сколько брака можно списать

Как учитывать брак по новым правилам

Брак в производстве — явление негативное, но практически неизбежное. В бухгалтерском учете дефектная продукция, наравне со стандартными изделиями, подлежит учету. С текущего года для этой цели руководствуются ФСБУ 5/2019 г., проводки нужно формировать по новым правилам.

Что считается браком

При списании бухгалтеру важно понимать, что относится к браку, а что таковым не является. Можно руководствоваться Планом счетов бухучета для АПК и методическими рекомендациями по его применению (пр. Минсельхоза от № 654 13/06/01), где дана общеотраслевая характеристика производственного брака. Это продукция, полуфабрикаты, детали, узлы и работы:

По характеру дефектов брак делят на исправимый и неисправимый, или окончательный. К исправимым бракованным изделиям относят те, которые можно использовать по прямому назначению после доработки (исправления), если оно признано экономически выгодным. Брак, который нельзя технически исправить или это невыгодно экономически, — окончательный.

Отнесение дефектных изделий к различным видам брака обязательно должно подтверждаться документом. Как правило, это акт, подписанный компетентными сотрудниками фирмы.

Брак также делят на внутренний и внешний.

В первом случае некачественные изделия обнаруживаются контрольной службой фирмы, а во втором – за пределами фирмы, покупателем.

Эти виды брака также могут носить исправимый и неисправимый характер и должны быть задокументированы.

Продукция, которая не подходит под усиленные стандарты качества, но соответствует нормам для аналогичных изделий, а также более низкого сорта по сравнению с общей массой партии, браком не является.

В соответствии с классификацией брака разнятся и затраты на него. Так, в стоимость исправимого брака может быть включена зарплата работников, занятых на этих операциях, с отчислениями, стоимость энергоресурсов, а в затраты по исправлению такого же внешнего брака включают сумму транспортных расходов, если требуется исправить брак у покупателя, и т.д.

В чем суть нововведений

В ФСБУ 5/2019 (п. 26) сказано: «В фактическую себестоимость … продукции не включаются затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса». В числе прочих упомянуты потери от брака. Иными словами, относить напрямую на себестоимость продукции эти затраты нельзя.

Для учета брака в плане счетов предусмотрен счет 28. В целях раздельного учета могут быть открыты субсчета 28/1, 28/2, 28/3, 28/4 – соответственно «внутренний неисправимый брак», «внутренний исправимый брак», «внешний неисправимый брак», «внешний исправимый брак». Использовать для его закрытия счета учета затрат на производство (20, 23, 29) теперь нельзя.

Стандартные проводки по внутреннему браку могут быть такими:

В учете внешнего брака используют такие проводки (все проводки красным сторно):

Если определено виновное лицо в фирме, часть затрат можно отнести на него:

Если определено виновное лицо — поставщик сырья, запчастей, пущенных затем в производство, часть затрат можно истребовать:

Учет по-новому: не все так однозначно

Обратим внимание, что вопросу, на какой счет относить затраты по браку, сегодня единого мнения нет. Со схемами проводок, в которых фигурирует счет 90/2, согласилось большинство специалистов, но предлагаются и другие решения.

Так, многие обращают внимание, что счет 90/2 называется «Себестоимость продаж», однако брак, по сути, не является проданной продукцией. Один из вариантов – использовать счет 91/2 «Прочие расходы», однако и здесь есть место сомнениям, поскольку расходы на брак образованы при выпуске продукции, то есть в обычной деятельности.

Некоторые специалисты допускают даже использование счета 26, но действующий план счетов не содержит проводки, связывающей счета 26 и 28. Счет 26 по плану счетов предназначен для учета управленческих расходов фирмы, не связанных непосредственно с производством.

Вместе с тем отметим, в законодательстве нет прямого запрета на формирование любых вариантов проводок. Фирма может руководствоваться действующим планом счетов, учитывать особенности конкретного производства. Необходимо зафиксировать выбранный вариант в учетной политике.

Источник

Сколько брака можно списать

сколько брака можно списать

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При наличии экономически оправданного обоснования причин, почему покупатель не потребовал возврата уплаченного за товар или почему не потребовал замены товара, расходы на бракованный товар могут быть приняты для целей налогообложения
Однако безрисковым, на наш взгляд, можно назвать только тот случай, когда покупатель выставляет претензию продавцу, получает (или намеревается получить) от него возмещение своих убытков и уменьшает доходы в сумме убытков, признанных поставщиком по претензии, на расходы, связанные с бракованными товарами.
Перечень документов, которые могут быть использованы для документального подтверждения расходов, представлен ниже.
Правила учета, если будет возврат товара (когда это возможно по договору), также приведены по тексту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Также данное обстоятельство, на наш взгляд, приближает данный расход к расходам, связанным с производством и реализацией, а не внереализационным.
*(2) Поскольку обязанность поставщика по передаче покупателю качественного товара не исполнена, он обязан в полном объеме возместить покупателю убытки, причиненные поставкой некачественного товара. Убытки определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 15 ГК РФ (п. 1, п. 2 ст. 469, п. 1, п. 2 ст. 393, п. 1 ст. 15 ГК РФ). Также с этой целью покупатель выставляет поставщику претензию.

сколько брака можно списать

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Организация, находящаяся на ОСНО, занимается оптовой продажей импортной бытовой техники. Покупатели возвращают организации бракованные товары, которые скапливаются на складе. Данные бракованные товары организация своим поставщикам не возвращает, их стоимость они не компенсирует. В данный момент организацией принято решение об утилизации бракованного товара сторонней организацией. Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить списание товара? Нужно ли восстанавливать НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При списании и утилизации бракованных товаров организация не обязана восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету. Если организация примет решение о невосстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по бракованным товарам, подлежащим утилизации, претензии налоговых органов не исключены. При этом, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что организация сможет отстоять свою позицию в суде.

Затраты, связанные с утилизацией бракованных товаров, можно учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли, но, учитывая позицию финансового ведомства, не исключён риск налогового спора, и право на признание расходов придется отстаивать в суде.

Бухгалтерский учет и документальное оформление в рассматриваемой ситуации смотрите ниже.

Обоснование позиции:

Перечень ситуаций, при наступлении которых у налогоплательщика возникает обязанность восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, закреплен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Восстановление НДС при утилизации брака данной статьей НК РФ не предусмотрено. Поэтому полагаем, что при списании и утилизации бракованных товаров организация не обязана восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету.

Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 26.02.2013 N А40-62341/12-115-418, от 31.01.2013 N А41-19560/12, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 N А56-165/2012 и др.).

Однако согласно позиции официальных органов суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет (письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 24.04.2008 N 03-07-11/161, ФНС России от 04.12.2007 N ШТ-6-03/932@).

Таким образом, если организация примет решение о невосстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по бракованным товарам, подлежащим утилизации, претензии налоговых органов не исключены. При этом, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что организация сможет отстоять свою позицию в суде. Смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29, где рассматривалась ситуация, аналогичная анализируемой.

Налог на прибыль

Статьей 252 НК РФ установлено, что обязательным условием для включения затрат в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли, является их экономическая обоснованность, наличие подтверждающих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, и связь с деятельностью, направленной на получение доходов.

Согласно разъяснениям Минфина России, данным в письмах от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/711, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477, расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законодательством. Кроме того, данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

По поводу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на утилизацию неликвидного товара в письме от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862 Минфин России указал, что если действующее законодательство РФ обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. При этом в случае утилизации неликвидного товара необходимо подтвердить соответствующими документами соблюдение процедуры утилизации такого товара, предусмотренной законодательством РФ (смотрите также письма от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477).

В иных же случаях затраты на приобретение и дальнейшую ликвидацию товаров с истекшим сроком годности, неликвидных, бракованных и т.д. не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письма от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105).

Действующим законодательством РФ обязанность утилизировать бытовую технику прямо не установлена. Однако если принять во внимание Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.97 N 720, согласно которому электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных), бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника относятся к товарам, которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, то расходы на утилизацию данных товаров в случае неустранимого брака, по нашему мнению, могут считаться экономически обоснованными. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в который в том числе входит электробытовая техника*(1).

При этом экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном отчетном (налоговом) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика. Кроме того, принятие расходов для целей налогообложения не исключается и в случае получения налогоплательщиком убытка как результата финансовой деятельности за отчетный (налоговый) период (п. 8 ст. 274 НК РФ) (письмо Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69, постановление Девятнадцатого ААС от 27.07.2016 N 19АП-2448/16)*(2).

Вместе с тем перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу N А40-34482/151-160).

Таким образом, полагаем, что затраты, связанные с утилизацией бракованных товаров, можно учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли, но, учитывая позицию финансового ведомства, не исключён риск налогового спора, и право на признание расходов придется отстаивать в суде.

Документальное оформление

Как указывалось выше, расходы в виде стоимости бракованных товаров, а также расходы, связанные с их утилизацией, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы надлежащим образом документально подтверждены в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ.

Например, по мнению Минфина России, выраженном в письме от 24.12.14 N 03-03-06/1/66948, достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов:

акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); акты приемки товаров при их возврате;

акты о проведении инвентаризации;

акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения;

выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением (постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2).

На наш взгляд, в анализируемой ситуации такими документами могут выступать:

акты о проведении инвентаризации;

акт о выявленных недостатках по качеству товара;

претензии к организации с требованием о замене некачественного товара;

выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением;

договор на утилизацию товара, к которому необходимо приложить лицензию исполнителя на право производить данные виды работ, акт выполненных работ и оказанных услуг*(3).

Бухгалтерский учет

С учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, в рассматриваемой ситуации при списании расходов, связанных с утилизацией бракованных товаров, в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:

Дебет 94 Кредит 41
— списана стоимость бракованных товаров;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 94
— указанная сумма списана на прочие расходы;

Дебет 91 Кредит 44 (Кредит 60)
— списаны затраты, связанные с приобретением и утилизацией бракованного товара.

В заключение обращаем внимание, что выраженные в настоящей консультации точки зрения являются нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением других специалистов, в том числе и налоговых органов. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по вопросам применения в данном случае норм НК РФ в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет потерь от брака;

— Энциклопедия решений. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;

— Энциклопедия решений. Учет списания товаров в результате порчи, недостачи, хищения;

— Энциклопедия решений. Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;

— Энциклопедия решений. Восстановление вычетов по НДС в случаях порчи, недостачи имущества;

— Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение? Кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)

— Вопрос: В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация платить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)

— Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Организация вынуждена в связи с истечением срока годности утилизировать ранее приобретенный ею в целях дальнейшей перепродажи товар (изделия химической промышленности). Для этих целей будет привлечена сторонняя специализированная организация. Можно ли принять в качестве расходов в целях налогообложения прибыли организаций затраты в виде стоимости утилизированного товара, соответствующий восстановленный НДС, а также оплату услуг привлеченной организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)

— Утилизация бытовой техники (С.В. Тяпухин, «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2013 г.);

— Об обязанности утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств (С.Г. Новикова, журнал «Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, май-июнь 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

*(2) Согласно правовой позиции КС РФ (определения от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П) и Пленума ВАС РФ (постановление от 12.10.2006 N 53) налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности, не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях этой деятельности, а не о ее результате.

*(3) Напоминаем, что организация вправе самостоятельно разработать формы первичных учетных документов с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Источник

Списываем потери от окончательного брака

О том, как списать потери от неисправимого производственного брака в бухгалтерском и налоговом учете организации, применяющей общую систему налогообложения, а также о документах, подтверждающих возникновение данных невозмещаемых потерь рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Самойлюк и Ольга Монако.

На основании заказов, полученных от клиентов, организация (общий режим налогообложения) производит брелки. Для этого закупаются заготовки, на которые наносится изображение, выбранное заказчиком. Для производства партии продукции было закуплено 1100 штук заготовок (материалов), все были отпущены в производство. В процессе производства 100 штук заготовок были испорчены, дальнейшему использованию они не подлежат. На конец месяца остатков незавершенного производства в учете организации не формируется. Как отразить списание потерь от неисправимого производственного брака в бухгалтерском и налоговом учете? Какие документы следует оформить?

Иными словами, выделяется два вида брака:

Исправимым браком считаются изделия, полуфабрикаты (детали и узлы), которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно. При этом окончательным браком считаются изделия, полуфабрикаты, детали и узлы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.

По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям, и внешний, выявленный у потребителя в процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия.

Поскольку в рассматриваемой ситуации брак допущен в процессе производства продукции (после отпуска материалов в производство) и бракованная продукция не подлежит исправлению, то с учетом приведенных определений можно говорить о внутреннем окончательном браке.

Бухгалтерский учет

Затраты по выявленному внутреннему браку отражаются по дебету счета 28. В рассматриваемой ситуации в состав таких затрат входит себестоимость незаконченных изготовлением изделий, признанных неисправимым браком.

Согласно Инструкции суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (например, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака), а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака, отражаются по кредиту счета 28.

Отметим, что невозмещаемые суммы потерь от брака признаются для целей бухгалтерского учета расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом потери от брака относятся на затраты по тому производству (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), в процессе осуществления которого был допущен брак. Указанная операция по списанию невозмещаемых потерь от брака производится на конец каждого месяца. Как правило, на конец месяца счет 28 не имеет сальдо.

В п. 99 Положений указано, что суммы невозмещаемых потерь от брака включаются в себестоимость того изделия или вида работ, по которым обнаружен брак. Включение потерь от брака продукции в стоимость незавершенного производства в большинстве случаев не допускается. Исключение составляет индивидуальное и мелкосерийное производство при условии, что эти потери относятся к определенному заказу, не законченному производством.

С учетом изложенного при учете внутреннего окончательного брака в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:

Дебет 28 Кредит 20

— себестоимость изделий, признанных окончательным браком, включена в состав затрат на брак.

Если будет выявлен работник, допустивший брак в процессе производства, то стоимость бракованных изделий может быть отнесена на его счет в порядке, предусмотренном трудовым законодательством (ст.ст. 238, 246-248 ТК РФ):

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 28

— себестоимость бракованных изделий отнесена на счет виновного работника.

На конец месяца невозмещаемые потери от брака (сальдо по счету 28) отражаются в учете следующим образом:

Дебет 20 Кредит 28

— невозмещаемые потери от брака включены в состав расходов по основному производству;

Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20

— невозмещаемые потери от брака включены в себестоимость изделий надлежащего качества, выпущенных в отчетном месяце.

Налог на прибыль

Отметим, что нормами НК РФ не установлено каких-либо специальных ограничений (нормативов) в отношении учета данных расходов. Соответственно, при условии исполнения общих критериев признания расходов в целях главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ): экономическая обоснованность и документальная подтвержденность понесенных затрат, невозмещаемые потери от брака изделий могут быть в полном объеме учтены в расходах организацией-производителем.

Такой же позиции придерживаются и специалисты официальных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061671).

Аналогичная позиция отражена и в арбитражной практике (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 N 09АП-15374/2010, ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2009 N А56-21158/2008, ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2).

В зависимости от норм учетной политики организации для целей налогового учета прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, могут быть включены как в состав косвенных, так и в состав прямых расходов (п. 1 и п. 2 ст. 318 НК РФ).

Напомним, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). Прямые расходы формируют налоговую базу в период реализации продукции, в стоимости которой данные расходы учтены (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, в учетной политике организации для целей налогового учета следует закрепить порядок учета расходов на брак, в частности, разработать методику расчета себестоимости бракованных изделий.

Отметим, что в указанной норме не содержится такого основания для восстановления «входного» НДС, как списание бракованных изделий, не пригодных для дальнейшего использования (без выявления виновных лиц).

В то же время, по мнению официальных органов, «входной» НДС в рассматриваемой ситуации подлежит восстановлению в периоде списания бракованной, поскольку она не будет использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, от 01.11.2007 N 03-07-15/175, от 14.08.2007 N 03-07-15/120).

Судебная практика на сегодняшний день складывается в пользу организаций (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 N 09АП-6551/12, ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А55-11139/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2009 N А32-5096/2007-12/27).

Кроме того, ВАС РФ в решении от 23.10.2006 N 10652/06 указал, что согласно ст. 23 НК РФ на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги. Следовательно, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к вычету суммы НДС должна быть прямо и непосредственно предусмотрена законом.

Вместе с тем, учитывая приведенные разъяснения Минфина России, полагаем, что решение не восстанавливать «входной» НДС при списании бракованной продукции может с высокой вероятностью привести к возникновению разногласий с налоговыми органами.

Документооборот

— акт о выявлении неисправимого брака;

— акт об уничтожении бракованной продукции и др.

Кроме обязательных реквизитов первичного документа, установленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в акте о браке целесообразно указывать:

— наименование забракованного изделия, его номенклатурный, технический номер;

— описание характера брака и его причины;

— количество забракованных изделий;

— себестоимость бракованных изделий и т.д.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *