Тютчев не то что мните вы природа размер

Стихотворение и анализ «Не то, что мните вы, природа…»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил.

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой.

Краткое содержание

Тютчев не то что мните вы природа размер

С. Басов. Пейзаж с рекой. 2008

Произведение о прелести русской природы, её пленительной красоте, а также о том, что есть люди, не способные услышать и оценить окружающий их мир. В результате такой неспособности, людские души становятся чёрствыми и холодными. «Глухо слепые» к природе люди утрачивают способность полноценно жить. Для автора природа представляется живой и одухотворённой: он слышит в ней «голос матери самой». Тютчев демонстрирует единение и неразрывность природы и людских душ.

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1836 г. Буквально тут же оно было опубликовано на страницах журнала «Современник», но с существенными редакторскими правками. Проблема заключалась в следующем: Тютчев ввязался в полемику с церковными мыслителями того времени, которые отводили природе роль декорации, не более того. По этой причине из стихотворения были вырезаны вторая и четвёртая строфы, в которых развивалась идея на эту тему.

Таким образом, после жесткой правки, от произведения остались лишь части, адресованные материалистам (популярная на тот момент философия). Материалисты полагали, что природа является лишь мастерской для человека, где он работает. Тютчев категорически не соглашался с этим утверждением: он восторгался окружающим миром – идеалом гармонии и высшей мудрости. К сожалению, вырезанные цензурой при первой публикации строфы, в которых поэт высказал отрицательное мнение о церковных постулатах, навсегда утеряны. Мы имеем неполный стихотворный текст.

Жанр, направление, размер

Согласно особенностям жанровой структуры, стихотворение относится к элегии: оно отличается грустной тональностью и изобилует философскими размышлениями. Тютчев являлся сторонником «чистого искусства», обходя стороной остро-социальные, бытовые темы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не сложное. С семантической точки зрения его можно разделить на две части:

Часть первая – повествование о душе природы.

Часть вторая — размышления над жизнью людей, не способных понимать природный язык.

Стихотворение состоит из шести катренов (в изначальном варианте их насчитывалось восемь). К сожалению, изъятие цензорами двух строф, способствовало искажению изначального смысла. Не заметить их отсутствие сложно: при публикации на месте недостающих строф издатели ставят точки.

Образы и символы

Автор представил нам три ключевых образа, имеющих большую смысловую наполненность:

образ лирического героя является скрепляющим: на его ясной и чёткой позиции держится вся структура стихотворения. Автор и лирический герой полностью совпадают, благодаря общему восторженному отношению к природе;

образ природы – ключевой образ в системе ценностей автора, особенно с точки зрения его принадлежности к направлению «чистого искусства». Природа становится одушевлённой: автор наделяет её способностью говорить, свойственной людям. Она внутренне свободна, а значит, способна любить. Окружающий мир развивается и существует сам по себе. Ценность его неоспорима;

образ незримого оппонента – в произведении присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит природу ошибочно. Поэт рисует оппонента глухонемым человеком, не желающим проникать «в жизнь органа». Он лишён способности оценить природу, понять её.

Темы и настроение

В произведении Тютчев раскрыл тему подлинной сущности природы, её души. Главные герои стихотворения – это природа, её явления и люди, которые не способны ценить и понимать окружающий мир. Именно о таких «чёрствых» людях говорит лирический герой. В стихотворении присутствует боевое настроение: автор бросает обвинение в адрес безразличных людей, не способных понять и оценить красоту окружающего мира.

Основная идея

Основная идея стихотворения – продемонстрировать истинную сущность окружающего мира, его ценность и независимость от людского мнения.

Тютчев доносит мысль о том, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она представляет собой самостоятельный организм, который подчиняется лишь тайным закономерностям мирового развития. Природа сродни матери: от неё мы получаем всё то, без чего не сможем жить.

Средства выразительности

Образ природы Тютчев виртуозно создаёт посредством выразительных средств, позволяющих донести до читателей основную идею произведения:

эпитеты – «чужие силы», «языки неземные», «родимое чрево»;

метафоры – «леса не говорили», «в ней есть душа, в ней есть свобода»;

сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах»;

олицетворения – очеловечивание природы и природных явлений;

риторические вопросы, восклицания – последний катрен состоит из трёх восклицательных предложений.

Источник

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Тютчев не то что мните вы природа размер

Всего получено оценок: 41.

Всего получено оценок: 41.

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то, что мните вы, природа». Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Тютчев не то что мните вы природа размер

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов.

Средства выразительности

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.

Источник

«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Тютчев не то что мните вы природа размер

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Источник

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Тютчев не то что мните вы природа размер

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Композиция и жанр

Краткий анализ показывает, что композиционно стихотворение делится на 2 части. Сначала автор повествует о своём ви́дении природы, рассказывает, что у неё есть язык и душа. Затем он переходит к размышлениям о тех, кто душевно глух и слеп, поэтому не может увидеть красоты природных явлений и услышать, о чём говорит всё живое.

Тютчев не то что мните вы природа размер

В первоначальном варианте стихотворения было 8 катренов, затем их осталось 6, потому что 2 автор убрал по требованию цензуры. Из-за этого смысл оказался искажённым. Чтобы показать, что стихотворение неполное, при публикации вырезанные катрены заменяют точками.

Жанр, выбранный Тутчевым, — элегия. На это указывают философские размышления о вечном. Тема произведения актуальна во все времена: философы всегда задавались вопросами, как появилось всё сущее, обладают ли растения и животные душой. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Схема рифмовки — перекрёстная, рифмы — мужские и женские.

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Тютчевская лирика как выражение распада пространства и времени

Тютчев воспринимал мир в контексте гибели вселенной. Читая произведения русского классика, вы, безусловно, заметили, что поэт увлечен образами кризисных, радикально крайних ситуаций. Например, Тютчев часто обращается к мотивам грома, бури, борьбы стихий в целом. Экологическая тематика характерна не для одного этого стиха, но для многих произведений писателя. В центре всех них – почтение к Природе как Матери. Одухотворение природы Тютчевым критики расценивают с точки зрения психологизации этой сущности, демонстрации самодостаточности, наполненности, целостности, органичности и гармоничности природы.

Тютчев – в качестве поэта – поклонник пессимистичного умонастроения. Несмотря на то, что по части поэтического языка литератор довольно архаичен, мотив катастрофичности делает Тютчева новатором. Страсти стихий, однако, бурлят не только в природе, но и в жизни человека. Это, к примеру, любовь.

Образ любви в поэзии Тютчева

Для любовной лирики писателя характерен мотив осмысления любви в контексте трагичности, фатальности этого чувства. Тютчев считает, что любовь нередко опустошает человека и приводит его к гибели. Стихи поэта носят исповедальный характер, а чувства, которые описывает Тютчев, всегда отдают болезненностью.

Философский характер тютчевских произведений

По мнению Юрия Тынянова – русского лингвиста и исследователя литературы – творчество Тютчева далеко не ограничивается философским характером. Философский элемент находится на самой поверхности тютчевских произведений, однако проанализировать их недостаточно для полного понимания специфики текстов русского поэта. Как считает Тынянов, Тютчев изобрел собственный поэтический язык. Стоит также отметить, что на Тютчева сильно повлияла философия Шеллинга, с которым литератору удалось лично встретиться в Германии.

Какие же основные философские темы предстают в тютчевской лирике? Во-первых, это размышления о гармоничности и противоречивости человека. Во-вторых, это мотив борьбы в природы, а также внутри самого человека. Наконец, в-третьих, это тема любви, о которой мы уже сказали выше.

Тынянов делает акцент на том, что лирику поэта отличает сложность исторического положения, когда час забвений сменяется периодом воскрешений. Кроме того, расцвет тютчевской лирики принадлежит периоду экспериментов с жанровыми формами и стилями в литературе.

Тютчев утверждает, что природа спокойнее и гармоничнее, чем человеческая жизнь. Для писателя путь, который суждено из поколения в поколение проходить людям, представляется сотканным из мучительной необходимости найти себя и свое предназначение, из размышлений и сомнений, наконец, из постоянных противоречий. С такой же противоречивостью сопряжена и любовь, которая одновременно является и блаженством, и безнадежностью. Философски Тютчев близок к экзистенциалистам, которые тоже рассматривали человеческую жизнь в свете катастрофичности и безысходности.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Тема произведения

В литературных произведениях разных времён и народов природа воспевается очень часто.

Она изображается поэтами и писателями как живое существо, обладающее душой, разумом, способностью испытывать страдание и любовь.

Именно так выглядит природа в стихотворениях Тютчева.

В одном произведении он даже называет её сфинксом.

Есть и другие стихи, проникнутые безмерной любовью к природе, например:

Фёдор Иванович противопоставляет растительный и животный мир, способный тонко чувствовать, людям, не умеющим ни видеть, ни слышать. Повествование ведётся от лица рассказчика — лирического героя. Сначала он обращается к читателям и уверяет их, что их представление о природе основано на заблуждении. Люди считают зелёный мир бесчувственным и бездушным, а на самом деле он способен любить, говорить и слышать.

Сила мироздания в том, что оно не зависит от человека и способно развиваться без его участия. Любое вмешательство извне чуждо естественному миру, для него это не благо, а зло. Строфы, следующие за изъятыми, начинаются словами «они не видят», «не слышат». Но к кому это было обращено, можно только догадываться. Очевидно, это люди, которые равнодушны к природе.

По мнению поэта, те, кому чужд окружающий мир, живут в темноте. Они многого не видят, не слышат. В море, лесах, полях, есть жизнь, но увидеть и услышать её удаётся немногим. Со своей стороны природа, видя пренебрежительное отношение, замыкается и не хочет раскрывать секретов любопытным. Только тот, кто открывает перед ней душу, получает доступ к самым сокровенным тайнам.

Автор даёт понять, люди, что люди, бесчувственные к голосу природы, изначально останутся глухими, даже если к ним будет обращаться собственная мать.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Тютчев – поэт на стыке эпох

Поэтические эпохи не обязательно совпадают с эпохами историческими. Так, Тютчев принадлежит – исторически – девятнадцатому веку, однако творчество писателя – это плод переходного периода в лирике. Центральная особенность тютчевских текстов – эксперименты с литературной формой и поиск новых стилей. Вот, что по этому поводу говорит Тынянов:

Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизирован Гейне Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаический.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиливает все стилистические ее особенности. И, прежде всего, словарный, лексический колорит…

Тынянов также вспоминает отзывы о стихах Тютчева. Например, Некрасов говорил, что произведения писателя очень короткие, однако эти тексты нельзя удлинить, потому что здесь всего хватает. Тургенев считал, что наиболее удачными как раз являются самые малые тютчевские произведения. То, что Тютчев сознательно придерживается некой архаичности в своем творчестве, делает из поэта наследника другого русского классика – Державина. Здесь, как считает Тынянов, вырабатывается своеобразная монументальная малая форма, как бы это парадоксально ни звучало. Краткость и мастерскую, содержательно емкую фрагментарность произведений русского писателя подчеркивал и Мережковский. Литератор писал, что толковать тютчевское творчество – все равно что «превращать алмаз в уголь», потому что Тютчев «солнечные системы, туманные пятна… сжимает… в один алмаз». Поэтому лирика писателя фрагментарна и масштабна одновременно, философична, потому что Тютчев склонен использовать глубокие обобщения (отличительная черта философии в целом), созерцательна и трагична.

Несколько слов о периодах и мотивах творчества писателя

Традиционно, творческую жизнь Тютчева делят на несколько периодов, среди которых мы можем назвать следующие:

Подводя итоги, скажем, что среди главных мотивов творчества русского гения наличествуют, прежде всего, темы:

Природные мотивы в тютчевском творчестве

Итак, мы уже говорили, что писатель обращается к уподоблению человеческого внутреннего мира и материального природного космоса. Человек – часть природного мира и связан со вселенной, с мирозданием родственными узами. В этой логике искусство предстает формой интуитивного познания мира. Конечно, катастрофичность, характерная для творчества Тютчева в целом, сказывается и на экологической тематике текстов писателя. Мир всегда предстает окрашенным в темные цвета, трагичным, противоречивым. Человеческое восприятие также оказывается амбивалентным, подобно миру. Образы и символы в лирике Тютчева тоже отличаются противоречивым характером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *