сколько в чечне можно иметь жен
На Севером Кавказе многоженство снова становится нормой?
Российский семейный кодекс запрещает регистрацию второго брака без развода, но ни административного, ни уголовного наказания за многоженство нет.
В России большинство случаев многоженства фиксируют на Северном Кавказе, где мусульмане составляют большинство. Ислам ограничивает число жен до четырех. Но такие браки заключаются муллами и с юридической точки зрения не имеют силы.
В Уголовном кодексе РСФСР от 1926 года была статья 199, предусматривающая наказание за двоеженство или многоженство: исправительно-трудовые работы на срок до одного года или штраф до одной тысячи рублей. Спустя 34 года эта статья была отредактирована. В ней уже давалось определение многоженству – «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства». Наказывалось это лишением свободы до одного года или исправительными работами на тот же срок.
Имена всех героев в тексте изменены по их просьбе.
«КАК МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ МУЖА?»
Зухра живет и работает в Махачкале. Ей 30 лет, и она вторая жена у своего супруга. Женаты уже полтора года. Для Зухры это второй брак, от первого у нее двое детей. Первая жена ее нового мужа знает о Зухре.
«Он вместе с первой женой приходил ко мне знакомиться. А до этого она со мной в вотсапе переписывалась», – вспоминает Зухра. Для нее было важно, чтобы первая жена и родственники нового мужа знали о ней именно как о супруге и чтобы новый муж не скрывал ее.
По словам Зухры, с первой женой они сначала «даже дружили». И во время одного из разговоров первая жена призналась второй, что не хотела, чтобы муж женился второй раз, но «он ее к этому готовил больше года».
Туркменистан официально запрещает многоженство
«Объяснял, что, если у него есть возможность, он должен взять жену. Тем более, разведенную, с двумя детьми. Ну, чтоб женщины одни не оставались. Чтобы за это награда была», – говорит Зухра.
Но спустя несколько месяцев общение между женщинами прекратилось. Зухра предполагает, что конфликт провоцировали родственники мужа, которые против вторых браков.
Женщина говорит, что, когда они женились, было лишь уважение, потом – пришла любовь.»Как можно не любить мужа?» – спрашивает она. Но несмотря на свои чувства, Зухра уговаривает мужа взять третью жену. Это желание она объясняет просто: «Чтобы первая жена перестала ко мне плохо относиться».
«ОН ХОЧЕТ ИМЕТЬ МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО»
Несколько лет назад Малика вышла замуж за известного в Дагестане исламского богослова. Она была его третьей женой. Для нее, как и для Зухры, это был не первый брак. Да и для нового мужа она была не первой третьей женой.
«Это человек, наверное, в общей сложности 15 разных женщин сменил, все мы побывали у него в женах. Ничего хорошего я в этом не вижу. Одна из причин такого его поведения – он хочет иметь многочисленное потомство на примере его родового селения. Говорит, что сильны те тухумы (этим словом на Северном Кавказе обозначается военно-политическое объединение. – Ред.), у кого много братьев», – рассказывает Малика.
Кадыров подверг критике регистрацию браков в ЗАГСе
По ее словам, со второй женой мужа она практически не общалась, так как та девушка жила в Москве, а с первой они жили в одном доме и быстро нашли общий язык, «потому что она адекватная религиозная женщина, каких мало».
Правда, чуть позже в разговоре Малика признается, что стычки между женщинами всё же были. Причина – в общем муже. «Ревность была. Как-то вечером я постирала его одежду, которая была у меня в комнате, а утром вывесила в общий двор. К обеду выхожу – одежды нет. Оказывается, она забрала его высохшие рубашки и унесла к себе. Он потом смеялся: «Она думает, если вся моя одежда будет у нее в комнате, то я буду к ней чаще заходить». Но это мелочи. На самом деле крупных конфликтов у нас не случалось», – вспоминает Малика.
У махачкалинца Абдуллы «пока две жены». Второй раз женился пять лет назад. Абдулла говорит, что, когда решил взять вторую жену, первая не одобряла его решение, но мужчину это не смущало.
От первой жены у Абдуллы четверо детей, от второй – пока один. Жены знают друг о друге, живут в разных домах и между собой не общаются.
«НЕ СМОГУ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА ХОЛОСТЯКА»
Быть второй женой обычно соглашаются либо разведенные женщины, либо «засидевшиеся». Для многих из них такой брак дает некоторые возможности, например повысить статус в обществе, решить материальные вопросы или родить ребенка. Для дагестанской женщины рождение внебрачного ребенка может грозить проблемами со стороны родственников.
Трудовые мигранты обзаводятся в России «вторыми женами»
Малика потому и согласилась быть третьей женой, что к тому времени уже была разведена и с ребенком. «Я подумала, что уже не смогу выйти замуж за холостяка, как молодая девушка. Меня устраивает положение второй или третьей жены. Устраивает, чтобы муж появлялся у меня не каждый день. Так у меня будет время на себя и на ребенка», – говорит Малика.
РАМКИ ЗАКОНА
Российский семейный кодекс не допускает регистрации второго брака. Но Абдулла, юрист по специальности, уверяет, что «это абсолютно разрешенная вещь».
«В Российской Федерации всё разрешено, кроме запрещенного. Есть запрет на регистрацию второго брака в ЗАГСе. Но регистрация – это еще не брак. Поэтому раз запрета на многоженство нет, то, значит, оно официально разрешено», – говорит Абдулла.
Тем не менее в случае вероятной смерти мужа все жены, кроме той, с которой брак официально зарегистрирован, оказываются в уязвимом положении: по закону они не могут претендовать на наследство. Абдулла уверен, что именно запрет на регистрацию второго брака лишает женщину прав.
«Если они так борются с многоженством, то это глупо, потому что это никак не влияет на многоженство, но нарушает равенство между женами. А запрет регистрации лишает вторых жен прав, если они будут делить по «русским» законам, а не по шариатским, и у них будет конфликт», – говорит Абдулла.
ДАГЕСТАН, ЧЕЧНЯ, ИНГУШЕТИЯ.
Программный координатор Фонда имени Генриха Белля в России Ирина Костерина говорит, что феномен многоженства активно развивается в республиках Северного Кавказа. В 2016 году сотрудники фонда проводили исследование «Жизнь и проблемы женщин и мужчин на Северном Кавказе». Работа проводилась в четырех регионах: в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. В опроснике были и вопросы о полигамии.
По словам Ирины Костериной, самый высокий процент двоеженцев – в Дагестане: 14,7 % опрошенных там мужчин сказали, что у них две жены, а 5,9 % ответили, что три.
«В Чечне две жены у 11,1 % опрошенных мужчин, три – у 2 %. В Ингушетии 6,7 % мужчин сказали, что у них две жены, трех жен у опрошенных нами не было. В Кабардино-Балкарии две жены у 9,7 % опрошенных, а три – у 3,2 %», – приводит данные Ирина Костерина.
По ее словам, у первых и вторых жен позиция по многоженству кардинально разная. Если вторых жен полигамия мужа не смущает, то для первых это целая проблема.
«Чаще всего их ставят перед фактом, когда мужчина уже завел другую жену. Либо женщину фактически заставляют, упрашивают, убеждают: «Если ты не соглашаешься на вторую жену, ты эгоистка, ты плохая мусульманка». Большая часть опрошенных нами женщин к многоженству относится негативно. Кстати, многоженство было названо второй причиной разводов», – продолжает Ирина Костерина.
По ее словам, разные мужчины по-разному ответили на вопрос, почему они заводят себе вторых и третьих жен.
«Кто-то говорил, что модно, кто-то – что по исламу так положено. Я также разговаривала с девушками, которые сами пошли второй женой или собирались ими стать. Это, конечно, совсем разные ситуации: когда ты вторая жена, скорее всего, ты будешь любимой женой, потому что это более осознанный выбор мужчины. Он был в браке много лет, он про брак что-то понял, он понял, что ему нравится, что не нравится, понял что-то про отношения и вторую жену выбирает по любви, а не как первую, которую ему навязали родители или «было пора», поэтому он женился», – говорит Ирина Костерина.
Анализируя результаты опроса, Костерина делает вывод, что «чаще всего» жены одного мужа либо вовсе друг с другом не общаются, либо общаются формально: передали детей или встретились на каком-то мероприятии.
«Мы общались с мужчинами, которые уверяли, что они всё одинаково распределяют между всеми женами, но потом в ходе интервью было видно, что это не совсем так. Мужчины, которые уверяют, что всё это по исламу и по правилам, часто недооценивают такие моменты. Финансовые ресурсы, может быть, старался распределить, но внимание, любовь распределять невозможно. И большую часть своего времени этот мужчина проводит со второй женой, а с первой просто по поводу детей общается», – говорит Костерина.
«МОЩНЕЙШАЯ ЗАЩИТА»
Дагестанская журналистка и правозащитница Светлана Анохина с недавних пор видит в многоженстве «большой плюс». Она считает, что в патриархальном обществе это может защитить женщину от порицания.
«Когда многоженство называют «институтом узаконенных любовниц», это, в принципе, верно. Я всё еще считаю, что это большой мужской обман, но я посмотрела на ситуацию с другой стороны, со стороны вторых жен. Само существование этого феномена развязывает руки тем, кто просто не смог по какой-то причине выйти замуж, обзавестись семьей, но страстно желает ребенка», – говорит Анохина.
По ее словам, во многих случаях даже не нужно оформлять никах (мусульманский брачный контракт), женщине достаточно просто распустить информацию, что вышла замуж второй или третьей женой.
«Это автоматически объясняет постоянное отсутствие мужа рядом. Слова – «никах», «вторая жена» – выводят женщину и ее ребенка из области, где она порицается, в область, на которое общество смотрит с большим пониманием. У нее [второй жены] есть мощнейшая защита религиозной установки. Вряд ли у нас кто-то сможет публично против них протестовать. Оказалось, что это та сфера, которая обеспечивает хоть какую-то защиту женщине. Это уже огромный плюс», – говорит Светлана Анохина.
УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов отмечает, что на практике далеко не все многоженцы обеспечивают своих жен одинаковыми условиями.
«Есть огромное количество случаев, когда условия и уровень содержания жен различны. Часто вторая и третья жена могут содержать себя сами, могут работать. Кроме того, довольно часто, когда вторая, третья жена содержатся в секрете, то есть первая жена о них не знает. Это не соответствует мусульманскому праву», – говорит Ахмет Ярлыкапов.
На учете по экстремизму: «Просто потому, что мы носим хиджаб?»
Что касается юридической защищенности вторых жен, то, по мнению эксперта, чаще всего они уязвимы, но в некоторых случаях можно надеяться на мусульманский брачный договор и на завещание.
«Здесь всё зависит, регистрировался ли этот брак в шариатском смысле и есть ли никах – мусульманский брачный контракт, который обязательно должен быть заключен при регистрации исламского брака. В контракте указывается сумма махра – подарка супруга, который при любых обстоятельствах остается у жены. Но сам махр никак не регулируется. Это может быть просто золотое кольцо, или отдельная квартира, или отдельный дом. Это зависит от того, насколько щедрым будет муж. Зачастую это единственное, на что может претендовать и что может остаться у второй или третьей жены. Ну, конечно, многое зависит от завещания – это хоть какая-то возможность что-то получить. Хотя та супруга, с которой официально заключен брак в ЗАГСе, может его оспаривать. В этом вопросе, несомненно, жены, брак с которыми не заключен в ЗАГСе, находятся в уязвимом положении», – говорит эксперт.
Подписывайтесь на нас в Facebook
Комментируя эффективность запрета многоженства на законодательном уровне Ахмет Ярлыкапов допускает, что феномен это не искоренит полностью, но поставит его в жесткие рамки. Но, как считает эксперт, принятие такого закона в республиках Северного Кавказа на сегодня кажется невозможным.
«У тоталитарного государства есть возможность достаточно серьезно эту сферу контролировать. Конечно, даже Советскому Союзу не удалось полностью искоренить многоженство, но многоженцев было мало. Северный Кавказ был одним из регионов, в котором даже в советские годы такой запрет не сработал в полной мере. В современных условиях на Северном Кавказе есть достаточно серьезная поддержка многоженства, в том числе и среди официальных лиц. Рамзан Кадыров практически открыто поддерживает многоженство. Я думаю, что сейчас такого рода закон в этом регионе в принципе невозможен», – уверен Ахмет Ярлыкапов.
МНОГОЖЕНСТВО В ЗАКОНЕ
На Ближнем Востоке многоженство разрешено в Сирии, Египте, Алжире, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Иордании, Марокко, Афганистане, Иране, Пакистане, Катаре.
В Иордании мужчина не только должен уведомлять всех своих жен о новом браке, но и обязан предоставить документы о своей финансовой состоятельности. В Катаре и Пакистане согласие на новый брак мужчина должен получить от всех своих жен, а в Иране такое согласие должна дать только первая жена. В Марокко от мужчины требуется разрешение суда на новый брак и клятва относиться ко всем женам одинаково. Там первая жена может внести в брачный контракт требование больше не жениться.
В Турции действует запрет на многоженство. Там он был введен в 1926 году. В 1957 году многоженство было запрещено в Тунисе. А уличенного в многоженстве мужчину на год заключат в тюрьму.
Материал сайта «Настоящее Время».
Кадыров предложил разрешить многоженство на Кавказе
Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в северокавказских регионах — Чечне, Дагестане и Ингушетии — многоженство должно быть разрешено. Такое мнение он высказал в интервью Интерфаксу.
«Мы не нарушаем закон Российской Федерации. В ЗАГСе регистрируется только один брак. В России проживает 25 млн мусульман, и для таких регионов, как Дагестан, Чеченская Республика, Ингушетия, многоженство должно быть разрешено. Тот, кто считает нас за это дикарями, видимо, сам таковым является, потому что это нормальное, чистое и правильное отношение к женщине», — сказал Кадыров.
Он отметил, что многоженство разрешает ислам. Это не является обязанностью, но если мужчине позволяют здоровье и материальное положение, возможность такая есть. «Многоженство нужно, чтобы у человека не было любовниц, от которых он получает массу проблем и со здоровьем и с разладом в семье, приходится жить во лжи, постоянно обманывать жену, детей. Требовать от них честности, порядочности, а самому всю жизнь лгать», — сказал Кадыров. Глава Чечни полагает, что если у человека «есть кто-то на стороне, пусть это будет чистая любовь», это позволит женщине по обоюдному согласию стать еще одной женой.
«Многие считают, что это страшно. А я говорю: назовите мне хоть одного мужчину, который не имел по несколько любовниц. Нет таких. И все они врут своим женам. А я никогда не смог бы врать своей супруге. Поэтому многоженство — это очень хорошо, а иметь много любовниц плохо. Если я выступлю против многоженства, я не мусульманин, — сказал Кадыров. — Я за то, чтобы человек имел по несколько жен, если он в них нуждается и в состоянии содержать, и решал демографическую проблему в России».
Чеченские мужчины, по словам Кадырова, ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, а в пору расцвета входят в 40 лет. Он привел пример и рассказал о браке 93-летнего мужчины и 33-летней женщины, у которых недавно родился сын. Глава Чечни обратил внимание, что в Москве девушкам при определенных обстоятельствах можно выходить замуж с 16 лет, в Башкирии — с 14, а в Чечне выходить замуж можно с 17 и только после школы.
Кадыров сделал также небольшой экскурс в историю. По его словам, даже в советские годы, когда чеченцев высылали в Казахстан, «мужчины, зная, что их могут посадить, брали вторую и третью жену». Он отметил, что чаще всего это было связано с тем, что мужчины десятками тысяч погибли на фронтах, от холода, голода, поэтому нужно было позаботиться о детях и вдовах».
16 мая в Грозном был зарегистрирован брак между 17-летней Луизой Гойлабиевой и главой РОВ Нажудом Гучиговым (по данным СМИ, ему 48 лет). Этой свадьбе предшествовало множество публикаций в СМИ. Первой о предстоящем событии сообщила «Новая газета». Корреспондент издания Елена Милашина писала, что девушку выдают замуж принудительно, а Гучигов уже состоит в браке. В беседе с журналистом чеченец подтвердил, что уже состоит в браке, а также заявил, что о девушке слышит в первый раз.
Позже Кадыров заявил, что лично проверил все факты, изложенные в СМИ. По его словам, никакого конфликта между женихом и семьей невесты не было. Глава Чечни, говоря о свадьбе, цитировал строки из «Евгения Онегина»: «Любви все возрасты покорны». По его словам, среди публичных людей нередко встречаются браки с существенной разницей в возрасте между супругами. Кадыров также назвал брак Гойлабиевой и Гучигова «свадьбой тысячелетия». После свадьбы чеченское телевидение показало сюжет о том, как Кадыров отругал жителей Чечни, которые в мессенджере WhatsApp высмеяли свадьбу.
После свадьбы руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов предложил легализовать многоженство. Об этом он заявил в беседе с «Газета.ру»: «Но хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет?» Позже за чеченские традиции брака заступился протоиерей Всеволод Чаплин. Затем Даудов разъяснил свою позицию. По его словам, он высказал свое личное мнение как мусульманина.
В интервью Интерфаксу Кадыров также прокомментировал информацию о «поборах», за счет которых якобы пополняется Фонд имени Ахмада Кадырова.
Многоженство в Чечне: «Надо ее перевоспитать!»
Муслим — успешный по чеченским меркам человек. У него есть двухэтажный дом, престижная работа, иномарка, красавица-жена и трое детей. Но этого ему мало: вот уже который месяц молодой человек ищет вторую жену. И эти поиски можно назвать кастингом. Правда, до финала пока еще никто не дошел: кто-то из претенденток не принимает его предложения, потому что не хочет мириться со статусом второй, а кого-то завидный жених отбраковывает.
«Была одна девушка, которая сама предложила мне жениться на ней, — рассказывает Муслим. — Дело даже шло к свадьбе, но тут я заметил, что она очень сильно любит свою работу и решил, что с такой семьи лучше не заводить: у карьеристок обычно бывают другие ценности».
Свое стремление жениться еще раз мужчина объясняет просто: во-первых, многоженство разрешено исламом, во-вторых, он хочет не меньше двадцати детей, «а такое количество беременностей и родов одной женщине не выдержать».
«Лично я хочу оставить свой след многочисленным богобоязненным потомством. Потомством с одной среднестатистической женой, кого ты удивишь?», — спрашивает он.
Супруга его с желанием мужа смирилась, разводиться не собирается. Зато с каждым днем становится задумчивее и тоньше. Муслим состояние жены понимает, но говорит, что ничем не может помочь.
«Всевышний сделал женщин такими ревнивыми, ей нужно научиться с этим справляться, — уверен мужчина. — Я искренне убеждён, что женившись на второй, ничего плохого первой не делаю. Сердце у меня большое, и даже если его разделить не на две, а на четыре части, каждая жена насытится им сполна. И вообще, почему она такая эгоистка и не хочет для своих незамужних сестёр того же, чего желает самой себе? Надо её перевоспитать!»
Вторую жену мужчина приводил в дом только в одном случае: если первая не могла иметь детей
На арабов равняйтесь
Можно сказать, что тема многоженства делит мужчин и женщин на два непримиримых лагеря в Чечне.
«Я всегда говорю при жене, что каждый чеченский мужчина мечтает о нескольких женах, — смеясь, рассказывает Булат. — А она мне возражает, что ее дядя, который получил блестящее религиозное образование, не хотел бы жениться еще раз. Тогда я ей отвечаю: ‘Все мужчины в Чечне, кроме твоего дяди, хотели бы вторую жену’».
Современная Чечня все больше напоминает филиал ОАЭ, причем не только из-за высоток или мечетей. Здесь становится больше женщин в химарах (платок, закрывающий голову, плечи и грудь), французскому парфюму предпочитают арабские миски, а вместо обращений «брат и сестра» звучат «ухти и ахи».
Сравнительно недавно, в довоенное время, многоженство в республике не было таким популярным. Цифр для сравнения нет: официальной статистики таких браков не вели тогда и не ведут сейчас. Однако многие из тех, кто хорошо помнит те годы, говорят, что вторую жену мужчина приводил в дом только в одном случае: если первая не могла иметь детей.
Сложно сказать, какое количество полигамных браков заключено сегодня в Чечне. Вторую жену в ЗАГС не поведешь, если брак с первой зарегистрирован. Пять лет назад о необходимости узаконить многоженство заявлял, глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. А осенью прошлого года его позицию официально поддержал еще один чеченский чиновник — член Общественной палаты России и Совета по правам человека при главе Чечни Мансур Солтаев. Он отметил, что нужно законодательно разрешить многоженство в мусульманских республиках страны и сделать это не для удовлетворения «прихотей мужчины», а для защиты прав женщины.
Кадыров неоднократно высказывался за многоженство, упирая на необходимость стабилизировать демографическую ситуацию и нравственность, мол, пусть лучше у человека будет вторая жена, чем любовница. Но это не помешало главному адепту полигамного брака в стране проголосовать за поправки в Конституцию РФ. Согласно этим поправкам, брак определяется как союз между одним мужчиной и одной женщиной, а стало быть, вторая и последующие жены никаких шансов тут не имеют.
Photo by cottonbro on Pexels.com
» data-medium-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=200″ data-large-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=683″ src=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=446&h=669″ alt=»pexels-photo-4646230.jpeg» width=»446″ height=»669″ srcset=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=446&h=669 446w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=100&h=150 100w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=200&h=300 200w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg?w=768&h=1152 768w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646230.jpeg 867w» sizes=»(max-width: 446px) 100vw, 446px» /> Photo by cottonbro on Pexels.com
Полигамия по сунне
Амине — сорок лет, двадцать из которых она замужем. У нее взрослая дочь. Забеременеть после рождения первого ребенка ей не удалось. Она активно ищет вторую жену для мужа, потому что хочет, чтобы «он был счастливым».
«Я чувствую себя виноватой в том, что у него нет сына, — делится собеседница. — Мне бы очень хотелось, чтобы он создал еще одну семью и у него еще были дети, потому что для него это важно. Да и вообще, я с некоторых пор активно взялась изучать ислам и понимаю, что главное наше призвание — делать так, чтобы мужу было хорошо. Он должен быть на первом месте».
Таких, как Амина, в республике очень мало. Во-первых, выросли возможности современной медицины и почти у каждой пары есть шанс стать родителями, а во-вторых, такая модель женской судьбы нравится далеко не всем.
«Женитесь на двух, трех, четырех женщинах», — говорит мужчинам аят из Корана и, видимо, окрыленные многолюбы не дочитывают его до конца: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной».
Справедливость — главное требование, которое предъявляет ислам к полигамному браку
Изначально многоженство среди мусульман было призвано не даровать мужчине 33 удовольствия в четырехкратном размере, а выполняло определенную социальную функцию. В военных походах погибало множество мужчин, и семьи могли остаться без кормильца. Благодаря заключению брака с вдовой, ее и детей-сирот можно было спасти от голодной смерти.
Справедливость — главное требование, которое предъявляет ислам к полигамному браку. Мусульманин может иметь до четырех жен при условии, что каждая из них будет обеспечена отдельным жильем, деньгами и вниманием мужа. Религия говорит, что мужчина должен проводить у каждой из жен одинаковое количество ночей.
Именно поэтому наибольшее число многоженцев в современной Чечне — это чиновники. У них есть возможность купить каждой жене квартиру или построить дом. В одном из районов Грозного есть даже многоквартирная новостройка, которую именуют «домом вторых жен». Мужчины среднего достатка, которые уверены в своем праве на вторую жену, в отношении своих обязанностей становятся не столь щепетильными и чаще всего снимают для второй квартиру. Но и это не самое страшное. Иногда вторая жена становится легализованной любовницей. То есть формально с ней заключают никях – обряд бракосочетания, но свадьбы не играют и с родными – в том числе и с первой супругой – не знакомят.
Photo by cottonbro on Pexels.com
» data-medium-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=200″ data-large-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=683″ src=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=420&h=631″ alt=»pexels-photo-4646219.jpeg» width=»420″ height=»631″ srcset=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=420&h=631 420w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=840&h=1260 840w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=100&h=150 100w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=200&h=300 200w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646219.jpeg?w=768&h=1152 768w» sizes=»(max-width: 420px) 100vw, 420px» /> Photo by cottonbro on Pexels.com
Женился из жалости
Айшат начинает разговор с тяжелого вздоха, словно готовясь к тому, что сейчас будет больно:
— Нас в семье было четыре девочки, брат умер еще в младенчестве, и когда тети заводили разговор, что нашего отца нужно женить еще раз, чтобы у него был сын, мне становилось плохо. Могла ли я тогда представить, что такое случится в моей собственной семье?
В какой-то момент у нас с мужем начались скандалы, он мог не приходить сутками домой, а потом вернуться в другом белье. Я ничего у него не спрашивала, но стала догадываться. Он женился втайне от меня пять лет назад, а я узнала об этом от жены его друга. Мне казалось, что на меня обрушилось небо. Я не думала про своих детей, забыла своих старых родителей, мне казалось, что весь мир только и говорит о моем унижении.
Я узнала, что муж гулял с ней уже много лет, а женился потому, что ему вдруг стало стыдно, что из-за него она так и не вышла замуж. Она жила в квартире в Грозном, он к ней периодически ездил, и мы бы, наверное, продолжили жить так на два фронта, если бы я не узнала, что у него родилась дочь. Вот в этот момент у меня открылись глаза. Я думала, она ему нужна просто для удовольствия, а тут выяснилось, что у него реально там семья. Я надеялась на поддержку родных мужа, но они приняли его сторону: «Он красивый, молодой, привлекательный, нравится женщинам». И тогда я просто ушла. Мы развелись, и я вернулась домой к родителям. Очень жалко было дом, я тоже его строила, делала в нем ремонты, и теперь он достался другой.
Потом у меня родился внук. Я поехала в роддом на выписку, забрала малыша на руки, а потом они высадили меня у моих родителей и сами уехали к дедушке. В этот момент я не выдержала. Снова заключили никях и я вернулась к мужу и в наш дом.
Мы живем в селе, а моя эмгар (так на чеченском называют друг друга жены одного мужчины – «Даптар».) в городе. Она один раз приезжала ко мне в гости. После этого я сама напросилась с мужем к ним домой в Грозный. Зачем? Чтобы она посмотрела нам вслед, когда мы будем уезжать. Она вышла провожать, мы сели в машину, и я помахала ей рукой.
Сейчас я нормально с ней общаюсь и, смотря на себя прежнюю со стороны, понимаю, что надо было спокойнее на все это отреагировать. Сейчас я бы лояльнее отнеслась к этому, и если, не дай Аллах, муж моей дочери захочет жениться еще раз, я попрошу свою дочь саму поехать за второй невестой. Конечно, я считаю, что мужчине не нужно жениться во второй раз, но, если он надумает, ты никогда его не остановишь. Никто не сможет его остановить.
Только второй
Тяжелее всего в любовном треугольнике приходится второй и последующим женам. Во-первых, они подвергается осуждению даже со стороны родственников мужа, воспринимаются как разрушительницы семьи. Во-вторых, полигамные браки чаще всего недолговечны: это двойная материальная ответственность для мужа, да и мудрости и терпения у такого супруга должно быть, как минимум, в два раза больше. Но в современном чеченском обществе сформировалась отдельная категория женщин, которая считает, что быть второй не так уж и плохо. Полигамный брак — это отличная возможность для женщины, которая финансово независима, но хочет ребенка. Ей не приходится тянуть на себе весь быт и уход за мужем. Супругу приходится бывать и с другой семьей, и свободное время женщина может посвятить себе.
«Я долгое время была противницей многоженства, — говорит сотрудник местной общественной организации Амина (имя изменено – «Даптар»). — Где-то я остаюсь на прежних позициях. Но я нашла одно оправдание самому факту существования такой модели семьи. Скажем, есть незамужняя женщина, которая хочет ребёнка. В кавказских республиках родить без мужа, как минимум, осуждаемо, как максимум, чревато угрозой для жизни. На неё посыплется град упреков, оскорблений, ей придётся оправдываться перед родственниками. То есть потребуется долгая изнурительная война, последствия которой скажутся на ребёнке. Но если она заявит, что вышла замуж второй женой, пусть даже это будет очевидным для всех враньем, окружающие отнесутся к ней с большей терпимостью. И если существование самого института многоженства дает женщине шанс родить ребенка и не быть оплеванной, то это большое благо».
Нередко к подобному замужеству женщин подталкивает родня
Сотрудники НКО, занимающиеся защитой прав женщин, говорят, что очень часто жены мирятся и с новой семьей супруга, и с избиениями из-за стигматизации незамужних женщин.
«Была одна история, которая меня поразила, — рассказывает сотрудник одной из чеченских правозащитных организаций Таус (имя изменено – «Даптар»). — Мужчина взял второй женой женщину с инвалидностью, она ему родила двоих детей. У нее свой бизнес, она содержит и себя с детьми, и первую семью своего мужа. Когда мне сказали, что он ее бьет, я была шокирована. Спрашиваю, почему она все это терпит и не уходит? Она ответила: ‘Пока я здесь, даже если он меня бьет, я чувствую себя женщиной’. Насколько нужно быть уязвимой и зависимой от общества, чтобы только наличие мужчины, даже избивающего тебя, пользующегося тобой, позволяло тебе считать себя полноценной женщиной? Мы предлагали ей прийти в центр, хотели оказать ей психологическую поддержку, поработать с ней. Но она пришла всего один раз, когда была беременна, чтобы у нас курсы пройти».
Если в случае с пострадавшими от семейного насилия еще можно составить приблизительных портрет «жертвы», то с темой многоженства такое сделать затруднительно.
Таус называет несколько причин, по которым женщины соглашаются стать второй женой: «Например, возраст. Женщине уже 35-40, она знает, что ее вряд ли возьмут первой женой, и надо или идти за вдовца, или быть второй женой.
Иногда женщина остается в отцовском доме, у нее уже нет родителей, она живет со старшим братом, его семьей и детьми. Ей приходится обслуживать их, это не всегда рабский труд, но такое тоже может надоесть, и она выбирает подобный брак».
На статус второй, конечно, соглашаются и молодые девушки, которые руководствуются меркантильными интересами: выбирают богача и замужество, где им не придется работать, а можно просто быть красивой куклой.
Нередко к подобному замужеству женщин подталкивает родня. Обычно это участь разведенных. Таким сестрам и дочерям, по единогласному мнению чеченских мужчин, требуется усиленный контроль, и, выпихнув женщину замуж, они перекладывают ответственность за нее на другого мужчину. Хоть второй, хоть четвертой, лишь бы в их доме не оставалась.
Photo by cottonbro on Pexels.com
» data-medium-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=300″ data-large-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=980″ src=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=980″ alt=»pexels-photo-4649221.jpeg» srcset=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=980 980w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=150 150w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=300 300w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=768 768w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg?w=1024 1024w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4649221.jpeg 1880w» sizes=»(max-width: 980px) 100vw, 980px» /> Photo by cottonbro on Pexels.com
Брак без гарантий
Сколько бы ни говорилось о том, что в исламе все жены равны, российский закон этого не признает. Если брак не был зарегистрирован, вторая жена не может претендовать на имущество, нажитое с мужем. Не защитит ее и никях, при разводе муфтият ничем не сможет помочь. У духовенства нет полномочий для решения подобных конфликтов.
В случае смерти супруга, как правило, все достается первой жене. Она вообще как-то более полномочна в глазах чеченского общества.
«Есть специфические проблемы вторых жен, — говорит работающая в Чечне адвокат Милана Кадырова. — Они не могут рассчитывать на раздел имущества. Первые жены в Чечне могут рассчитывать на долю, если есть сын. А если нет сына, тут надо уже бороться. Законодательно это никак не прописано, только в традициях».
На Кавказе, с его правовым треугольником «закон-адаты-шариат», ни на одну из этих правовых систем нельзя полагаться.
«В конечном счете, все решает муж или его родственники, — констатирует Кадырова. — Захотят и скажут хоть второй, хоть первой жене «Извини, тебе ничего не положено», ребенка заберут, а вместе с ним и все имущество. Была история, когда имущество умершего было записано на его вторую жену, но на нее так насели, что она, испугавшись угроз, все переписала на детей от первой. Или вот еще случай: у матери забрали девятилетнего ребенка, хотя юридически отцовство не оформлено. Когда женщина выходила замуж, будущий супруг скрыл от нее, что уже женат. После развода он забрал сына и, куда бы ни обращалась мать, все разводят руками».
«Я не могу найти в наших традициях и национальном характере предпосылок к многоженству»
Бывали случаи, когда адвокаты добивались справедливости, но, как говорит Милана, все зависит от того, какая семья, есть ли у них связи в правоохранительных органах и в суде. Если есть явные нарушения прав детей и жены, то можно выиграть дело о разделе имущества, но если тяжба длится годами, все устают, женщина и ее дети уже не хотят ворошить прошлое.
«Главный аргумент противников многоженства — это то, что права второй жены не защищены, — соглашается с Кадыровой сотрудница НКО Амина. — Я долгое время упирала на то же самое, пока не поняла, что и с правами самых, что ни на есть, официальных первых жен та же история. Вспомним, как женщины годами бьются за отнятых детей и даже если суд вынесет решение в пользу матери, это на практике не значит ничего. Судебные приставы будут вяло разводить руками — ‘не нашли ребенка’. И при таком бесправии каждой женщины странно рассуждать о большей или меньшей защищенности».
Почему одной может быть мало?
Несмотря на то, что молодое поколение все больше переходит от жизни по «адатам» к сунне, многоженцев в Чечне все же не так много.
«Я не могу найти в наших традициях и национальном характере предпосылок к многоженству, их просто нет, мне кажется, — говорит 23-летний программист из Грозного Ризван. — Я не хотел бы иметь больше одной жены. Мне кажется, ты не можешь истинно любить свою жену, если готов на полном серьезе связать свою жизнь с еще одной. Суть брака теряется. А если жена бесплодная, и мы хотим ребенка, то в мире существуют много сирот, которым нужен дом. Я лишь однажды встречал человека с тремя женами».
Мохьмаду — 28 лет, он предприниматель. Он тоже считает, что полигамные браки для Чечни — явление не такое уж распространенное: «Никто из моих родственников, дальних и близких, в Чечне, Дагестане и других регионах России, не практикуют многоженства. Могу припомнить только одного человека, у которого несколько жен. Скверный парень. Он рассказывал о своих супругах с каким-то пренебрежением. Многоженство, как оно представлено в арабской или персидской культурах, осуждаю. Многие скажут, что в Коране так написано. Но они же Коран даже ради интереса не открывали и не имеют понятия, что там написано. У нас любят заявлять, что чеченские традиции очень схожи с исламскими. Но на самом деле приносят в Чечню то, что им удобно из ислама, а о том, что не удобно, говорят: ‘Наши славные праотцы такое не практиковали, и мы не будем’. У меня тоже верующая семья, но такое мы не одобряем».
Главной причиной того, что многоженство в Чечне существует, можно считать стремление подчеркнуть альфасамцовость, полагает Мохьмад: «Что тут сработает лучше, чем наличие нескольких жен? А нравится им это самим женам или нет… В Чечне мнение женщины мало кто будет слушать, особенно в строгих исламских семьях».
Photo by cottonbro on Pexels.com
» data-medium-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=200″ data-large-file=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=683″ src=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=505&h=758″ alt=»pexels-photo-4646248.jpeg» width=»505″ height=»758″ srcset=»https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=505&h=758 505w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=100&h=150 100w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=200&h=300 200w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg?w=768&h=1152 768w, https://daptarru.files.wordpress.com/2020/08/pexels-photo-4646248.jpeg 867w» sizes=»(max-width: 505px) 100vw, 505px» /> Photo by cottonbro on Pexels.com
Голос женщины
Женщины в Чечне не так уж и бессловесны, как принято думать. Они готовы говорить на самые разные темы. Другое дело, что почти все они, кроме доведенных до крайности, просят об анонимности.
Седе — 33 года, она живет в Грозном и работает экономистом. Седа не верит в возможность теплых отношений между двумя женами одного мужчины: «Если женщина здорова психологически, она не захочет дружить с той, которая делит ложе с ее мужем. Я часто задумываюсь, согласилась бы я на ‘должность’ второй жены, а такие предложения поступают. Меня сдерживают несколько факторов. Например, женская солидарность. Я бы не хотела, чтобы мой муж полюбил кого-то еще, кроме меня, поэтому ставлю себя на место той жены, которая уже есть. Это больно: ревность никто не отменял».
Чаще всего, как считает Седа, наличие второй и последующих жен скрывается. И такой брак скорее можно назвать «тайным», то есть, родственники жены знают, а родственники и семья мужа пребывают в счастливом неведении.
«Часто с таким браком первым женам приходится мириться из-за наличия детей, да и любовь никто не отменял — терпят из-за любви к мужу. А вторые и последующие просто выбирают для себя удобный вариант ‘легкого’ замужества, когда нет необходимости играть роль ‘хорошей снохи’. Можно заниматься собой, своей карьерой и иногда иметь в наличии ‘мужчину на час’, чтобы подкрутил краны и выполнил супружеский долг», — говорит собеседница.
Но при этом, добавляет Седа, нельзя не принимать во внимание личностные качества мужчины: если женщина видит, что он уверен в себе, трудолюбив и заботлив, она скорее согласится стать его третьей женой, чем выйти первой за какого-нибудь маминого сыночка. Но в целом, уверена Седа, полигамных браков в Чечне не так уж и много.
Ее мнение разделяет и Ризван: «Если бы не заверения моих знакомых из сел, я бы считал существование многоженства в Чечне выдумкой. О, вспомнил историю из своего детства: рассказывали про молодую пару, там у невесты были проблемы со здоровьем, и ее родственники предлагали отменить свадьбу. Парень все равно женился, а потом женился и второй раз, чтобы вторая жена следила за состоянием первой».
Самира Исаева, Аза Исаева, Светлана Анохина