Тылыш что за нация
Талыши — богатые культурой
Талыши имеют сложное происхождение. Их предками являются кавказские народы и иранцы. Такой генофонд повлиял не только на их характер, но и культуру.
Где живут (территория), численность
Подсчет талышей вести сложно. Точно неизвестно, сколько именно сейчас проживает на свете представителей этого народа. По некоторым оценкам, минимальное число людей составляет 300 тысяч человек. Разные оценки говорят о 500-600 тысячах, проживающих в Азербайджане, Иране и России. Основная часть народа живет в Иране.
Название
Практически не сохранилось упоминаний о том, откуда произошло слово «талыш». Роман «История Александра Великого», датированный 16 веком (перевод с греческого источника 5 века нашей эры), впервые упоминает похожий термин. Есть и опровержение теории об иранском происхождении народа, которое выдвигает историк и лингвист Ахмед Кесрави. Он утверждает, что ни в каких источниках, в том числе армянских, греческих и римских, термин не присутствует. Известность талыши, по его предположению, получили после публикации ряда работ арабов. В связи с этим встает вопрос о происхождении и формировании талышей как народа.
Талышский относится к уязвимым языкам. Лингвисты точно не знают, насколько много людей использует данный язык хотя бы на разговорном уровне. Ближайший языковой родственник — азари (иранский язык). В основном на этом языке разговаривают в Талыше — горной территории, в которой расположено поселение сельского типа. Язык распространен среди курдов и татов — ираноязычных народов.
Впервые к талышскому языку проявляли интерес еще в Советском Союзе. Была создана письменность, в основу которой легла латиница. Позднее она была переведена на кириллическую базу, но не стала востребованной. Сейчас талышский развивается благодаря осознанию уникальности собственного этноса талышами. Выпускается множество книг, газеты, ведутся радиопередачи. Горожане редко пользуются родным языком, обычно он в ходу только у сельских жителей.
История
В середине 15 века талыши вступают в союз с кызылбашами, выступающими против ширваншахов. До этого момента точных сведений о жизни народа не существует. Союзничество с кызылбашами позволило талышам стать частью их племен и официально войти в состав. Они жили так же, как и другие кочевники, хотя пользовались особым статусом и были единственными носителями иранского языка. В дальнейшем они вместе стали частью общности шахсевенов. По историческим записям, на тот момент талышей было не менее 600 семейств. Талыши населяли Гилян вместе с гилянцами.
Талышское ханство появилось в результате распада иранской державы Надир-шаха. Однако в 1828 году оно стало частью Российской империи, оказавшись под ее протекторатом. Люди оставались в составе России и в годы советской власти. Большинство переселилось на территорию современного Азербайджана.
Жизнь в разных странах
Сейчас жизнь народа в Азербайджане определяется политической ситуацией. Талышская партия возрождения была переименована в Партию Равенства и была намерена активно отстаивать права на обладание Карабахской территорией. Однако в 1993 году на нее начали претендовать армянские власти. Они ввели войска на западную территорию Азербайджана и захватили ряд районов. Произошел сильный кризис в политических кругах, что стало причиной военного переворота, который возглавили талышские офицеры. Они попытались создать талышскую автономию, однако власти Азербайджана оказались не согласны признавать ее. Само талышское население идею автономности не поддерживало, поэтому самопровозглашенная республика просуществовала всего 2 месяца. Возглавляющий офицерское восстание полковник Гумматов был приговорен к заключению пожизненно, но через 10 лет оказался помилован и депортирован в Голландию на условии отказа от азербайджанского гражданства.
Теперь власти Азербайджана принимают необходимые меры урегулирования, чтобы в дальнейшем предотвратить попытки сепаратизма. Власти Армении, хоть и испытывающие сложности во взаимоотношениях с азербайджанцами, стараются помогать им в талышеведении. Со стороны Ирана талышские деятели такую идею активно поддерживают и считают, что азербайджанские власти обязаны помочь талышскому народу восстановить культуру.
Ситуация с талышским населением Ирана в ряде аспектов схожа с той, что происходит в Азербайджане. Людьми занята область Гиляна, где вначале прошлого столетия вспыхнуло восстание против притеснявших народ властей и европейских колонизаторов. Даже несмотря на подавление иранской революции, жители Гиляна продолжали сопротивление, скрываясь в лесах и ведя партизанскую войну. Своими вдохновителями гилянские талыши называли советский народ, хотя они стремились отстаивать демократические свободы. Сейчас противостояния талышей и иранских властей не утихают, причем своих соотечественников из Азербайджана гилянцы чтут и, несмотря на все попытки со стороны иранских властей подорвать их родственную связь, остаются преданны друг другу.
Жизнь
Талыши занимаются земледелием, животноводством, плетением и ткачеством. Основными выращиваемыми культурами являются рис и пшеница. Они стали специалистами в области разведения крупного рогатого скота, изготавливают качественные хлопчатобумажные изделия. За последние десятилетия они освоили технологию выращивания цитрусовых. В Иране основной формой в хозяйстве является садоводство, скотоводство и земледелие. Выращивается чай, пользующийся большим спросом заграницей. Многие поселения сосредоточены в предгорных зонах. Причем если в горах они расположены компактно, то в низменностях разбросаны по территории.
Религия
Талыши являются представителями ислама и принадлежат к шиитам, есть также часть суннитов. Используют фетвы, которые опираются на Коран в качестве источника права. Если не существует подтверждения суждения, можно обращаться к Сунне. Дополнением к Корану и Сунне является Иджма, представляющая собой консультацию авторитетных духовных лиц.
Традиции
Талыши не приемлют многоженство. Они считают, что вторая жена может быть только в том случае, если первая сильно заболеет. Даже богатые талыши предпочитают единобрачие. Мужчины женятся уже в 20 лет, а девушки становятся женами в 16. Сохраняется традиция выкупа, которым могут стать деньги или вещи. Размер выкупа определяется семьями: перед свадебным обрядом семья со стороны мужа приходит в дом к родственникам жены и ведет длительные переговоры.
Обычай избегания, характерный для многих мусульманских народов, имеет у талышей гиперболизированное значение. Девушка обязана скрывать лицо в течение нескольких лет, хотя у многих других народов подобная традиция не имеет настолько строгий характер.
Многие особенности традиций талыши переняли у азербайджанцев.
В традициях талышей также прослеживается влияние гиляков и голешей. Например, жену, входящую за порог дома мужа, осыпают рисом и деньгами. Раньше прямо рядом с ней разрезали барана, отбрасывая голову в одну сторону, а туловище в другую. Невеста должна была пройти между частями барана. Сейчас такую традицию считают довольно варварской, поэтому барана режут не на глазах у невесты. Сохранился обычай макания руки в мед. Девушке нужно коснуться дверного косяка, чтобы оставить отпечаток. Некоторое время у талышей был распространен обычай женитьбы взрослых девушек и юношей, не достигших 20 лет. Такой обычай был продиктован сложными условиями — взрослая женщина могла справиться с хозяйством куда лучше.
Жилище
Талыши располагают свои дома близ деревьев. Если дом строят в лесу, то не одно дерево рядом с домом не тронут. Их вырубка строго запрещена. Строят в основном из дерева, делая крышу в виде пирамиды. Изнутри стены измазывают глиной, пол делают из земли, зажиточные могут позволить себе деревянные полы. У бедняков в домах нет окон, поэтому свет проникает через входную дверь. Таким же способом выполняют «выгон» дыма. В талышских домах входная дверь может достигать высоты под самую крышу. Камин используется для отопления, дымохода не имеет. Располагается, как правило, у передней стенки.
Пространство освещается керосиновой лампой, реже пользуются глиняными светильниками или лучиной.
В низменностях условия жизни еще более суровые. Болотная местность является пристанищем опасных насекомых, разносящих малярию. В домах царит сырость, поэтому многие талыши стремятся в летние месяцы отправиться в горы, беря с собой шалаши. Мебели обычно очень мало, люди пользуются циновками, при возможности стелют ковры. Едят за низкими столиками. Пищу подают на подносах.
Нация
Антропологи считают талышей представителями европеоидной расы. Исследователь Ансеров заключил, что обитатели низменности тяготеют к переднеазиатскому типу, а жители горных районов близки к иранцам.
До сих пор ведутся активные споры об идентичности народа, которые вызваны вопросом самоидентификации талышей.
Важно отметить, что большинство талышей, живущих в Азербайджане, все-таки представляют себя больше азербайджанцами, о чем говорят данные переписи населения. Исследователи из США связывают такое явление с отсутствием регулярного использования родного языка. Сейчас официальный статус у талышского отсутствует, причем это касается и Азербайджана, и Ирана. Только небольшая часть беспокоится о собственной самоидентификации и самобытности. Некоторые талыши называют себя тюрками, однако едва ли они имеют что-то общее с тюркоязычным населением. Удивительно, но генетические исследования показали, что талыши близки к финно-угорским народам и даже имеют много общего с белорусами. Однако есть и другие исследования, которые указывают на генетическое родство талышей с азербайджанцами.
Культура
Именно культура талышского народа помогает в самоидентификации и установлении понятия самобытности, а также отличий от прочих народов. Искусство талышей развивалось постепенно, переживая смену разных государств. Талышский народ застал еще древних персов, поэтому на них повлияли культуры разных веков. Одним из самых важных вкладов внесли Ахемениды. При Ахеминидах талыши активно развивали гончарное искусство, изготавливая керамические изделия. Еще в 4 веке до нашей эры они могли делать искусные работы, изображая животных на сосудах. Чаще всего это были коровы, олени, гуси и утки — основная дичь и скот, необходимые талышам в повседневной жизни. Интересной особенностью талышского гончарного искусства были вазы на 3 ножках. Они научились делать красивые фляги, горшки и кувшины малых размеров. Материалом для изготовления служила красная глина, установлена уникальная для того времени техника нанесения покрытия — светлый ангоб. Так мастера добивались получения гладкой поверхности и нивелировали ее недостатки. Изделия, сохранившиеся до наших дней, имеют искусно вырезанный орнамент. Некоторые горшки украшались миниатюрными скульптурами, заменяющими ручки. Многие из изделий носили утилитарный характер, их часто использовали в быту, а не только как предмет декора. Орнамент представляет собой геометрические линии и изображает сценки, например, охоту или нечто абстрактное.
В рельефах прослеживается влияние культа земледелия, на что указывают изображения плуга, пшеницы и сцены с пахотой.
Об архитектурных достижениях талышей в эпоху правления древних персов известно мало. Когда Персия становится часть Арабского халифата, происходят изменения, которые отражаются на жизненном укладе и культурных особенностях талышей. Постепенно начинает расти число ремесленников, что рождает бум изготовления художественных поделок. Талыши к тому моменту уже научились делать плиты для облицовки, используя беловатую глину. Плиты покрывались глазурью, основными цветами оставались синий, голубой и фиолетовый. Облицовочными плитами украшали экстерьер строящихся мечетей. Они также служили украшениями для мавзолеев. Талыши умели изготавливать даже большие керамические печи, о чем свидетельствуют раскопки в Ленкоранском районе.
Изделия из керамики постепенно становились все более прочными, долговечными и надежными. Новые технологии изготовления глазури помогали придать им лучшие эксплуатационные качества. Развитие технологий гончарного искусства дает скачок в 9 веке нашей эры. Талыши начинают использовать пигментацию, позднее сильно усложняется гравировка и появляется подглазурная роспись. Высшим уровнем мастерства считалась резервация узора, которую выполняли путем соскабливания фона ангоба. Такая техника требовала от мастера предельной аккуратности и выдержки, нельзя было оказывать слишком большое давление, иначе узор был бы поврежден. И вновь талышская культура демонстрирует тенденцию к изображению зоологических орнаментов. Однако теперь она стала куда совершеннее, анатомические подробности видны невооруженным глазом. Талыши изображали львов, лошадей, собак, птиц и рыб. Особенно тонкой работой являются последние, ведь детализация перьев и чешуи требует высокого мастерства. Орнаменты носили коммуникативную функции, передавая зрителю определенную информацию. В них был скрыт космологический, мифологический и магический смыслы. С течением времени орнаменты, как полагают исследователи, утратили смысловое значение, перейдя в сугубо культурную плоскость. Сама символика могла потерять былое значение и даже сменить его на противоположное.
История Талыша попадала в поле битвы. Во время нападения арабских завоевателей регион вовсе не оказался в упадке. Некоторые постройки сохранились, по раскопкам прослеживается явный культурный подъем. Археологи считают, что в тот период начали возникать новые города. Даже во время монгольского нашествия культура талышей продолжала жить. К 14–15 векам относят найденную глиняную посуду, изделия из керамики с монохромной росписью, светильники и кувшины, чашки. Также сохранились бани, храмы, жилые дома и дворцы. Все это свидетельствует о феноменальных достижениях талышского народа в том периоде.
Экспонаты, наглядно демонстрирующие мастерство талышей, можно увидеть в Историческом музее Азербайджана. Причем талыши достигли высокого уровня не только в изготовлении керамических изделий, но и декорировании бронзы. Они научились делать ювелирные изделия, украшать посуду драгоценными камнями и костями животных. С помощью этих изделий можно проследить формирование вкуса умельцев.
Талышский народ придает огромное значение музыкально-песенной культуре, формировавшейся на протяжении долгих веков. Песни исполняли обычно женщины в составе хороводов. Наиболее популярной долгое время оставалась структура «халай», включающая 7 пар песен. Мужчины могли присоединиться, составив одну из сторон хора. Во главе всегда стоял запевала, который играл на бубне. Любой халай был наполнен космологическим смыслом. Песни часто носили ритуальное значение и привязывались к конкретным действиям. Такая форма исполнения вовсе не уникальна, ей пользовались не только талыши. Космология халаев заключается в воспевании бога солнца, которому приносили жертвы.
С течением времени талыши начинают формировать собственную архитектуру. Многие мастера переходят в зодчество и создают удивительные по сложности произведения архитектуры. Памятники, посвященные христианскому культу, предположительно были изготовлены в раннем Средневековье. Базой для создания храмов служил дохристианский культ, прослеживается влияние язычества, на основе которого создавались новые формы.
С приходом мусульманства начинается новая перестройка. Сначала язычество, затем христианство, и, наконец, мусульманство. Талыши строят мечети путем перестройки прежних храмов. До сих пор планировка мечетей указывает на языческие и христианские корни. С расцветом Средневековья культовые сооружения приобрели окончательно завершенный вид в пользу мусульманства. Но не только храмы создавали талыши, среди их архитектурных произведений можно отметить ханский дом в Ленкорани. Вместе с французскими архитекторами талыши создали трехэтажный дворец, который прославил Ленкорани своим помпезным видом.
Отдельное слово стоит посвятить талышским коврам, как предметам искусства. Талышские ковры были настолько хороши, что приобрели популярность на Кавказе и превратились в символ роскоши. Даже христиане не стеснялись использовать их для украшения интерьера в церковных храмах. Они сумели попасть на выставку, которую проводила Российская империя, что дало возможность многим представителям богатых сословий узреть талышские ковры вне их родного края. Сейчас именно они украшают многие музеи, их можно увидеть в Эрмитаже, Московской Оружейной палате, Метрополитен-музее, расположенном в Нью-Йорке, Парижском Лувре и многих других. Если раньше талышские музеи могли позволить себе исключительно богатые люди, теперь они стали достоянием общественности.
Изначально талыши делали только войлочные ковры, затем распространение получили паласы. Исследователи, занимающиеся изучением восточных ковров, отмечают, что большинство было создано женщинами. Ткачество глубоко уважалось, так как требовало не только опыта и сноровки, но и знания ритуалов. Обрезка ковра должна была совершаться в соответствии со строгими традициями. Женщины использовали специальные ножи и ножницы, гребни. Ковры настолько были важны для людей, что их стали использовать в качеств денег. Их преподносили в качестве дорогого подарка на свадьбу, обменивали на другие товары и даже платили с их помощью налоги. Коврам приписывали мифические свойства. Например, они оберегали человека от болезней, защищали его род. Техника изготовления ковра хранилась в строжайшем секрете. Поэтому мастер передавал ученику все премудрости только с устной форме. Ковры же считались всегда самыми ценными предметами в доме. Важно отметить и разницу в талышских коврах. В зависимости от конкретного селения композиция узоров могла сильно отличаться. Техники же разделялись на 2 типа — тюркбаб и допама. На коврах нередко вышивали цитаты религиозных деятелей, изображали порталы, арки, купола, колонны и лампады, как на памятниках архитектуры.
Внешность
Путешественники описывали талышей как среднего роста людей, хорошо сложенных, смуглолицых, напоминающих индусов. Черты их лица напоминали им диких, но совсем не свирепых людей. Часть путников отмечала, что искренне восхищаются красотой женщин.
Одежда
Сходство с азербайджанским нарядом у талышей относительно велико. Мужчины носят рубахи, штаны, папаху или шапку из войлока. Отличительной особенностью женского наряда являются юбки и головные платки.
Видео
Талыши
Место проживания талышей
Народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана, проживающий в Талышских горах и в предгорьях у побережья Каспийского моря, в России – в основном в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Кроме того, официальное «Талышское национальное движение» под руководством президента Талышско-Муганской автономной Республики Алиакрама Гумматова со штаб–квартирой в Гааге действует в Нидерландах и имеет своё отделение в Стокгольме. Существует также Талышское правительство в эмиграции.
В 2008 году в Москве была зарегистрирована региональная общественная организация (РОО) «Талышское возрождение», её председателем является Исмаил Шабанов.
Численность талышей
Талыши считаются иранским народом, сведения об их численности разнятся. По одним данным, в мире проживает 267 300 тысяч талышей, а по другим – до 619 тысяч.
Всероссийская перепись 2002 года насчитала в нашей стране почти 3 тысячи человек, которые указали национальность талыш. По данным Переписи 2010 года, в России проживает 2529 представителей нации талыш.
Внешность талышей
Талыши – представители европеоидной расы, генетические родственники азербайджанцев. Внешне они относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше похожи на иранцев.
Впрочем, некоторые генетические исследования обнаружили у талышей много общего с финно-угорскими народами, а также, как ни странно, с белорусами.
Язык талышей
Талышский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок языку азари (иранскому).
Одни исследователи насчитали 218 100 носителей талышского языка, а другие утверждают, что в мире на талышском языке говорит более миллиона человек (1 300 000). Сегодня он используется в основном сельскими жителями. Поэтому, например, в Азербайджане во время переписи талыши нередко указывают национальность «азербайджанец», так как не владеют родным языком.
В Советском Союзе для талышей в 1928 году была впервые создана письменность на основе латиницы, а позднее – кириллицы, но кириллическая осталась невостребованной. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века в Ленкорани издавалось 19 наименований периодики на талышском языке, но в конце тридцатых годов все они были закрыты.
В настоящее время за счёт роста национального самосознания у талышей есть СМИ на родном языке, развивается издательская деятельность.
Этноним талышей
Арабский историк Аль-Табари, который жил в IX-X веках, называл представителей этого народа «ал-тайласан». Он писал, что этот народ живёт в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.
Про «страну Талыш» впервые упоминается в истории Александра Македонского, а вернее, в её переводе на армянский язык с греческого, который был сделан в XVI веке.
Одни исследователи считают, что этноним «талыш» произошёл от названия племени «далеев», и роднит этот народ с остальными кавказскими народами, другие исследователи полагают, что праталыши происходят из племён, которые назывались «каспиями», и роднит их с индийцами и греками.
Учёные считают, что талыши являются хранителями мидийской культуры и мидийского языка и таким образом пронесли через века элементы доиранского сознания прикаспийских народов.
В XV веке талыши объединились с кызылбашами в борьбе против ширваншахов, а впоследствии вошли в объединение шахсевенов. К тому времени исторические источники насчитывали около 600 талышских семей.
После распада в XVIII империи Надир-Шаха образовалось Талышское ханство со столицей сперва в Астаре, а потом в городе Ленкорань. Население это страны занималось в основном выращиванием риса и скотоводством, но в государстве было создано постоянное войско.
Однако в 1785 году талыши попали в зависимость к Фатали-хану, который начал подчинять себе прикаспийские территории. И в 1795 году правитель Талышского ханства Мир Мустафа-хан попросил покровительства у России.
Во время русско-персидской войны талыши выступили на стороне России. В 1809 году Россия берёт Талышское ханство под свой протекторат. Однако в 1812 году персидская армия осадила столицу ханства Ленкорань и овладела талышской крепостью. Но уже через несколько месяцев, 1 января 1813 года, отряд под командованием генерала П. С. Котляревского штурмом вернул России эту цитадель.
По Гюлистанскому мирному договору часть Талышского ханства отошла Персии, но персидский двор этим не удовольствовался и предпринимал всё новые и новые попытки вернуть себе Северный Талыш в обмен на другие территории.
Переговоры с персами вёл сам генерал Ермолов, но он остался непоколебим. В 1828 году по Туркманчайскому мирному договору после очередной русско-персидской войны к Талышу вдобавок была присоединена часть Зуванта.
Сохранилось свидетельство о том, как тяжело персидский принц Аббас-Мирзе переживал утрату Талышского ханства, но вынужден был смириться с этой потерей.
Интересно, что после вхождения в состав Российской империи Талышское ханство так и именовалось «ханством», хотя все остальные ханства в России были упразднены. Управлял этим ханством «диван» из двух местных беков, над которыми главенствовал русский генерал.
В 1919 году в Ленкоранском уезде Бакинской губернии была образована Муганская советская республика, но просуществовала она всего два месяца.
Во время раскулачивания многие талышские семьи были высланы в Казахстан. Однако при советской власти талыши до 1938 года имели свою культурную автономию, которая помогала им сохранять язык и традиции.
После развала Советского Союза талыши Азербайджана основали Талышскую партию, переименованную чуть позже в Партию Равенства, которая отстаивала их права на Карабахскую территорию, но создать в Азербайджане национальную автономию талышам не позволили. При этом несмотря на сложные взаимоотношения с Азербайджаном, Армения поддерживает стремление талышского народа сохранять свою культуру.
В Иране талыши исторически живут на территории области Гиляна, откуда в прошлом столетии началась Иранская революция. Даже после того, как она была подавлена, вдохновлённые советским народом гилянские талыши ещё долго продолжали вести подпольную деятельность, и до сих пор конфликтуют с иранскими властями.
Религия талышей
В древности талыши исповедовали культ рощ и священных деревьев, поэтому когда они строят себе новые дома, то стараются не повредить растущие рядом деревья.
Когда-то талыши также поклонялись божествам домусульманского общеиранского пантеона, а впоследствии испытали на себе влияние зороастрийского культа природных стихий.
В настоящее время азербайджанские талыши исповедуют ислам шиитского толка, а иранские – суннитского. Кроме того, у них есть Иджма как совет авторитетных духовных лиц, к которому можно обратиться за консультацией.
При этом талыши допускают многожёнство, только если первая жена сильно заболела.
Традиции талышей
Азербайджанские талыши переняли немало обычаев у азербайджанцев, а иранские талыши позаимствовали многое у гиляков.
За невесту у талышей положен выкуп, о размере которого принято вести долгие переговоры. Талышские юноши обычно женятся в 20 лет, девушек выдают замуж с 16. Также одно время у талышей бытовал обычай женить совсем молодых парней, которым не исполнилось ещё 20 лет, на взрослых женщинах, поскольку считалось, что опытная женщина будет лучше вести домашнее хозяйство.
Соблюдая общие для многих народов Кавказа обычаи избегания, талышские девушки особенно усердно прячут лицо от посторонних глаз.
Когда молодая жена впервые переступает порог мужниного дома, её осыпают рисом и деньгами, а в старину прямо перед ней разрезали барана. Теперь барана режут заранее, но, как и в древности, бросают его голову в одну сторону, а туловище – в другую. Невеста должна коснуться дверного косяка руками, которые она предварительно окунула в мёд (чтобы оставить свой след), и пройти между двумя частями барана.
Как и другие народы Кавказа, талыши очень гостеприимны.
Искусство и быт талышей
Традиционные жилища талышей (анджинака) изготовлены из дерева, имеют конусообразную крышу, земляной пол и обмазаны изнутри глиной. У бедняков в домах не было ни окон, ни трубы: свет в их хижины проникал через дверь, дым уходил тоже через дверь, поэтому дверь делали высокую – под самую крышу.
Люди спали на циновках, ели с низких столиков. Часто они только зимовали в своих домах, а летом, когда становилось сыро, уходили пасти скот в горы и строили там шалаши.
Традиционная одежда талышей мало отличается от азербайджанской. Мужчины кроме рубахи и штанов носили папаху или войлочную шапку, женщины тоже одевались в рубаху и штаны, а также носили широкие сосборенные юбки, платки.
И мужчины, и женщины носили архалыг – азербайджанский плотно прилегающий к телу кафтан из тирьмы, шёлковых тканей или бархата. Девушки надевали на голову похожую на тюбетейку шапочку – арахчин.
На свадьбу или по праздникам талыши облачались в одежду из ценных тканей с золотыми и серебряными украшениями.
Вместо хлеба талыши едят круто сваренный рис.
Традиционно представители нации талыш занимались выращиванием риса, скотоводством и шелководством, плели корзины и циновки, вырабатывали шёлковые и хлопчатобумажные ткани.
В настоящее время жители Талыстана, кроме того, занимаются выращиванием чая, цитрусовых и овощеводством.
Считается, что талыши позаимствовали гончарное искусство у древних персов, Ахеменидов, и поэтому с незапамятных времён научились изготавливать богато украшенные орнаментами и изображениями животных керамические сосуды с ангобным покрытием. Во времена Арабского халифата талыши также научились делать глазурованные плиты для облицовки, которыми украшали мечети и мавзолеи.
Издавна ценятся и талышские ковры, которые украшают самые знаменитые музеи мира. Когда-то талыши даже использовали эти ковры в качестве денег: ими оплачивали налоги, давали взятки, одаривали родственников. Коврам придавали мистические свойства. Талыши, например, верили, что передаваемые из поколения в поколение ковры защищают род, берегут людей от болезней. Обычно на талышских коврах вышиты цитаты религиозных деятелей, а также элементы мусульманской архитектуры.
Флаг талышей
На флаге талышей изображено солнце. Первая версия этого флага возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда талыши пытались создать в Азербайджане свою автономию.
Этот флаг использует Талышское правительство в эмиграции, он также используется в России как символ тех, кто имеет национальность талыш.
Позже появилась ещё одна версия талышского флага с вписанным в окружность оранжевым солнце с двенадцатью волнистыми загнутыми по часовой стрелке лучами. 12 лучей солнца символизируют пророка Мухаммеда и 12 джафаридских имамов.
В 2009 году сторонники полной независимости Талышистана учредили красный флаг талышей с солнечным символом «Хаштпар» в центре, утверждая, что он используется уже почти 2700 лет, так как впервые был поднят предводителем антиарабского восстания Бебеком. В России подобный флаг у «Союза талышской молодёжи» при Талышской Национально-Культурной Автономии Москвы. Однако с некоторыми видоизменениями: по нижней и верхней кромке этого флага идут белые и зелёные полоски.