сколько дней можно ездить с просроченной страховкой
Штрафа за езду без страховки ОСАГО в 2020 году
Размеры штрафов за езду без действительной страховки — наболевшая тема для многих владельцев транспортных средств. Особое значение она приобрела после введения электронных страховых полисов, которые водители зачастую забывают распечатать или продлить.
Предлагаем разобраться, какой штраф за езду без наличия на руках страховки ОСАГО выпишет сотрудник ГИБДД в 2020 году в следующих случаях:
у водителя вообще нет полиса;
документ остался дома;
полис не продлен или используется в непредусмотренный период года.
Какой штраф выпишут за отсутствие страховки при себе
Размеры штрафов в разных ситуациях различаются. Наиболее мягкое наказание получит водитель, у которого есть действующий (непросроченный) полис страхования, но сам документ был по оплошности забыт дома. Согласно второй части 12.3 статьи КоАП, штраф в этом случае равен 500 руб.
Такую же сумму придется заплатить владельцам электронного ОСАГО, которые не имеют при себе документа в распечатанном виде. Таким образом, забыть действующий полис дома не так уж страшно. Гораздо больший штраф полагается, если страховка просрочена или вовсе отсутствует.
Управление транспортным средством с просроченным ОСАГО
Договор страхования стандартно заключается на год, а затем продлевается. Однако некоторые водители в целях экономии не пользуются автомобилем все 12 месяцев. Машина им нужна исключительно в весенне-летний период для поездок на дачу, в отпуск на море и аналогичных целей. Такие водители-«дачники» имеют право приобрести ОСАГО всего на 6 месяцев.
Стоимость полугодового полиса ОСАГО гораздо ниже, но пользоваться им можно только в обозначенный в документе период. Если же «дачник» оказался на дороге зимой, он получит штраф 500 руб. за использование страховки в неподходящий период года (часть первая 12.37 статьи КоАП).
Штраф, если водитель не вписан в ОСАГО
Тут идет речь о ситуации, когда водителю пришлось срочно воспользоваться чужим транспортным средством (одолжил у родственника и т. п.). Времени на оформление страховки в экстренных случаях нет. Однако от ответственности это не освобождает.
Если авто остановит представитель Госавтоинспекции, придется выложить 500 рублей. Такой размер штрафа за использование авто водителем, не вписанным в ОСАГО, обозначен в первой части 12.37 статьи КоАП.
Штраф в 2020 году за непродленную страховку
Рассмотренные ранее случаи подразумевают довольно легкое наказание. Жестче карается езда с непродленной страховкой ОСАГО, — 800 руб. Такой же штраф выпишут водителю, в принципе не оформившему страховой полис после покупки автомобиля.
Фиксируют ли отсутствие ОСАГО автоматические камеры
Начиная с 2018 года, на просторах интернета периодически появляются «новости» о том, что автоматические камеры будут фиксировать автомобили без полиса автострахования.
В настоящее время эта информация ничем не подтверждена. Пока не был выписан ни один штраф за отсутствие ОСАГО благодаря фиксации камеры. Если ситуация изменится, мы сразу же сообщим об этом читателям.
Можно ли получить скидку
Действительно, такая возможность существует. В 2020 году водители, которые заплатили штраф за отсутствие страховки не позднее 20 суток с момента фиксации нарушения, получили 50% скидку. За забытый дома полис платили не 500, а 250 руб. За вовсе отсутствующий — не 800, а всего 400 руб. Так что советуем не тянуть с оплатой. Сознательным водителям закон идет на уступки.
Эвакуация вместо штрафа — такое возможно?
Эвакуация авто на штрафстоянку — страшный сон каждого водителя. Естественно, у многих возникает вопрос, нет ли такого закона, согласно которому за езду без страховки автомобиль могут отогнать на штрафстоянку, а не просто выписать владельцу штраф на месте.
Спешим вас успокоить, в 2020-ом такая мера наказания не используется. До второй трети 2014 года за отсутствие полиса страхования с авто разрешалось снимать номерные знаки. Однако сейчас столь радикальные действия запрещены.
Единственное, что можно получить за эксплуатацию авто без страховки, — штраф 500 или 800 руб. Предпосылок, что ситуация кардинально изменится в 2021 году, пока нет.
Первое, о чем следует помнить водителям, — для оформления ОСАГО необходимо иметь диагностическую карту техосмотра.
Второй момент касается урегулирования ситуации на месте. Нечистоплотные сотрудники ГИБДД иногда доказывают, что забытый дома или нераспечатанный полис равносилен вовсе отсутствующему/просроченному. Если водитель не знает законов, он может поверить этому утверждению и заплатить 800, а не положенные 500 рублей.
Для предотвращения злоупотреблений рекомендуем знать соответствующие статьи КоАП о штрафах за страховку в 2020 году, а также иметь доказательства для обжалования протокола. Пока же предлагаем веселое видео о том, как правильное ведение переговоров с сотрудниками ГИБДД помогает избежать суровых взысканий.
Когда пора продлевать ОСАГО?
Многие автовладельцы привыкли заранее планировать свои поездки и расходы, поэтому часто задумываются о том, когда необходимо продлевать действие договора ОСАГО. Такой вопрос законодательно решен, существует норма, в соответствии с которой определен срок, возможный для досрочного оформления нового полиса во время действия старого. Он составляет 30 дней до момента завершения финансовой защиты.
Так, например, если договор заканчивается 31 июля, то продление автогражданки возможно уже 1 июля. Причем сделать это можно в любом населенном пункте Российской Федерации, где есть представительство страховой компании, или же воспользовавшись интернетом в том случае, если у вас действует электронный вариант страховки.
Сколько по времени действует?
Законодательством предусмотрено, что максимальная длительность периода действия договора ОСАГО при его заключении составляет 1 год. Например, водитель оформил документ 25 апреля текущего года на весь страховой период. Это означает, что последним днем действия финансовой защиты будет 24 апреля следующего года. То есть, уже 25 числа ездить по старому полису нельзя, необходимо оформлять новый. Во-первых, за вождение авто с документом, срок действия которого истек, представитель полиции может привлечь к административной ответственности, во-вторых, в случае аварии на дороге ни на какую компенсацию рассчитывать не стоит. Просто в этом случае отсутствуют причины обращения в страховую компанию.
Если страховка подходит к концу
Как быть, если договор страхования подходит к концу, при этом новый полис уже заказан, а на руки не выдан? В законодательстве предусмотрены некоторые исключения, когда водитель может отправляться в дорогу при отсутствии пролонгированного документа:
Кроме того, существует положение, согласно которому при условии, что за два месяца страхователь не обращается к страховщику с заявлением о том, что он не будет оформлять новый документ, компания может продолжить действие договора автоматически еще на год.
За сколько дней можно продлить полис ОСАГО
Для того чтобы продлить полис ОСАГО, необходимо прийти в территориальное отделение страховой компании за 30 дней до окончания действия имеющегося на руках документа. Хотя законом четко не установлен срок, в течение которого можно заблаговременно оформлять автогражданку, а лишь сказано, что по окончании старого договора обязательно нужно заключить новый, существует положение, где наиболее приемлемым для проведения такой процедуры является именно 30 дневный срок. То есть, в страховую компанию можно явиться и за месяц, и за неделю, и за день-два до часа «Икс». Но можно продлевать и на следующий день (а точнее, на протяжении суток) после даты завершения действия предыдущего полиса.
Что нужно из документов
Перед посещением территориального представительства страховой компании для продления старого договора ОСАГО следует подготовить такие документы:
Штраф за просроченную страховку в 2021 году
ОСАГО является обязательным автострахованием, за отсутствие или просроченный срок действия которого предусматриваются определённые штрафные санкции. Они могут быть разными, что зависит от конкретных обстоятельств:
Важно: в некоторых случаях штраф за просроченную страховку может быть снижен до 500 рублей. В данном случае следует обращать внимание на колонки полиса ОСАГО, а именно, на таблицу «период использования». При неистекшем эксплуатационном сроке документа на машину может быть недействительным его период использования. Тогда налагается денежное наказание в 500 рублей.
Штраф за езду вне периода использования
Как известно, полис ОСАГО оформляется сроком на один год. При этом возможно заключение договора в определенный сезон. При езде в другой период накладывается штраф в 500 рублей. Аналогичная сумма штрафа предполагается в случае управления автомобилем водителем, не вписанным в полис о страховании автомобиля.
Время на переоформление
До недавнего времени по истечении эксплуатационного срока полиса об автостраховании предоставлялись дополнительные 30 дней для обращения к страховщику за оформлением нового документа. Однако в настоящее время такой закон аннулирован. По данной причине целесообразно заблаговременно обратиться к страховщику для последующего получения документа.
Когда можно ездить?
Какой штраф за просроченную страховку предполагается в 2021 году, разобрались. Теперь самое время рассмотреть наиболее распространенные мифы о возможной безнаказанном управлении ТС с отсутствием ОСАГО:
Вне зависимости от придуманного способа езды без страхового полиса ОСАГО, а также, сколько поездок совершается в определенный временной промежуток, налагается штраф. Несмотря на относительно небольшую стоимость штрафных санкций, рисковать не стоит. При этом большее значение имеет не размер штрафа, а вероятность попадания в дорожное происшествие, в результате которых расходы буду оплачиваться из собственного кармана, что в разы превышает штрафную сумму в 800 рублей. Это касается случая, когда в ДТП виноват водитель без страховки. Если же виноват другой автовладелец, то компенсационные выплаты могут и не произойти. Это еще одна причина обязательного наличия действующего полиса ОСАГО.
Каковы сроки действия ОСАГО после окончания и можно ли ездить по такому полису на машине?
Страховка ОСАГО не защищает имущество автолюбителя от повреждений и не гарантирует ему возмещение его ущерба. Однако приобретая данный страховой продукт водитель получает гарантию того, что в случае ДТП, в котором он будет виновен страховая организация покроет ущерб, причиненный им потерпевшему.
Данный страховой продукт оформляется на определенный период и по окончанию срока его действия водитель должен продлить свой договор, иначе, в случае ДТП, ему придется возмещать ущерб потерпевшему из своего кармана. Какой срок действия у данного договора? В течение какого времени после истечения действия договора автовладелец имеет право ездить на своем авто? Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
О чем речь?
Не важно на какой срок страхователь заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности в его договоре всегда будет стоять отметка о том, что договор заключен сроком на 1 год. Количество месяцев (минимально 3, а максимально 12), в течение которых действует страховое покрытие, прописывается в данном договоре отдельной строкой. Период страхового покрытия — это тот период, в течение которого водитель будет пользоваться своим авто, а страховая в свою очередь будет нести ответственность за него.
К примеру, гражданин заключает договор страхования сроком на три месяца. Он имеет право выбрать те месяцы в году, в течение которых он хочет пользоваться своим авто, например май, июль и сентябрь. Страхователь заключая договор сроком на несколько месяцев имеет право выбрать любые месяцы в течение года.
Естественно, что такой договор обойдется страхователю дешевле договора заключенного на год, так как период страхового покрытия будет меньше года соответственно и сумма страховой премии будет ниже. Однако если делать перерасчет на год, то сумма страхового взноса будет выше, т.е. если вы заключаете договор например, на 6 месяцев, а потом продляете его еще на 6 месяцев, то такой договор обойдется вам дороже, чем если бы вы сразу же заключили договор страхования на 1 год. Узнать о минимальном сроке, на который разрешается застраховать автомобиль, можно здесь. А в этой статье мы рассказывали о нюансах оформления полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев.
Но заключая ограниченный договор страхования водитель должен четко отслеживать период действия страхового покрытия и в то время, когда по его полису не действует страховое покрытие, не пользоваться своим авто. О том, как узнать, действителен ли страховой полис ОСАГО, вы можете прочитать в этом материале.
В противном случае его могут ожидать не только штрафные санкции со стороны сотрудников ГИБДД, но и в том случае, если он в это время попадет в ДТП, ему придется оплачивать ущерб потерпевшему самостоятельно, так как не зависимо от того, что договор страхования заключается всегда на 1 год, страховая не несет за него ответственность, так как он выбрал меньший период страхового покрытия.
Но совсем не обязательно каждый раз делать продление, более выгодным решением для вас будет приобрести полис сразу на целый год.
Исключительные случаи для вождения с неактуальным полисом
Для тех водителей, которые идут на нарушение правил и ездят на своем авто с просроченным полисом автогражданской ответственности, предусмотрены штрафные санкции определенного размера.
Водитель не имеет права эксплуатировать свое авто, не имея в наличии действующего полиса ОСАГО.
Но в законодательстве предусмотрены и исключительные случаи, когда водитель все же имеет право ездить на своем авто без полиса, а именно:
В ином случае штрафных санкций со стороны сотрудников ГИБДД водителю избежать не удастся.
Допустимо ли использование страховки после?
С 1.03.08 г. ст.10 п.1 «Закона об ОСАГО» изменился и теперь в нем говорится о том, что срок действия договора ОСАГО составляет 12 месяцев, за исключением тех случаев, для которых в данной статье предусмотрены другие сроки действия договора.
До 1 марта 2008 г. в данной статье существовал абзац, в котором говорилось о том, что для пролонгации договора с СК водителю дается срок в размере 30 дней с момента окончания срока действия договора. Однако на сегодняшний день данный абзац утратил свою силу. Поэтому уже на следующий день после того как ваш полис обязательного страхования закончился вас могут привлечь к административной ответственности по ст.12.37 КоАП.
Сколько можно ездить?
Итак, сколько можно ездить, если закончилось ОСАГО? Действие любого полиса автогражданской ответственности рано или поздно заканчивается. Но многие автолюбители наивно полагают, что полис автогражданской ответственности продляется автоматически и они могут ездить спокойно, а оплату следующего страхового периода сделать в ближайшее время. Некоторые водители считают, что у них как и раньше есть «льготный период» и, что они имеют право ездить по своему полису еще 30 дней с момента окончания его срока действия.
Сколько действует страховка после окончания? Раньше водителю предоставлялись эти 30 суток, в течение которых полис действовал и автолюбитель мог спокойно осуществлять эксплуатацию своего ТС, однако сейчас моментом окончания действия полиса считается та дата, которая указана в бланке договора.
Очень многие водители заблуждаются относительно сроков пролонгации договоров страхования и поэтому попадают в неприятные ситуации. Никаких льготных периодов нет и о продлении своего полиса водитель должен позаботиться заранее. Подробнее о том, когда и как нужно продлевать полис ОСАГО, читайте в этой статье.
Теперь вы знаете, сколько можно ездить, если вдруг закончился полис.
Возможные штрафы и ответственность
В том случае если страхователь вообще не оформлял полис автогражданской ответственности, то его ожидает штраф в размере 800 руб.
До 15.11.2014 за такое деяние помимо штрафа, сотрудники ГИБДД могли вообще эвакуировать авто и снять с него гос. номера. Но на сегодняшний день такого водителя ожидает только штраф и не более того.
В ст.12.37 ч.2 говорится о том, что неисполнение водителем ТС обязанности установленной действующим федеральным законом по страхованию своей гражданской ответственности, а именно управление ТС без действующего ОСАГО влечет за собой штраф в размере 800 руб.
Если действие вашего полиса прекратилось, то это приравнивается к ситуации когда полиса автогражданской ответственности у водителя нет вообще.
Очень часто водители интересуются, а сколько раз сотрудники автоинспекции имеют право оштрафовать в течение суток за отсутствие страховки. В качестве аргументов того, что оштрафовать за данное деяние могут всего лишь 1 раз, водители приводят следующее положение КоАП: ст.4.1 п.5 «Никто не должен нести ответственность два раза за одно и то же правонарушение».
Да, на самом деле правовые нормы говорят о том, что нельзя дважды наказывать гражданина по одному и тому же административному правонарушению. Таким образом получается, что если вас остановил сотрудник ГИБДД и выписал вам штраф за то, что у вас нет действующего полиса автогражданской ответственности, то он поступил в соответствие с законом.
Считается, что за данное правонарушение второй раз оштрафовать вас не имеют права. Но если вы сели в машину и продолжили свой путь, а через 15 км. вас остановил другой сотрудник ГИБДД и снова выписывает вам штраф, то и он поступает в соответствие с законом (так как нарушение он зафиксировал в другом месте и в другое время) и так может продолжаться до тех пор пока вы не оформите себе договор обязательного страхования, т.е. штрафные санкции к вам могут быть применены неоднократно.
Если вы управляете своим ТС и не имеете действующего полиса автогражданской ответственности на руках, то штрафных санкций со стороны сотрудников ГИБДД избежать вам скорее всего не удастся. Поэтому необходимо своевременно производить пролонгацию договоров автострахования. Помните, что автоматически такие договора не продляются, ведь за пролонгацию договора вы обязаны внести оплату.
Оформить договор страхования, а также сделать его пролонгацию на сегодняшний день можно минуя длинные очереди в страховых компаниях, ведь произвести оформление и пролонгацию полиса ОСАГО вы можете не выходя из дома, через интернет.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати
В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.
Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?
Нарушители заплатят больше
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Доплата за некоторые автомобили
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Заявка на выплаты онлайн
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Не прошел техосмотр — остался без выплат
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО
Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.
По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.
«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,
— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.
Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.
Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.