуты роковые», «звезды кровавой». Другое средство – метафора, которая уподобляет падение Римской республике закату кровавой звезды. Пафос и торжественный тон «Цицерона» усиливают архаизмы и слова, относившиеся в XIX веке к высокому стилю. Стихотворение можно разделить на три части. Первая представляет собой поэтическое переложение слов самого Цицерона из главы 96 его трактата «Брут». В нем оратор сожалеет, что слишком поздно вступил на жизненный путь и застал упадок Римской республики прежде, чем его жизнь закончилась. Вторая часть – обращение самого поэта к Цицерону. В нем Ф.И. Тютчев дает свою оценку исторической эпохе, в которую довелось жить древнему оратору. Два последних четверостишия – размышления поэта о соотношении личности человека и исторических процессов. История публикаций и переводовАвтограф стихотворения хранится в РГАЛИ и представляет собой лист с тщательно написанными строками стихотворения. На обратной стороне листа написан текст другого стихотворения поэта – «Silentium!». Автограф датируют 1829-1830 годами. «Цицерон» был впервые опубликован в литературном альманахе «Денница» за 1831 год. В 1836 году Ф.И. Тютчев отправил тетрадь с 36 своими стихами (среди которых был и «Цицерон») в Россию. В июне 1836 года друг жившего в Мюнхене Федора Ивановича И.С. Гагарин передал рукопись Петру Вяземскому. Через некоторое время И.С. Гагарин писал в Мюнхен, что стихи прочитали известные поэты Петр Вяземский и Василий Жуковский. Они решили напечатать несколько из них в журнале «Современник», который незадолго до этого начал издавать Александр Пушкин. По словам автора письма, сам А.С. Пушкин ознакомился с предложенными ему для печати стихами Ф.И. Тютчева и отозвался о них одобрительно. Федор Иванович в ответном письме был очень рад, что его стихотворения получили признание у трех выдающихся поэтов его времени. В июле рукописи Ф.И. Тютчева в числе других материалов для готовящегося «Современника» были отвезены А.С. Пушкиным в цензурный комитет. Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева лишилось в комитете двух строф, а стихотворение «Два демона ему служили…» после долгих обсуждений не было допущено к печати, но «Цицерон» нареканий цензоров не вызвал. Так стихотворение «Цицерон» в 1836 году было напечатано в третьем томе основанного Александром Пушкиным журнала «Современник». Публикация была подписана «Ф.Т.». После смерти поэта «Цицерон» вошел в изданную в 1886 году книгу его стихов и статей на политические темы, подготовленную Аполлоном Майковым и вдовой поэта Эрнестиной Федоровной. В 1900 году дети поэта Дарья и Иван подготовили новое издание стихов отца, в которое также вошло стихотворение «Цицерон». Через двенадцать лет произведение было включено в наиболее фундаментальное дореволюционное издание стихов Ф.И. Тютчева, вышедшее под редакцией литературоведа Петра Быкова. В XX веке стихотворение «Цицерон», как правило, входило в издававшиеся сборники стихов Ф.И. Тютчева. В 2002 году оно вошло в первый том фундаментального собрания сочинений поэта. Там же были представлены разночтения в его редакциях. В первых публикациях «Цицерона» есть разночтения. В автографе в первой строке второй строфы употреблено прилагательное «счастлив». Но в публикации 1831 года оно заменено на «блажен». В «Современнике» – снова «счастлив». В последующих изданиях «Цицерона» варианты чередовались. В современных публикациях воспроизводят вариант стихотворения, сохранившийся в автографе. Также в разных публикациях XIX века отличается пунктуация стихотворения. Есть три перевода стихотворения «Цицерон» на английский язык, один из которых выполнил известный переводчик русской поэзии Евгений Бонвер. Существуют переводы сочинения Тютчева на французский и польский. Восприятие «Цицерона» читателями и критикамиПервую рецензию на стихотворение написал известный публицист и критик Степан Дудышкин. Он высоко оценил «Цицерона», отметив, что поэту в равной мере интересны мир мыслей и «мир исторический». В начале XX века в связи с революционными идеями произведение стало вызывать больший интерес. «Цицерона» Тютчева цитировали поэты Александр Блок и Валерий Брюсов во время размышлений о судьбах своей эпохи. «Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворенияПосвященное судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чем хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный. Краткий анализПеред прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон. Тема стихотворения – европейская культура с ее необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты. Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесенная оратором времен Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор. Жанр – философская лирика с романтическими элементами. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с опоясывающей м перекрестной рифмовкой. Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”. Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”. Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”. «Цицерон», анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник». В стихотворении, принадлежащем к философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» — миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с «мудрецом» прошлого). Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку. В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением. В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий. В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы. Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»). Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения. Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»). Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков. По произведению: «Цицерон» По писателю: Тютчев Федор Иванович История созданияИсторики литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году. В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году. Анализ стихотворения «Цицерон» ТютчеваИзвестно, что Фёдор Тютчев провел свои молодые годы в Европе. В достаточно юном возрасте он поступил в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, там он получил свой аттестат и отправился на службу в Германию, где и провёл многие годы, занимаясь дипломатической работой. В первую очередь стоить вспомнить, кем был сам Цицерон. Это знаменитый римский политический деятель, который прославился благодаря своему ораторскому таланту. История его жизни поразительна. Он успел застать последнее золотое время Римской Республики и увидел ёё превращение в империю. Цицерон до последнего боролся за идеалы республики и демократии, поэтому сначала выступал против узурпации власти Цезарем, а потом и вовсе положительно отреагировал на новость об его убийстве. Несомненно, что Тютчев обнаружил довольно чёткую схожесть между закатом Римской Республики и революцией во Франции, которая стала причиной падения монархии в Париже. Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня! Связаться с нами: Начинается стихотворение с прямого цитирования Цицерона:
Этот фрагмент намекает читателю о закате славной истории Республики. Ночь здесь — это именно конец старой истории и предвкушение начала новых времен. Времен смутных и страшных. Цицерон слишком поздно проснулся, он упустил момент, когда всё еще можно было изменить. То же самое Тютчев, поэт не понимает, откуда взялась новая революция, ведь он не видел ей причин. В то же время, Фёдор Иванович говорит о том, что мир с каждым поколением скатывается всё ближе к бездне. Он считает, что Цицерон не понимал своего счастья, подарка, который послала ему судьба — видеть великую историю собственными глазами, быть ёё частью. По сравнению с падением Республики, революция во Франции кажется Тютчеву мелочной, даже недостойной внимания. «Блажен, кто посетил сей мир», говорит Тютчев. По его мнению, находится во время подобных исторических катаклизмов — это высший подарок судьбы. Он, наверное, тогда не смог себе представить, что протесты в Париже изменят лицо Европы навсегда. В стихотворении «Цицерон» присутствует отсылка к мифологии. Фёдор Иванович сравнивает римского оратора с небожителем, которого позвали на пир, дабы наблюдать за этими «высокими зрелищами истории». Подобные изменения имеют невероятную силу и каждый, кто очутится рядом с ними, получит свою часть бессмертия. Именно это и есть главная мысль всего стиха: блажен тот, кому сама судьба дарит возможность быть частью великих событий, ведь его имя также запишется золотыми буквами в книге времени. КомпозицияНесмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”. Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи. И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье. Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно. Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии. Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино. Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную. Лирическая и жанровая принадлежность стихотворенияИсследователи считают, что стихотворение Тютчева «Цицерон» — это отклик поэта на Июльскую революцию во Франции. Он много размышлял о судьбе Европы, ее революционно настроенных гражданах и возможной гибели культуры. Стихотворение относится к философской лирике. Оно вмещает в себя черты многих жанров: здесь есть и элегия, и ода, и нравоучительный аполог. Аполог – это разговор с мудрецом, а в данном стихотворении в роли мудреца выступил сам автор, одновременно и лирический герой. Черты оды – это просматривающийся пафос оратора, элегии – мотив заката существования человека как индивида. Стих Тютчева «Цицерон» выводит читателя на сложную тематику – жизнь человека в переломный исторический момент. Средства выразительностиУдивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это: С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие. «Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворенияПрославленное стихотворение 1830 года «Цицерон» (Тютчев), анализ которого мы проведем, обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует знаменитого оратора этой эпохи, оказавшегося свидетелем не столько римской славы, сколько очевидцем «ночи Рима» (здесь возникает перекличка с пейзажной тютчевской зарисовкой ночного города античности). На долю трибуна досталось видеть зрелище «бурь гражданских и тревоги», то есть ту пору, когда в крови гражданской войны 48—45 годов до н. э. погибла аристократическая республика, поборником которой был Цицерон. На смену республиканской власти пришла жестокая диктатура Юлия Цезаря. Цицерон скорбит и произносит свою крылатую фразу (в книге «Брут» сказано: «Скорблю, что, вступив на жизненную дорогу с некоторым опозданием, погрузился в эту ночь республики»), звучащую в цитатном переложении Тютчева так: «Я поздно встал — и на дороге // Застигнут ночью Рима был!» Вознеся своего героя на Капитолий, автор стихотворения даёт возможность Цицерону увидеть с самого высокого холма города «величье» заката «звезды кровавой» прежней славы. Образ, нарисованный поэтом, обретает благодаря этому художественному приёму черты возвышенного, что отвечает высоте замысла русского поэта. Человек оказывается перед лицом самой Истории, её решительных и грандиозных сдвигов, причём не самых радостных и счастливых. Отсюда, от этой величественной картины, нарисованной поэтом, естествен переход к тому философскому заключению, которое содержится во второй строфе этой двухчастной композиции. Звучит знаменитый афоризм Тютчева: Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! В этих «роковых минутах» автор видит духовное пиршество людей и определяет их как «высокие зрелища», бессмертные в истории человечества. Свидетеля же этих событий Тютчев готов поставить рядом с небожителями. Лирический герой стихотворения «Цицерон», анализ которого нас интересует, благодарит судьбу за эту участь быть зрителем исторических катаклизмов. Как видим, Тютчев отнюдь не уходит в сторону от тревог и бурь истории и вовсе не отгораживается от них в своей пейзажной и любовной лирике, считая, что стихотворение это явилось откликом на французскую революцию 1830 года. Если это так, то очевидна двойственность отношения к ней Тютчева. С одной стороны, она для него смута, кровавая вакханалия, хаос, ночь истории, как для Цицерона ночью являются гражданские войны Рима. Ведь это гибель монархии и предвестье буржуазного господства. С другой — она «высокое зрелище», кровавая «звезда», «минута роковая», лицезреть которую — счастье и блаженство. Историческое время сопрягается у поэта с вечностью, вневременностью, с высоты которой он глядит на акт истории. Он видит в этом акте «преизбыток» жизненной энергии его участников. В стихотворении «Цицерон» (Тютчев) слышатся яркий оптимизм молодого романтика, его посыл в будущее к тем, кому доведется быть зрителями или участниками сдвигов и «звездных часов» грядущего. Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007
|