Тыловые колонки что это

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать домашнюю музыкальную или кинотеатральную систему. Такие аудиокомплексы в обязательном порядке включают в себя фронтальную акустику, центральный канал, тыловые громкоговорители и басовик. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой фронтальная и тыловая акустика.

Что такое фронтальная акустика

Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.

Тыловые колонки что это

Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).

Тыловые колонки что это

Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.

Тыловые колонки что это

Полочники Klipsch RB-81 II

Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.

Тыловые колонки что это

Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165

Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.

Тыловые колонки что это

Акустика Heco Victa Prime 302

Что такое тыловая акустика

Тыловая акустика отвечает за разнообразие мельчайших аудиоотенков. Она обеспечивает максимально плотный звуковой узор. Для такой подзвучки оптимальным решением станет полочный комплект (Monitor Audio Bronze 1 или Dali Lektor 1) или настенный вариант (Monitor Audio Bronze FX или DALI Ikon On-Wall MK II).

Тыловые колонки что это

Полочный комплект акустики Monitor Audio Bronze 1

Здесь, наоборот, диффузор находится в передней части, поскольку при расположении у задней стенки он не даст никакого эффекта. Устанавливать такую акустику можно на подставке либо на стене.

Тыловые колонки что это

Акустика Dali Lektor 1

Также можно использовать в качестве тыловых спикеров акустику, встраиваемую в потолок (Klipsch R-1800-C II или Monitor Audio CT 180) или в стену (Klipsch R-1650-W II или Monitor Audio WT 165).

Тыловые колонки что это

Встраиваемая в потолок акустика Klipsch R-1800-C II

Общие нюансы

* Если размеры квартиры и состояние кошелька позволяют, то лучше всего будет оборудовать для домашнего кинотеатра отдельную комнату.
* Как правило, изготовители выпускают серию устройств, в которой представлены и тыловая, и фронтальная акустика. Приобретение комплектов из одной серии обеспечит вам максимальную синхронность звучания динамиков. Кроме того, в состав одного набора устройств обычно входят также центральный канал и сабвуфер.
* Фронтальные громкоговорители должны обладать немалым показателем мощности. Обращайте внимание на этот показатель при покупке.
* Если вы остановились на варианте встраиваемой акустики, помните, что для таких динамиков нужно оставлять 10 см в глубину. Проще всего встроить спикеры в гипсокартон. А вот в кирпич и бетон акустику встраивают гораздо реже.

Источник

Тыловые АС — когда они нужны?

Тыловые колонки что это

Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом.

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

Нужны ли тыловые динамики?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой.

Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС.

Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

Роли тыловых динамиков.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку.

Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Sound Board, или Звуковые панели.
Этот вариант установки — самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции — в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука.

Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух — или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

Озвучивание мест задних пассажиров.
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле — забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами — в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте — спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

Устанавливать динамики желательно как можно выше — например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ- и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

Сопряжение с каналом сабвуфера.
Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически — да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника автомобиля настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит — проблемы с согласованием в данных системах не существует.

Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания.

Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что на наших тестах не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

Как установить и как направить динамики тылового канала.
Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое — максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее — с кузовом хэтчбек.

Второе — избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье — не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того — воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 7-8 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний.

Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

Вывод.
Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана — все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

6 комментариев к статье: Тыловые АС — когда они нужны?

Ох уж эти задние пассажиры. Поверьте мне как пассажиру — когда в уши играют динамики да ещё многополосные да ещё и сзади… ехать так отвратительно… Так что забота о задних пассажирах методом увеличения количества динамиков, играющим полный спектр правого и левого каналов создаёт для всех очень не комфотртное звучание и является тупиковой ветвью эволюции автозвука в плане повышения комфортности звучания. Звук над панелью перед водителем более комфортный для всех. При применении выигрывателей музыки Pioneer с функцией (прямой привод сабвуфера) могу предложить вариант динамиков в заднюю полку.С другими аппаратами(без прямого привода сабвуфера) такой вариант то же предпочтительнее,так как больше баса,чем с полки, а середина и верх достаточно сильно рассеиваются под закрытой полкой и почти не мешают формированию сцены. При отсутствии пионера можно применить недорогой усилитель с ФНЧ. На природе можно отключать, в повседневном случае — использовать как сабик.И самое главное — при продаже или другой крайней необходимости демонтируется за …20 секунд, если будущий хозяин пожалеет на эту красоту 200 уе.На природе даже от магнитолы озвучивание поляны… друзья будут вам очень благодарны.Практикую такой метод. Перед поездкой на природу подъезжаете ко мне, быстренько устанавливаем,подключаем… Оставляем залог (200). По возвращении отдаю залог за минусом 5 уе в сутки. В 9 случаях из 10 за залогом никто не возвращается.Тыловые колонки что это

Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера

Не первый раз читаю и слышу об этом способе подключения тыловых динамиков. А можно ли выложить фото вариантов установки таких динамиков, не подключения — это уже понятно, а именно фото того, как это может выглядеть в автомобиле?

Да музыку дома надо слушать, а не в машине

Панель отправки комментариев Отменить комментарий

Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.

Источник

New-Reality

Домашние кинотеатры, акустические системы, умный дом установка «под ключ»

Фронтальные акустические колонки

Фронтальные и тыловые колонки в чем разница

Фронтальные колонки — главный компонент домашнего кинотеатра. Именно через них проходят основные каналы звука, составляющие основу любого саундтрека. Остальные каналы — тыловые, сабвуфер, центр — являются, по сути, вспомогательными, подмешивающими в основной сигнал фоновые шумы, речь, воспроизводящие низкие частоты. При необходимости без них можно обойтись, но игнорировать сигнал, который транслирует акустика фронтальная, нельзя. В любых системах, будь то 5.1 или 7.1, главным элементом являются фронтальные колонки, а остальные лишь добавляют объм и усиливают эффект присутствия.

Фронтальные колонки это задние или передние?
Фронтальные колонки располагаются перед слушателем в непосредственной близости от телевизора или экрана как показано на картинке ниже.

Основные требования и параметры

Фронтальные акустические колонки транслируют основной сигнал с любого источника — мп3 плеер, ТВ или интернет. Современный формат подачи аудиоданных представляет собой стереопару, двухканальный сигнал, предназначенный для воспроизведения парой наушников или акустических систем. Это обусловлено строением человеческого организма, в частности — слухового аппарата. Фронтальные колонки, использующиеся для домашнего кинотеатра, реализуют стереофонический звук, состоящий из двух каналов — левого и правого. Небольшие расхождения между ними создают эффект объема, ощущение пространства.
Чем выше качество акустики, тем реалистичнее звук, меньше искажений, отсутствуют фоновые и паразитные призвуки. Поэтому требования, предъявляемые к фронтальным системам, намного жестче, чем к остальным компонентам. Для получения хорошего звука необходима акустика с минимальным уровнем искажений, возможностью воспроизводства частотного диапазона, соотносимого с возможностями восприятия человеческого уха. Для изготовления акустических систем высшего уровня используются специальные материалы и технологии, большинство из которых являются секретными «ноу-хау» производителя.
Важным показателем является динамический диапазон, соотношение между уровнями наиболее тихого и самого громкого сигнала. Чем он шире, тем реалистичнее, естественнее звучание. Качество звука во многом зависит от конструкции динамика. Для воспроизведения низких частот нужен диффузор большого диаметра, с повышением частотной характеристики размеры динамиков уменьшаются. Современные фронтальные системы многополосные, т.е. имеющие несколько динамиков, «ответственных» за определенный частотный диапазон. Количество полос фронтальных колонок определяет, на сколько частотных «слоев» разделен звук. Существуют простые двухполосные системы, имеются и многополосные колонки, позволяющие максимально тонко регулировать частотную палитру звука.

Расположение фронтальных динамиков

Существуют специальные требования к установке акустики домашнего кинотеатра. Фронтальная колонка, расположение которой не соответствует этим нормам, не сможет создать нужный эффект. Оптимальными условиями являются:

В случае отклонения от идеального расположения колонок ситуацию может исправить настройкой эффектов с помощью АВ-ресивера или процессора.

Виды исполнения громкоговорителей

Существуют разные варианты исполнения фронтальных колонок для домашнего кинотеатра. Рассмотрим их подробнее:
Тыловые колонки что этоНапольные
Устанавливаются прямо на пол, что делает возможной оптимальную настройку или быстрое изменение положения при необходимости. Обычно имеют продолговатый, довольно высокий корпус, обеспечивающий приблизительное расположение динамиков на уровне головы сидящего человека.
Полочные
Устанавливаются на полки, закрепленные на стене. Необходимо следить, чтобы колонки не были прижаты к ней, особенно, если сзади имеется фазоинвертер. Высота полок должна обеспечивать оптимальную высоту акустики относительно головы сидящего слушателя.
Подвесные
Подвеска колонок позволяет убрать мешающие провода и максимально акустически развязать громкоговорители с полом или стенами квартиры. При этом, приходится делать отверстия в потолке, что может быть невозможным — например, мешает натяжной или подвесной потолок. Существуют также настенные подвесные акустические системы, позволяющие более точно настроить положение, но плотно соприкасающиеся со стенами и передающими им вибрацию.
Встраиваемые
Этот вариант позволяет несколько скрыть акустику, сделать ее менее выделяющейся в интерьере комнаты. Проблема может возникнуть из-за появления лишнего объема, резонирующего на собственной частоте и искажающего звучание.
Установка на твердую опору
Для акустической развязки колонок с полом используются специальные массивные подставки, препятствующие передаче колебаний от корпуса к напольному покрытию или иным материалам, хорошо распространяющим звуковые волны. Распространено использование в качестве подставок мраморной плиты толщиной от 2см. Она устанавливается на специальные шипы, исключающие прикосновение плоскости плиты к полу. Использование таких подставок устраняет искажение низких частот, гудение и паразитные резонансы, звук становится чище, низкие частоты — мягче. Ставить колонки прямо на мрамор не рекомендуется, следует использовать шипы или приклеить резиновые ножки.

Подключение качественным кабелем

Подключение фронтальных колонок домашнего кинотеатра должно производиться качественным акустическим кабелем. Обязательно соблюдать фазность подключения — если на усилителе провод присоединен к красному контакту, то на колонке надо его также подключать к красному, иначе можно вызвать акустическое короткое замыкание с потерей качества звука. Если на колонках установлены по две пары клемм на каждый контакт, то можно использовать систему подключения Bi-Wiring, когда от усилителя идет двойной провод к каждому из контактов. Существует также система подключения Bi-amping, когда к акустике с двумя парами клемм присоединяется два усилителя (на одну пару клемм один, а другой — на вторую пару). Такой способ позволяет добиться высокого качества звучания и уменьшить искажения.

Источник

Сайт установщиков

Тыловые колонки что это
Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.

На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЗВУК ВОКРУГ

Тыловые колонки что это
Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ

Тыловые колонки что это
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ

Тыловые колонки что это Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Тыловые колонки что это Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС;достаточно вспомнить, что в тестах “Car&Music” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА

Тыловые колонки что это

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

ВЫВОД

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *