Ты это то что ты носишь игра

Ты — это то, что ты носишь

Ты это то что ты носишь игра

В Китае распространено такое выражение: «Ты – это то, что ты носишь; сначала смотрят на лицо, а потом на одежду». Одежда играет большую роль в жизни людей. Наряды придают человеку уверенности, подчеркивают достоинства и маскируют недостатки фигуры.

Типологическими особенностями китайского костюма, как в эпоху Цин, так и на всем протяжении видимой истории его развития, являются консервативность, ограниченность комплектации, а также нечеткость дифференциации по половому признаку, что сказалось в использовании одних и тех же элементов, как и в мужской, так и женской одежде.

Говорят, что жена Хуан-Ди императрица Лэйчжу впервые придумала ханьфу и у ханьфу четырёхтысячелетняя история. Во время династии Шан ханьфу приобрело свой классический вид: узкоманжетная, длинная до колен верхняя одежда называется «И» и узкая, длинная до пят юбка называется «чан».

После династии Шан, во время династии Чжоу установился строгий иерархический порядок, и одежда стала показателем социального статуса: люди различались по ширине рукава、длине юбки и украшению.

В следующие двадцать веков ханьфу являлся национальным костюмом китайского народа. Но триста лет назад повелитель маньчжурского правительства запретил ханьцам надевать ханьфу, а также стали насильно брить им волосы. После этого в Китае почти исчез ханьфу, только даосские монахи носили «даопао» (один из стилей ханьфу).

Ты это то что ты носишь игра

В значительно более полном виде древнекитайский костюм известен, начиная со второй половины I тыс. до н.э., а именно с периода Сражающихся царств (475–221), завершающего эпоху Чжоу. Со II в. н.э. в силу вступила практика создания специальных сочинений, посвященных костюму. Самые ранние из них — трактаты «Ду дуань» («Единственно верное») известного ученого и литератора того времени Цай Юна (132–192), и «Юй фу чжи («Трактат о колесницах и одеяниях», «Описание колесниц и одежды») Дун Ба (III в.). С IV в. в официальные историографические сочинения (т.наз. династийные истории) стали вводить разделы этнографического характера, имеющие, как правило, название «Юй фу».

В 1759 г. были изданы законы, устанавливающие формы мужской и женской одежды, которые охватывали как гражданский, так и военный костюм.

Ты это то что ты носишь игра

Одежды китайцев были многослойны. В Китае было пять основных типов одежды. Ишан – состоял из кофты и юбки, шэньи – халат отрезной по талии, цзяолинпао – цельнокроеный однобортный халат, запахивающий направо (запах на левую сторону считался варварским), юаньлинпао – двубортный халат, глубоко запахивающийся с круглым воротом и застежкой на шее справа, и костюм, состоящий из кофты и штанов. В различное время эти типы одежды носили как мужчины, так и женщины.

Одежда различалась по социальному статусу.

Простолюдины носили простую одежду из растительных волокон, позже из хлопка. Их костюм состоял из куртки и штанов (ку), удобных для работы. Верхней одеждой был халат, который подпоясывали. В холодное время одевали несколько халатов. В дождь одевали плащ из плетеной травы или соломы.

Ты это то что ты носишь игра

Знать и императорская семья носили шелковые халаты с длинными рукавами. Нижней одеждой были также штаны, но они скрывались длинными халатами. Высшее сословие носили плащи из шерстяной ткани или пуха.

Ты это то что ты носишь игра

Простым и самым древним видом мужской одежды была кофта с запахом и косым срезом по верхней части борта с застежкой под правой рукой. Такую кофту носили со штанами. Постепенно халат вытеснил кофту. Халат стал повседневной одеждой мужчин. В боковые швы халата, начиная от талии, вшивали клинья и делали разрезы до колен. Рукава были очень длинные и широкие, прямые, либо сужающиеся. Во время работы такие рукава подворачивали, а аристократы наоборот, подвешивали к рукавам грузики, чтобы они не заворачивались и спадали красивыми складками. Халаты были без воротника, либо с небольшим воротником.

Существовали три основных типа халата: мань – придворная одежда с застежкой под правой рукой и с вышитыми изображениями драконов.; куань-инь, который надевали под халат мань, он имел спереди и сзади знак «бидзи», символизирующий принадлежность человека к тому или иному роду службы (лев, тигр — у военных, птица – у гражданских); рей – самый распространенный халат, украшенный иероглифами и растительными орнаментами, его носили все сословия.

Помимо нижних штанов (из хлопковой, пеньковой ткани) китайцы носили ноговицы (штанины прикреплялись к поясу завязками), в зимний период надевали теплые стеганые штаны на вате. Иногда вместо штанов одевали длинную несшитую юбку, которая запахивалась на поясе.

В холодное время простолюдины носили шубы из меха козы, собаки, обезьяны, Знать носила лисьи, соболиные шубы, каракуль очень ценился в Китае.

Женщины предпочитали носить ансамбль из юбки и кофты или штанов. Хотя халат, также был неотъемлемой частью гардероба китаянки. В качестве нижней одежды женщины носили узкую безрукавку на пуговицах, которая выполняла роль корсета и бюстгальтера. Женская одежда отличалась от мужской яркостью красок и богатством вышивки. Чаще всего женскую одежду украшались декоративными кругами – туань. Все изображения в туанях содержали символы.

Ты это то что ты носишь игра

Вышивка. Цветки сливы и нарцисса символизировали зиму, пиона означал весну и богатство, лотоса, священный цветок, был символом лета и солнце, хризантемы – осень. Изображали бабочек – символ радости и влюбленности, персик – символ долголетия, семейное счастье символизировали пара уточек-мандаринок. Могли туани украшаться сюжетами сценками из литературных произведений.

Обувь также была многообразна. Самая ранняя и примитивная обувь — легкие туфли плетенные из соломы туфли, которые завязывались ремешками. Позже появились туфли из ткани и кожи. Мужчины носили сапоги из ткани или кожи. Женщины носили сандалии с высокой подошвой в виде скамеечки (аналогичные японским гэта). Обувь декорировалась вышивкой.

Головные уборы носили в основном мужчины, так как женщины делали высокие замысловатые прически. Крестьяне носили конические шляпы из соломы. Знать носили черные фетровые или шелковые шапочки с пуговицей на макушке. Часто вместо головного убора носили зонтик.

Ты это то что ты носишь игра

Древнее облачение императора

Головной убор императора мань был сложной конструкции и имел символическое значение. В нем соединились круг (небо), квадрат (земля). Подобно дождю с него «стекали» нефритовые шарики («капельки воды»).

Ты это то что ты носишь игра

Цвет одежды, пуговицы, нагрудные знаки все соответствовало тому сословию и рангу, который занимал их обладатель.

Цвет одежды соответствовал времени года: черный – зиме зеленый – весне, красный и желтый – лету, белый – осени. С течением времени символика цвета также менялась.

Дополнениями к костюму были веера, круглые или складные, расписанные изображениями, цветов, насекомых, пейзажами. Они изготавливались из слоновой кости, попроще — из бамбука и бумаги.

Прически мужчин представляли собой узел «цзы» из длинных волос, закрепленный шпильками и лентами на темени, виски при этом гладко зачесывались назад.

Женские прически представляли собой композицию из нескольких пучков с петлями в виде банта или валика. В некоторых прическах пряди волос спускались вдоль щек или с затылка вдоль шеи на грудь.Прически были графичными, имели четкие очертания, благо волосы китаянок прямые и жесткие, позволяли создавать подобные формы. Для большей жесткости их натирали специальным клеем. Прически дополнялись цветами и веточками растений.

Украшения использовались в прическах. Женщины носили длинные нити жемчуга (весной) и нефрита (летом) Круглый год носили украшения из металлов – золота, серебра, бронзы.

Китаянки сильно набеливали лицо, красили губы, корректировали и подкрашивали брови и глаза, румянили щеки, покрывали зубы золотой краской, наклеивали цветные мушки с драгоценными камнями, аппликации в идее цветов или птиц, пользовались ароматическими средствами.

Ты это то что ты носишь игра

С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой.

Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов.

Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью.

Династия Тан (618-907 гг.) занимает блестящую страницу в истории китайского костюма. Открытая политика и существование различных идеологических школ повлияли на направления костюма, форма одежды стала более свободнее чем при предыдущих династиях. В этот период женская одежда стала называться модой. Быстро менялись формы и ярко проявлялась красота одежды. Модная одежда была очень популярна, с ней нельзя сравнивать предыдущие периоды истории.

Источник

Ты – это то, что ты носишь

Ты это то что ты носишь игра

«Ты – это то, что ты носишь», – гласит рекламный лозунг фирмы «Леви-Страус». Конечно, в этой формуле содержится изрядная доля преувеличения. Тем не менее, впечатление о человеке в значительной мере складывается у нас в зависимости от того, как он одет. По фасону, цвету и состоянию костюма многое можно сказать о социальном статусе его обладателя, о его взглядах и склонностях, чертах характера и других индивидуальных качествах. Но бывает, что такого рода суждения слишком поспешны, поверхностны и неточны. Поэтому так важно разобраться, насколько можно судить о человеке, исходя из особенностей его костюма.

Костюм – вовсе не такая неотъемлемая характеристика человека, как, скажем, телосложение или рост. Костюм человек волен выбрать себе сам, в частности – с той не вполне осознаваемой целью, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительными определенные черты своей личности, свои психологические и социальные качества. В первую очередь элементы одежды служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» костюма, и для окружающих его людей. А понимание своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, особенно в сравнении с положением других людей во многом определяет характер общения и взаимодействия. Поэтому выделение социальной роли какими-то внешними, видимыми чертами всегда очень существенно.

В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса и общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали не просто определенные неписаные нормы, но и строго регламентированные правила, что и кому можно и нельзя надевать. И нарушение этих правил не просто осуждалось, но порою жестоко каралось. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета мог носить только император, а любой из его подданных, рискнувший примерить желтый халат, мог поплатиться за это головой. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все, до деталей – длину и ширину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель средневековой Европы, едва взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) перед ним.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что всегда вместе с увеличением степени «иерархичности», «формализованности» общества или его частей и отдельных институтов растет роль костюма как опознавательного знака. Например, в армиях всего мира статус всегда фиксируется в мундире однозначно, и трудно представить себе армию без формы.

В любом обществе во времена усиления тоталитарной власти обязательно рассматриваются вопросы формы. Так, царь Николай I, немало потрудившийся для упрочения самодержавной власти в России, рассматривал вопрос о специальной форме даже для кухарок. «Полгорода в мундирах», – писал о николаевской эпохе А. И. Герцен. Вот очень характерный для той эпохи анекдот: «На одном из представленных на Высочайшее утверждение проектов архитектор нарисовал для масштаба фигуру человека в цилиндре, цветном фраке, жилете и панталонах. Государь зачеркнул с надписью: «Это что за республиканец?» И по поводу этой заметки по корпусу инженеров путей сообщения был издан приказ, чтобы масштабные фигуры на проектах изображались только в виде солдата в шинели и фуражке».

Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, здесь нет запрещений и правил, каждый может надеть все, что захочет (на гребне демократических реформ поспешили отказаться даже от школьной формы). Тем не менее связь костюма и социальной роли остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род его занятий. Даже дети успешно используют этот признак. В одном из исследований испытуемым – десятилетним девочкам – предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Результаты исследования продемонстрировали большую согласованность оценок испытуемых не только в вопросе социального слоя, к которому может относиться девушка, носящая такую одежду, но и в оценках ее личностных характеристик.

На какие же признаки мы опираемся, делая такие выводы? В первую очередь мы на глазок определяем цену костюма – чем она выше, тем выше статус человека. Цену мы непроизвольно «вычисляем», видя качество одежды, прямо связанное с ее стоимостью. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность, элитарность) и ее соотношение с модой (модность), мы также можем судить о цене одежды. Затем оценка бессознательно переносится на личность. Впрочем, тут суждение выносится сугубо индивидуально – в зависимости от того, какие психологические свойства в нашем представлении характерны для того или иного социального слоя. Один и тот же костюм может повлечь разные оценки: например, дорогие туалеты у одних вызовут восхищение «преуспевшей личностью», у других – неприязнь к «богатею». Соответствующие качества личности будут носителю одежды просто приписаны. Слишком уж легко мы доверяем одежде как подсказке. Оценивая человека в костюме, мы фактически оцениваем только костюм.

В одном эксперименте нескольким группам испытуемых представляли незнакомца, которого потом просили охарактеризовать. Суть опыта состояла в том, что перед разными группами представал один и тот же мужчина весьма заурядной наружности, который, однако, каждый раз был одет по-новому: то в белый халат, то в армейский мундир, то в одеяние священника… Показательно, что и психологические характеристики, данные ему в разных группах, существенно различались. «Врача» восприняли как интеллигентного и гуманного, хотя, возможно, и чуточку циничного, «офицера» как прямолинейного, может быть, даже чуть грубоватого, но дисциплинированного и серьезного, «священника» – как душевного, искреннего и бескорыстного. Каждый раз костюм побуждал испытуемых приписывать совершенно незнакомому человеку те качества, которых он никак не проявил, но которые ассоциируются с соответствующей ролью.

Психологи определяют это явление как эффект ореола. Зачастую он помогает нам быстро и довольно точно оценить человека. Ведь не секрет, что индивидуальные особенности и склонности побуждают к выбору определенной профессии, да и профессиональные занятия в свою очередь накладывают сильный отпечаток на личность. Но всякое обобщение, примененное к отдельному человеку, может быть и ошибочным. Ведь, к сожалению, встречаются и недобрые врачи, и безвольные офицеры, и неискренние священники. Поэтому, вынося кому-то оценку, зададимся вопросом: не продиктована ли она эффектом ореола? Если так, то эта оценка скорее всего верна, но не исключена и ошибка. Поэтому не будем торопиться в суждении, которое слишком явно подсказано «ролевым» одеянием.

На эффект ореола люди и сами неосознанно рассчитывают, надевая ту или иную одежду. Хлипкий подросток кожаной курткой с заклепками и косынкой, разукрашенной черепами, желает показать свою принадлежность к братству рокеров или «металлистов» – крепких, лихих парней. Тем самым он как бы заявляет: «Я такой же сильный и мужественный». И не оттого ли распространилась ныне мода на одежду из камуфляжной ткани, что ее носителям хочется показать себя хотя бы косвенно причастными к силе тех, кто носит камуфляж по долгу службы?

Самый сильный эффект ореола оказывает даже не китель с погонами и не сутана, а традиционный строгий костюм, при виде которого мы неосознанно заключаем: перед нами серьезный человек, занятый серьезным делом. Такие костюмы носят министры и предприниматели, профессора и президенты – люди основательные и внушающие доверие. Причем доверие порой чрезмерное.

Исследование, проведенное в середине 50-х годов в Техасе, состояло в том, что тридцатилетний мужчина должен был переходить улицу на красный свет (а в США это считается грубейшим нарушением) в присутствии других людей. Психологи скрыто наблюдали за поведением этих людей и фиксировали число тех, кто последует его примеру. В половине случая «нарушитель» был одет в новенький строгий костюм, белую рубашку и галстук, а в остальных случаях – в рабочий комбинезон. Результат не был неожиданным – в три с половиной раза больше людей пересекли улицу на красный свет вслед за человеком в строгом костюме и при галстуке.

Обратите внимание: коммивояжер, который пристает к вам на улице с предложением купить по несусветной цене какую-то ерунду, наверняка одет в отутюженный костюм и светлую рубашку с галстуком. При такой встрече помните про эффект ореола и не распространяйте оценку высокостатусного костюма на качество предложенного вам товара.

Строгий костюм на партнере по общению может загнать нас и в другую ловушку. Вот еще один показательный эксперимент.

Университет штата Мичиган объявил конкурс на хорошо оплачиваемую летнюю работу. Каждому из претендентов была вручена анкета, которая заполняется при приеме на работу. Кроме того, каждому предложили составить на себя максимально честную характеристику. Претендентов усаживали во главе длинного стола в пустом помещении, и они начинали заполнять анкету. Примерно через 10 минут в комнату входил еще один человек, который молча садился за противоположный край стола, выдавая себя также за желающего получить работу. Эти подставные лица, подготовленные руководителем эксперимента, представляли собой два различных типа. Один из них был «господин чистюля» в сшитом на заказ костюме, в начищенных ботинках и с портфелем «дипломат». Второй «подсадной уткой», с которой сталкивался претендент на рабочем месте, был «господин грязнуля» в мятой рубашке, протертых брюках и с двухдневной щетиной на лице. Результат: «господин чистюля» вызывал характерное снижение чувства самооценки. В его присутствии претенденты чувствовали себя неопрятными, глуповатыми. Совсем иначе было в случае с «господином грязнулей». Его присутствие вызывало значительное повышение самооценки. После его появления в комнате претенденты начинали ощущать себя статными, более оптимистичными, у них неожиданно появлялось больше уверенности в себе.

Вывод: не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать собственную значимость в связи с тем, как одет ваш партнер по общению. В конце концов, если его костюм кого-то характеризует, так его, а не вас.

Возможность распознать человека по его одежде тоже не надо переоценивать. Ведь костюмы и платья сходного покроя носят самые разные люди, наделенные несравнимыми индивидуальными особенностями. Кроме того, существует такая условность, как мода, которую почти нельзя соотнести с психологией личности. В целом, в манере одеваться проявляются две противоречивые тенденции человеческой натуры: это, с одной стороны, стремление к интеграции, общности с другими, желание походить на тех, кто для тебя значим; с другой стороны – стремление утвердить свое Я, как-то выделиться из массы. По тому, как выражаются в одежде эти тенденции, и можно с большой долей достоверности судить о характере человека и о его склонностях.

Главным образом эти склонности отражаются в излюбленном цвете одежды. Стремление слиться с массой проявляется в выборе нейтральных, неброских цветов. Абсолютно нейтрален во всех отношениях серый цвет: он наиболее спокоен и не оказывает никакого воздействия. Это своего рода социальный камуфляж, туман, которым люди прикрывают свою подлинную натуру, не желая выставлять ее напоказ (недаром серый – излюбленный цвет сотрудников спецслужб). Планируя, какое впечатление вы произведете, следует помнить об этой особенности серого цвета. Если вы по какой-то причине решили затеряться в многолюдном собрании, серый станет вашим союзником. А вот девушке, отправляющейся на первое свидание, вряд ли стоит надевать серую кофточку, не то второе может и не состояться.

Выбор ярких, броских цветов отражает противоположную тенденцию. Если темные, нейтральные цвета предпочитают люди пожилого возраста, то яркая цветовая гамма характерна для молодежной моды. Это и естественно: в молодости особенно сильно стремление к самоутверждению, которое к старости сглаживается. Но молодому человеку свойственна и некоторая неуверенность, противоречивость чувств, мучительные поиски смысла своего существования. Яркая одежда – зримый показатель этих настроений. Недаром психологи обратили внимание, что люди зрелого возраста в какие-то переломные моменты своей жизни – смена работы, разлука с любимым человеком, взросление детей – склонны одеваться в кричащие и доселе нехарактерные для них тона. Всякое пятно сочного цвета выделяется в зрительном поле. Знание одной лишь этой психофизической закономерности позволяет заключить, что яркая одежда почти бессознательно выбирается для привлечения внимания. Об этом нелишне помнить, подбирая костюм для делового общения. Отправляясь на работу или на деловое свидание, лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных сообщить собеседнику неожиданные эмоции. Так, желтый китель известного политического деятеля, несомненно, притягивал взгляды, но едва ли создавал впечатление серьезности и надежности.

Особого внимания заслуживает черный цвет, который представляет собой полное отсутствие цвета, его отрицание, символизируя идею небытия, неизвестности. Тайна черного цвета всегда была известна священнослужителям – их темные одежды создают у них самих и у окружающих ощущение избранности, замкнутости, причастности к тайне. Поразительно: на картинах современных художников люди в черных свитерах или «водолазках» обычно изображены со скрещенными на груди руками. Вы и сами, возможно, замечали: стоит надеть глухой черный свитер или закрытое платье – и руки сами просятся в положение замка, точно стремясь создать вокруг вас замкнутую рамку. По мнению немецкого психолога Харольда Брема, «черный – это цвет дистанции». Мужчины и женщины в глухих, под горло и с длинными рукавами, черных одеждах, черных чулках и ботинках словно сигнализируют окружающим: «Никого к себе не подпущу». Многие подростки с помощью черного цвета бессознательно дистанцируются от окружающего мира, и прежде всего от родителей (не оттого ли черный цвет вдруг возобладал в современной молодежной моде, что сегодня молодым особенно чужды нравы и ценности старших – либо несостоятельные, либо откровенно циничные?). Так или иначе не ждите от человека в черном открытости и задушевности.

Однако в сочетании с другими насыщенными цветами черный оказывает совершенно противоположный эффект: черный с оранжевым символизирует открытость и готовность к беседе; комбинация черного с красным подчеркивает сексуальную привлекательность. К тому же при искусственном освещении черный идет почти всякой женщине, выгодно оттеняя кожу (разумеется, если это не глухой черный покров). Понятно, отчего «маленькое черное платье» (очень короткое, декольтированное, с открытыми руками) так популярно на вечеринках и дискотеках, – в нем женщина выглядит особо соблазнительной и чувственной. Мужчинам, правда, надо иметь в виду, что этот и подобные наряды вовсе не обязательно свидетельствуют о повышенной сексуальности. Так называемые эротические наряды, призванные оголить или подчеркнуть достоинства женского тела, мужчины обычно расценивают как призывные и… очень часто ошибаются. Иногда такое одеяние действительно служит своего рода спецовкой для жрицы любви, но чаще оно свидетельствует о том, что, женщина, одетая столь откровенно и возбуждающе, на самом деле не очень уверена в себе и даже несколько закомплексована. С помощью эротичной одежды она стремится привлечь к себе внимание, которое послужило бы ей подтверждением ее собственной значимости. Так что мужчине при виде соблазнительно обтянутого и оголенного женского тела нелишне помнить, что скорее всего перед ним блесна без наживки и, вероятно, даже без крючка.

Фасон одежды сильно подвержен веяниям времени, и это затрудняет его психологическую трактовку. В самом общем виде можно выделить две основные тенденции в стиле одежды – консервативную и экстравагантную.

Классический костюм, сшитый с учетом строгих правил, как правило, носят приверженцы консервативных идеалов. Такие люди обычно придерживаются установленных правил не только в отношении одежды. Они просто не могут себе позволить выглядеть или вести себя «неправильно» и ожидают, что их приличные манеры (в частности, манера одеваться) будут высоко оценены, причем эта оценка распространится на личность в целом. Человека в строгом костюме не стоит пытаться рассмешить грубоватым анекдотом или склонить к участию в авантюрном предприятии. Впрочем, всегда надо помнить, что такой костюм может быть надет сообразно какой-то формальной ситуации, а обычно человек одевается иначе.

Экстравагантность в одежде практически всегда отражает повышенное притязание на значимость. Очень часто оригинально и броско одеваются люди, которые скрыто ощущают, что недополучают желаемого признания и поощрения. Вы не ошибетесь, если по отношению к такому человеку проявите внимание не только к его необычному костюму, но и к каким-либо иным, пускай и не очень явным, достоинствам. Правда, не исключено, что притязания такого оригинала выходят за рамки разумного, и было бы лицемерием их поощрять.

Важное значение имеет силуэт костюма. Как для женщин, так и для мужчин строгим считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, вольным – приближающийся к шару, с округлыми линиями. Строгий силуэт лучше подходит для делового общения, тогда как вольный больше соответствует неформальным ситуациям. Если же человек повсеместно придерживается одного силуэта, это свидетельствует о его склонности либо к точности, порядку и дисциплине, либо, наоборот, – к вдохновенной импровизации.

Некоторые элементы одежды и украшения обладают особой символической насыщенностью. Например – галстук, считающийся непременным атрибутом приличного мужского костюма. Честно говоря, это довольно неудобный атрибут, и многие мужчины справедливо называют его «удавкой». Символическое значение галстука – отделение головы от тела, подчеркивание особой роли головы. Западная культура веками учила мужчин, что способность думать, интеллект – это их доспехи, щит и меч. Стоит заметить, что азиатские и африканские культуры галстука не знают, там для мужчины голова не главное. Не эту ли идею проводят те мужчины, которые вопреки сложившейся традиции отказываются от галстука и согласны надеть его лишь в крайнем случае формальной необходимости? Иное дело – женщины, ибо в современном женском туалете все чаще фигурирует галстук или его подобие. Понаблюдайте: женщина, в чьем гардеробе есть галстук, обычно всецело полагается на свой интеллект. Она терпеть не может разговоров о женской интуиции и согласна признать разве что женскую логику, поскольку ее способ двигаться по жизни – это думать. Может быть, феминизм родился тогда, когда женщина впервые ради забавы примерила галстук мужа?

Похожую роль выполняет и такая деталь, как пояс. Правда, в мужском костюме пояс или ремень несет чисто функциональную нагрузку – поддерживает одежду. В женском костюме особой необходимости в поясе нет, поэтому его наличие может быть истолковано символически. Как галстук зрительно отделяет голову от тела, так пояс делит туловище на две части. На языке символов нижняя часть тела греховна, тогда как верхняя – нет. Средневековье подарило дамам широкий кожаный пояс, который информировал окружающих о том, что, дескать, верхняя половина никакого отношения к нижней не имеет, хоть зрительно они и вместе. В наши дни почти никто не «делит» женщин пополам, но многие представительницы женского пола, на символическом уровне подавляющие зов плоти, носят ремни – широкие, узкие, лакированные, наборные и, главное, заметные, чему способствуют затейливые пряжечки и цепочки.

Еще раз вспомним об африканской и азиатской культурах: там очень редко встретится женщина, носящая пояс. Вспомните свободные индийские сари. Усмирять плоть там просто не принято.

Весьма соблазнительно было бы судить о характере человека по его украшениям. Это, однако, довольно затруднительно, так как украшения очень часто приобретаются по наследству или в подарок, а потому ничего определенного не говорят о тех, кто их носит. Обычно в глаза бросаются особо крупные украшения или их множество. Как правило, с их помощью каждому встречному посылается сигнал: «Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя». Жаль, конечно, если собственную значимость человеку приходится доказывать массивной золотой цепью-ошейником. Но что поделаешь, если иного способа у него нет!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *