Ться что это суффикс или окончание
«Тся» и «ться» в глаголах
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Видеоурок
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Всего получено оценок: 904.
Всего получено оценок: 904.
Правило тся и ться в глаголах – основные моменты
Например:
Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?
Например:
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола
Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.
Простой пример:
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.
Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.
Что мы узнали?
Поиск ответа
Вопрос № 307429 |
Скажите, пожалуйста, как в заданиях ЕГЭ выделять- ть(-ти) как суффикс или окончание?
Ответ справочной службы русского языка
В ЕГЭ нет заданий, в которых требуется выделять инфинитивное -ть (-ти).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?
Ответ справочной службы русского языка
Показатель инфинитива -ть (-ти) в основу не входит.
Ответ справочной службы русского языка
В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ть ся пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).
Ответ справочной службы русского языка
Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.
2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.
Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:
1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,
Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеить — заклеить, клеиться.
3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как разбирается по составу слово «наслаждаться»?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.
Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания «из» и «ов» суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно переносить слова «листья» и «счастье», если перенос возможен?
Ответ справочной службы русского языка
Ться окончание или суффикс. Всё получится: тся и ться
Ответ от (Илья) [эксперт]
слово может оканчиваться на инх но это не окончания
Ответ от Наталия Долгопятая [гуру]
ся-постфикс.
касаться: в этом слове окончание ать, ся-постфикс
ругается: окончание ет. ся-постфикс.
Ответ от Ўрий Денисов [гуру]
Слова оканчивающиеся на «ТЬСЯ» так пишутся. А произносятся, как ЦЦА (умывац-ца, купац-ца, ругац-ца) А в тастоящем времени пишется, (Умывается, купается, ругается) Произносится (Купае-ца, умывае-ца, ругае-ца) «Ся» в письме означает «Себя» (Купает себя)
http:// kitobkhona. narod.ru/3/Russkiy_Yazik_3_156_313.pdf
Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
— «купить («кого?», «что?») книгу»;
— «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
— «получить («кого?», «что?») пять».
Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.
В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».
Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.
Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.
Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.
Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».
Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.
Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».
Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».
Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.
Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.
Правописание окончаний
Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.
Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».
В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.
Мягкий знак (ь) в глаголах
Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».
Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.
Правописание суффиксов
Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.
Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».
Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».
Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.
Например: «обезболить», т.е. «прекратить боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. прекратить вред» и т.д.
Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в буква «я», например: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в «багряный».
Правило тся и ться в глаголах – основные моменты
На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.
С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола
Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.
Вова старается смеяться, хотя ему больно.
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.
Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.
Что мы узнали?
Иногда затруднения вызывают словосочетания вроде «хочется научиться». В каком из глаголов нужен мягкий знак, а в каком нет? Вопрос «что делается?» к первому глаголу кажется странным. Как тут быть? Да просто не задумываться о странности вопроса. Стесняться задать его про себя уж точно не стоит. Ситуацию он проясняет (ведь мягкого знака в нем нет) и помогает перекинуть мостик ко второму глаголу: «хочется (что сделать?) научиться».