сколько алкоголя можно везти в машине по россии
Сколько алкоголя можно провозить в багажнике, чтобы не нарваться на штраф в 5000 рублей?
Вы знаете, что провоз бутылок спиртного в машине может обернуться штрафными санкциями? При каких обстоятельствах такое действительно возможно?
За настойки накажут
По федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. », запрещено перевозить по нашей стране алкогольную продукцию, на которой нет акцизных марок — таким образом она считается немаркированной.
Что это значит для рядового гражданина? Представьте, что вы делаете домашнее вино, настойки, самогон и будете перевозить бутылки на своей машине, например, в деревню или в подарок кому-то, вас остановят и призовут к ответу. По статье 14.17.2. КоАП, обыватель может перевозить с собой такой самодельной спиртосодержащей продукции не более 10 л.
А если ящик водки с собой?
Если вы перевозили все-таки морс, тогда вам предложат забрать свои напитки из полиции. Самое забавное, что если вы повезете в машине несколько ящиков легальной водки, полицейские вас не будут за это наказывать.
Вопросы возникают только по поводу напитков, которые люди делают сами — таким образом государство пытается бороться с нелегальным оборотом спиртных напитков в России. Вдруг вы организовали у себя в гараже маленький водочный или коньячный заводик и гоните откровенный суррогат, а затем поставляете напитки в маленькие сельские магазинчики, которые редко проверяют.
Сколько алкоголя можно везти в машине по россии
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 г. № 398 “Об утверждении требований к автомобильному транспорту, оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения”
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 декабря 2020 г., № 0001202012220006), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1119; 2020, N 40, ст. 6251), приказываю:
требования к автомобильному транспорту, используемому для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
требования к оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в части автомобильного транспорта согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года, за исключением требований к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, являющихся приложением N 3 к настоящему приказу.
3. Установить, что требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, являющиеся приложением N 3 к настоящему приказу, вступают в силу с 1 января 2021 года и действуют до 31 августа 2021 года.
Руководитель | И. Алёшин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2020 г.
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы по
регулированию алкогольного рынка
от 17 декабря 2020 г. № 398
Требования к автомобильному транспорту, используемому для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции
2. Автомобильный транспорт должен быть:
а) оборудован опломбированными емкостями (цистернами), неразрывно соединенными с шасси автомобильного транспорта, и (или) снаряженными прицепом (полуприцепом) с такими емкостями (цистернами), находящимися в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, использующей такой автомобильный транспорт;
4. Требования, определенные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Требований, не распространяются на автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки по территории Российской Федерации:
импортной продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, после прохождения процедуры таможенного оформления при условии сохранения всех таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, наложенных для таможенных целей, до момента слива продукции в конечной точке маршрута ее перевозки;
продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, осуществляемой в рамках договора поставки продукции на экспорт, заключенного между производителем перевозимой продукции и иностранной организацией, при наличии на танк-контейнерах пломб, нанесенных производителем продукции.
Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
по регулированию алкогольного рынка
от 17 декабря 2020 г. № 398
Требования к оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в части автомобильного транспорта
б) бортового контроллера, посредством которого осуществляется обработка считываемых результатов измерений;
в) одного или нескольких уровнемеров, установленных в каждой из емкостей (цистерн) автомобильного транспорта, позволяющих считывать измеряемые ими показатели бортовым контроллером.
2. Посредством оборудования, указанного в подпункте «а» пункта 1 настоящих Требований, должно обеспечиваться:
а) измерение объема в декалитрах заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции с максимальной допускаемой погрешностью 0,5 процента;
б) учет результатов измерений объема продукции нарастающим итогом с момента оснащения им автомобильного транспорта (раздельно для заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции);
в) защита от искажения и подделки результатов измерений и учета (раздельно для заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции);
г) сохранность измеренных показателей при изменении или прекращении подачи энергии от внешних источников не менее чем в течение 5 лет (раздельно для заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции);
д) прекращение подачи продукции в случае остановки работы оборудования (раздельно для заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции).
3. Посредством оборудования, указанного в подпункте «б» пункта 1 настоящих Требований, должно быть обеспечено:
а) прием и передача в ЕГАИС информации об объеме перевозок продукции;
б) подписание электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» информации, передаваемой в ЕГАИС 3 ;
в) сохранение информации об объеме перевозок продукции при изменении подачи энергии от внешних источников;
г) хранение информации об объеме перевозок продукции без потребления энергии от внешних источников в течение не менее 5 лет;
д) сохранение результатов измерений и учета показателей с регистрацией времени и даты остановки и возобновления работы средств измерений в случае их остановки;
е) идентификация и авторизация в ЕГАИС организации, осуществляющей перевозки продукции.
4. С использованием оборудования, указанного в подпункте «в» пункта 1 настоящих Требований, должно обеспечиваться измерение:
а) уровня продукции в емкости (цистерне) автомобильного транспорта с максимальной допускаемой погрешностью 2 мм;
б) плотности продукции в емкости (цистерне) автомобильного транспорта с максимальной допускаемой погрешностью 1,5 кг/м 3 ;
в) температуры продукции в емкости (цистерне) автомобильного транспорта с максимальной допускаемой погрешностью 1°С.
5. Оборудование, указанное в подпунктах «а» и «в» пункта 1 настоящих Требований, должно быть поверено в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2019, № 52, ст. 7814).
2 С изменениями, внесенными Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 6 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 13 февраля 2013 г.), от 28 мая 2015 г. № 27 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 2 июня 2015 г.), от 14 октября 2015 г. № 78 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 7 декабря 2015 г.), от 11 июля 2016 г. № 56 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 16 августа 2016 г.), от 16 февраля 2018 г. N 29 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15 мая 2018 г.), от 21 июня 2019 г. N 66 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 24 июня 2019 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2014 г. N 223 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 3 декабря 2014 г.), от 7 июня 2016 г. № 65 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 9 июня 2016 г.), от 13 декабря 2016 г. N 164 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15 декабря 2016 г.), от 25 декабря 2018 г. N 219 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 28 декабря 2018 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755.
4 В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ.
Приложение N 3
к приказу Федеральной службы по
регулированию алкогольного рынка
от 17 декабря 2020 г. № 398
Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции
2. Посредством технических средств должны быть обеспечены:
б) автоматическое переключение питания с внешнего источника на внутренний источник питания бортового контроллера, в случае отключения внешнего источника питания;
в) автоматическое переключение питания с внутреннего источника питания бортового контроллера на его внешний источник питания, в случае восстановления внешнего источника питания;
г) защита внутреннего аккумулятора от разряда, а также подача сигнала в ЕГАИС при уровне разряда аккумулятора свыше 80% от номинального уровня;
д) подзарядка источников электропитания технических средств от аккумулятора автомобильного транспорта;
е) передача в ЕГАИС информации о навигационных и иных предусмотренных настоящим порядком данных в течение не менее 168 часов с момента отключения от аккумулятора автомобильного транспорта;
ж) хранение электронной подписи, с использованием которой осуществлялась передача информации в ЕГАИС.
3. Технические средства должны состоять из следующих основных функциональных модулей:
б) энергонезависимая память для записи и хранения навигационных и иных предусмотренных настоящими Требованиями данных;
в) модем для приема (передачи) данных с системой стандарта GSM;
г) спутниковый навигационный приемник систем ГЛОНАСС и (или) GPS;
д) ГЛОНАСС и (или) GPS антенна.
Допускается интегрирование энергонезависимой памяти, спутникового навигационного приемника и модема для приема (передачи) данных в контроллер.
4. Объем основной энергонезависимой памяти технических средств должен обеспечивать запись и хранение информации о не менее чем 20 000 событиях.
5. Посредством технических средств должно быть обеспечено выполнение следующих функций:
а) определение текущего местоположения, оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS;
б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти;
в) передача в ЕГАИС навигационных данных с периодичностью в диапазоне от 5 минут до 24 часов;
г) запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в ЕГАИС информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в ЕГАИС записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети;
д) обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.
6. Технические средства должны функционировать в диапазонах температур от минус 40 до плюс 60 градусов по Цельсию.
7. Контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с периодичностью в диапазоне от 5 секунд до 24 часов и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
8. Технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в ЕГАИС, обеспечивая защиту от искажения и подделки передаваемой информации.
9. Технические средства должны быть опломбированы Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Обзор документа
Росалкогольрегулирование заново установило требования:
— к автотранспорту для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции;
— к оборудованию для учета объема перевозок вышеуказанной продукции, если он превышает 200 декалитров в год, в части автотранспорта;
— к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается упомянутый автомобильный транспорт.
Требования к указанным спецсредствам будут действовать с 1 января 2021 г. до 31 августа 2021 г.
Ранее изданные приказы по этим вопросам отменены в рамках механизма «регуляторной гильотины».
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
КС разъяснил вопросы изъятия транспорта, на котором перевозился безакцизный алкоголь
18 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 11-П/2019 по делу о проверке конституционности подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Орхана Довлатли, сотрудника ООО «Партнер». В марте 2018 г. общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без маркировки) и оштрафовано на 200 тыс. руб. с изъятием продукции. В рамках производства по делу был также изъят автомобиль, принадлежащий Орхану Довлатли. При этом собственник машины к ответственности за указанное нарушение не привлекался.
Кроме того, суд постановил реализовать изъятый автомобиль в установленном порядке, мотивируя тем, что он использовался для перевозки алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте, и не может быть возвращен собственнику по ходатайству стороны защиты в соответствии с подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Решение устояло в вышестоящей инстанции и далее не обжаловалось.
В августе того же года производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Орхана Довлатли по тем же основаниям, что и дело в отношении общества, было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с решениями судов, Довлатли обратился в КС РФ. В жалобе он указал, что подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не соответствуют ст. 35, 46, 54 и 55 Конституции РФ в той мере, в которой допускают реализацию в пользу государства орудия совершения административного правонарушения – транспортного средства, принадлежащего лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении.
Рассмотрев дело, Конституционный Суд напомнил, что в соответствии со ст. 55 Конституции права собственности, как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть ограничены только в случае необходимости защиты, в том числе, прав и законных интересов других лиц, а также отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (постановления от 16 июля 2008 г. 9-П; от 31 января 2011 г. № 1-П и др.).
Данные правовые позиции, указал Суд, в полной мере распространяются на лишение лица имущества как в качестве санкции за совершенное правонарушение, так и в качестве специальной публично-правовой меры.
КС подчеркнул, что ч. 4 ст. 15.12 КоАП не предполагает возможности назначения за оборот алкогольной продукции без маркировки административного наказания в виде конфискации транспортных средств, используемых для перевозки такой продукции. При этом на данный состав распространяется правило о недопустимости конфискации орудия правонарушения, принадлежащего собственнику, не привлеченному к ответственности за него.
Вместе с тем ч. 1 ст. 27.10 КоАП устанавливает, что по делу может производиться изъятие вещей, являвшихся орудиями правонарушения, не связывая возможность изъятия с тем, находятся ли эти вещи в собственности лица, в отношении которого ведется производство, или принадлежат другому.
Как указано в постановлении, при производстве по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.12 КоАП подлежат применению как положения ст. 27.10 КоАП, так и ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, предусматривающие изъятие из незаконного оборота алкогольной продукции, а также используемых для этого предметов, включая автотранспорт, что требует решения вопроса о судьбе изъятых предметов.
Согласно указанному закону изъятый автотранспорт подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством РФ. В свою очередь, изъятый и конфискованный автотранспорт по решению суда подлежит реализации в порядке, установленном Правительством РФ (до настоящего времени соответствующее постановление не принято).
По буквальному смыслу, указал КС, реализации по решению суда подлежит как изъятый, так и конфискованный автотранспорт, используемый для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Как свидетельствуют материалы дела, в ряде случаев оспариваемым нормам придается смысл, согласно которому изъятый в рамках производства по делу об административном правонарушении транспорт не подлежит возврату собственнику, поскольку должен быть реализован.
Как подчеркнул Суд, несмотря на то, что ст. 25 закона в ее буквальном понимании содержит указание на изъятие указанного автотранспорта, очевидно, что сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась и перевозилась продукция, произведенная и находившаяся в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возврату собственнику.
При таком подходе единственным обстоятельством лишения лица принадлежащего ему автотранспорта, отмечается в постановлении, выступает его использование для совершения правонарушения, превращая, таким образом, лишение в санкцию. Даже если собственник знал, с какой целью используется его транспорт, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках административного дела в отношении другого лица.
Суд добавил, что собственник орудия совершения правонарушения, не являющийся лицом, привлеченным к ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав: КоАП не только не требует привлекать его к участию в производстве по делу, но и лишает такое участие смысла, поскольку выяснение отношения данного лица к совершенному правонарушению не предполагается.
В этой связи, отмечается в документе, лишение собственника принадлежащего ему средства транспорта, на котором перевозилась нелегальная алкогольная продукция, приводило бы к несоразмерному ограничению конституционных прав такого лица и противоречило принципам равенства и справедливости. «При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить административную ответственность собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию такого транспортного средства, применительно к сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как к особой сфере государственного регулирования», – резюмируется в постановлении.
Таким образом, оспариваемые нормы КС признал не противоречащими Конституции, поскольку по смыслу в системе правового регулирования они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юрлица автотранспорта, принадлежащего лицу, не привлеченному к ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении. Судебные решения по делу, касающемуся вопроса об изъятом автомобиле заявителя, в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом постановления, признаны подлежащими пересмотру.
Комментируя «АГ» позицию КС, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов отметил, что подобные решения играют ключевую роль в изменении правоприменительной практики и укрепляют ее единообразие в данной сфере правового регулирования. «В самом постановлении обращается внимание на отсутствие в ряде случаев правильного применения судами оснований применения административной ответственности. Данное решение позволяет исключить факты незаконных и необоснованных ограничений прав граждан, не признанных виновными в совершении административных правонарушений», – считает он.
Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев подчеркнул, что выводы КС логичны и обоснованы действующим законодательством. Однако, по его мнению, резолютивная часть постановления несколько необычна, поскольку Суд хотя и признает оспариваемую норму не противоречащей Конституции, но при этом указывает на необходимость пересмотра судебных решений по делу. «Это обусловлено исключительно ошибочным толкованием и применением судами, рассматривающими дело по существу, норм материального права, – пояснил эксперт. – При этом интересно отметить, что нарушенное право заявителя вполне могло быть восстановлено путем обращения в суд вышестоящей инстанции, чего, исходя из текста постановления, он не сделал. Вместо этого заявитель решил обратиться в КС, который, в свою очередь, выполнил роль суда кассационной (надзорной) инстанции и указал судам на допущенные ошибки».
Такой интересный тактический ход заявителя и постановление КС, считает Илья Прокофьев, могут повлиять на правоприменительную практику не лучшим образом, поскольку открывают «лазейку» для совершения правонарушений, используя которую организации, осуществляющие перевозку алкогольной продукции в нарушение закона, смогут использовать транспорт, зарегистрированный на неких физлиц, и в таком случае он никогда не сможет быть конфискован, так как указанные собственники не будут являться фигурантами дел об административных правонарушениях.