Ты что делаешь композитор
Как взять и начать писать музыку, если очень хочется
Полезно знать, как устроено то, что тебе нравится. Любое искусство становится в разы интереснее, если ты в курсе, как работают его произведения изнутри. Заменяя дурацкое созерцание на исследование, мы, в целом, становимся умнее. И если раньше для изучения искусств требовалось слишком много всего, то теперь достаточно лишь компьютера с парой аксессуаров — и вот ты уже готов сделать что-то своими руками. Например, освоить базовые навыки сочинения музыки, которую потом, может быть, кто-нибудь захочет послушать. Или купить.
Кадр из фильма «Амадей» — кстати, если ты его не видел, то срочно исправься.
Ничего не получится, потому что у меня нет образования
Во-первых, ты слишком стар, чтобы поступать в детскую музыкальную школу, а во-вторых ничему хорошему тебя там, скорее всего, не научат. Статистически большая часть людей, окончивших ДМШ, выкинула инструмент в окно сразу после выпускного концерта и вспоминает все эти бесконечные упражнения с ненавистью и тяжелыми вздохами.
Конечно, теоретическая часть крайне полезна, но к ней можно перейти позже, когда поймешь, что степень твоего интереса подразумевает соответствующее погружение в вопрос.
Я не умею читать с листа
Запомни простую вещь: нотное письмо придумали в ту пору, когда у человечества не было даже намека на технологии звукозаписи.
Для великих композиторов все эти крючки, точки и полосы были единственным способом зафиксировать только что придуманную мелодию и передать ее исполнителям.
Даже 10 лет назад это еще было проблемой, но теперь можно записывать музыку хоть на айфон, а потом собирать из черновиков что-то вменяемое.
Тем не менее, знание нотной грамоты — тоже очень полезный теоретический навык. Оставь его на потом.
Базовый комплект
Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.
Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.
Клавиатура же в первую очередь нужна для наглядности. Матерому композитору для работы она не требуется: человек с опытом способен зайти в редактор и написать музыку в полной тишине, как html-программист. Тому же, кто хочет понять, как тут все устроено, и что какие звуки издает, пригодится инструмент, с которого музыку начинают изучать и дети. Вот «до», вот «соль», — на клавишах все куда очевиднее, чем на гитаре с ее своеобразной логикой.
Что делать дальше
Вооружившись всем необходимым, для начала стоит попробовать повторить тех, кто тебе нравится. К примеру, если ты решил поинтересоваться профессией музыканта из-за Depeche Mode, есть смысл попытаться «снять» пару их хитов, хотя бы фрагментарно.
Да, дети в музыкальных школах занимаются тем же самым: или играют круговые упражнения, или разучивают произведения великих. Но у нас с тобой свои великие, правильно? Выбери несложную песню, попробуй уловить мелодию и повторить ее, нажимая клавиши. Обещаем: в течение первой дюжины подходов ты будешь чувствовать себя круглым идиотом — звучит-то просто, а в исполнении все это как минимум не удобно. Через некоторое время выработается привычка, разомнутся пальцы и появится уверенность; главное — не отступать. Иначе единственный вывод, который ты сделаешь, будет состоять в том, что писать музыку сложно. Хотя это не так. Если знать, как устроена композиция, единственное, что останавливает тебя от написания хита уровня «Не сыпь мне соль на рану», — твоя собственная фантазия, не более.
Просто. Нажимай. На кнопки
Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.
Не относись к этому слишком серьезно
Главная ошибка всех, кто начинает делать что-то просто из любви к искусству, состоит в том, что такие люди скоропостижно начинают корчить серьезное лицо и говорить окружающим, что они «инди» или «музыканты». Никакой ты не этот — ты просто любознательный дилетант. Принимай всю критику во внимание и относись к ней смиренно — ну правда, неужели можно рассчитывать на стремительное признание, если ты буквально вчера впервые услышал, как из-под твоих рук звучит виртуальный рояль?
Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.
В то же время, не нужно ставить на себе крест, если кто-то из близких скажет, что это «не твое», и вообще ты зря тратишь время. Изучение музыки, даже бытовое и очень поверхностное, развивает воображение и фантазию, плюс, при должном рвении у тебя откроется возможность заработать на этом каких-нибудь денег — потому что сейчас все вокруг снимают рекламу и делают игры, которые нуждаются в звуковом оформлении. В конце концов, ты приобретешь навык, которым сможешь позже поделиться с детьми.
А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.
СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ — ЦИТАТЫ И ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА
* А ну, сочини для меня что-нибудь такое, чтоб душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась! Попандопуло.
* А они тебе малы. — В самый раз. Это я для них большой. Нечипор, Яшка.
* А ты не смотри, что я слабая, я знаешь, как могу! Трындычиха.
* А у помощника много работы? — Много. — Не могу. — Почему? — Слаб здоровьем. Яшка, Нечипор.
* Будешь давать жизни! Попандопуло.
* Был бы артиллерист, а пушку мы… бац-бац! И-и-и… ферштейн? Яшка.
* Был Грицько, да весь вышел. Грициан.
* Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышаший пожар в моем сердце. Словом, бац-бац! И в точку! Яшка. Да я всей батарее писал любовные письма! «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания в мое сердце…» Словом, бац, бац! И мимо. Яшка.
* Вашу ручку, битте-дритте! Яшка.
* Вдруг патруль-облава, заштормило море. До свиданья, пава, я вернуся вскоре. П/ф.
* Вольно! Разойдись! Можно оправиться и закурить. Яшка.
* Вот с маком. — Угу. Люблю со смаком! Комари-ха, Яшка.
* Вот так всегда! И слова не даст сказать! Гапуся.
* Все мои ребята… как один… — Стоят за свободную личность. — Значит, будут грабить. Грициан, Попандопуло, Гапуся.
* Все твое, а я не люди? Сметана.
* Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное, а я один, позабыт, позаброшен! Попандопуло.
* Вы, только вы напоминаете мне мою чернявую, мою любимую, мою безотказную гаубицу. — А где же она ваша любимая и ваша чернявая? — Погибла в неравном бою. — Так вы вдовец, Яков Лек-сандрович! Яшка, Комариха.
* Где же ты, Маруся? С кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь. П/ф.
* Гражданочка, возьми тараньку. Солененькая! Да вы не стесняйтесь, зубками ее, зубками. Петря. Гражданочка, зубками ее, зубками! Он же.
* Гражданочка, я умоляю вас прекратить это мокрое дело! Петря.
* Гриша! Дай ты мне на одно сомненье ответ. Ты наблюдал: эта врангелевская морда била мене в морду! Попандопуло.
* Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?! Попандопуло. Эх, Гриша, и за что я был в тебя такой влюбленный?! Он же. Слушай, солдат, и шо я в тебя стал сразу такой влюбленный! Он же.
* Гриша, у меня же нервная система! Попандопуло. + Гриша, штемп-сель есть. Есть! Попандопуло.
* Гуляй, банда! Грициан.
* Давай по-честному. Пополам. — А ты не обманешь? — Ты ж меня знаешь! Попандопуло, Сметана.
* Давно идешь? — Не-а, года полтора. Нечипор, Яшка.
* Данкешен. — Что, что? — Спасибочко. Яшка, Гапуся.
* Двигаюсь с австрийского плена на хаузер. — Чего, чего? — До дому. — Отпустили? — Сбежал. Яшка, Нечипор.
* Действительные! Вот подпись и печать: министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы. Попандопуло.
* Доннер-ветер, что за боль! На любимый на мозоль! Яшка.
* За Одессу знаешь? Попандопуло.
* Заходите, гражданин, я вас кашей накормлю! Яшка.
* Картина ясная, любовь несчастная, а сердце страстное горит в груди! Картина ясная, Одесса красная, и мне с Одессой той не по пути! П/ф.
* Кто такой? Откуда, куда, зачем? Назар. Еще раз спрашиваю: откуда, куда, зачем? Назар. Откуда, куда, зачем? Петря.
* Маруси! Пан атаман Грициан Таврический приглашает вас всех во дворец. Попандопуло.
* Мне бы такой работы, чтобы поменьше работы. Начальником могу. — Это каким же начальником? — А мне все равно. Яшка, Нечипор.
* Мне толстую! Сметана.
* Молоко сладкое. — Кислое! — Сладкое! — Кислое! — Сладкое! — Кислое! — Не разобрал. Гапуся, Трындычиха, Комариха, Нечипор.
* На морском песочке я Марусю встретил в розовых чулочках, талия — в корсете. П/ф.
* На тебе сто миллионов! Слушай, возьми все, я себе еще нарисую. Попандопуло.
* Нажми на клавиши, продай товар! Композитор, а? Попандопуло.
* Не бойся, мы своих не трогаем! Сметана.
* Ну-ка, смелее, напрямик! С вашей фигурой — это шик! П/ф.
* О, зеер гуд, пардон, мадам! П/ф.
* Обыкновенный человек, только с косой. Петря.
* Один заедает, другой, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий гад в своих пуляет. А седьмой я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки. Попандопуло.
* Опять власть меняется! Нечипор. Власть больше не меняется! Нечипор.
* Пан атаман, кони стоят пьяные, хлопцы запряженные! Эпизод.
* Пляска такая не легка, но зато моднее гопака. Яшка.
* По совместительству — могу. Идет? — Идет. — Бац, бац — и мимо! Яшка, Нечипор.
* Поносил, ну, дай другому поносить! Попандопуло.
* Попандопуло! — Я здесь, Гриша. — Обратись ко мне. — Можно. Пан атаман Грициан Таврический! Грициан, Попандопуло.
* Последнее слово: сдаюсь! Добровольно! Попандопуло.
* При всей публике такие жестикуляции! Попандопуло.
* Приготовьтесь, фрау-мадам, я урок вам первый дам. Надо к нему поднять глаза и запрыгать, ну, как коза. П/ф.
* Принимайте дорогого гостя. Шкура! Яшка.
* Продолжаем, эйн-цвей-дрей! Ну, ходите побыстрей. П/ф.
* Ради счастья ради нашего, если хочешь ты его, ни о чем меня не спрашивай, не расспрашивай, не выспрашивай, не выведывай ничего. П/ф.
* Раньше так, потом вот так. Да, я плясать мастак! П/ф.
* Руки вверх! Власть переменилась! Нечипор.
* С меня сегодня утром какой-то бандит сапоги снял. — Хм, бандит! А сам?! — С тебя честный человек снял, а с меня бандит. Яшка, Нечипор.
* Саблю дам, коня дам! Пойдем в сарай. Грициан.
* Своих грабишь! У, гадский папа! Попандопуло.
* Скидай сапоги, не то раз! — и вдрызг! Ферштейн? Яшка.
* Скуки больше не будет. Мы ее — бац! Бац! И мимо. Яшка.
* Смотри, композитор! Попандопуло.
* Смотри, не подведи! А то я тебе оторву голову и скажу, что так и було! Попандопуло. Гриша. И скажу, что так и було! Попандопуло.
* Согласно приказу, имею на свадьбу феноменальную музыку в лице данного вундеркинда. Попандопуло.
* Так, я себя не обделил? По-честному? Попандопуло.
* Только о том, что ты была у нас, никому ни слова. — И маме? — Маме особенно не говори. — А Андрейке? — Хочешь выйти замуж за Андрейку — значит, и ему ни слова. Назар, Яринка.
* Трубка пятнадцать, прицел сто двадцать, батарея, огонь! Бац! Бац. И мимо. Яшка.
* Трындычиха, когда в сердцах, бог знает что натворить может, потому у Трындычихи характер такой, что если Трындычиху зацепить, то Трындычиха такое отмочит, что с Трындычихой сладу не будет, а раз Трындычиха… Гапуся.
* Ты же вундеркинд! — А шо это такое? — А черт его знает! Попандопуло, Назар.
* Ты что делаешь, ты! Композитор! Попандопуло.
* У вас бывают мигрени? — Нет, у нас никого не бывает. Одна только скука. Яшка, Гапуся.
* У пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы стали разбегаться в разные стороны. И правильно делают. Если так дальше пойдет, я тоже разбегусь в разные стороны. Попандопуло.
* Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь! Попандопуло.
* Ферштейн? — А как же! Яшка, Нечипор.
* Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня. Попандопуло.
* Хотите, я завтра по-честному свадьбу справлю. — Обратно свадьба! Грициан, Попандопуло.
* Чернявый аль белявый. Балясный.
* Что с вами, Яков Лександрович? — Индивидуальная контузия. Комариха, Яшка.
* Что ты молчишь, как рыба об лед? Попандопуло.
* Что это на тебе, а? Лапсердак? — Да это не лапсердак, это пиджак. — Дай намеряю. Попандопуло, Балясный.
* Что я вам бандюга с большой дороги?! Я же атаман идейный! Грициан.
* Что-то мне не нравится здешний режим. Попандопуло.
* Что-то моя Гапуся летит! Нечипор.
* Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера. Попандопуло.
* Ша! Разойдемся красиво. Попандопуло.
* Это еще что за статуй! Попандопуло.
* Это ж мой гардеробчик! Попандопуло.
* Это не ты за купающимися девками подглядывал? А они за то вываляли тебя голым в крапиве. — За мельницей. — Да. — Где две вербы и обрыв. — Да. — Хм, нет, не я. Нечипор, Яшка. А это не вы ехали через Янковку на арбе с сеном и заснули? А у вас тем временем волов увели. — Волы серые. — Ага. — Один с пятном. — Ага. — Нет, это не я. — Врешь. — Не я. Яшка, Нечипор. А это не ты, когда на германскую войну шел, с моста свалился пьяный в воду. — И бабы вытаскивали. — Да. — Я. Зем-ля-ки! Нечипор, Яшка.
* Это твоя физгармонь? — Ага. — А давить на клавиши умеешь? — Ну а то как же ж! — А ну, изобрази что-нибудь. Попандопуло, Назар.
* Это… тебе. Это — мне. Это — опять тебе. Это — обратно тебе. Это — все время тебе. Попандопуло.
* Я его как огрею граблями по спине — бац! Пополам! — Спина пополам? — Нет, грабли. Яринка, Петря.
* Я замерз, как на морском дне! Попандопуло.
* Я имел много специальностей, за шо и состоял на особом учете в одесском уголовном розыске. Попандопуло.
* Я не Назар, ты ошиблась, солдатка! Назар.
* Я сам себе Петлюра! Грициан.
* Я такой фасон не ношу! Попандопуло.
* Я человек бывалый: танцую, много песен знаю… — А какие вы песни знаете? — Разные. Яшка, Гапуся.
* Яшка. — Просто Яшка? — Да не просто Яшка, а Яшка-артиллерист! Яшка, Нечипор.
За что Кобзон обзывал Алексея Рыбникова последними словами
Людмила Цветкова дала интервью «Экспресс газете», в котором рассказала о любовнице Градского из шоу «Голос». Также режиссёр поведала, что артисты из телепроекта, работающие у мэтра, получали копейки, и им приходилось жить прямо в театре «Градский Холл».
Ещё больше актриса была возмущена новостью о том, что место Градского в театре может занять Алексей Рыбников. Цветкова утверждает, что много лет назад композитора могли посадить за мошенничество.
Людмила Васильевна уверяет, что не стоит связываться с таким человеком, как Рыбников. Она говорит, что сам Иосиф Кобзон предупреждал её о подлости Алексея, который в любую минуту может подставить.
Когда Рыбников попросил Цветкову помочь вывести театр в Америку, она согласилась. Вот только Алексей не захотел делиться выручкой от гастролей и перевёл все деньги на свой личный счёт.
«Все свои связи подняла, и через «Экспоцентр» вывезла театр в США. Зря не послушала Иосифа Кобзона, который тогда твердил: «Что ты делаешь! Не связывайся с Рыбниковым, он тебя там подставит, он подонок!» И правда, наши гастроли быстро закрылись. Всю выручку и деньги, присылаемые в счет американского гаранта, Рыбников перевел на личный счет, который открыл в Штатах. В результате 100 тыс. долларов нашего спонсора просто испарись. Я, разумеется, и в суд подала, и адвоката наняла. Но Алексей моего защитника перекупил, и тот скрылся. На суде он стоял молча. Говорила только я! Что он подонок, вор и ничтожество»,
Цветкова боится, что Рыбникова назначат руководителем театра «Градский Холл». Людмила Ивановна считает, что у Алексея есть все возможности занять руководящий пост в культурном учреждении.
«Не дай бог Рыбникова сейчас назначат руководить «Градский Холлом». Но не удивлюсь: у него есть связи наверху, свои люди, которые его и толкают. Отец его нынешней жены Татьяны, например, был мэром Дубны и другом Лужкова»,
А как вы считаете, кто займёт место Градского в театре? Пишите своё мнение в комментариях.
«Я далеко не вечен»: какие слова о смерти стали для Градского пророческими
Слова из романа Булгакова стали пророческими для Александра Градского
Фото: ТАСС / Сысоев Григорий
В многочисленных интервью композитор признавался, что он самый обычный человек и боится смерти.
Маэстро часто задумывался о том, как будут жить его родные после его кончины. Композитор хотел подготовить молодую жену Марину Коташенко к своему уходу, потому что чувствовал ответственность перед возлюбленной, которая младше на 35 лет. Он подчеркивал, что ей придется многому научиться без него.
«Я далеко не вечен, и ей придется этим заниматься (зарабатывать самостоятельно — Прим. ред.). „Человек внезапно смертен“, — говорил Воланд. Но у нее будет достаточно большой люфт, за который она сможет разобраться», — сказал Градский однажды в интервью изданию Wday.
Даже в ранних интервью мэтр отечественной эстрады рассуждал о быстротечности жизни. Себя он никогда не считал исключением и честно признавался в этом. Но он и не был фаталистом: Градский отмечал, что никогда не сможет сказать, что готов уйти.
Знаменитого музыканта не стало в ночь на 28 ноября. 72-летний Александр Борисович умер от последствий инфаркта головного мозга, развившегося на фоне перенесенной коронавирусной инфекции. Последние дни он провел в реанимации московской больницы, куда был экстренно госпитализирован с подозрением на инсульт. Несмотря на усилия медиков, спасти знаменитость не удалось.
На церемонии прощания Коташенко не смогла сдерживать слез, вместе они прожили 17 лет. Она подарила артисту двоих сыновей, младшему из которых всего три года.
«Вы меня оскорбили!»: Любаша после скандала с Кудрявцевой покинула «Суперстар!»
Татьяна Залужная, известная под сценическим псевдонимом Любаша, стала главной неудачницей пятого выпуска шоу «Суперстар! Возвращение». 54-летняя композитор и певица эмоционально высказалась в эфире телепрограммы.
Темой выпуска стали шлягеры Вячеслава Добрынина. Уроженка Запорожья исполнила песню «Не волнуйтесь, тетя!» — визитную карточку ансамбля «Веселые ребята». «Сегодня Любаша предложила свою версию. Которую, я уверена, подхватит TikTok», — заверила ведущая шоу Лолита.
Маша Распутина высказала мнение, что участница программы попала в настроение песни. Вместе с тем, поп-звезда упрекнула Любашу. «Ты была немножко озорной. Я люблю озорных. Но ты не хочешь раскрепощаться. Не бойся никогда – больше свободы!» — призвала она, поставив оценку 1.
Так же оценил выступление композитора Сергей Соседов. «Мне кажется, сегодня было пресновато», — высказал мнение музыкальный критик. «Сережа, а ты заметил, что аранжировка новая? В модном стиле», — перебила его Любаша.
Телеведущую Леру Кудрявцеву и хоккеиста Игоря Макарова разделяют 16 лет, но пару совсем не волнует эта разница — в 2013 году нападающий команды «СКА» и звезда экрана поженились, а в 2015 году купили дом в Подмосковье. Еще спустя три года знаменитости стали родителями: на свет появилась дочь пары, которую назвали Машей. Позже в одном из интервью Лера призналась, что ей удалось забеременеть только с третьей попытки ЭКО. Подписчики в Инстаграм часто пишут Кудрявцевой о том, что молодому мужу нужна и женщина помоложе. Но Лера остроумно отвечает на подобные выпады в свой адрес.
«Да. Но та аранжировка была мировая. Время должно меняться в лучшую сторону, а не в худшую. Может быть, нужно было сделать нарочито гротескно, с толикой вульгарности. Юмора не хватило», — отметил Соседов.
Вячеслав Добрынин поставил Любаше максимальный балл – 2. «То, что я написал, — было простенько и смешно. Потом это обросло аранжировкой «Веселых ребят». Любашу я увидел впервые. Мне понравилось звучание, саунд», — миролюбиво пояснил лидер группы «Доктор Шлягер».
Крайне резкой по отношению к певице оказалась Лера Кудрявцева. Она отметила, что не пишет песен, а работает телеведущей. «Поэтому я говорю правду: цепляет меня или не цепляет. Номер Любаши меня не зацепил вообще никак. Любаша, у вас замечательного цвета пиджак, вы замечательный композитор. Я фанат ваших песен. Но для меня вы больше композитор», — сказала ведущая шоу «Секрет на миллион». Она оценила выступление 0 баллов.
Это возмутило Любашу. «Человеку профессиональному нельзя вообще такое ставить, Лера! Вы вообще не поющий человек, не музыкант. Вы вообще не имеете права такое ставить!» — воскликнула автор многих хитов.
«Я выражаю свою точку зрения. И кто мне это запретит?» — заявила Кудрявцева. «Это аморально», — ответила ей Любаша. «Извините меня за эту оценку», — попыталась завершить скандал Лера. «Вы сами себя извините», — резко сказала ей оппонентка.
Такие слова вывели из себя Соседова. «А зачем ты здесь пререкаешься? Ты должна просто стоять. Разговариваем мы. А вы на сцене поете», — заметил он.
«Спасибо, Сережа, за то, что позволил мне здесь стоять, а не разговаривать», — насмешливо бросила ему в лицо Любаша. «Я не понимаю, чем ты недовольна?» — возмущенно спросил критик. «Вот этой оценкой я недовольна. Я работала над этой песней для того, чтобы она понравилась молодежи. Потому что в том варианте она уже не может ей понравиться», — заверила певица.
После этих слов за членов жюри заступилась ведущая шоу. Лолита отметила, что каждый говорит только то, что он хочет. «Поэтому, Любаша, давление на жюри неуместно», — упрекнула участницу проекта Милявская.