сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Задача 1:

Из класса, в котором учатся 30 человек, нужно выбрать двоих школьников для участия в математической олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

Первого ученика можно выбрать 30 способами, второго, независимо от выбора первого ученика, – 29 способами. При этом каждая пара учитывается дважды. Поэтому ответ: 30 • 29/2 = 435 способов.

Задача 2:

Сколькими способами можно выбрать команду из трех школьников в классе, в котором учатся 30 человек?

Решение:

Первого ученика можно выбрать 30 способами, второго – 29 способами, третьего – 28 способами. Таким образом получаем 30 • 29 • 28 вариантов выбора. Однако каждая команда при этом подсчете учтена несколько раз: одна и та же тройка учеников может быть выбрана по разному, например, сначала А, потом В, потом С или сначала С, потом А, потом В и т.д. Поскольку число перестановок из трех элементов равно 3!, то каждая команда учтена нами ровно 3! = 6 раз. Поэтому сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойравно (30 • 29 • 28)/3!.

Задача 3:

Сколькими способами можно выбрать 4 краски из имеющихся 7 различных?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 4:

У одного школьника есть 6 книг по математике, а у другого – 8. Сколькими способами они могут обменять три книги одного на три книги другого?

Решение:

Первый школьник может выбрать 3 книги для обмена сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами, второй – сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами. Таким образом, число возможных обменов равно сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 5:

В шахматном кружке занимаются 2 девочки и 7 мальчиков. Для участия в соревновании необходимо составить команду из четырех человек, в которую обязательно должна входить хотя бы одна девочка. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

В команду входит либо одна девочка, либо две. Разберем оба случая. Если в команде две девочки, то двух мальчиков к ним можно добавить сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами. Если же в команду входит только одна девочка (ее можно выбрать двумя способами), то команду можно дополнить тремя мальчиками сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойразличными способами. Таким образом, общее число возможных команд равно сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 6:

Сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой?

Решение:

Первую команду можно выбрать сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами. Этот выбор полностью определяет вторую команду. Однако при таком подсчете каждая пара команд А и В учитывается дважды: один раз, когда в качестве первой команды выбирается команда А, и второй, – когда в качестве первой команды выбирается команда В. Таким образом, ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 7:

На плоскости отмечено 10 точек так, что никакие три из них не лежат на одной прямой. Сколько существует треугольников с вершинами в этих точках?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 8:

Рота состоит из трех офицеров, шести сержантов и 60 рядовых. Сколькими способами можно выделить из них отряд, состоящий из офицера, двух сержантов и 20 рядовых?

Решение:

(n 8 + 1)(n 8 – 1) = n 16 – 1 = 0 (mod 17).

Задача 9:

На прямой отмечено 10 точек, а на параллельной ей прямой – 11 точек. Сколько существует а) треугольников; б) четырехугольников с вершинами в этих точках?

Решение:

а) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойб) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 10:

Сколькими способами можно выбрать из 15 различных слов набор, состоящий не более чем из 5 слов?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 11:

Сколькими способами можно составить комиссию из 3 человек, выбирая ее членов из 4 супружеских пар, но так, чтобы члены одной семьи не входили в комиссию одновременно?

Решение:

Выберите сначала семьи, а потом в каждой паре конкретного представителя. Ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 12:

В классе, в котором учатся Петя и Ваня – 31 человек. Сколькими способами можно выбрать из класса футбольную команду (11 человек) так, чтобы Петя и Ваня не входили в команду одновременно?

Решение:

Разберите три случая: в команду входит только Петя; в команду входит только Ваня; оба они в команду не входят. Ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 13:

Сколькими способами можно переставить буквы слова «ЭПИГРАФ» так, чтобы и гласные, и согласные шли в алфавитном порядке?

Решение:

Все определяется местами, на которых стоят гласные буквы. Ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 14:

Из 12 девушек и 10 юношей выбирают команду, состоящую из пяти человек. Сколькими способами можно выбрать эту команду так, чтобы в нее вошло не более трех юношей?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 15:

Сколькими способами можно расставить 12 белых и 12 черных шашек на черных полях шахматной доски?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 16:

а) Сколькими способами можно разбить 15 человек на три команды по 5 человек в каждой?

б) Сколькими способами можно выбрать из 15 человек две команды по 5 человек в каждой?

Решение:

а) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой; б) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 17:

Сколькими способами можно выбрать из полной колоды (52 карты) 10 карт так, чтобы

а) среди них был ровно один туз?

б) среди них был хотя бы один туз?

Решение:

а) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой; б) Перейдите к дополнению. Ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 18:

Сколько существует 6-значных чисел, у которых по три четных и нечетных цифры?

Решение:

Разберите случаи в соответствии с тем, цифра какой четности стоит на первом месте. Затем в каждом случае выберите места для нечетных цифр. Ответ: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 19:

Сколько существует 10-значных чисел, сумма цифр которых равна а) 2; б) 3; в) 4?

Решение:

Разберите все возможные представления чисел 2, 3, 4 в виде суммы нескольких натуральных слагаемых. Не забывайте, что первая цифра – не ноль. Ответ: а) 10; б) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой; в) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 20:

Человек имеет 6 друзей и в течение 5 дней приглашает к себе в гости каких-то троих из них так, чтобы компания ни разу не повторялась. Сколькими способами он может это сделать?

Решение:

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Задача 21:

Как известно, для участия в лотерее «Спортлото» нужно указать шесть номеров из имеющихся на карточке 45 номеров.

а) Сколькими способами можно заполнить карточку «Спортлото»?

б) После тиража организаторы лотереи решили подсчитать, каково число возможных вариантов заполнения карточки, при которых могло быть угадано ровно три номера. Помогите им в этом подсчете.

Решение:

а) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой; б) сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Источник

Презентация по математике, комбинаторика, «Сочетания» Основные понятия и решение задач

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сочетаниями без повторений из n элементов по k в каждом называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом (в них не имеет значения порядок расположения элементов в той или иной совокупности) Обозначение: Определение

Сколькими способами можно составить команду по бегу из 4-х человек, если имеются 7 бегунов? Задача

Сочетаниями с повторениями из n элементов по m называются соединения, имеющие одинаковый состав из n элементов, содержащих m элементов Обозначение: Определение

Сколько наборов из 7 пирожных можно составить, если в продаже имеются 4 сорта пирожных?

Сколькими способами можно составить команду по бегу из 4-х человек, если имеются 7 бегунов при условии учета порядка? Задача

На 5 сотрудников выделено 3 путевки в санаторий. Сколькими способами можно распределить эти путевки, если: все путевки различны, все путевки одинаковые Задача

Задача Сколькими способами можно разложить в ряд 5 белых и 4 черных шара так, чтобы черные шары не лежали рядом, если: шары одного цвета не отличаются друг от друга, все шары разные

Задача У 6 взрослых и 11 детей обнаружены признаки инфекционного заболевания. Чтобы проверить диагноз выбирают 2-х взрослых и 3-х детей для сдачи анализов. Сколькими способами можно это сделать?

Задача У одного ученика есть 11 книг по математике, а у другого – 15. Сколькими способами они могут выбрать по 3 книги каждый для обмена?

Задача В шахматном кружке занимаются 2 девочки и 7 мальчиков. Для участия в соревнованиях необходимо составить команду из 4 человек, в которую должна входить хотя бы одна девочка. Сколькими способами можно это сделать?

Задача Сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой?

В кондитерской продаются пирожные эклер, корзиночка, бисквит, безе, картошка, заварное (всего 6 сортов). Надо купить 10 пирожных. Сколькими способами можно это сделать?

В почтовым отделении продаются открытки 10 сортов. Сколькими способами можно купить: 12 открыток, 2) 8 открыток, 3) 8 различных открыток

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Номер материала: ДБ-512370

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Задачи комбинаторики.

Чтобы научиться быстро бегать, нужно много бегать. Чтобы научиться хорошо решать сложные задачи, нужно решать много простых задач. И то, и другое надо делать с умом. Последовательно тренировать определенные группы мышц, и постепенно вникать в смысл математических выражений.

Давайте рассмотрим несколько очень простых задач, сравнивая их между собой. Сравнение поможет нам понять и запомнить, как выбрать нужную формулу для подсчёта числа вариантов в той или иной ситуации. А чтобы никто не усомнился в том, что задачи действительно простые, я взяла за основу Сборник тестовых заданий к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». Конечно, для пятиклассников это задания высокого уровня сложности «С», но они справляются. Дело в том, что эти задачи можно решить как простым перебором вариантов, тем быстрее, чем выше уровень обобщения, так и по формулам комбинаторики. Старшеклассникам рекомендую повторить формулы и правила комбинаторики, если вы попали на эту страницу из поисковика, миновав теорию.

Итак,
— внимательно читаем условия 2-ух задач из одной строки таблицы;
— решаем обе задачи любыми доступными способами (желательно не одним);
— открываем ответы нажатием на зеленые кнопки и сравниваем их со своими ответами;
— открываем решения и комментарии к ним нажатием на желтые кнопки.

Помните, что ваше решение не обязательно должно совпадать с моим, достаточно, чтобы оно было логичным и позволяло получить верный ответ.

Задачи и решения.

Каждый из 6-ти специалистов отдал по 5 карточек (всем, кроме себя). Потребовалось
6·5 = 30 карточек.

Трёхзначное число из двух цифр неизбежно будет содержать повторения, поэтому можно воспользоваться формулой для числа размещений с повторениями, как в задаче 7b. Здесь количество элементов для выбора n = 2 цифры, количество возможных повторов одного элемента k = 3 раза, цифра в трёхзначном числе может повториться трижды, например, 777. Таким образом, искомое число вариантов
2 3 = 8.

Но можно и проще, так как эта задача полностью аналогична задаче 8b. Также используем И-правило, выбирая одну из 2-ух цифр независимо для каждой из трёх позиций,
2·2·2 = 8.

В свою очередь, в задаче 8b можно было воспользоваться формулой для числа размещений с повторениями: 3 3 = 27. Дело в том, что формула как раз выводится с применением И-правила и теми же рассуждениями, какие описаны в решении этих задач.

Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.

Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено. Ставьте гиперссылку.

Источник

Математика — онлайн помощь

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Рассмотрим множество, состоящее из n различных элементов. Требуется выбрать из них какие-нибудь k элементов и расположить эти k элементов в каком-либо порядке. Такие упорядоченные последовательности называются размещениями из n элементов по k элементов (упорядоченные – следовательно, последовательности <1,2>и <2,1>— различные размещения).

Если в последовательности нет одинаковых элементов, то говорят о размещении без повторений. Их количество

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Если в последовательности допускается наличие одинаковых элементов, то говорят о размещении с повторениями. Их количество

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Любое подмножество (неупорядоченное), состоящее из k элементов, называется сочетанием из n элементов по k элементов.

Различные сочетания отличаются друг от друга только самими входящими в них элементами, порядок их следования безразличен, т.е. по условию задачи подмножества <1,2>и <2,1>не различны (соединены).

Число сочетаний без повторений

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Число сочетаний с повторениями

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Количество способов переставить элементов в заданном множестве (количество перестановок) вычисляется по формуле

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

При решении простейших комбинаторных задач можно использовать следующую таблицу, определяющую число множеств, состоящих из k элементов, отбираемых из множества, содержащего n элементов

Задача 1aЗадача 1b
При окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками. Сколько всего визитных карточек перешло из рук в руки, если во встрече участвовали 6 специалистов?При встрече каждый из друзей пожал другому руку. Сколько всего было рукопожатий, если встретились 6 друзей?
Задача 2aЗадача 2b
В хоровом кружке занимаются 9 человек. Необходимо выбрать двух солистов. Сколькими способами это можно сделать?В спортивной команде 9 человек. Необходимо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
Задача 3aЗадача 3b
Сколько существует вариантов рассаживания вокруг стола 6 гостей на 6 стульях?В понедельник в пятом классе 5 уроков: музыка, математика, русский язык, литература и история. Сколько различных способов составления расписания на понедельник существует?

Легко понять, что в этой задаче речь идет о перестановках. 6 гостей занимают все 6 стульев и могут только меняться местами. Число перестановок из 6 определяем по формуле
P6 = 6! = 1·2·3·4·5·6 = 720.

Может быть, не так очевидно, но это тоже перестановки. С точки зрения математики, вообще та же самая задача. Представьте себе, что расписание составляете вы. Чертите таблицу с пятью строками для пяти уроков («готовите стулья») и вписываете в каждую строку название одного из 5-ти предметов («рассаживаете гостей»). Число перестановок из 5 определяем по формуле
P5 = 5! = 1·2·3·4·5 = 120.

Задача 4aЗадача 4b
Пятеро друзей сыграли между собой по одной партии в шахматы. Сколько всего партий было сыграно?Сколькими способами 10 футбольных команд могут разыграть между собой золотые, бронзовые и серебряные медали?
Задача 5aЗадача 5b
В меню столовой предложено на выбор 2 первых блюда, 6 вторых и 4 третьих блюда. Сколько различных вариантов обеда, состоящего из первого, второго и третьего блюда, можно составить?Имеется 6 видов овощей. Решено готовить салаты из трёх видов овощей. Сколько различных вариантов салатов можно приготовить?
Задача 6aЗадача 6b
В магазине продаются блокноты 7 разных видов и ручки 4 разных видов. Сколькими разными способами можно выбрать покупку из одного блокнота и одной ручки?В магазине продаются блокноты 7 разных видов и ручки 4 разных видов. Сколькими способами можно выбрать покупку из двух разных блокнотов и одной ручки?
Задача 7aЗадача 7b
На прививку в медпункт отправились 7 друзей. Сколькими разными способами они могут встать в очередь у медицинского кабинета?Секретный замок состоит из 4 барабанов, на каждом из которых можно выбрать цифры от 0 до 9. Сколько различных вариантов выбора шифра существует?

Число способов встать в очередь равно числу перестановок 7-ми друзей в пределах этой очереди.
P7 = 7! = 1·2·3·4·5·6·7 = 5040.

Задача такая же, как о гостях и стульях, но обратите внимание, насколько быстро растет число вариантов при увеличении числа переставляемых предметов.

На каждом барабане можно выбрать 1-ну цифру из 10-ти 10-тью способами и независимо от других, поэтому применяем правило умножения:
10·10·10·10 = 10000.

Задача 8aЗадача 8b
Сколько различных трёхзначных чисел можно составить при помощи цифр 4, 7, 9? (Цифры в записи числа не повторяются).Сколько различных трёхзначных чисел можно составить с помощью цифр 1, 3, 7? (Цифры могут повторяться).

Трёхзначное число состоит из 3-ёх цифр, которые нам даны. Поскольку цифры не могут повторяться, то получать различные числа можно только путем их перестановки. Число перестановок из 3-ёх определяем по формуле
P3 = 3! = 1·2·3 = 6.

Задача 9aЗадача 9b
Сколько различных трёхзначных чисел можно составить с помощью цифр 7 и 3?Сколько различных двузначных чисел можно составить при помощи цифр 4, 7, 9? (Цифры в записи числа не повторяются).
Задача 10aЗадача 10b
Сколько нечетных трёхзначных чисел можно составить из цифр 3, 4, 8, 6? (Цифры в записи числа не могут повторяться).Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр 7, 6, 5, 0, если цифры в записи числа не могут повторяться?
Задача 11aЗадача 11b
Сколько четных трёхзначных чисел можно составить из цифр 3, 4, 5, 6? (Цифры в записи числа не могут повторяться).Сколько четных трёхзначных чисел можно составить из цифр 3, 4, 5, 6? (Цифры в записи числа могут повторяться).

Так же, как в предыдущем случае рассмотрим отдельно числа, заканчивающиеся 4-кой и 6-кой, а затем воспользуемся правилом сложения вариантов.
Пусть позиция единиц у нас занята цифрой 4. В этот раз в позиции десятков может стоять любая из четырёх заданных цифр (4 варианта) И в позиции сотен любая из этих же 4-ёх цифр (4 варианта), всего 4·4 = 16.
Если число оканчивается на 6, теми же рассуждениями получаем еще 16 вариантов.
Всего 16 + 16 = 32.

Задача 12a
Сколько различных дробей можно составить с использованием цифр 2, 3, 4? (В числителе и знаменателе не может быть одна и та же цифра.)

Если вы получили ответ 12, а не 18, обязательно разберитесь почему. Это иначе понятое условие задачи? Забыты неправильные дроби? Ошибка в комбинаторике?

Комментарии.

Перейти на главную страницу сайта.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой
ВыборНеупорядоченныйУпорядоченный
Без повторасколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойсколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой
С повторомсколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойсколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Рассмотрим разницу между сочетаниями, размещениями с повторениями, без повторений на следующих примерах.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ПРИМЕР 13.2.1 В коробке 6 шаров, пронумерованных от 1 до 6. Из коробки вынимаются друг за другом 3 шара и в этом же порядке записывают полученные цифры. Сколько трехзначных чисел можно таким образом записать?

Решение: По условию задачи подмножества <1;2;3>и <3;1;2>– различные. Повторов в подмножестве быть не может, так как шары не возвращаются в коробку. сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.2. В коробке 6 шаров пронумерованных от 1 до 6. Из коробки вынимаются 3 шара и записывают число в порядке возрастания цифр. Сколько трехзначных чисел можно таким образом записать?

Решение: По условию задачи подмножества <1;2;3>и <3;2;1>дают число 123, т.е. не являются различными.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.3. Условие задачи 2.1 (шары возвращаются в коробку)

Решение: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.4. Условие задачи 2.2 (шары возвращаются в коробку)

Решение: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.5. Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «комар»?

Решение: сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.6. Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «задача»?

Решение: Если бы все шесть букв слова были различны, то число перестановок было бы 6! Но буква «а» встречается в данном слове три раза, и перестановки только этих трех букв «а» не дают новых способов расположения букв. Поэтому число перестановок букв слова «задача» будет не 6!, а в 3! раза меньше, то есть сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.7. В мастерской имеется материал 5 цветов. Поступил заказ на пошив флагов, состоящих из трех горизонтальных полос разного цвета каждый. Сколько таких различных флагов может сшить мастерская?

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Решение: Флаги отличаются друг от друга как цветом полос, так и их порядком, поэтому разных флагов можно сделать сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойштук.

ПРИМЕР 13.2.8. Сколькими способами можно распределить 5 учеников по 3 параллельным классам?

Решение: Составим вспомогательную таблицу

Таким образом, видно, что если для одного ученика существует 3 варианта выбора класса, то для всех 5 учеников существует сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособов распределения по классам.

ПРИМЕР 13.2.9. На книжной полке помещается 30 томов. Сколькими способами их можно расставить, чтобы при этом первый и второй том не стояли рядом?

Решение: Произведем рассуждения “от обратного”. Тридцать томов на одной полке можно разместить 30! способами.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Если 1 и 2 тома должны стоять рядом, то число вариантов расстановки сокращается до сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой, т.к. комбинацию из 1 и 2 тома можно считать за один том, но при этом они могут стоять как (1;2) или (2;1), т.е.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой, сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Тогда искомое число способов расстановки есть

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

ПРИМЕР 13.2.10. Чемпионат, в котором участвуют 16 команд, проводится в два круга, т.е. каждая команда дважды встречается с любой другой. Определить, какое количество встреч следует провести.

Решение: По условию задачи из 16 команд для каждой встречи требуется отобрать 2 команды. В данном случае отбор производится без повтора и порядок отбора не важен, т.е. число вариантов — сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой. Так как команды должны играть дважды число вариантов удваивается, т.е. сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.11. Автомобильная мастерская имеет для окраски 10 основных цветов. Сколькими способами можно окрасить автомобиль, если смешивать от 3 до 7 основных цветов?

Решение: По условию задачи отбор цветов для окраски производится без повтора и порядок отбора не важен, т.е. число вариантов зависит лишь от числа отбираемых для окраски цветов — сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой. Поэтому общее число вариантов есть

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.12. Турист прошел маршрут из пункта A в пункт B, из B в C и вернулся обратно. Сколько вариантов маршрута существует, если из пункта A в пункт B ведут 3 дороги, а из B в C — 4 и нельзя возвращаться той дорогой, по которой уже прошел?

Решение: Составим схему.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

Из рисунка видно, что вариантов маршрута из А в B существует 3, и из B в C – 4, т.е. всего маршрутов сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

На обратном пути вариантов маршрута из С в B существует 3 (один уже пройден), и из B в А – 2, т.е. всего возможных обратных маршрутов осталось сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой. Тогда всего вариантов маршрута сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

ПРИМЕР 13.2.13. Двенадцати ученикам выданы два варианта контрольной работы. Сколькими способами можно посадить учеников в два ряда по 6 человек, чтобы у сидящих рядом не было одинаковых вариантов, а у сидящих друг за другом был один и тот же вариант?

Решение: Рассуждения произведем несколькими способами

I способ) Первоначально 12 учеников разбивают на 2 группы по 6 человек. Это можно сделать сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами.

Затем они могут распределиться по своим рядам согласно схеме

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Поэтому всего способов распределения учеников будет сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

II способ) Первоначально 12 учеников запускают в класс, указывая место, где каждый должен сидеть, например “второй ряд, третье место”. Так как посадочных мест также 12, то всего вариантов распределения 12!
Варианты контрольной работы могут распределиться

“I вариант – I ряд, II вариант – II ряд”

“II вариант – I ряд, I вариант – II ряд”,

Таким образом, всего способов распределения учеников будет сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

По приведенным решениям видно, что результаты решений совпадают.

ПРИМЕР 13.2.14. Сколько существует вариантов расположения шести гостей за круглым шестиместным столом?

Решение: Эта задача имеет разные решения и, соответственно разные ответы – в зависимости от того, что понимать под различным расположением гостей за столом. Поэтому исследуем возможные варианты.

Если считать, что нам важно, кто сидит на каком стуле, то это простая задача на перестановки и, следовательно, всего вариантов сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

Если же важно не то, кто какой стул занял, а то, кто рядом с кем сидит, то требуется рассмотреть варианты взаимного расположения гостей. В таком случае, расположения гостей, получаемые одно из другого при повороте гостей вокруг стола, фактически являются одинаковыми (смотри рисунок).

Очевидно, что для любого расположения гостей таких одинаковых вариантов, получаемых друг из друга поворотом, — шесть. Тогда общее число вариантов уменьшается в шесть раз и их остается сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.
В случае же, когда нас интересует только взаимное расположение гостей, то одинаковыми можно считать и такие симметричные расположения, при которых у каждого гостя остаются те же соседи за столом, только левый и правый меняются местами (смотри рисунок).

В такой постановке вопроса общее число различных вариантов расположений гостей уменьшается вдвое и составляет 60.

Отметим, что каждое решение будет считаться правильным при соответствующей постановке задачи.

ПРИМЕР 13.2.15. Семнадцать студентов сдали экзамены по 4 предметам только на “хорошо” и “отлично”. Верно ли утверждение, что хотя бы у двух из них оценки по экзаменационным предметам совпадают?

Решение: Очевидно, что в данном случае речь идет о возможных вариантах вида

Предмет1234
Студент 14455
Студент 25445
Студент 35555
Студент 174454

Данный пример можно решить способом, изложенным в примере 13.1.8., и получить количество вариантов сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой. Приведем другой наглядный способ решения, использующий так называемое “дерево решений”,который представляет все варианты (16 штук) получения экзаменационных оценок.

сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждой.

По “дереву решений” видно, что 16 студентов могут сдать экзамены только на “хорошо” и “отлично” так, что их результаты будут отличаться, но если студентов 17, хотя бы одно повторение обязательно будет.

При решении задач комбинаторики используются следующие правила.

Если некоторый объект A может быть выбран из совокупности объектов m способами, а другой объект B может быть выбран nспособами, то:

Правило суммы: выбрать либо A, либо B можно m+n способами.

Правило произведения. Пара объектов (A,B) в указанном порядке может быть выбрана сколькими способами можно разбить 10 человек на две баскетбольные команды по 5 человек в каждойспособами.

Примеры и задачи для самостоятельного решения

Решить комбинаторную задачу.

13.2.1.1. В группе 25 студентов. Сколькими способами можно выбрать старосту, заместителя старосты и профорга?

13.2.1.2. В группе 25 студентов. Сколькими способами можно выбрать актив группы, состоящий из старосты, заместителя старосты и профорга?

13.2.1.3. Сколькими способами можно составить список из 10 человек?

13.2.1.4. Сколькими способами из 15 рабочих можно создать бригады по 5 человек в каждой?

13.2.1.5. Буквы азбуки Морзе образуются как последовательности точек и тире. Сколько букв можно составить, используя для кодировки каждой из букв: а) ровно 5 символов? б) не более пяти символов?

13.2.1.6. Кости для игры в домино метятся двумя цифрами. Кости симметричны, и поэтому порядок чисел не существенен. Сколько различных костей можно образовать, используя числа 0,1,2,3,4,5,6?

13.2.1.7. Сколько различных звукосочетаний можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждое звукосочетание может содержать от трех до десяти различных звуков?

13.2.1.8. В вазе стоят 10 красных и 5 розовых гвоздик. Сколькими способами можно выбрать из вазы пять гвоздик одного цвета?

13.2.1.9. В некоторых странах номера трамвайных маршрутов обозначаются двумя цветными фонарями. Какое количество различных маршрутов можно обозначить, если использовать фонари восьми цветов?

13.2.1.10. Команда компьютера записывается в виде набора из восьми цифровых знаков – нулей и единиц. Каково максимальное количество различных команд?

13.2.1.11. Десять групп занимаются в десяти расположенных подряд аудиториях. Сколько существует вариантов расписания, при которых группы 1 и 2 находились бы в соседних аудиториях?

13.2.1.12. Два почтальона должны разнести 10 писем по 10 адресам. Сколькими способами они могут распределить работу?

13.2.1.13. Замок открывается только в том случае, если набран определенный трехзначный номер. Попытка состоит в том, что набирают наугад три цифры из заданных пяти. Угадать номер удалось только на последней из всех возможных попыток. Сколько попыток предшествовало удачной?

13.2.1.14. Номер автомобильного прицепа состоит из двух букв и четырех цифр. Сколько различных номеров можно составить, используя 30 букв и 10 цифр?

13.2.1.15. У одного студента есть 7 DVD дисков, а у другого – 9 дисков. Сколькими способами они могут обменять 3 диска одного на 3 диска другого?

13.2.1.16. На вершину горы ведут 7 дорог. Сколькими способами турист может два раза подняться на гору и спуститься с нее, если по одной и той же дороге нельзя проходить дважды?

13.2.1.17. У ювелира было 9 разных драгоценных камней: сапфир, рубин, топаз и т.д. Ювелир планировал изготовить браслет для часов, однако три камня было украдено. Насколько меньше вариантов браслета он может изготовить по сравнению с первоначальными планами?

13.2.1.18. В поезд метро на начальной станции вошли 10 пассажиров. Сколькими способами могут выйти все пассажиры на последующих 6 станциях?

13.2.1.19. За одним столом надо рассадить 5 мальчиков и 5 девочек так, чтобы не было двух рядом сидящих мальчиков и двух рядом сидящих девочек. Сколькими способами это можно сделать?

13.2.1.20. В классе 25 учеников. Верно ли утверждение, что, по крайней мере, у трех из них день рождения в один и тот же месяц?

13.2.1.21. На участке железной дороги расположено 25 станций с билетной кассой в каждой. Касса каждой станции продает билеты до любой другой станции, притом в обоих направлениях. Сколько различных вариантов билетов можно выдать на этом участке?

13.2.1.22. На официальном приеме 50 человек обменялись рукопожатиями. Сколько было сделано рукопожатий?

13.2.1.23. Сколько диагоналей у выпуклого двадцатиугольника?

Уважаемые студенты
На нашем сайте можно получить помощь по всем разделам математики и другим предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *