Ты полагаешь что это пушкинский
Урок-презентация в 11 классе. Подготовка к заданию ЕГЭ по русскому языку №8. (Безударные гласные в корне слова)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Безударные гласные в корне слова Русский язык 10 класс Учитель: Тимурзиева Лида Ахметовна
А.С.Пушкин – солнце русской п…эзии. Стоит лишь чуть-чуть прик..снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол..гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з. леный р..сток, ты тянешься к солнцу, «Солнцу русской п..эзии». Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься все выше и выше. И уже ничто не заст..лает тебе пути к свету. И душа живет. Задание. Вставить пропущенные буквы, расставить ударение.
А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Стоит лишь чуть-чуть прикоснуться к поэзии Пушкина, как ты чувствуешь тепло и любовь поэта ко всему, что есть в жизни. Ты полагаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как молоденький зеленый росток, ты тянешься к солнцу, «Солнцу русской поэзии». Ты дышишь полной грудью, устремляешься все выше и выше. И уже ничто не застилает тебе пути к свету. И душа живет.
Цели урока: развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике; обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации, закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне; развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний; отработать навыки «узнавания орфограммы», условий ее выбора; закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ
Что вы можете сказать о теме: Я это все знаю отлично. Я знаю это хорошо. Кажется, я помню не все. Вспоминаю с трудом. Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете сделать задание по этой теме.
Заполни таблицу! СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ
Заполни таблицу! СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ ДОЛЖНОСТНОЙ КОРИЧНЕВЫЙ ПРИКОСНОВЕНИЕ ОБОГАЩАТЬ БАГРОВЫЙ ЗАРЯ ЗАПАХ ДОКУМЕНТ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫЙ ДОЛИНА ДИРИЖИРОВАТЬ ПЛОВЦЫ ВИНОВАТЫЙ ОПТИМИЗМ ПРОМОКАШКА ЕДИНИЦА ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЛЕДЕНЕНИЕ РАСФАСОВАТЬ ЗАБИРАТЬ
Оцените свой уровень знаний по данной теме 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» более 5 ошибок – «2» Поставьте себе оценку под таблицей.
Безударные гласные, проверяемые ударением в корне Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтить (фонарем)-посвЯтить ( жизнь науке). Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)
Расставить ударение в словах, объяснить правописание безударных гласных, подбирая проверочные слова Вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, изломать, лепнина, минёр, наварить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, удивляться, деревянный, удалиться, уплотнить, заплатить.
Непроверяемые безударные гласные в корне В.гон,ур.ган,п.норама,экзам.н,ант.г.нист,туннель, пр.в.легия,нав.ждение,д.зертир, к.нфорка,инт.ллигенция,г.ризонт, апл.дировать,п.л.садник,сув.р.нитет, п.радокс,с.ртификат,в.кансия,м.ридиан, с.реневый,ав.нгард,анн.тация,в.негрет, л.нол.ум,ижд.венец, эксп.нат,экстр.мальный,р.аб.литация, кат.строфа,м.ценат,н.стальгия, в.т.ринар, ф.л.рмония,к.мпр.мисс,м.тивация,пр.дв.рительный,п.сс.мист,р.зиденция,д.летант
Непроверяемые безударные гласные в корне Вагон,ураган,панорама,экзамен,антагонист,туннель, привилегия,наваждение,дезертир, конфорка,интеллигенция,горизонт, аплодировать,палисадник,суверенитет, парадокс,сертификат,вакансия,меридиан, сиреневый,авангард,аннотация,винегрет, линолеум,иждивенец, экспонат,экстремальный,реабилитация, катастрофа,меценат,ностальгия, ветеринар, филармония,компромисс,мотивация,предварительный,пессимист,резиденция,дилетант
Используя теоретический материал учебника, заполните таблицу УСЛОВИЯ НАПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ УДАРЕНИЕ СУФФИКС БУКВА, СЛЕДУЮЩАЯ ЗА ГЛАСНОЙ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях КОРЕНЬ ПРИМЕРЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ Кас-кос Касаться, коснуться Блист-блест, блеск, блесн Блистать, блестеть, блеснуть, блеск Бир-бер Избирать, изберу Тир-тер Вытирать, вытереть Мир-мер Замирать,замереть Дир-дер Отдирать,отдеру Стил-стел Расстилать,расстелить Жиг-жег Разжигать,разжечь Чит-чет Вычитать,вычет Сочетать, сочетание Лаг-лож Излагать, полагать,изложить
Проверьте себя. ВыгОревший, несгОраемый, собЕру, раздЕру, расстЕлю, замЕреть, замИрать, растЕреть, растИрать, зажИгать, запИрать, отпЕреть, блИстать, раздИраю, расстИлаю, загОреть, загОрать, пригОревший; прирАсти, прирАщённый, невырОсший, прорАстающий, рОсток, рАстение, вырОс, РОстов, прилОжить, прилАгать, прилАгаемый, прикАсаться, прикОснуться, неприкАсаемый. Все ли слова нужно было списывать? Сделайте вывод.
Гимнастика для глаз
Составьте слово 1. Возьмите от слова «присказка» приставку. 2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «удивлять, коснуться, задуматься, улыбаться» 3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «прыгнуть». 4.Возьмите от глагола «увиделись» суффикс прошедшего времени. 5. Добавьте окончание от слова «орфограмма». 6. Прибавьте суффикс возвратности. Какое слово у вас получилось?
Ключ к заданию Прикоснулась Найдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной
В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне? А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение. Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение. В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный. Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.
В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне? А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый. Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление. В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат. Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения.
Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях? А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное. Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха. В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый. Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.
В каком ряду буква И пишется во всех случаях? А) бл..стать, соб..рательный, раст..рание Б) выч..тать, раст..реть, заж..мать В) подп..рая, бл..стела, выт..рать Г) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть
В каком ряду буква Е пишется во всех случаях? А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаю Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать В) зап..реть, соч..тать, уд..рёт Г) прот..реть, ум..реть, расст..лается
В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения? А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.(К.Арсеньев) Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.(И.Гончаров) В) Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)
Ключ к тестовым заданиям 1 – Б 2 – В 3 – Б 4 – А 5 – В 6 – Б 7 – В
Оцените свой уровень знаний по данной теме 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» более 5 ошибок – «2» Поставьте себе оценку под таблицей.
Домашнее задание КИМ задание №8. Упр. 82, 83 стр.72
Уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее.
Гениально! Спасибо за урок.
Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия ПИШЕМА, Т.К ДАЛЕЕ ИДЕТСОГЛАСНЫЙ… ПИШЕМИ, Т.К.ЕСТЬСУФФИКСА ПИШЕМ О, ТК.НЕТСУФФИКСАА К…СНУЛСЯ ВЫР…СТИ БЛ…СТАЛ
Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия ПИШЕМО, Т.КБЕЗУДАРНАЯ ПИШЕМА,ВСООТВЕТСТВИИ СОЗНАЧЕНИЕМ равный, одинаковый ПИШЕМО, Т.К. ДАЛЕЕ ИДЕТСОГЛАСНЫЙ ПОДР…ВНЯТЬ СОТВ…РИТЬ ВСК…ЧИТЬ
Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия ПИШЕМОВСООТВЕТСТВИИ СОЗНАЧЕНИЕМ ПИШЕМО,так как исключение ПИШЕМО, Т.К.БЕЗУДАРНАЯ ВЫМ…КНУТЬ ПОД ДОЖДЕМ ПОКЛ…НИТЬСЯ ПЛ…ВЕЦ
Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия ПИШЕМИ, Т.К.ЕСТЬСУФФИКСА ПИШЕМЕ, Т.К.НЕТСУФФИКСАА ПИШЕМЕ, Т.К.ИСКЛЮЧЕНИЕ ЗАЖ…ГАТЬ СОЧ…ТАТЬ РАССТ…ЛИТЬ
Резервные задания. Используя «ручку», установи соответствия ПИШЕМА, Т.К.БЕЗУДАРНАЯ НАЯ ПИШЕМА, Т.К.ЕСТЬСУФФИКСА ПИШЕМАВ СООТВЕТСТВИИ СОЗНАЧЕНИЕМ ПРИЛ…ГАТЬ З…РЯ УР…ВНЕНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1193902
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Расставьте знаки препинания?
Расставьте знаки препинания.
Стоит лишь чуть чуть прикоснуться к поэзии Пушкина как ты чувствуешь любовь и тепло поэта ко всему что есть жизнь.
Ты полагаешь что это пушкинский мир а он и твой тоже.
Как молоденький зеленый росток ты тянешься к солнцу «солнцу русской поэзии».
Ты дышишь полной грудью устремляешься все выше и выше.
И уже ничто не застилает тебе пути к свету.
И укажите на ошибки, если они есть.
Расставьте знаки препинания, где это необходимо, подчеркните граматические основы?
Расставьте знаки препинания, где это необходимо, подчеркните граматические основы.
А) Ночь тиха и безлунна.
Б) Краткость душа поэзии.
В) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
Г) Облако за месяц зацепилось.
Синтаксический разбор, предложения :С каждым днём синеет мягчеДаль оттаявших полей,Солнце в небе светит выше,Воздух легче и теплей?
Синтаксический разбор, предложения :
С каждым днём синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух легче и теплей.
С каждым днём синеет мягче даль оттаявших полей, солнце в небе светит выше, воздух легче и теплей?
С каждым днём синеет мягче даль оттаявших полей, солнце в небе светит выше, воздух легче и теплей.
Расставьте знаки препинания : Как блестят твои глаза воскликнул он и участливо поинтересовался Тебе не холодно?
Расставьте знаки препинания : Как блестят твои глаза воскликнул он и участливо поинтересовался Тебе не холодно.
Расставьте знак препинания, где это необходимо?
Расставьте знак препинания, где это необходимо.
А)Ночь тиха и безлунна.
Б)Краткость душа поэзии.
В)Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
Г)Облако за месяц зацепилось.
Выпишите главные члены предложения?
Выпишите главные члены предложения.
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем.
Сугробы намело выше окон.
Всё вокруг полно поэзии.
Свет луны таинственный и длинный.
Русские поэты любили использовать эпост и обращать поэзию?
Русские поэты любили использовать эпост и обращать поэзию.
Как Пушкин рассматривает тему значения поэта и поэзии?
Как Пушкин рассматривает тему значения поэта и поэзии?
Укажите омонимы?
1) Не боится 2) Не учатся 3) Не добиться 4) Откликнется.
Не боится ; не учатся ; не добиТЬСЯ, откликнется. Ответ : не добиТЬСЯ.
Я отдыхаю у бабы в деревни.
Тютчев Весна Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам. ПарусБелеет парус одинокойВ тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.
Все верно. Только какую букву ты вставил в слове Р. Внина? (Равнина правильно). В 12 пункте.
Осень, яблоко, ёжик, зайчик, урожай, капуста, огород, урожай.
Ты полагаешь что это пушкинский
Любой гражданин Российской Федерации в возрасте от 14 до 22 лет.
Оформить «Пушкинскую карту» можно на портале «Госуслуги». Заполняете заявление и буквально через несколько минут становитесь обладателем виртуальной карты Мир. После этого устанавливаете мобильное приложение «Госуслуги. Культура» и выбираете то, что вам по вкусу.
Если у вас пока нет подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», придется ее получить. Это можно сделать онлайн через банк, в центре обслуживания, с помощью УКЭП или через Почту России.
Да, в 2021 году у каждого обладателя Пушкинской карты будет на счету 3000 рублей. В следующем 2022 году, эту сумму обещают увеличить до 5000 рублей.
Но запомните, эти деньги можно потратить только на культурный досуг. А именно: оплатить ими билеты на любое мероприятие, представленное в официальной афише.
Полная афиша всех событий уже доступна на портале «Культура.РФ» и в приложении «Госуслуги. Культура». В программе участвуют около 1500 тысяч учреждений культуры, как государственных, так и частных, которые уже предлагают около 10 000 интереснейших событий.
Ограничения тоже есть: по «Пушкинской карте» нельзя будет купить билеты в цирк или кино.
Нет. И это одно из главных достоинств этой программы. Вы может выбрать любой музей или театр, находящийся в любой точке страны. И если вы мечтали побывать в Большом театре или легендарной Мариинке, то с «Пушкинской картой» это возможно. Правда, учтите, что пока у нас в стране действуют антиковидные ограничения, и придется проявить терпение, чтобы получить желаемый билет.
Выберите понравившееся мероприятие в приложении «Госуслуги. Культура» или на портале «Кульутра.РФ». Оплатите билет «Пушкинской картой» там же в приложении, у билетных операторов, на сайте учреждения или прямо в кассе.
К сожалению, пока такой возможности нет. Но разработчики думают, как решить эту проблему.
К сожалению, копить «культурные» деньги не получится. И если вы не успеете их потратить в этом году, то они «сгорают». В новом году вы получите новую, определенную государством сумму. Так что не откладывайте долгожданный поход в театр на потом!
Да, с билетами, купленными по «Пушкинской карте», действуют те же правила возврата, что и с обычными билетами. Вы сможете вернуть билет, а баланс вашей карты пополнится на стоимость возвращенного билета.
Еще материалы
Карта коронавирусных ограничений в регионах России
Информация о вводимых и снимаемых ограничениях постоянно обновляется
Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране
И как заставить путешественника поставить городу не виртуальный, а реальный лайк
Что такое «Пушкинская карта» и как ее получить
С 1 сентября российская молодежь может оформить «Пушкинскую карту». Ее можно использовать для оплаты билетов на культурные мероприятия: концерты, выставки, спектакли. Деньги на карту кладет государство, и каждый год лимит будет обновляться.
Вот кто может участвовать в программе, сколько денег дают на оплату билетов и как их использовать.
Кто может получить «Пушкинскую карту»
Эту карту предложил ввести президент. Она пригодится школьникам и студентам для культпросвещения. Так государство участвует в расходах на билеты для посещения интересных мероприятий.
Фактически «Пушкинская карта» — это обычная карта платежной системы «Мир». Ее выдает банк, а государство переводит деньги на счет. Владелец карты платит ею при покупке билета и может идти в музей или филармонию за счет бюджета.
Условия для оформления:
Других требований нет. Можно уже не быть студентом: карту выдают с учетом возраста. Главное, чтобы уже исполнилось 14, но еще не было 23 лет. Доходы получателя тоже не повлияют. Баланс одинаковый и для зажиточной молодежи, и для школьников из малообеспеченных семей.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Как получить карту
«Пушкинская карта» может быть виртуальной или пластиковой — они имеют одинаковую силу.
Виртуальная карта. Ее можно оформить в приложении «Госуслуги.Культура»:
После авторизации под учетной записью госуслуг нужно сделать селфи для подтверждения личности — оно останется на аватарке. Примерно так же работает приложение для самозанятых. Фото обещают никуда не передавать. После выпуска карты в приложении ею уже можно пользоваться.
Пластиковая карта. В 2021 году ее оформляет только «Почта-банк», а сделать это можно будет только с октября. Но если оформили виртуальную карту онлайн, получать физическую необязательно.
Карту нужно оформить до 31 декабря 2021. Только в этом случае можно будет использовать баланс текущего года.
Сколько денег будет на карте
Но реальность такова, что жители небольших населенных пунктов вряд ли смогут эффективно распорядиться деньгами: у них в поселках просто нет подходящих мероприятий, нужно ехать в города, а деньги на проезд бюджет не возмещает. Разве что учебные заведения организуют какие-то групповые поездки.
Плюс в том, что картой можно оплатить мероприятие где угодно в России, не только в своем регионе. Например, класс может поехать на каникулы в Санкт-Петербург — и все дети оплатят билеты в музеи и театры «Пушкинскими картами», то есть за счет бюджета.
Как платить «Пушкинской картой»
Как обычной банковской картой:
Билет можно купить только на свое имя.
Можно ли использовать карту для оплаты билетов на Инстасамку и Элджея?
«Пушкинская карта» подходит только для оплаты мероприятий из списка партнеров программы. Популярных у молодежи исполнителей и героев соцсетей там не будет. Зато можно купить билет на выставку изделий из стекла, концерт классической музыки, лекцию об истории искусства или спектакль по пьесе Чехова с Александром Петровым в роли Лопахина.
Правда, из-за технического сбоя в первые дни действия программы обладатели карт все же смогли оплатить ею билеты на концерты вне программы. Возник вопрос, что теперь делать: вроде бы деньги потрачены не на установленную цель, но никто не виноват.
«Почта-банк» неплохо справился с этой ситуацией: билеты их обладателям просто подарили, а баланс карты обещают пополнить на потраченную сумму. Ее теперь снова можно будет использовать, но только на музеи и выставки.
Что еще нужно знать о «Пушкинской карте»
Вот несколько важных нюансов:
Пушкинская «Сцена из Фауста»: опыт духовного самоанализа
Сегодня, 8 июня (26 мая по старому стилю), мы отмечаем день рождения самого известного литературного гения России – Александра Сергеевича Пушкина. В статье Федора Гайды, посвященной пушкинской «Сцене из Фауста» (1825 г.), рассматривается удивительная точность, с которой Александр Сергеевич описал в этом своем произведении развитие греховной страсти.
Томление духа – состояние творческих людей. Но не каждому удается извлечь из него полезный опыт. Пушкин оказался в таком состоянии летом 1825 года. Император Александр Павлович благоволил отправить Александра Сергеевича в ссылку в деревню – однако никто из них не знал, насколько благотворной она окажется и для поэта, и для русской литературы в целом… В Михайловском наступило настоящее томление. Пушкин на короткое время вырывался из него благодаря местным знакомствам. В это время было написано знаменитое «Я помню чудное мгновенье…». Но мрачные мысли неизменно брали верх. В голове роились эпиграммы на царя. Из них родилась идея написания сатирической «Сцены из Фауста» – вариации на тему Гёте. Но сев писать, 26-летний поэт неожиданно написал «штуку сильнее, чем “Фауст” Гёте». И не про царя, а про себя…
Пушкинская сцена происходит на берегу моря. Ситуация типично романтическая: герой наедине со стихией. Герой-романтик всегда один, люди интересуют его лишь в связи с собственными переживаниями. Гораздо более его волнуют стихии, именно они доставляют сильные эмоции. Но море, как назло, совершенно спокойно. Внутри – так и положено после душевного порыва – рождается скука. Как неизбежный морской отлив.
«Скука» – весьма значимое понятие для пушкинской поэзии
«Скука» – слишком значимое понятие для пушкинской поэзии. Скука была состоянием «молодого повесы» Онегина, пока не умер его дядя «строгих правил». Но и потом она почему-то никуда не делась. Лечить ее можно лишь внешним допингом – или внутренним деланием. Первое – намного проще. К этому и обращается пушкинский Фауст. Точнее, он обращается напрямую к бесу. Сцена начинается с мольбы:
Услужливый бес, разумеется, не замедлил явиться. Но, как и положено в рамках специализации, к философу является бес философствующий. И поэтому он отвечает вопросом:
Вопрос имеет характер риторический. Сам бес хорошо знает, что надо делать. Но Фауст не к тому обратился: никаких ответов он не получит. И теперь весь этот псевдодиалог будет построен на рассуждениях Фауста и ловушках, которые будут расставлены бесовской силой. Бес продолжает с напускной философичностью:
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает.
Как потом окажется, сам бес отнюдь не скучает. Но его дела постоянно расходятся со словами. Косвенно упомянув о Творце, бес объясняет Фаусту основной принцип творения. Так делал и змей в Эдеме, искушая Еву. При этом бесовская «картина мира» вполне разумна и «объективна»:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет…
В подтверждение перечисляются основные причины скуки. Они многообразны: это и уныние (лень), и печаль (утрата веры), и прочие грехи, связанные с наслаждениями или только тягой к ним («не успел»). Из всех смертных грехов здесь нет только тщеславия и гордости. Но позднее они обязательно появятся.
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Рациональный ответ на человеческое терзание – лишь профанация ответа. Фауст начинает сначала, но сам найти выхода не может:
Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.
Бес настаивает на том, что иного ответа нет. Скука и есть рассеяние:
Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies – скука
Отдохновение души.
Тут бес слегка проговаривается, поскольку указание на «отдохновение души» может спровоцировать мысль о необходимости «работы души». Но Фауст к этому не готов и этого не ищет. А бес предпочитает вернуться к основной теме, которая сулит ему прибыток:
Я психолог… о вот наука.
Бес – психолог, специалист по душам. Далее он напоминает Фаусту о его разочаровании в искусстве, науке, политике («мирской чести»). Возникает тема тщеславия, но и оно не спасет от скуки. Может показаться, что Фауст говорит как аскет-ригорист:
Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет –
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон…
Однако истинный аскет отрицает всё это ради духовной пользы. Здесь же – совсем иное… И тут Фауст наталкивается на последний аргумент:
Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…
Выход найден?! Фауст предается сладкому воспоминанию о любви к Гретхен: о «сне чудесном», в котором он был действительно счастлив. Вот оно – долгожданное «отдохновение души»… Но речь идет только о собственном Я. В этих мечтах Гретхен выступает лишь как средство обретения счастья. Ее счастье Фауста совсем не интересует. Подлинного «сочетания двух душ» не происходит. И бес не упускает случая об этом напомнить:
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье – скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?
Откуда бесу известен ход мыслей Фауста? Не от того ли, что он сам их нашептывал, заманивая героя в ловушку?
Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Жертвенный агнец приносится собственному Я. Какая уж тут любовь?!
Жертвенный агнец приносится собственному Я. Какая уж тут любовь?! А далее бес напоминает Фаусту, к чему ведет такое «отдохновение»:
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной.
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; –
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!
Бес услужлив, но у него – свой интерес. И сам он никогда не скучает:
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я –
Я даром времени не трачу.
Находясь в мрачном состоянии – удивительно ли, что в еще более мрачном, чем до начала беседы с бесом, – Фауст обращает внимание на «неожиданно» явившийся на морском горизонте предмет. Бес, как водится, разъясняет:
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Некогда лишь помыслив об убийстве Гретхен, теперь Фауст посылает беса «всё утопить». Дело сделано
Говорит ли он правду? Ранее он вел Фауста по его собственным воспоминаниям и был заинтересован в «объективности». Но и тогда «объективность» была окрашена в нужные бесу тона. А теперь? А теперь – тем более: три сотни грешников – не люди, они не более чем «мерзавцы», не достойные никакого снисхождения. Отчаяние Фауста переходит в финальную стадию. Тогда лишь помыслив об убийстве Гретхен, теперь он посылает беса «всё утопить». Дело сделано.
«Сцена из Фауста» показывает развитие греховной страсти. Жизнь порождает страсть, переходит в грех, следствием пресыщения становится тягостное «размышление» и «скука». Ситуация, если ее не преодолеть, будет развиваться по нарастающей, в конце концов приводя к гибели. Главный герой «Бесов» Достоевского – Николай Ставрогин – в результате полезет в петлю… А Петр Верховенский полезет в революцию, избавляющую мир от сотен и миллионов «мерзавцев».
Небольшое произведение Пушкина привело его к отрицанию романтизма как творческой идеологии и радикализма как идеологии политической. Реализм взял верх. Рождалась великая русская литература, в основе которой лежал глубокий духовный самоанализ.