На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Созвучие слов тфиллин и тфилла (молитва), возможно, результат омонимии (некоторые производят слово от корня תלה со смыслом «выделять», «отделять» и полагают, что изначальный смысл названия тфиллин — «знак», отличающий евреев от остальных народов). В Евангелии от Матфея (23:5), в полемике против фарисеев, тфиллин названы филактерион (буквально «охранные амулеты», см. выше); через Новый завет это название вошло в европейские языки.
Заповедь тфилин
Источником заповеди накладывания тфилин считаются следующие четыре отрывка из Торы:
И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.
И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.
Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём. и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.
Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь
Эти же слова присутствуют в молитве Шма Исраэль.
Существует и противоположное мнение, сформулированное Рашбамом. Согласно этому мнению, упомянутые выше четыре отрывка имеют только аллегорическое значение (подобно аналогичной цитате из Песни песней 8:6, «Положи меня, как печать, на сердце твое»). В таком случае заповедь тфилин, оставаясь в статусе деорайта, не учится непосредственно из текста Письменной Торы.
Строение тфилин
Тфилин изготовляются из кожи кошерных животных, таких как корова, овца, коза, или олень. Чаще всего из овечьей кожи, хотя наиболее качественными считаются коровьи.
Ручной тфилин состоит из одного отделения, где помещается свернутый в трубочку или сложенный лист пергамента, на котором написаны все четыре паршийот.
Головной тфилин состоит из четырех отделений (кцицот или тотафот), в каждом из которых помещается полоска пергамента с одной из паршийот.
Коробочки тфиллин приближаются по форме к кубу: их ширина и длина (но не высота) равны; коробочки укрепляются на более широких подставках, через тыльную сторону которых проходят кожаные ремешки. Размеры варьируются от 2,2 до 4 см. На двух противоположных гранях головного тфиллина изображена буква шин (ש) — с правой стороны обычная, с тремя зубцами, а с левой — с четырьмя; узел ремешка сделан в виде буквы далет (ד), образующей вместе с изображенной на коробочке буквой шин и концом ремешка, означающим букву йод (י), имя Шаддай.
Типы тфилин
Наложение тфилин
Время и даты
В холь hа-моэд в странах диаспоры хасиды не налагают тфиллин, в то время как митнагдим налагают; в Израиле обычай наложения тфиллин в хол-hа-моэд не принят.
В некоторых общинах при обрезании сына отец ребёнка также накладывает тфилин. Некоторые особенно благочестивые раввины ходят с тфилин весь день пока изучают Тору или заседают в суде.
Процедура наложения
Затем часть ремешка, обмотанная вокруг руки, разматывается и обматывается вокруг кисти руки и среднего пальца так, чтобы составить буквы шин, далет и йод, также образующие имя Шаддай.
Во время наложения тфиллин произносится соответствующее благословение. Снимают тфиллин сначала с головы, затем с руки и кладут в специальный чехол. Если коробочки тфиллин упали на пол, уронивший обязан поститься на протяжении всего дня.
Законы тфиллин
Законы относительно тфиллин изложены в Талмуде, главным образом в Мен. 34а-37б; небольшой талмудический трактат Тфиллин относится к эпохе гаонов и представляет собой компиляцию, в которой собрано все, что сказано о тфиллин в разных местах Талмуда.
Законоучители придавали тфиллин духовное и воспитательное значение, поскольку речь идет о знаке и памяти об исходе из Египта и о предписании помнить Закон, данный Богом Израилю. Наряду с этим широко было распространено почитание тфиллин как своего рода амулета, и даже законоучители верили в способность тфиллин отвращать зло. Талмуд подчеркивает особую важность тфиллин.
Тфилллин у неиудеев
Караимы и самаритяне не налагают тфиллин, истолковывая смысл текстов Библии, на которых основано галахическое предписание наложения тфиллин, метафорически. Сторонники метафорического истолкования были и среди законоучителей, однако этот подход не привился ни в Галахе, ни в еврейской традиции.
История тфиллин
Согласно мнению исследователей, предмет, носивший название тфилла, был в пользовании уже в библейскую эпоху. В одном из угаритских документов в описании Ваала упоминается тфилла на его голове. Несомненно, что тфиллин существовали в Израиле в эпоху, предшествовавшую таннаям, так как много тфиллин было обнаружено при археологических раскопках в Кумране, в Мураббаате, в Иудейской пустыни пещерах, где скрывались повстанцы Бар-Кохбы восстания.
Во время последовавших за восстанием гонений, вызванных жестокими эдиктами Адриана, наложение тфиллин каралось смертной казнью.
Многочисленные тфиллин, обнаруженные при раскопках в Кумране, отличаются от современных величиной и формой — они значительно меньше современных; по-видимому, малые размеры этих тфиллин объясняются тем, что их носили весь день. В отличие от квадратной формы, принятой ныне, кумранские тфиллин продолговатые (головной — в среднем 1,2 х 1,65 х 3,20 см; ручной — в среднем 1 х 2 см). На найденных в Иудейской пустыне головных тфиллинах нет буквы шин. Тот факт, что Галаха запрещает золотые и серебряные тфиллин, свидетельствует, что таковые были в употреблении.
Тексты, содержащиеся в древних тфиллин, соответствуют принятым ныне (однако в ряде случаев они более пространны). Обнаруженный в ряде тфиллин текст Десяти заповедей подтвердил предположения ученых (основанное на намеках у законоучителей и на сообщениях раннехристианских авторов), что в древний период, наряду с принятыми ныне четырьмя паршийот, тфиллин содержали также Десять заповедей.
Наложение тфиллин считалось одной из важнейших заповедей наряду с обрезанием и соблюдением субботы, выполнению которых гонители Израиля пытались воспрепятствовать. Талмуд содержит свидетельства о выполнении заповеди тфиллин в Вавилонии. Иероним свидетельствует, что в его время евреи Вавилонии, Персии и Индии соблюдали предписание о наложении тфиллин. Не выполнявших предписания Талмуд называет «преступниками в Израиле», также в литературе эпохи гаонов, а позднее в сочинениях тосафистов говорится о далеко зашедшем пренебрежении предписанием.
Духовный смысл тфилин
Наложение тфилин на руку должно влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а головных — на мысли, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».
Приходилось ли видеть когда-нибудь иудеев, читающих тору? Если да, то наверняка довелось обратить внимание на то, что перед началом ритуального процесса, евреи наматывают на руку какой-то загадочный ремень. Для чего он нужен и какие функции выполняет? Загадочный ремень, который иудеи наматывают на руку перед молитвой, это тфилин. Тфилин бывает двух видов: головная тфила и ручная тфила. Иудей может надевать любую из двух тфил, вообще не носить из или же надевать обе.
Черный ремень ритуального смысла не несет, он является способом фиксации маленькой коробочки на руке или на голове человека. Изготавливать ремешок можно только из кожи кошерных животных. Коробочки и ремни тфилин должны быть черного цвета.
После прочтения благословения, затягивают ремешок вокруг руки семь раз. Ремешок всегда наматывают чёрной стороной наружу. Существуют разные обычаи по поводу того, нужно ли обматывать ремешок по часовой стрелке, или против неё.
В черных коробочках на ремешках лежат отрывки Торы. Важно понимать, что тфилин – это не просто коробочка на ремешке, а второй по святости для евреев ритуальный предмет после Торы.
Религия евреев не регламентирует хоть сколь-нибудь жестко как, когда и куда следует повязывать тфилин. Традиционно для этого выбирается лоб и рука. Евреи повязывают данный предмет во время каждой утренней молитвы, за исключением праздничный дней и шаббата. В некоторых еврейских общинах принято также повязывать тфилин во время выполнения обрезания ребенка.
Запрещено входить в ванную комнату при наложенном тфилин. Нельзя дремать в то время, когда на мужчине тфилин. Тфилин возлагается на более слабую руку: правши возлагают на левую руку, а левши — на правую.
Женщины, согласно традиции, не носят тфилин.
Тфилин неразрывно связан с выражением любви к Богу, а любовь Бога скреплена вечными узами любви к Его народу,. Мудрецы говорят, используя аллегорию, что Бог Сам носит тфилин на руке и голове, в котором на свитках, помещённых внутри, записана Его любовь к еврейскому народу: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, народу единственному на земле».
При помощи продетых через основания этих коробочек черных кожаных ремешков тфиллин накладывают и укрепляют одну на обнаженной левой руке («против сердца»; левши — на правую руку), вторую на лбу — во исполнение библейского предписания: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:6–8; ср. Исх. 13:9, 16; Втор. 11:18). Святость тфиллин уступает лишь святости Сефер-Торы (ср. Шву. 38б).
Созвучие слов тфиллин и тфилла (молитва), возможно, результат омонимии (некоторые производят слово от корня תלה со смыслом «выделять», «отделять» и полагают, что изначальный смысл названия тфиллин — «знак», отличающий евреев от остальных народов). В Евангелии от Матфея (23:5), в полемике против фарисеев, тфиллин названы филактерион (буквально «охранные амулеты», см. выше); через Новый завет это название вошло в европейские языки.
Согласно Галахе (Мен. 3–7 и другие), тфиллин содержит четыре паршийот: 1) Исх. 13:1–10; 2) Исх. 13:11–16; 3) Втор. 6:4–9 (Шма), 4) Втор.11:13–21. Относительно порядка паршийот существуют две традиции — Раши и Я‘акова Тама; первая принята в качестве обязательной, вторая — факультативная (после обязательного выполнения первой). Археологические находки в пещерах Мёртвого моря показывают, что обе традиции весьма древние. Тфилла шел яд (см. ниже) состоит из одного отделения, где помещается свернутый в трубочку или сложенный лист пергамента, на котором написаны все четыре паршийот. Тфилла шел рош (см. ниже) состоит из четырех отделений ( кцицот или тотафот), в каждом из которых помещается полоска пергамента с одной из паршийот. Тфиллин изготавливаются из кожи чистого животного (см. Чистота и нечистота ритуальные). Коробочки тфиллин приближаются по форме к кубу: их ширина и длина (но не высота) равны; коробочки укрепляются на более широких подставках, через тыльную сторону которых проходят кожаные ремешки. На двух противоположных гранях тфилла шел рош изображена буква шин — с правой стороны обычная, с тремя зубцами, а с левой — с четырьмя; узел ремешка сделан в виде буквы далет, образующей вместе с изображенной на коробочке буквой шин и концом ремешка, означающим букву йод, имя Шаддай (см. Бог. Имена); конец ремня тфилла шел яд обматывается вокруг кисти руки и среднего пальца таким образом, чтобы составить буквы шин, далет и йод, также образующие имя Шаддай.
Согласно мнению исследователей, предмет, носивший название тфилла, был в пользовании уже в библейскую эпоху. В одном из угаритских документов (см. Угарит) в описании Ваала (см. Ваала культ) упоминается тфилла на его голове. Несомненно, что тфиллин существовали в Израиле в эпоху, предшествовавшую таннаям, так как много тфиллин было обнаружено при археологических раскопках в Кумране, в Мурабба‘ате (см. Мертвого моря свитки), в Иудейской пустыни пещерах, где скрывались повстанцы Бар-Кохбы восстания. Во время последовавших за восстанием гонений, вызванных жестокими эдиктами Адриана, наложение тфиллин каралось смертной казнью.
Многочисленные тфиллин, обнаруженные при раскопках в Кумране, отличаются от современных величиной и формой — они значительно меньше современных; по-видимому, малые размеры этих тфиллин объясняются тем, что их носили весь день. В отличие от квадратной формы, принятой ныне, кумранские тфиллин продолговатые ( тфилла шел рош — в среднем 1,2 × 1,65 × 3,20 см; тфилла шел яд — в среднем 1 × 2 см). На найденных в Иудейской пустыне тфилла шел рош нет буквы шин. Тот факт, что Галаха запрещает золотые и серебряные тфиллин, свидетельствует, что таковые были в употреблении. Тексты, содержащиеся в древних тфиллин, соответствуют принятым ныне (однако в ряде случаев они более пространны). Обнаруженный в ряде тфиллин текст Десяти заповедей подтвердил предположения ученых (основанное на намеках у законоучителей и на сообщениях раннехристианских авторов), что в древний период, наряду с принятыми ныне четырьмя паршийот, тфиллин содержали также Десять заповедей.
Наложение тфиллин считалось одной из важнейших заповедей (см. Мицва) наряду с обрезанием и соблюдением субботы, выполнению которых гонители Израиля пытались воспрепятствовать. Талмуд содержит свидетельства о выполнении заповеди тфиллин в Вавилонии. Иероним свидетельствует, что в его время евреи Вавилонии, Персии и Индии соблюдали предписание о наложении тфиллин. Не выполнявших предписания Талмуд называет «преступниками в Израиле», также в литературе эпохи гаонов, а позднее в сочинениях тосафистов (см. Тосафот) говорится о далеко зашедшем пренебрежении предписанием.
Мужчина должен налагать тфиллин во время ежедневной утренней молитвы (Шахарит), за исключением субботы и праздников. Согласно Талмуду (Мен. 35б), тфиллин не налагают в субботние и праздничные дни потому, что тфиллин называются «знаком» (см. выше), а суббота сама является знаком (Исх. 31:17); то же относится и к праздникам. В странах диаспоры в хол- ха-мо‘эд (см. Праздники) хасиды (см. Хасидизм) не налагают тфиллин, в то время как митнагдим налагают; в Израиле обычай наложения тфиллин в хол- ха-мо‘эд не принят. Поскольку тфиллин — это пе‘эр («венец славы»), их не налагают утром Ава девятого (наложение тфиллин в этот день откладывается до молитвы Минха; в некоторых германских общинах это правило распространялось на все посты); по этой же причине тфиллин не налагается скорбящими до похорон умершего, а также на кладбище или в другом нечистом месте. По достижении мальчиком совершеннолетия, то есть в 13 лет и один день (см. Бар-мицва), он обязан налагать тфиллин, однако практиковаться в совершении ритуала он начинает несколькими неделями ранее. В восточных общинах в честь первого наложения тфиллин проводится особая праздничная церемония. Тфиллин не следует налагать, когда невозможна молитвенная концентрация духа (например, женихом в день свадьбы) или когда мужчина нечист телом (Шаб. 49а; см. также Чистота и нечистота ритуальные).
Правила наложения тфиллин предписаны во всех деталях: сначала мужчина облачается в таллит, затем налагается тфилла шел яд; коробочка помещается с внутренней стороны руки между локтем и плечом и закрепляется охватывающей руку ременной петлей; конец ремня обматывается семь раз (постановление Ицхака Лурии) вокруг руки от локтя до запястья; ашкеназы обматывают руку против часовой стрелки, сефарды и хасиды — по часовой стрелке. Тфилла шел рош устанавливается выше середины лба и стягивается вокруг головы ременной петлей; концы ремня свободно свисают с затылка на грудь. Во время наложения тфиллин произносится соответствующая бенедикция. После этого остающийся свободным конец ремня от тфилла шел яд особым образом обматывается вокруг кисти руки, в том числе (согласно традиции времен гаонов) трижды вокруг среднего пальца (см. ниже); при этом произносят стихи Хош. 2:21–22. Снимают тфиллин сначала с головы, затем с руки и кладут в специальный чехол. Если коробочки тфиллин упали на пол, уронивший обязан поститься на протяжении всего дня.
Законы относительно тфиллин изложены в Талмуде, главным образом в Мен. 34а-37б; небольшой талмудический трактат Тфиллин относится к эпохе гаонов и представляет собой компиляцию, в которой собрано все, что сказано о тфиллин в разных местах Талмуда. Законоучители придавали тфиллин духовное и воспитательное значение, поскольку речь идет о знаке и памяти об исходе из Египта и о предписании помнить Закон, данный Богом Израилю. Наряду с этим широко было распространено почитание тфиллин как своего рода амулета, и даже законоучители верили в способность тфиллин отвращать зло. Талмуд подчеркивает особую важность тфиллин. Даже Бог налагает тфиллин (Бр. 6), когда Он слышит стих (I Хр. 17:21) «кто подобен народу Твоему Израилю, единственному народу на земле» (Бр. 62). Тот, кто не налагает тфиллин, сознательно совершает грех. «У кого тфилла на голове, тфилла на руке, цицит на одежде и мезуза на дверном косяке, тот защищен от прегрешения» (Мен. 43б). Наложение тфиллин приводит человека к сосредоточению, изгоняя легкомыслие и фривольность духа (Бр. 30б). Согласно школе Хиллела (см. Бет- Хиллел и Бет-Шаммай), пригодность тфиллин следует проверять ежедневно, однако школа Шаммая считал это требование чрезмерным (ТИ., Эр. 10:26а). Со временем было установлено правило проверять тфиллин один-два раза в семь лет (Тос. Мен. 43а).
Караимы и самаритяне не налагают тфиллин, истолковывая смысл текстов Библии, на которых основано галахическое предписание наложения тфиллин, метафорически. Сторонники метафорического истолкования были и среди законоучителей, однако этот подход не привился ни в Галахе, ни в еврейской традиции.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Дикий зверь тфилин
Уровень 1. Публичная информация:
При помощи чёрных кожаных ремешков, продетых через основания коробочек, одну из тфилин укрепляют на бицепсе обнажённой левой [1] руки («против сердца» — немного повернув к телу), а вторую — над линией волос, между глаз.
Тфилин — как коробочки, так и отрывки из Торы, находящиеся внутри, — сделаны из кожи кошерных животных.
Тфилин имеют квадратную форму в трех местах: «байт» (часть, где собственно находятся свитки), «титура» — нижняя часть, где коробочка как бы расширяется, и шов вокруг «байта». Покрашен в чёрный цвет. Соотношение высоты «байта» к ширине не имеет значения. [3]
Что касается размеров, то согласно мнению гаонов, размер тфилин должен быть 2 пальца (4 см), однако Галаха не принимает это требование в качестве обязательного. Тем не менее, некоторые евреи, в частности любавические хасиды, стараются исполнить это предписание.
Уровень 2. Эзотерическое (скрытое) значение:
Внезапно. Да да, он самый.
В: Что за тфилин такой? О: Жучок и портал. Стягивает и перенаправляет энергию. Люди произносят молитву, входят в резонанс с эгрегором, он транслирует им программы управления по этому каналу. И скачивает с них энергию. А то, что они на руку наматывают, они тем самым блокируют выход энергии из руки, и эта энергия засасывается в коробку. Идет нарушение реального энергообмена человека.
В: Он намерение ставит, надеть на себя это, это как бы согласие, что с тебя это будут стягивать получается? О: Да. Во время молитвы человек входит в особое состояние, в котором энергия своего рода активируется. И идя по руке собирается и направляется в эгрегор.
В: Собирается откуда? Коробочка имеется одна на голове, одна на руке. О: Со всего организма.
Кстати, зачем нужны шапочки на макушку, как думаете?
Раби МОШЕ бар ЯАКОВ из Куци, автор книги Сефер Мицвот Гдолот:
Из 613 заповедей только три являются знаком и свидетельством того, что евреи являются истинными служителями Всевышнего: брит мила (обрезание), Шаббат и Тфиллин. Поскольку в еврейском суде любое решение принимается на основании хотя бы двух свидетелей, то в субботу и в праздничные дни (которые тоже называются субботой) достаточно еврею двух свидетелей, а именно, брит мила и соблюдение законов этого дня (Праздника или Шаббата), но в будний день обязан каждый еврей наложить Тфиллин, чтобы он был вторым после брит милы свидетельством его еврейства.
А если Тфиллин так важен, то почему же некоторые евреи так «снисходительно» относятся к этой величайшей заповеди?
РОШ (Рабену Ашер) в Алахот ктанот:
Автор книги «аТикун Тфиллин»:
Душа моя ужасается тем, что в последних поколениях только единицы, как напимер, раби Меир из Ротенбурга, бережно относились к мицве Тфиллин, которая приравнивается к соблюдению всей Торы, а подавляющее большинство интересуются, как бы купить Тфиллин подешевле.
Рабби Яков бен Ашер, (“Арба Турим”):
“Каждый накладывающий Тфиллин и облачающийся в талит и произносящий молитву “Шма Исроэль”, обещано ему, что он будет в мире грядущем”.
“Гарантирую я ему, что огонь Геинома (Ада) не будет властвовать над ним”.
“Гарантирую я ему, все грехи его будут прощены”.
До какой суммы человек должен потратить на мицву?
Сказано, не трать больше чем пятую часть от своего годового дохода.
Сказано в Мишна Брура, что тот кто не может позволить себе купить Тфиллин, — не обязан ходить и просить милостыню ради этого, но обязан просить у других евреев отдолжить ему Тфиллин, дабы выполнить мицву. Но если он может купить, а вместо этого отдалживает — то велико будет его наказание. Надо стремиться приобрести красивый Тфиллин по правилу указанному Торой: “Это мой Б-г и я Его украшу”.
Рекомендации
Здесь приведены рекомендации мудрецов Торы на Тфиллин, произведенные иерусалимской организацией “Хатам аИдур”:
Глава еврейского суда Даркей Ораа
Рош Ешиват “Минхат Ашер”
Глава общины Чехии
Автор 50 книг по Торе
От всего сердца хочу порекомендовать вам Тфиллин производства “Хотам Аидур”. Посетив это место и тщательно проследив за всеми этапами производства, я был поражен следованию самым высоким требованиям закона по отношению к максимальной кошерности Тфиллин. Кроме высокого уровня кашрута Тфиллин, хочу отметить что все участвующие в их создании — люди Б-гобоязненные и знатоки Торы. Большая заслуга для меня рекомендовать это место, и я надеюсь, что многие удостоятся носить именно эти Тфиллин.
(После посещения нашего производства, впечатлившись, рав Зелиг Вайс приобрёл Тфиллин для своего внука.)
Раби Араам Хаим Адас Шлита
Один из глав сефардской общины Иерусалима
Автор книги “Арба Миним Лемеадрин” и многих других алахических трудов
Хочу порекомендовать Тфиллин благословленных мной компаньонов раби Ханоха Лернера и раби Моше Алиашвилли, сделанных в особом месте “Хатам Аидур”.
Посетив это святое место, я убедился тщательности ручной работы от начала и до конца производства Тфиллин этими Б-гобоязненными и цельными людьми, понимающими в своем деле.
Все вопросы, касающиеся кошерного и высококачественного изготовления Тфиллин, решаются по наставлению высших алахических авторитетов.
Поэтому, каждый, кто приобрел эти Тфиллин, должен знать, что удостоился самых высококачественных и кошерных Тфиллин.
Рав Яков Зеев аКоэн Фрид
Море цедек в Бейт дине рава Шайнберга Шлита
Один из авторов книги “Зихрон Элиягу” по законам Тфиллин
Я был на производстве Тфиллин “Хатам аИдур”, тщательно и детально исследовал производство их Тфиллин. Мое впечатление, что коллектив составляют люди Б-гобоязненные, хорошо знающие законы Тфиллин и высокие специалисты.
Руководитель — рав Ханох Лернер шлита — человек с большим опытом и знанием в области производства Тфиллин. Я пришёл к выводу, что эти Тфиллин действительного высшего качества кашерности.
Рав Борух Шмуэль аКоэн Дойч
Глава ешивы “Коль Тора”
Хочу письменно выразить своё восхищение организацией “Хатам аИдур”, которую я лично со своими учениками посетил после углублённого изучения алахот, касающихся написания Сефер Тора, Тфиллин и мезузот. Мы смогли убедиться, что это название «Хатам аИдур” — печать высшего качества — точно соответствует этому месту. Его работники являются Б-гобоязненными евреями, серьёзно занимающимися изучением Святой Торы и старающиеся сделать святую работу как можно лучше и качественней в соблюдении строжайших требований алахи по указаниям нашего учителя рава Элияшева шлита. Я как коэн благословляю их работу, чтобы благословение Ашема проявилось в ней. И желаю, чтобы и дальше они продолжали с такой же строгостью относиться к своей работе, и чтобы она распространилась в народе Израиля.
В нашем магазине можно приобрести Тфиллин производства «Хотам Аидур”.