Тщеславие в православии что это
Часть 11. Тщеславие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.
Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.
Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).
Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.
Тщеславие прикровенное и явное
Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.
Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!
В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».
Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.
От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.
С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.
Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».
Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.
Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.
Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.
Борьба со страстью
Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?
Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.
Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.
Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.
У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».
Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».
Грех тщеславия и борьба с ним
Тщеславие в вере православной — один из восьми смертных грехов, присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.
Почему тщеславие — грех
Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.
Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.
Тщеславие в вере православной — страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер — прекрасный ангел, сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.
По словам Паисия Афонского тщеславие — постыдная и страшная вещь, ведь оно Ангелов превратило в демонов. Самолюбование и превозношение присущи каждому человеку, и борьба с этим грехом длится до самой смерти.
По словам Библии все, что обладает человеком, является грехом. (1Кор. 6:12)
Превозношение и его производные — гордость, гордыня, эгоизм становятся страстью, а человек — их рабом. У раба всегда есть властелин, и в этом случае это не Бог. Тщеславие поворачивает верующего спиной к Творцу, лицом к дьяволу, который все искажает в жизни христианина.
Важно! Самое страшное, что этот грех поражает всех, кто не наполнен Божьей благодатью, от прихожанина до священника высоко ранга, последнее намного ужаснее для самого человека, ибо он на вершине православия и под судом Всевышнего.
Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего. Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях.
Тщеславие вызывает бунт, развивая в человеке грешные страсти. Святые Отцы Церкви подчеркивали, что тщеславные помыслы ведут к падению послушания.
Тщеславие многолико
Тщетная слава — так можно разложить на два слова превозношение, стремление людей выглядеть лучше в глазах окружающего мира.
Основными проявлениями тщеславия является:
Страсть к земному почитанию с точки зрения Бога является пустым звуком, ибо никаким образом не ведет к вечной жизни. Тщеславного человека больше волнует, что скажут о нем люди, чем то, что думает в этой ситуации Бог. Больной порочной страстью христианин не терпит упреков, назиданий, он постоянно ориентируется на окружение.
Тщеславные люди — двуликие, они в разных ситуациях ведут себя по-разному. Желая казаться лучше, гневливые становятся ласковыми, легкомысленные выглядят серьезными, обжоры — воздержанными в еде.
Тщеславие бывает внутреннее и внешнее.
Хорошую характеристику внутреннему самолюбованию дал Иоанн Лествичник:
Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.
Напускное смирение, покаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.
Крик, гнев — порождение тщеславия
О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.
Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)
Эгоизм
Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.
Стоящий на своем убеждении эгоист — христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.
Упорство, упрямство эгоистов — страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.
Гордыня и презрение
Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.
Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.
Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.
Мнения священнослужителей
По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.
В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.
Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.
Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.
Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа. Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)
Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст, сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.
Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.
Как излечиться от тщеславных помыслов
Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.
Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.
«Отойди от меня, сатана. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы, Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу
Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:
Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика — дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)
Одаренные люди должны помнить, они — хорошие рабы, которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.
Самое опасное — внутреннее тщеславие. Делаешь — гордишься, не делаешь — снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться — все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.
Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов — тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.
Все делается с постом, молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы. Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.
При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.
Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловати мене». Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися святых Христовых Таин: силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей врагов видимых и невидимых избави: светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыи обители озари: умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи святей соборней и апостольстей Церкви: милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави: во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней – мертвых, живых и грядущих – не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира – Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижника-ми Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему – земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как реагировать на похвалу и критику
Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.
Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.
Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.
В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.
По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.
Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении: