Тщеславие сочинение чем опасно тщеславие

Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое тщеславие»

Тщеславие сочинение чем опасно тщеславие

Тщеславие называют одним из самых страшных нравственных пороков, поэтому тема «Что такое тщеславие?» актуальна во все времена и над ней предлагают подумать выпускникам, сдающим ОГЭ по русскому языку, и не только выразить свои размышления в сочинении-рассуждении 15.3, но и привести примеры из жизни и литературы по данной теме. Для пополнения банка аргументов и помощи девятиклассникам мы предлагаем несколько литературных произведений, примеры из жизни, высказывания знаменитых людей о тщеславии, которые можно использовать в качестве аргументов.

Проблема

Что такое тщеславие? В чем оно проявляется?

Отношение автора к проблеме

Тщеславие – это одно из отрицательных свойств человеческого характера. Оно выражается в чрезмерном желании человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле, производить хорошее впечатление не только в глазах других людей, но и в своем восприятии.

Аргументы

Синонимы к слову тщеславие

Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, чванство.

Эпитеты к слову тщеславие

Безграничное, безмерное, бесконечное, бесцеремонное, большое, вздорное, вредное, гипертрофированное, глупое, грошовое, детское, дешевое, дикое (разг.), излишнее, легкомысленное, ложное, мальчишеское, мелкое, мелочное, наивное, невежественное, невинное, необыкновенное, непомерное, неумеренное, ничтожное, пустое, раздутое, ребяческое, ребячливое, слепое, тупое, чрезмерное, крупное, сатанинское.

Аргументы из литературы

В русской литературе немало примеров тщеславных героев, которые описываются авторами не менее старательно и ярко, чем образы положительных героев. В главе «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» читатель знакомится с Грушницким – молодым двадцатилетним юнкером, который когда-то служил вместе с Печориным – главным героем произведения, а сейчас судьба вновь свела их на водах. Грушницкий получил хорошее образование, достойное воспитание. Он начитан, в совершенстве владеет французским языком. Поэтому читатель желает видеть и дальше в нем приятного собеседника и положительного героя. Но, как опытный психолог, Печорин беспощадно разбивает эти мечты, объективно рассказывая о характере своего бывшего сослуживца, объясняя все его движения, поступки, слова. Грушницкий носит «толстую солдатскую шинель», прихрамывает на одну ногу, желая произвести впечатление на курортных дам. Он самовлюбленный и подлый позер. Его слова неискренни. Он не умеет слушать, в беседе часто перебивает собеседника, не давая даже возможности закончить фразу, зато сам любит произносить длинные тирады. Всю жизнь он занят только одним собою, поэтому плохо знает людей, их психологию. Печорин безжалостно открывает правду о Грушницком: цель его жизни – сделаться героем романа. Производить эффект на других – настоящее наслаждение для него. Грушницкий не живет, а будто играет только ему одному известную роль. Все это говорит об излишнем тщеславии героя, о желании казаться лучше, чем он есть на самом деле. Такие натуры не могут оглянуться вокруг, чтобы оценить, что происходит вокруг них. Они заботятся в первую очередь о том эффекте, который производят, поэтому часто попадают в неприятные ситуации, как это случилось и с Грушницким.

2. Н.В. Гоголь «Ревизор».

Тщеславный человек, как мы уже выяснили, способен на всякую ложь и глупость для того, чтобы показать себя в более выгодном свете. К таким героям можно отнести одного из главных персонажей комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Автор переносит нас в провинциальный уездный городишко, где чиновники со страхом ждут приезда ревизора. Волей судьбы безденежье заставило в этом городке задержаться Хлестакова, которого принимают за ревизора. Хлестаков – молодой человек, мелкий чиновник. Его главная страсть в жизни – карты, кутеж, женщины. Он безграмотен, ленив, труслив. Он редко появляется на службе, поэтому застрял на низкой должности, не поднимается по карьерной лестнице. Герой безответственный, беспринципный. Все его тщеславие, желание показать себя высокопоставленным чиновником, успешным, уважаемым и обеспеченным человеком читатель видит в доме у городничего. Здесь он нашел благодарных слушателей, поэтому он играет роль ревизора, нисколько не смущаясь, что на самом деле не является им. Хлестаков вводит в заблуждение не только всю семью городничего, но и всех чиновников города. Желая выглядеть в лучшем свете перед провинциальными людьми, он нагло врет, как говорят, от души. По его словам, в его приятелях числится А.С. Пушкин, сам он иногда пишет произведения, которые даже печатаются, живет в самом лучшем месте, обед ему доставляют к столу из заграницы. Его ложь не знает границ, а совесть при этом у Хлестакова молчит. Такими качествами наделил Н.В. Гоголь героя, чтобы читатель извлек из произведения нужные уроки.

3. «Слово о полку Игореве».

Источник

Вариант №21

Сочинения к варианту №21 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

(По Л. Н. Андрееву*)
* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) — русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.

Лингвист Людмила Алексеевна Введенская считает, что выразительность достигается средствами языка всех уровней. Это заявление нужно понимать следующим образом: в тексте могут быть средства выразительности, связанные и с фонетикой, и с лексикой, и с морфологией, и с синтаксисом. Докажем это мнение на примере текста Леонида Николаевича Андреева.

В предложении 16 мы читаем: «…до раскатов пророческого крика». Здесь, как мы видим, использовано средство выразительности, основанное на повторение согласного звука «р». Подобное средство называется звукописью, и оно связано с фонетическим уровнем языка.

Читаем дальше и видим, что в предложении 18 используются числительные: «…уже не два, а десять, двадцать ослов нестройно взревели». Увеличение количества ослов, отказывающихся замереть в восхищении от пения Энрико Спаргетти, усиливает применённую здесь градацию. Делаем вывод: морфология влияет на выразительность текста.

Отчаяние певца выражается восклицаниями, они называются риторическими и являются очень сильным средством выразительности, относящимся к синтаксическому уровню языка: «Нет, я их проберу. Я их перекричу!»

А лексические средства, как мы знаем, являются основными в художественном тексте. Вот и здесь не обошлось, например, без метафор: «при громе аплодисментов», «голос восстановился до прежнего блеска».

Думаю, что приведённых примеров достаточно, чтобы утверждать: лингвист Людмила Алексеевна Введенская совершенно права в своём мнении.

В предложениях 27-29 содержится противопоставление легендарного Орфея и Энрико Спаргетти – хорошего певца, но глупого человека. В словах Энрико слышится желание обычного человека сравняться с мифологическим героем, что, конечно же, невозможно. В этом противостоянии заключена мысль о тщеславии певца и бессмысленности его притязаний.

Леонид Андреев в самом начале текста иронично относится к своему герою. Об этом можно судить, например, из такого заявления: «И неужели этот тенор был настолько лучше меня, что меня украшают его именем? Я в этом сильно сомневаюсь». Тщеславие главного героя сквозит в его речах.

Рассказав нам о состязании Энрико с ослами, автор применяет юмор. Это средство высмеивания персонажа заключается в сопоставлении далёких

явлений: где ослы, а где искусство. Так в произведении Леонида Андреева отражена мысль о тщетности бессмысленных притязаний.

Стремление Энрике Спаргетти сравняться с мифологическим Орфеем в реальной ситуации выглядит комично и учит нас опасаться чрезмерного тщеславия, соразмерять свои притязания с человеческими возможностями.

Тщеславие – это напрасное стремление самоутверждения, основанное на подтверждении своего превосходства над другими. Оно опасно неизбежным разочарованием. Именно об этом говорится в произведении Леонида Николаевича Андреева.

В произведении этого писателя повествуется об одном талантливом певце, который «никак не мог примириться с тем, что, хоть и сказочный, Орфей стоит во мнении людей выше его». В конце концов Энрико Спаргетти, такое имя дал Леонид Андреев своему герою, решил доказать всем, что он ничуть не уступает легендарному Орфею в искусстве пения.

И что из этого вышло? Смех да только! Ослы, которых Энрико решил впечатлить своим пением, не оценили его стараний: «…ослы ревели, как горная лавина, и напрасно, бегая по сцене, старался перекричать их божественный певец – слушателям был виден только его открытый рот». Не зря же говорят, что высшие силы лишают человека разума, если хотят его наказать.

Итак, тщеславие певца не было удовлетворено: ему не удалось доказать своего превосходства над мифическим Орфеем, а глупая затея привела лишь к разочарованию.

Источник

Сочинение 9.3 «Что такое тщеславие?»

Текст для сочинения:

(1)Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей. (2)Сильный и прекрасный собою, он обладал чарующим голосом, уже при первом выступлении своём затмил всех других известных певцов и получил прозвище Орфей.

(3)Как и все певцы, не имеющие времени для литературных занятий, Энрико долгое время совсем не знал, кто такой Орфей, именем которого его называли; и однажды он обратился с вопросом по этому поводу к своему секретарю и другу, Гонорию ди Виетри.

– (4)Скажи мне, кто был этот Орфей, имя которого я так часто слышу как похвалу? (5)И неужели этот тенор был настолько лучше меня, что меня украшают его именем? (6)Я в этом сильно сомневаюсь. (7)Высокообразованный Гонорий в ответ рассказал певцу миф об Орфее.

— (8)Деревья, – повествовал Гонорий, – привлекаемые силою прелестных звуков, толпились вокруг певца и давали ему тень и прохладу; очарованные скалы теснились к нему; птицы лесные оставляли свою чащу, а звери – свои трущобы и тихо и кротко внимали сладким песням Орфея…

— (9)Так это сказка! – со вздохом облегчения сказал гордый певец, но никак не мог примириться с тем, что, хоть и сказочный, Орфей стоит во мнении людей выше его, и, снова слыша его имя, каждый раз чувствовал как бы укол в самое сердце.

— (10)Я хочу доказать Орфею и его поклонникам, что я, Энрико Спаргетти, могу сделать не меньше, чем он. (11)К следующему воскресенью собери в моём загородном саду три или четыре дюжины ослов…

— (12)Ослов! – воскликнул изумлённый и ужаснувшийся Гонорий, но певец гневно топнул ногой и закричал:

— Ну да, ослов! (13)Ты увидишь, что будет с ними, когда их слуха коснётся мой вдохновенный голос.

(14)Наступило воскресенье. (15)И вот – при громе аплодисментов показался на эстраде Энрико Спаргетти, несколько бледный, несколько взволнованный, но решительный и прекрасный в своей смелости.

(16)При первых же звуках чарующего голоса, превратившего всё земное в небесное, два осла сразу взревели, беспомощно захлёбываясь и стеная, в середине возвышая голос почти до раскатов пророческого крика и кончая теми же беспомощными и страдальческими выдыхами. (17)Энрико сделал аккомпаниатору знак переждать и дать господам ослам откричаться.

(18) Но лишь только певец снова открыл рот, уже не два, а десять, двадцать ослов нестройно взревели, путаясь в голосах друг друга и своими громовыми раскатами покрывая не только нежнейшее пианиссимо певца, но и самые его отчаянные форте. (19)Напрасно расстроенный Энрико повышал голос: уже все четыре дюжины ослов мрачно ревели, как в последний день земли.

— (20)Это невозможно! – говорил в уборной Энрико, в слезах припадая на грудь также потрясённого Гонория. – (21)Ах, Гонорий, а ведь над этой песенкой рыдал сам император бразильский! (22)Я сам – сам! – плакал для этих ослов, чего не делал даже для английской королевы… (23)Нет, я их проберу! (24)Долой лирику – я дам им драму. (25)Я их перекричу!

— (26)Пожалей голос, Энрико, я умоляю тебя! – плакал Гонорий.

— (27)А Орфей жалел? (28)Нет, я их перекричу! (29)Я их перереву!

(30)Но и в этот раз все усилия Энрико оказались бесплодными; ослы ревели, как горная лавина, и напрасно, бегая по сцене, старался перекричать их божественный певец – слушателям был виден только его открытый рот.

(31) Так печально окончилось состязание Энрико Спаргетти с Орфеем, и молчаливо разъезжались приглашённые, когда Энрико сказал едва слышно ужаснувшемуся секретарю:

— Гонорий, пригласи доктора. (32)Кажется, я сорвал голос.

(33)К счастью, тревога оказалась ложною, и через месяц утомлённый голос знаменитого певца восстановился до прежнего блеска и силы.

(34)В то же время благодаря стараниям Гонория журналы вполне согласно объяснили непрерывный рёв ослов именно тем, что животные были восхищены и покорены чарующим голосом великого артиста. (35)И прозвище Орфея утвердилось за ним навсегда.

* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.

Пример сочинения 9.3 «Что такое тщеславие?»

Что такое тщеславие? Я думаю, что тщеславие — это высокомерие, это любовь к славе, к почитанию. Тщеславие — отрицательная черта человека, она даже может нести опасность для него, ведь нередко мы ошибочно принимаем что-то за идеал, гонимся за ним. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и своего личного опыта.

В тексте Л. Андреева Энрико Спаргетти из-за тщеславия чуть не лишился своего таланта — прекрасного голоса. Он хотел доказать, что поет лучше Орфея, героя древнегреческой мифологии, с которым его сравнивали. Для этого Энрико выступил перед ослами, не пожелавшими его слушать, и сорвал голос.

Говоря о тщеславии, я хочу привести в пример историю композиторов Моцарта и Сальери. Сальери завидовал Моцарту, его славе и таланту, из-за чего решился на ужасное преступление. После этого он прослыл не великим композитором, а тщеславным убийцей.

Таким образом, тщеславие — отрицательная черта человека, проявляющаяся в зависти, стремлении к славе и почитанию.

Источник

Сочинение ОГЭ 9.3 (15.3). Тщеславие. Чем опасно тщеславие? По Андрееву.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Андреева «Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей»
Как вы понимаете значение слова ТЩЕСЛАВИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Чем опасно тщеславие?»

Тщеславие – это чрезмерное стремление к славе, желание казаться лучше других. Синонимом тщеславия является гордыня. Тщеславные люди в своих поступках руководствуются не категориями морали, а только лишь своим желанием быть в центре внимания. Талантливые люди нередко бывают тщеславными. Но такое состояние человеческой души опасно как для общества, так и для самой личности.

Главная опасность тщеславия заключается в том, что такие люди забывают о голосе разума, потому нередко оказываются в глупой, даже опасной ситуации. Примером тщеславного человека может служить Энрико Спаргетти, герой текста Л.Н. Андреева. Он был лучшим певцом своего времени, но этого ему было недостаточно, он хотел превзойти героя легенд Орфея, чьим именем его называли. Гордыня сподвигла Энрико соревноваться с мифическим героем, чьи звуки завораживали даже животных. Тогда наш герой собрал стадо ослов и исполнил им свою музыку, но он не достиг намеченной цели. В попытках перекричать ослов, он сорвал голос, чуть не лишившись таланта, которым так гордился. А вместо вечной славы получил заметку в журнале, о которой договорился его секретарь. Герой текста чуть не потерял свой чудный голос из-за своего тщеславия. Этот пример показывает, что тщеславие портит человека. Двигаемый тщеславием, человек поступает неосмотрительно и может лишиться всего, что имеет.

Таким образом, можно сделать вывод: тщеславие – очень опасное состояние. Это словно кривое зеркало, которое не позволяет человеку видеть свои недостатки, заглушая совесть, голос разума. Тщеславие в итоге может затмить все достоинства человека, а может и вовсе привести его к печальным последствиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *