Тютчев и фет в чем схожесть и различие в творчестве

Тютчев и Фет в чем схожесть и различие в творчестве?

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи.

Фет и Тютчев утверждают небесное происхождение поэзии.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

. Счастлив и тревожен

Ласкательный твой повторяю стих,

признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:

Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.

Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.

У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

У Фета свое представление о назначении поэта:

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец.

Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею.

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.

I. Эпоха одна — поэты разные. (В истории литературы имена Тютчева и Фета стоят рядом. Их сближает не только принадлежность к одной эпохе. Среди своих совре­менников они выделяются еще особым пониманием поэзии. Их стихи не спутаешь со стихами других поэтов XIX века, например с поэзией Н. А. Некрасова).

II. Общее во взглядах Тютчева и Фета на поэзию.

Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.)

III. Различие взглядов Тютчева и Фета на назначение поэзии.

Тютчев о роли поэзии. (Тютчев считает, что поэзия должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей». Она «льет примирительный елей» на «бушующее море жизни».)

Представление Фета о роли поэта и поэзии. (Фет отводит поэзии более активную роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, оживить все вокруг, заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Хорошие стихи должны помочь

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец. )

IV. Чье понимание поэзии мне ближе? (Оба поэта, в общем, говорят об одном и том же: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. В его поэзии больше радости и оптимизма, больше чувств, эмоций, чем раздумий о жизни. Поэтому суждения Фета о поэзии мне ближе.)

Источник

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Тютчев и фет в чем схожесть и различие в творчестве

Сравнительный анализ стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева помогает узнать схожесть их творчества, а так же отметить отличия. Поскольку данные поэты являлись одними из величайших поэтов 19 века, то команда Литеровед.ру решила провести сравнительный анализ их творческой жизни.

Афанасий Афанасьевич и Федор Иванович родились в один день – 5 декабря, но с разницей в семнадцать лет. Но не только это объединяет двух выдающихся поэтов. Их творчество отличается от творчества поэтов того времени.

Их произведения очень легко читаются и воспринимаются. Они оба воспевают природу, раскрывая всю её красоту и многогранность. Они оба считали природу – единым целым с человеческой жизнью. Они не могли представить существование без природы, её тайн, красоты, вдохновения и умиротворения. Так же в некоторых произведениях затрагиваются вопросы философии и психологии. Оба автора умели заглянуть в самую глубину человеческой души, затронув самые тончайшие её струны.

Лирика Тютчева и Фета

Вклад Фета и Тютчева в мир русской литературы огромен. Их лирика была настолько не похожа на лирику их современников, что их творчество очень часто сравнивают и анализируют.

Но в то же время их произведения имеют существенные отличия, неповторимые детали, благодаря которым их невозможно спутать. Стоит немного глубже разобраться в данном вопросе, чтобы впредь не путать произведения двух величайших поэтов.

Сходства и различия лирики

Одним из сходств лирики двух поэтов можно выделить описание внутреннего мира лирического героя. Они оба в мельчайших подробностях описывали глубокие душевные переживания. Так же они оба раскрывают внутренний мир и передают настроение человека. Многие из данных чувств находят свое отражение в окружающей природе. Да и само описание природы у поэтов очень похоже. Они раскрывают её как пейзажную, так и психологическую сторону. Так же ещё одним сходством можно выделить мотив любовной лирики, который проходит через все творчество авторов.

Все дело в том, что оба поэта в свое время пережили огромное горе – они потеряли любимого человека, поэтому все чувства, связанные с этим событием, отразились в их любовной лирике.

Но в творчестве великих поэтов существует и ряд отличий. Если взять лирику Фета, то в ней в большей степени присутствует описание пейзажей, у его же товарища по перу – больше преобладают философские нотки.

Различным является и их отношение к жизни. Если Фет восторгался каждым прожитым моментом, то Тютчев относился к жизни как к бытию.

Что касается природы, то и к ней отношение поэтов различно. В мире Тютчева природа представлена огромным миром, по сравнению с которым человек кажется бессильным. В то же время Фет относится к природе, как к живому существу, которое живет в полной гармонии с человеком.

Если подвести итог, то, несмотря на всю схожесть творчества авторов, нельзя не отметить их огромную разницу. Поэты жили в одно время и поддавались влиянию одного и того же общества, так же они имеют весьма похожую биографию, именно эти фактор и повлияли на схожесть их лирики. Но оба автора являются абсолютно самостоятельными творческими единицами, творчество которых уникально и неповторимо, поскольку каждый из них вложил часть своей собственной души в свои произведения.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Русская литература весьма богата на поэтов, которые посвятили свое творчество любви, природе и Родине. Но отдельное место среди всех занимает творчество Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева. Хотя их творчество и имеет значительное сходство, но можно выделить ряд колоссальных отличий, благодаря которым этих авторов спутать просто невозможно.

Осень в поэзии Фета и Тютчева

Хорошим примером различия их творчества является описание осени в произведениях. Рассмотрим два стихотворения «Осенний вечер» Тютчева и «Осень» Фета. Не зависимо от похожей темы произведений, авторы совершенно по-разному раскрывают картину данного времени года.

В стихотворении «Осенний вечер» Федор Иванович Тютчев показывает осень божественной и величественной. Он представляет осень безумно красивой и трепетной. Он не скрывает своего восхищения, красота осени его вдохновляет, а от окружающего великолепия он испытывает лишь наслаждение.

Но параллельно с этим, автор испытывает грусть, отчаяние, печаль. Благодаря образу осени, он показывает определенный период человеческой жизни, связанный с увяданием, но когда у человека ещё присутствуют силы и возможности. Это как вторая молодость, которая наступает на пороге старости.

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Если же взять стихотворение Афанасия Фета «Осень», то здесь мы видим осень с другой стороны. Он показывает то, насколько человек связан с природой, в то же время, навевая печаль. Осень у Фета всегда предстает в грустном обличии. Она не способна вдохновить поэта на написание новых произведений, поскольку начинает угнетать и негативно сказываться на душевном состоянии. Но независимо от времени года, Фет описывает жар любви, на который ничто не в силах повлиять.

На этом примере хорошо прослеживается разница в отношении поэтов к данному времени года. Если для Тютчева осень была божеством, то Фета она вгоняла в уныние и тоску.

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Любовь в творчестве поэтов

Оба поэта воспевали истинную красоту в своих произведениях, затрагивая вечные и всегда актуальные для человека вещи. Не зря в их творчестве основными темами становятся философская, пейзажная и любовная лирика. Это и не удивительно. Потому что именно данные темы позволяют полностью раскрыть мир красоты и совершенства.

Любовь стала для обоих авторов главным мотивом в творчестве, она вдохновляет и обогащает душу, именно через неё и происходит связь со всем живым во всем мире.

У Федора Ивановича на протяжении всей его жизни было несколько любимых женщин. Каждую из них он любил очень глубоко и искренне. Хоть они порой и приносили определенные страдания в жизнь поэта, но не стоит забывать, что в то же время они наполняли его жизнь смыслом, вдохновляли его и дарили страсть. Если бы в его жизни не встретились эти прекрасные женщины, до нас бы не дошли столь прекрасные произведения, полные любви, нежности и красоты. В этих произведениях автор полностью раскрывает свою душу, обнажает чувства. В каждом слове он искренен, поскольку пишет эти произведения от всего сердца.

Для Фета же любовь была костром, пламенем, который постоянно горел, и в котором сгорал и он сам. Его произведения, посвященные любви, состоят из его собственных переживаний и воспоминаний. В чувствах он растворялся полностью, отдавая все, что у него есть.

Афанасий Афанасьевич же лишился своей любимой женщины еще в молодом возрасте, поэтому рядом с ним осталась лишь боль, тоска и воспоминания. Но, несмотря на это, каждый из них смог дотронуться до самых черствых сердец, полностью обнажая свою душу перед читателем.

Источник

Сравнительный анализ поэтических произведений Ф.И Тютчев А.Фет. — презентация

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к русской природе и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.

Методическая разработка к уроку «Сравнительный анализ стихов Ф. Тютчева и А.Фета

Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева “Еще земли печален вид…” и стихотворения А. Фета “Еще весны душистой нега…”

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны.

Эти стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

Но есть и отличия. Так, лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж — это возможность поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное — это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек не главная часть этого мира. Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение имеет две части: первая строфа — пейзажная зарисовка, вторая — философское развитие темы, поэтическое обобщение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой. Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природе, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит.

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части, но поэт не сопоставляет, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип. Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны». Таким образом, можно сказать, что у Тютчева главное — человек, у Фета — природа. В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»).

Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм. У Тютчева одна — единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом.

Важная мысль заключена в метафоре.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях… На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля «низойти», «весть»легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». У Фета тоже появляется слово “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества. Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета — простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов.Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть…” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возро ж денья”, “ ж ивая”, “прово ж ая”.

Таким образом, у Тютчева философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия. У Фета трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем наблюдается присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира. Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов. Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос. Наблюдается импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности.У Тютчева образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего. У Фета неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты. Мастерство Тютчева заключается в создании фонетических и живописных образов, сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. А мастерство — в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.

Источник

Сравнительный анализ лирики Тютчева и Фета

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Ниже представлены сравнительные анализы знаменитых стихотворений Фета и Тютчева.

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Сравнительный анализ стихов Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»

Стихотворения Ф.И. Тютчева “Осенний вечер” и А.А. Фета “Осень” – это два разных видения, понимания осени.

Какова же эмоциональная оценка осени Ф.И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение:

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф.И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления… Авторское “я” мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста “багряных листьев”, с каждой маленькой частичкой его осени.

Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: “умильная, таинственная прелесть” осенних вечеров, “грустно-сиротеющая” земля, “туманная и тихая лазурь” – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно. По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.

В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить (“…в крови золотолиственных уборов”), любить (“…Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“…И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)… Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

В первой части (первом четверостишии) стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор (“сумрачные дни… беззвучной осени и хладной”, “истомой безотрадной”) автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.

Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации (“…золотолиственных уборов… горящих взоров… и знойных прихотей любви…”). Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоционального поиска автора: в словах “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль” пышно замирающей осени.

В стихотворении “Осенний вечер” Ф.И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание… Нет “беззвучной” и “хладной”, горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, “таинственный” и “божественный”.

Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения. В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические (“зловещий блеск и пестрота дерев”), сложные (“грустно-сиротеющей землёю”), цветовые (“багряных листьев”); метафоры (“божественной стыдливостью страданья”); олицетворения (“томный” шелест листьев); градация (“ущерб, изнеможенье”). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев:

Багряных листьев томный, лёгкий шелест, –

пронизывающее дыхание ветра:

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою… –

и – самое главное – тишину (вслушайтесь! Разве вы её не слышите?):

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть…

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Оба произведения написаны ямбом (у А.А. Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма “Осеннего вечера” – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?). У Фета же рифма кольцевая, открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу: рождение – жизнь – смерть).

Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворений позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.

Осень! Неразгаданная, непостижимая, бесконечно прекрасная осень, обволакивающая весь мир своей тайной, магической силой…

Это интересно: Жестокий человек или кого можно назвать добрым человеком сочинение по русскому языку.

А. Фет стих «Осень»

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Ф. И. Тютчев стих «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева «К.Б.» и Фета «Старые письма»

Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев — одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: “К.Б.” Тютчева и “Старые письма” Фета.

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева о любви, озаглавленное загадочными инициалами, написано 26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви — Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения.

Спустя много лет поэт встретился с Лерхенфельд еще раз, о чем так написал своей дочери: “Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей…доброй Амалией Крюденер, которая в последний раз повидать меня на этом свете…” Эта встреча пробудила в лирическом герое душевную полноту “тех лет”. Герой благодарен за это Амалии, он испытывает душевный подъем: “Тут не одно воспоминанье…И та ж в душе моей любовь”

“Я встретил вас — и все былое…” — душевная исповедь поэта. Встреча с бывшей любовью заставила встрепенуться “отжившее сердце”, которому стало “так тепло”. Эта встреча сродни весне, которая все пробуждает.

Как и Тютчев, Фет в своем стихотворении вспоминает прошлое, моменты старой любви:

“Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной…”

Но, в отличие от Федора Ивановича, произведение которого пропитано нотками сладкой ностальгии и волнующей печали, но, однако, “освежающее” душу, Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении показывает гораздо более мрачные картины. Мы видим терзающую его вину, тоску, даже некоторую озлобленность на то, что уже ничего нельзя изменить. Это его творение, как и подавляющее большинство его любовных стихотворений, посвящено его первой и, возможно, единственной любви — Марии Лазич.

Они познакомились в 1848 году, но так как оба были бедны, Фет понимал, что не сможет обеспечить девушке счастливое будущее и решил расстаться с ней. Вскоре после этого девушка умирает страшной смертью. Она сгорела заживо от упавшей на ее платье свечи. Хотя нет никаких доказательств, что это было самоубийство, Афанасий Афанасьевич до конца жизни считал себя виновником случившегося.

Итак, темой обоих стихотворений являются воспоминания о минувшей любви, но если у Тютчева основной идеей можно назвать возвращение сердцем к прекрасной поре былого и “оживление” души( “я вспомнил время золотое — и сердцу стало так тепло…”), то произведение Фета показывает муки совести и жгучее сожаление. Поэт считает себя недостойным такой любви:

“Души не воскресит и голос всепрощенья,

Не смоет этих строк и жгучая слеза”

У меня эти творения вызвали довольно противоречивые эмоции. Стихотворение Федора Ивановича проникает в душу, принося с собой теплый, мягкий, радостный свет, который дает надежду на что-то лучшее:

“Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас…”

Тебе хочется раствориться в этом блаженном умиротворении, забыть все невзгоды и просто искренне улыбнуться всему хорошему, что было в твоей жизни.

Произведение же Афанасия Афанасьевича, напротив, убивает всякую надежду на поворот к лучшему. И виноватым во всем случившемся поэт считает себя:

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь”

Когда читаешь эти творения, то в воображении мелькают все образы, ты словно погружаешься в тот мир и видишь все “наяву”. Такой красочности авторы достигают с помощью умелого использования различные художественно-выразительных средств, которые помогают им наиболее ярко и точно отобразить все, что они чувствуют, видят и хотят передать читателю. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Множество различных эпитетов Тютчева(“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, “забытым упоеньем”, “милые черты”, “вековой разлуки” и т.д.) и Фета(“черты заветные”, “душевных мук”, “мгновенно воскресим”, “поблекшие узоры”, “задушевных слов”, “свидетели немые”, “сумрачной зимы”, “дерзко оттолкнул”, “вечную разлуку”, “жгучая слеза” и т.д.) помогают придать определенное настроение произведениям. Красивые метафоры и олицетворения стихотворений “К.Б.”(“все былое…ожило”, “сердцу стало так тепло”, “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне”, “жизнь заговорила вновь” и т.д.) и “Старые письма”(“черты заветные…мгновенно воскресили”, “утрачено душой”, “встречают взоры”, “поблекшие узоры…гонят кровь”, “души не воскресит и голос всепрощенья”, “не смоет этих строк и жгучая слеза” и т.д.) придают образности стихотворениям, делают их “живыми”.

Оба произведения обладают точной, перекрестной, преимущественно женской рифмовкой. Строфика — катрен. “К.Б.” написано четырехстопным ямбом, а “Старые письма” — шестистопным ямбом.

Оба поэта посвятили свои стихотворения реальным женщинам, которых они любили. Но если Тютчев не жалеет,что его отношения с Амалией теперь лишь приятное воспоминание, то Фет казнит себя за ошибки прошлого и, думаю, он бы хотел повернуть время вспять и исправить содеянное.

Любовь для Тютчева и Фета — основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.

Федор Иванович на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Чувства поэта к каждой возлюбленной были глубоки, возвышенны, искренни и неподдельны. Им часто сопутствовало страдание, но они внесли в жизнь тврца необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих девушек, не существовало бы и таких замечательных стихотворений, как “К.Б.”, в котором поэт словно обнажает свою душу. Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли, неизменно слитой с образом переданной точными, смелыми, необычайно выразительными красками. В произведениях Федора Ивановича много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность”, и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.

Для Фета же любовь, по моему мнению, обжигающий костер, как и поэзия его — пламя, в котором сгорает душа. Произведения поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Лирика Афанасия Афанасьевича становится воплощенной памятью о Марии, памятником, “живым изваянием” любви поэта.

Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, “обнажить” перед ним душу.

Это интересно: А. С. Пушкин стихотворение «Зимнее утро» подробный анализ.

Текст стиха А. Фета «Старые письма»

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Души не воскресит и голос всепрощенья,

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Текст стиха Ф. И. Тютчев «К. Б.»

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки

Гляжу на вас, как бы во сне, –

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, –

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.

Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.

Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою…

Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.

Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:

Вдали затихавшие волны белели,

А с неба отсталые тучки летели,

И ночь красотой одевалася звездной.

Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:

И с моря ночного и с неба ночного,

Как будто из дальнего края родного,

Целебною силою веяло в душу.

Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое утолилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.

Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.

Это интересно: Лучшие примеры, как написать сочинение на произведение «Муму» И. С. Тургенева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *