сколько баллов можно набрать за изложение
Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2022 год
Критерии оценивания ОГЭ 2022 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
Ответ на задание 9.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям оценивается 0 баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.2
Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С2К2 | Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть | 0 | |
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено больше 1 балла: ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше); – если в работе менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Критерии оценивания итогового изложения
Утверждённые критерии на 2019-2020 учебный год. Критерии оценивания итогового сочинения здесь.
Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объём итогового изложения» 4
Рекомендуемое количество слов – 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
«Незачёт» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
«Незачёт» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 5 «Грамотность» 56
Проверяется грамотность участника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
4 При подсчёте слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
5 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.
6 Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания итогового изложения». Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое изложение в устной форме по Критерию № 5 не проверяется.
Критерии оценки ОГЭ 2021 по русскому языку: таблица с баллами
В статье представлены в удобной форме критерии оценки ОГЭ по русскому языку: таблица с баллами. Ежегодно на сайте ФИПИ обновляется вся информация, касающаяся выпускных экзаменов. Там же публикуются и критерии оценивания по всем предметам. Они представлены в форме таблиц, чтобы информация была более компактной и доступной всем выпускникам.
Мы подробно проанализировали критерии оценивания работы и готовы раскрыть вам все тонкости этой процедуры.
Таблица с баллами по русскому языку
В таблице представлено количество баллов, которое можно набрать при выполнении определенного вида задания в ОГЭ.
№ задания | Содержание | Количество баллов |
Задание 1 | Сжатое изложение по прослушанному тексту | 7 |
Задания 2-8 | Задания с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа | 7 (по 1 баллу за верно выполненное задание) |
Задание 9 | Сочинение-рассуждение на одну из выбранных тем | 9 |
Грамотность | Учитывается количество ошибок в сумме за изложение и сочинение | 10 |
ИТОГО | 33 |
Теперь перейдем непосредственно к заданиям и расскажем, как можно получить максимальный балл за каждое из них.
Оценивание изложения
Это задание является творческим и проверяет умение выпускников понимать и передавать своими словами содержание прослушанного два раза текста. Текст представляет собой аудиозапись продолжительностью около двух минут. Количество слов в исходном тексте обычно составляет около 150 слов с предлогами и союзами. В основном тексты представлены рассуждением на морально-нравственную тему и могут перекликаться по тематике с заданием 9.3 (сочинением). Темп чтения не быстрый, диктор говорит громко и разборчиво. Благодаря этому его содержание запомнить не так сложно. Главное, на что нужно обратить внимание перед прослушиванием, это общий смысл текста, его тема. Предлагаем рассмотреть критерии оценки 1 задания.
Критерий | Содержание | Баллы (максимум) |
Содержание полученного при изложении текста | В вашем изложении должен быть передан основной смысл исходного текста. Писать нужно своими словами, не пытайтесь запомнить конкретные фразы из аудиозаписи. Ваша задача – передать суть прослушанного. | 2 |
Применение сжатия при написании изложения | Под сжатием подразумевается исключение ненужных подробностей, упрощение слишком объемных синтаксических конструкций и обобщение подробностей. В работе можно использовать как один способ, так и три. При этом упрощение, обобщение или исключение должно присутствовать в каждом абзаце работы (их всегда три). | 3 |
Смысловое оформление работы | То, что вы услышите и успеете записать на черновик, нужно собрать в логически правильный и понятный текст. При этом нужно правильно разделить свое творение на абзацы. Обычно между абзацами диктор делает более длительные паузы. При первом прослушивании их нужно определить и дальше уже строить свой текст на основе такого деления. | 2 |
ИТОГО | 7 |
Оценивание тестовой части
Тестовая часть представлена 7 заданиями, проверяющими полученные за период обучения навыки грамматического анализа текста. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Задание | Содержание | Балл |
Задание 2. Синтаксический анализ текста | В задании представлен небольшой текст, который требуется проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. | 1 |
Задание 3. Пунктуационный анализ текста | Требуется повести пунктуационный анализ предложенного текста: определить, где нужен обозначенный в задании знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет. | 1 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания | Задание проверяет умение анализировать словосочетание с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание. | 1 |
Задание 5. Орфографический анализ | Данное задание требует отличное знание всех правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения в школе. | 1 |
Задание 6. Анализ содержания текста | Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст и понять его содержание. Из предложенных утверждений нужно выбрать те, которые соответствуют тексту. | 1 |
Задание 7. Анализ средств выразительности | Требуется определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи. | 1 |
Задание 8. Лексический анализ текста | В этом задании нужно найти в тексте указанное в задании слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. | 1 |
ИТОГО | 7 |
Оценивание сочинения
Задание 9 тоже носит творческий характер и требует умения выражать свои мысли и строить рассуждение. В задании 9 есть три варианта сочинения, и выпускник может выбрать абсолютно любое. Критерии оценки каждого немного отличаются друг от друга, однако имеют одинаковую структуру. Мы обобщили их и представили в одной таблице, чтобы у вас сложилось общее представление об оценке сочинения-рассуждения.
Оно оценивается по следующим критериям:
Критерий | Содержание | Баллы (максимум) |
Тезис | Не зависимо от того, как сформулировано задание, от вас требуется одно: четкое выполнение указанных в нем рекомендаций. В 9.1 следует провести лингвистический анализ текста с расшифровкой термина и указанием его роли, в 9.2 ответить на поставленный в задании вопрос по содержанию текста, 9.3 нужно расшифровать и прокомментировать предложенное понятие | 2 |
Аргументы | Каждый тезис требует подтверждения. При доказательстве сформулированных в первом абзаце мыслей не забудьте подкрепить их примерами, желательно обращаться к тексту. | 3 |
Логичность | Написанный вами текст должен быть понятен и не содержать логических неточностей. Не забудьте об абзацах. | 2 |
Композиция | В работе должны присутствовать все структурные компоненты текста типа рассуждения | 2 |
ИТОГО | 9 |
Оценивание грамотности
Грамотность является важным и во многом решающим критерием при проверке работы. Если вы претендуете на высокий балл, обязательно уделите внимание правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности выглядят так:
Критерий | Требования | Баллы (максимум) |
Орфографическое оформление | По всем критериям максимальный балл выставляется при отсутствии каких-либо ошибок. В критериях 1 и 3 допускается один негрубый недочет, в критериях 2 и 4 позволительно ошибиться два раза. | 2 |
Пунктуационное оформление | 2 | |
Грамматическое оформление | 2 | |
Речевое оформление | 2 | |
Фактическое содержание | 2 | |
ИТОГО | 10 |
Шкала перевода баллов в оценки
Важно знать, сколько баллов нужно набрать на ту отметку, к которой ты стремишься. Эти знания помогут понять, где есть шанс подтянуться, на какие задания сделать упор, что повторить перед экзаменом. Обязательно обратите внимание на комментарии к отметкам 4 и 5. Даже общее количество баллов, набранных за всю работу и подходящих для получения хорошей или отличной отметки, не всегда является гарантией ее получения. Дело в том, что в этой ситуации большую роль играет грамотность. Не добрать баллы по критериям грамотности – значит не получить соответствующую им отметку. При этом учитываются только баллы по критериям ГК1 – ГК4. Фактическая точность не идет в подсчет.
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сумма баллов за работу | 0 – 14 б. | 15 – 22 б. | 23 – 28 б. (по критериям грамотности должно быть не меньше 4 баллов) | 29 – 33 б. (по критериям грамотности должно быть не меньше 6 баллов) |
Количество баллов для поступления в профильные классы
Тем, кто мечтает продолжить обучение в 10-х классах, необходимо также задуматься и о следующем: в такие классы принимают с определенным количеством баллов по профильным предметам (предметам, которые изучаются углубленно). По русскому языку минимальным порогом, открывающим дорогу выпускника, является 26 баллов на ОГЭ.
Использование маршрутного листа
Неоднократное обращение к предложенным нами таблицам поможет вам правильно сориентировать направление подготовки и укажет на ваши слабые места. Именно когда до экзамена остались считанные дни, нужно еще раз проанализировать степень подготовленности к тому или иному заданию. Мы рекомендуем на протяжении всего учебного года заносить результаты работы в маршрутные листы. Это поможет увидеть, какое задание требует большего внимания, и восполнить пробелы в знаниях.
Предлагаем вам образец такого маршрутного листа:
№ задания | Содержание | Дата тренировки | Дата тренировки | Дата тренировки | Дата тренировки |
3.09 | 7.09 | 12.09 | 23.09 | ||
1 | Изложение | 3 балла | 6 баллов | 5 баллов | 4 балла |
2 | Синтаксический анализ текста | + | + | — | + |
3 | Пунктуационный анализ текста | — | — | — | — |
4 | Синтаксический анализ словосочетания | — | + | + | — |
5 | Орфографический анализ | — | — | — | + |
6 | Анализ содержания текста | + | — | — | — |
7 | Анализ средств выразительности | + | + | + | + |
8 | Лексический анализ текста | + | + | + | + |
9 | Сочинение | 5 баллов | 6 баллов | 8 баллов | 9 баллов |
Из данного маршрутного листа видно, что особого внимания требуют задания № 3, 5 и 6. Также видна динамика в задании 9: с каждой тренировкой количество баллов за работу увеличивается. Это значит, что работа ведется в верном направлении.
Не поленитесь и начните вести маршрутный лист прямо сегодня. Вы сами убедитесь в его пользе. К тому же вы сможет контролировать свою подготовку и видеть свои слабые места. Желаем вам удачи и продуктивной подготовки!